Организация вступительных испытаний в вузы в форме и
по материалам ЕГЭ В Воронежской области
В. Н. Глазьев, Воронежский государственный университет
В
2003 г. учебные заведения Воронежской области участвовали в эксперименте по
введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В ВГУ в эксперименте по ЕГЭ
участвовало 22 специальности из 38. Абитуриенты могли предоставлять результаты
ЕГЭ на специальности (направления подготовки), не участвующие в эксперименте.
При приеме на договорной основе по заявлению абитуриентов засчитывались
результаты ЕГЭ. Для сопоставления результатов ЕГЭ и вступительных испытаний,
проводившихся в ВГУ, была введена 100-балльная шкала оценок при приеме на
дневное отделение.
Как
известно, ЕГЭ проводился в два этапа.
Первый
- в конце мая - июне, второй - в июле. На втором этапе пункты проведения ЕГЭ
располагались в вузах г. Воронежа и Воронежской области. По решению ГЭК на базе
ВГУ проводились вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ по четырем
предметам: математика, история России, биология, обществознание. Остальные
предметы распределялись по другим вузам: технический университет-физика,
технологическая академия - химия, педагогический университет и строительный
университет - русский язык.
Пункт
приема вступительных испытаний (ППВИ) ВГУ располагался на улицах Хользунова и
Московский проспект в 5, 6, 8-м корпусах. Мы готовились принять более тысячи
абитуриентов. Пункт был подготовлен и оснащен в соответствии с инструкциями о
проведении вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.
В
пункте был организован штаб ЕГЭ, оснащенный телефоном, компьютером,
подключенным к Интернету. Корпуса и аудитории, предназначенные для проведения
экзамена, соответствующим образом готовились: производился необходимый ремонт,
в аудиториях нумеровались столы, в коридорах развешивались указатели. В пункте
проведения вступительных испытаний была организована охрана, медицинский пункт.
Около пункта находились дежурные машины.
Аудитории
университета имеют разную вместимость. Число мест в аудиториях, как того
требовала инструкция, было кратно 15-ти: 15, 30, 45, 60. В ряде аудиторий ВГУ
стояли длинные столы, за которыми размещалось по 2 абитуриента.
Важнейшую
роль в проведении экзамена играли организаторы. В их обязанности входило:
провожать абитуриентов в аудитории, следить за порядком, помогать поступающим
оформлять необходимые документы. В состав организаторов ВГУ входили
представители всех факультетов: преподаватели, аспиранты, студенты. Общая
численность организаторов ВГУ-160 человек. Для учебы руководители ППВИ от вузов
и по 10 организаторов приглашались в главное управление образования. Затем со
всеми организаторами ВГУ проводилась обстоятельная учеба, помощь, в проведении
которой оказало ГУО.
В
ППВИ соблюдалось правило о том, что организатор в аудитории не мог быть
специалистом по сдаваемому предмету. В целом, организаторы ЕГЭ в ВГУ
ответственно отнеслись к своей работе, от абитуриентов не поступило ни одной
апелляции по процедуре проведения ЕГЭ. Были случаи удаления абитуриентов с
экзамена за пользование шпаргалками. Однако не могу утверждать, что никто из
абитуриентов не списал, не пользовался сотовым телефоном.
На
июньском этапе в школах организаторы относились по-разному к проведению
экзамена. В одних школах все было действительно строго, в других - организаторы
позволяли списывать, подсказывали. Следовательно, достоверность результатов ЕГЭ
неодинакова, между тем конкурс в вуз один для всех. Поэтому повышение
ответственности организаторов ЕГЭ - важная задача, которую предстоит решать в
последующие годы.
За
проведением вступительного испытания в ВГУ в форме и по материалам ЕГЭ следили
уполномоченные ГЭК. Уполномоченный ГЭК, как представляется, не вышестоящий
начальник, приехавший в подчиненное учреждение. Его задача - помочь провести
ЕГЭ, в этом смысле уполномоченные и организаторы ЕГЭ партнеры. Должен отметить,
что уполномоченные ГЭК в ППВИ ВГУ заняли конструктивную позицию, давали
необходимые консультации, оказали действенную помощь в проведении ЕГЭ.
В
корпусах ВГУ проходили вступительные испытания не только поступающие в наш
университет, но и абитуриенты других вузов Воронежа. Руководителю ППВИ важно
было знать заранее, сколько абитуриентов придет на экзамен. От этого зависело
число приглашенных организаторов, распределение аудиторий.
К
сожалению, именно в предварительном информировании пунктов о числе
абитуриентов, направленных на экзамены, происходили накладки. Первый экзамен в
ППВИ ВГУ был назначен на 17 июля. Окончательная информация, согласно которой
ожидалось 750 абитуриентов, была получена накануне очень поздно - в 20:30.
Распределение абитуриентов по аудиториям, печатание списков затянулось до 2-х
часов.
На
23-е июля нам прислали списки, где значилось 200 человек, сдающих математику,
однако на следующий день сдавать математику пришло только 20. Вузы не стали
разбираться, кто из абитуриентов сдает профильный экзамен, кто непрофильный -
по электронной почте сбросили списки всех. Аналогичные проблемы возникали у
коллег из технологической академии, куда приемная комиссия ВГУ подала неточные
сведения. Распространенная ситуация - абитуриент имеет пропуск, но его нет в списке
и наоборот. В этих случаях мы шли навстречу абитуриентам и допускали их к сдаче
ЕГЭ.
Таким
образом, информационное взаимодействие приемных комиссий вузов и пунктов
проведения ЕГЭ было налажено недостаточно четко, что создавало определенные
трудности в работе организаторов единого государственного экзамена.
Поскольку
в следующем году эксперимент по ЕГЭ продолжится, есть смысл провести июльский
экзамен по иной схеме - вуз в своем пункте проводит ЕГЭ с теми абитуриентами,
которые подали заявления в этот вуз. Наверное, взаимодействие приемных комиссий
и ППВИ может быть в этом случае организовано проще. Хотя всех проблем
информирования пунктов проведения вступительных испытаний эта мера не решит.
Часть абитуриентов подаст документы в разные вузы. Необходим, на мой взгляд,
учет выданных пропусков. В ППВИ надо сообщать о том, сколько абитуриентов
направленно в этот пункт приема ЕГЭ. Тогда мы будем иметь более или менее
точную картину.
Расписанием
экзаменов был предусмотрен резервный день. Однако четких критериев для
направления абитуриентов на резервный день не разрабатывалось. Опоздал на
автобус, забыл паспорт - уважительная причина или нет? Над этим стоит подумать.
В
условиях эксперимента перед приемной комиссией возникал ряд проблем. Одна из
них - сокращение срока приема документов. Формально приемные комиссии работали
с 20-го июня, но фактически, в связи с более поздним вручением аттестатов
выпускникам области, с 30 июня по 15 июля. В приемных комиссиях выстроились
огромные очереди.
Очереди
увеличились и по другой причине.
Абитуриенты
стремились подать документы в разные вузы и на разные специальности. Число
таких поступающих заметно увеличилось на факультетах, где профилирующим
предметом была математика.
ЕГЭ
увеличил мобильность абитуриентов, возросли конкурсы по многим специальностям.
Но у этого явления есть и обратная сторона. Система довузовской подготовки,
профориентационной работы нарушилась. Участие детей в научных обществах при
вузах, обучение в специализированных классах, стаж по специальности - все в условиях
ЕГЭ теряет свое значение. Мы увидели значительное число абитуриентов, для
которых важно поступить, все равно куда. Не хватает баллов на ПММ, идет на
физический, не хватает баллов на физический ВГУ - идет в другой вуз. Призвание,
выбранная в школе будущая профессия теряют смысл.
Идеология
и практика эксперимента вступала в противоречие с традиционным порядком приема
документов. Мы всегда требовали, чтобы абитуриент лично подавал заявление,
предъявлял паспорт. В заявлении он ставит роспись в том, что ознакомился с
лицензией, свидетельством о государственной аккредитации. Все это предполагает
личное присутствие. И это предписывается в приказе № 50 о порядке приема. Кроме
того, в приемной комиссии ведется журнал поданных заявлений, заявления
последовательно нумеруются, все это необходимо для четкого документирования
конкурса. Но идеология ЕГЭ предполагает, что абитуриент может пересылать
результаты ЕГЭ в разные вузы, не являясь туда лично. Порядок подобной пересылки
пока не разработан.
Одна
из провозглашенных целей введения ЕГЭ - расширение доступности высшего
образования. Однако, как признал министр на недавно состоявшемся Третьем
Всероссийском совещании, ЕГЭ не решает всех проблем доступности высшего
образования. Об этом свидетельствует следующий факт: половина из поступивших в
РУДН по ЕГЭ абитуриентов на учебу в Москву не приехали. Жизнь в столице дорога
для детей из провинции. Следовательно, доступность образования включает
стипендии, общежития, зарплаты родителей, а не только ЕГЭ. Важно осуществлять социальную
поддержку нуждающихся студентов.
При
зачислении в вуз приемная комиссия столкнулась с увеличившимся количеством
копий аттестатов, что затрудняло определение реальной конкурсной ситуации.
Зачисление на дневное отделение по специальностям, участвующим в эксперименте
производилось позже, чем обычно. Ожидание результатов поступления для
абитуриентов в этом году продлилось до 11 августа. С другой стороны, в связи с
использованием 100-балльной системы, ситуации с выборочным, так называемым
«полупроходным» баллом, возникали реже, чем раньше.
При
проведении вступительных испытаний в ВГУ активно использовался Интернет. На
университетском сайте абитуриенты могли оперативно узнать результаты экзаменов,
определить свои шансы на поступление на ту или иную специальность. В форуме
абитуриенты задавали вопросы, на которые получали квалифицированные ответы.
Интернетстраница, посвященная вступительным испытаниям, получила высокую оценку
абитуриентов.
Эксперимент
обозначил ряд проблем, требующих решения. На федеральном уровне необходимо
улучшение качества контрольно - измерительных материалов, обеспечение
информационной безопасности при проведении ЕГЭ, совершенствование процедуры
рассмотрения апелляций.
На
местном уровне важно наладить четкое взаимодействие вузов и главного управления
образования в решении организационных, финансовых и информационных задач,
связанных с проведением ЕГЭ. Университет затратил средства из внебюджетного
фонда на организацию ЕГЭ, которые были предназначены на другие цели. При
проведении эксперимента в следующем году необходимо его соответствующее
финансирование.
В
следующем году ВГУ продолжит участие в эксперименте с тем же набором
специальностей. Утвержден перечень вступительных испытаний в нашем учебном
заведении. На ряде факультетов произошло сокращение числа вступительных
испытаний, например, на экономическом - не будет сдаваться иностранный язык, на
филологическом - история. Упрощен порядок поступления на вечернее и заочное
отделения - абитуриентам предоставлена возможность сдавать свидетельства ЕГЭ по
русскому языку или писать изложение вместо сочинения.
Участие
вузов Воронежа в эксперименте оказалось вполне оправданным. Мы получили важный
опыт, который поможет лучше подготовиться к 2005-му году, когда ЕГЭ из режима
эксперимента перейдет в штатный. Важно отметить, что единым государственным
экзаменом не должны исчерпываться формы поступления в вузы. Министерство
образования планирует организовать конкурсы лучших по профессии, победители
которых получат право поступать в вузы вне конкурса. Выявлению способных
абитуриентов могут способствовать региональные олимпиады, практику проведения
которых следует расширять.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru