Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Современное состояние НПО

Современное состояние НПО

Г.И.Васин

В
настоящее время в Российской Федерации действует 3878 учреждений начального
профессионального образования с общим контингентом обучающихся 1679,3
тыс.человек, в том числе дневных 3511 с контингентом 1591,7 тыс.человек.
Ежегодно проводятся мероприятия по оптимизации сети учреждений начального
профессионального образования, заключающиеся в интеграции образовательных
учреждений в целях рационального использования их учебноматериальной базы и
экономии бюджетных средств, выделяемых на их содержание. За 2002 год сеть
образовательных учреждений начального профессионального образования сократилась
на 15 единиц (0,4%). Изменения сетевых показателей произошли за счет реорганизации
образовательных учреждений путем их укрупнения (объединения, слияния,
присоединения). В Российской Федерации на 10 тыс.населения приходится 115
обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, в том числе
по дневной форме обучения – 109 обучающихся. Коэффициент наполняемости
учреждений начального профессионального образования с учетом бюджетной
подготовки составляет 1,0, а с учетом подготовки, переподготовки и повышения
квалификации взрослого и незанятого населения 1,1. Таким образом, реализуется
принцип общедоступности и бесплатности начального профессионального
образования, что крайне важно, поскольку 75% обучающихся в этой системе дети из
малообеспеченных и неполных семей. В системе начального профессионального
образования занято 157,1 тыс.педагогических работников, в том числе с высшим
образованием 89,2 тыс.чел. (56,8%), со средним специальным образованием 55,3 тыс.чел.
(35,2%), со средним образованием 12,6 тыс.чел. (8,0%). В настоящее время из
бюджетов субъектов Федерации финансируется 39,2% учреждений начального
профессионального образования. В 2001 году во все учреждения начального
профессионального образования принято 815,9 тыс.человек, в том числе в дневные
профессиональные училища и лицеи 707,2 тыс. человек. В последние три года
устойчиво держится на уровне 20-21 % доля выпускников 9-х классов, поступающих
в профессиональные училища и лицеи, то есть каждый пятый выпускник 9-го класса
общеобразовательной школы выбирает для дальнейшего обучения учреждение
начального профессионального образования. Это значит, что число ученических
мест в учреждениях начального профессионального образования сбалансировано с
числом желающих получить этот уровень образования. В 2002 году выпуск
квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального
профессионального образования составил 743,4 тыс.чел., в том числе по дневной
форме обучения 632,1 тыс.чел.

Ежегодно
увеличиваются объемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости
населения, а также собственных средств граждан. Объемы этой подготовки в 2002
году составили 391,8 тыс.чел., тогда как в 1991 году было переподготовлено
всего 9,0 тыс.человек. Таким образом, система начального профессионального
образования, осуществляя переподготовку безработных граждан и незанятого
населения, выполняет важнейшую социальную задачу, а также получает
дополнительное финансирование.

Реализуя
принцип преемственности профессиональных образовательных программ, выпускники
учреждений начального профессионального образования продолжают дальнейшее
обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (10,5%
от выпуска из дневных профессиональных училищ и лицеев). Выпускники учреждений
начального профессионального образования востребованы работодателями.

В
целом по Российской Федерации только лишь 10,8% выпускников не
трудоустраиваются по полученной профессии из-за отсутствия рабочих мест (для
сравнения: 1995 г.-17,1%). Количественные и качественные параметры сети образовательных
учреждений начального профессионального образования позволяют сделать вывод о
возможности реализации принципа доступности этого вида образования для
российской молодежи на бесплатной и внеконкурсной основе.

Вместе
с тем, не все так гладко, как показывают количественные показатели. Вопервых,
надо обратить внимание на состояние материально-технической базы учреждений
профтехобразования. Так, в условиях сильнейшего дефицита финансовых средств на
строительство учебных корпусов, корпусов для практических занятий последние 10
лет средства практически не выделялись и рост ввода новых помещений
катастрофически снижался с 14,1 тыс. мест в 1992 году до 0,96 тыс. мест в 2002
году, при этом самый низкий уровень был зафиксирован в 1997 году 500 ученических
мест; обновление учебно-лабораторной базы практически остановилось, что
неминуемо сказалось на подготовке специалистов. Во-вторых, общее финансирование
учреждений начального профессионального образования, несмотря на ежегодное его
увеличение с 6,3 млрд.рублей в 2000 году до 18,7 млрд.рублей в 2002 году,
недостаточно.

Выделяемые
средства в основном идут на покрытие расходов на выплату заработной платы и
оплату коммунальных услуг.

Внебюджетное
финансирование весьма ограничено. Более того, федеральный бюджет неохотно идет
на увеличение ассигнований в эту сферу, поскольку считает, что подготовка
специалистов этого уровня в большей степени удовлетворяет потребности регионов,
а не федеральные потребности. В этой связи сейчас более настойчиво
рассматривается вопрос о передаче учреждений начального профессионального
образования (за исключением отдельных из них) в ведение субъектов Российской
Федерации, тем более, что опыт такой передачи имеется: 5 субъектам Российской
Федерации учреждения переданы в их собственность, а 14 субъектам на
финансирование.

В-третьих,
участие работодателей, основных потребителей подготовленных за государственный
счет рабочих кадров.

Если
в эпоху базовых предприятий работодатели принимали самое непосредственное
участие в деле подготовки специалистов для себя, то с ее закатом – они самоустранились
от этого вида деятельности, оставляя за собой лишь право критиковать и быть
недовольными качеством подготовки рабочих и специалистов.

Вместе
с тем, зарубежный опыт говорит об обратном. Именно работодатели формируют
потребность в специалистах и требования к их подготовке, участвуют в разработке
программ подготовки, заботятся о развитии материально-технической базы
учреждений.

Таким
образом, проведенный анализ современного состояния НПО позволяет сделать вывод
о востребованности начального профессионального образования как для подготовки
кадров, так и с целью переподготовки безработного и незанятого населения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.