Взрослый глазами младенца
Авдеева Н. Н.
В
процессе общения со взрослым у ребенка складывается как образ себя, так и образ
партнера по общению – взрослого. Причем разнообразие взаимоотношений малыша с
окружающими людьми во многом определяются именно развитием общения, тем опытом,
который накапливается у ребенка при контактах с разными людьми.
В
период новорожденности, когда потребности в общении у младенца нет, у него, по
существу, еще отсутствуют всякие взаимодействия с окружающими близкими. Однако
уже к концу 1-го месяца жизни младенцы начинают проявлять интерес к взрослым.
Примерно
в 3-4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом,
охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрирует радость и удовольствие.
Но в рамках положительного отношения появляется разница между отношением к
родным, знакомым и незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации
ведет себя по-разному.
Попробуйте
провести такой опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке, по очереди подходят
разные взрослые: мама, бабушка, которая часто приходит в гости, и ваша подруга,
которая пришла к вам в первый раз. Каждый из взрослых, стоя перед кроваткой,
должен улыбаться ребенку и ласково называть его по имени. Наблюдая за его
поведением, вы заметите, что маме малыш сразу начинает улыбаться, гулит,
всячески привлекая ее внимание и побуждая к общению. Бабушке малыш, возможно,
улыбнется, но не сразу, а на незнакомую тетю будет долго сосредоточенно
смотреть и лишь после многократных "приглашений" наконец улыбнется.
Ближе
к полугоду отношения младенца к людям уже отчетливо дифференцированно.
Отношение к родным (маме, папе, дедушке и бабушке, если они живут одной семьей)
окрашено яркими положительными эмоциями. В общении с близкими малыш
"выдает" весь репертуар своего поведения, максимум того, на что он
способен. Родные воспринимаются им как люди, которые больше всего радуют, но
могут и огорчить или даже рассердить. По отношению к ним малыш проявляет
максимальную инициативу. Знакомые, (например соседка, которую часто встречают
на улице) или родственники, регулярно приходящие в гости, обычно вызывают у
ребенка однозначно положительные переживания при умеренной инициативности.
Отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается, прежде всего, в
повышенном внимании, а иногда и в настороженности, которая может перейти в
смущение и робость.
У
ребенка в возрасте 8-9-ти месяцев незнакомые люди могут вызвать и яркие
отрицательные эмоции. На прогулке малыш иногда пугается незнакомой тети,
которая громким голосом обращается к нему, особенно если поблизости нет мамы. В
то же время на руках у мамы ребенок, возможно, начнет улыбаться этой, только
что испугавшей его женщине, кокетничать, выглядывая из-за маминого плеча и
снова прячась.
Неодинаковое
отношение к разным людям несомненно свидетельствует о том, что ребенок хорошо
различает их, образ взрослого приобретает определенность и устойчивость.
Попробуйте
повторить вышеописанный опыт, только теперь пусть к малышу, сидящему в детском
стульчике, одновременно подойдут мама, знакомая родственница и незнакомая тетя.
Называйте малыша по имени и приглашайте "на ручки". Вы увидите, как
ребенок без колебания с улыбкой потянется к маме, безусловно, выделяя ее из
всех прочих, а, оказавшись у нее на руках, доброжелательно станет рассматривать
знакомую тетю и внимательно, с некоторой настороженностью, изучать незнакомую.
Во
втором полугодии жизни и особенно к концу года опыт ребенка быстро расширяется.
Изменяется и взгляд малыша на взрослого. Теперь уже от взрослого требуется не
просто умение приласкать, утешить, но и умение интересно играть.
К
году малыш хорошо знает, что можно делать вместе с каждым из взрослых. С бабушкой
он играет в "ладушки" или "сороку-ворону", с папой ходит за
ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из кубиков башню,
а с мамой играет в прятки. И вот при встрече с бабушкой малыш улыбается и
начинает хлопать в ладошки, а папе протягивает ручки и просится на пол,
связывая образ каждого взрослого с теми действиями, которых от него можно
ожидать и которые именно с этим человеком интересно производить вместе.
Обычно
взрослые замечают, что малыш избирателен в отношениях с ними. Дедушка, который
приезжает погулять с ребенком, с умиление говорит о том, что при виде его малыш
сразу просится на улицу, как будто знает, зачем дедушка приехал. А бабушка,
часто привозящая ребенку подарки, которые торжественно достает из сумки со
словами: "Смотри-ка, что я тебе привезла!" - через некоторое время
делает неприятное открытие: при встрече с ней малыш первым делом старается
заглянуть в сумку.
Еще
раз напомним, что образ взрослого формируется у малыша под влиянием общения.
Чем разнообразнее общение со взрослым, тем полноценнее и содержательнее
представление о нем. Поэтому важно, чтобы у ребенка уже в первый год жизни была
возможность многогранного общения с разными взрослыми. Психологи установили,
что дети, имевшие в младенческом возрасте такой опыт общения, реже подвержены
страхам, вызванным разлукой с матерью, легче адаптируются к яслям. Важным
моментом является и своевременная смена типа общения: переход от эмоционального
контакта к деловому, практическому сотрудничеству. Если малыш воспитывается преимущественно
матерью и круг его общения резко ограничен, при этом общение по характеру в
основном эмоциональное, то такому ребенку чрезвычайно трудно строить отношения
с незнакомыми людьми (например в дошкольном детском учреждении). Ведь с
незнакомым человеком нельзя вступить в интимный эмоциональный контакт –
приласкаться, забраться на руки; а другого типа общения малыш не знает. Помочь
ему может только общение типа сотрудничества в совместной игре или практических
действиях. Образ взрослого должен развиваться в сознании ребенка, насыщаясь
новым содержанием в зависимости от опыта взаимодействия.
Малыш
сможет наладить контакты с любым взрослым и не будет чувствовать себя одиноким
и покинутым в отсутствие мамы только тогда, когда начинает видеть во взрослом
пример и образец новых интересных действий, партнера по освоению и познанию
окружающего мира.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru