Атта Тролль
АТТА
ТРОЛЛЬ Поэма (1842) Атта Тролль - медведь, представляющий тип
немецкого филистера, отличающегося повышенным интересом к общественным
проблемам и радикальными взглядами. Образ животного, содержащий сатирическое
изображение тех или иных особенностей человеческой натуры, имеет в литературе
давнюю традицию: басни Эзопа, позднее Лафонтена, средневековый "Роман о
Лисе", переработанный затем Гете в поэму "Рейнеке Лис", сказки
Перро, комедия Тика "Кот в сапогах", роман Э. Т. А. Гофмана
"Житейские воззрения Кота Мурра" и др. Выбор образа медведя для
произведения, отражающего особенности революционных настроений немецкой
буржуазии, не случаен: изображение этого зверя встречается в гербах немецких городов,
например Берлина; тем самым сразу определяется, что речь идет о немецком
бюргере. Порыв бюргерства к свободе, обозначившийся в это время, подан явно
комически: А. Т. срывается с цепи, на которой его водят, и убегает. Комическая
окраска бюргерского свободолюбия вполне оправдана всей обрисовкой того типа
личности, какой воплощен в медведе. Истинный идеал существования А. Т. - покой
и благоденствие, и в свете этого его гражданские настроения нельзя воспринимать
всерьез.
Но по мере того
как герой раскрывает свои нравственные ценности и принципы общественного
поведения, комизм принимает зловещий оттенок. Смешной бюргер-медведь довольно
явственно превращается в опасную фигуру. Взбунтовавшийся А. Т. исполнен
протеста против неравенства между животными и людьми. Однако идея равенства,
сама по себе справедливая, рождается у него слепой ненавистью к
"чужому", т. е. человеческому, и подчиняется ущербной логике,
признающей лишь самые примитивные критерии: одни едят мясо сырое, другие
жареное или вареное, "но ведь результат такой же!". Медведь глубоко
убежден, что его уму доступны все понятия, которые выработал человек, и он
смело анализирует их со своих собственных, звериных позиций: "Образ мыслей
человека / Гибелен душе и телу". Нет такого предмета, по которому А. Т. не
высказывал бы свое мнение как истину в последней инстанции, будь это устройство
вселенной, атеизм или любовная страсть. Философствуя, он видит себя мудрым
наставником и храбрым бойцом одновременно, хотя при этом спокойно пребывает в
пещере; высунувшись из нее, он получает пулю охотника.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl