Реферат по предмету "Биология и химия"


Валентность

Валентность

Дать
учащимся понятие о валентности как свойстве атомов присоединять определённое
число атомов другого элемента, научить их определять валентность элементов по
формулам их соединений.

Задачи:
1)Образовательные:

-добиться
усвоения понятия валентность;

-научить
определять валентность элементов по

формулам
их соединений;

-повторить,
углубить знания о строении вещества;

2)Воспитательные:

-дополнить
мировоззрение учащихся знаниями о валентности;

-продолжить
эстетическое воспитание;

3)Развивающие:

-продолжить
развитие отдельных логических операций и логического мышления в целом;

-продолжить
развитие познавательного интереса.

Тип
урока: Изучение нового материала

Структура

Урока:
1)Повторение пройденного материала не на оценку. (2 мин.)

2)Актуализация
знаний. (1 мин)

3)Изучение
нового материала. (20-25 мин)

4)Закрепление
нового материала. (7 мин)

5)Домашнее
задание. (2-3 мин)

6)Подведение
итогов. (1-2 мин)

Методы

организации


обучения:
Объяснительно-иллюстративные:

-устное
изложение;

-рассказ;

-работа
с литературой;

Оборудование
и реактивы: На демонстрационном столе шаростержневые модели веществ, таблица
“Постоянные значения валентности некоторых элементов”.

Ход
урока:

Учитель:
Добрый день!

Начнём
наше занятие с повторения, пройденного ма- териала. Скажите, какие по составу
вещества вы знаете?

Ученик:
Вещества бывают простые и сложные.

Учитель:
А чем они различаются?

Ученик:
Простые вещества состоят из атомов одного вида, а сложные из атомов разного
вида. В химических реакциях сложные вещества могут разлагаться с образованием
нескольких других, а простые нет.

Учитель:
Чем различаются сложные вещества и смеси?

Ученик:
Отличие сложных веществ от смесей состоит в том, что смеси могут включать в
себя несколько веществ как сложных, так и простых.

Учитель:
Сравните молекулу воды и молекулу пероксида водорода H2O2 по их относительным
молекулярным массам.

Ученик:
Относительная молекулярная масса воды равна

18
г/моль, а относительная молекулярная масса пероксида водорода равна 34 г/моль.

Учитель:
Вычислите массовую долю кислорода в пероксиде водорода.

Ученик:
Mr(H2O2)= 1*2+16*2=34 (г/моль).

34
масс. ч. пероксида водорода соответствуют 1

32
масс. ч. кислорода соответствуют x

34:32=1:x

x=32*1/34=0,9412,
или 94,12%

Учитель:
Молодцы! Вижу, что вы хорошо усвоили материал предыдущих занятий. Теперь
расскажите о качественном и количественном составе этих веществ (формулы на
доске в столбик) HCl, H2O, NH3, CH4.

Ученик:
HCl-состоит из одного атома водорода и одного атома хлора;

H2O-состоит
из двух атомов водорода и одного атома кислорода;

NH3-состоит
из трёх атомов водорода и одного атома азота;

CH4-состоит
из четырёх атомов водорода и одного атома углерода;

Учитель:
Хорошо. Сейчас же возникает вопрос-проблема: почему атомы разных элементов
удерживают неодинаковое число атомов водорода? Видимо, атомы обладают разной
способностью в этом отношении. Сегодня об этом мы и узнаем, тема урока
“Валентность” (тема пишется на доске). Как видно из приведённых примеров, атомы
элементов хлора, кислорода, азота, углерода обладают свойством присоединять не
любое, а только определённое число атомов водорода. Таким же свойством обладают
и другие элементы в различных соединениях. Может кто-нибудь попробует дать
определение валентности?

Ученик:
Валентность-это свойство атомов химического элемента присоединять определённое
число атомов других химических элементов.

Учитель:
Молодец, правильно. Обратите внимание на то, что атомы различных элементов
могут присоединять разное число атомов водорода, а каждый атом водорода, в свою
очередь, образует связь только с одним атомом другого элемента. Отсюда следует
вывод о наименьшей валентности водорода. Во всех соединениях она постоянна и её
значение принято считать за единицу. Запишите это в тетрадь.

(Записываю
на доске, а ученики в тетради)

HCl-атом
хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом
кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом
азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом
углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

(одновременно
демонстрирую шаростержневые модели молекул этих веществ, и пишу их структурные
формулы)

Теперь
мы рассмотрим, как определять валентность элементов. В любом веществе,
состоящем из двух элементов (такие соединения называются бинарными), сумма
единиц валентности всех атомов одного элемента равна сумме единиц валентности
всех атомов другого элемента. Так как водород одновалентен, то в бинарном
водородном соединении значение валентности второго элемента равно числу атомов
водорода. (Расставляю над формулами водородных соединений на доске значение
валентности римскими цифрами) В графических формулах каждая чёрточка
соответствует единице валентности. (На доске)

x=?
1

 A Hn

1-обозначена
валентность водорода

n-известное
число атомов (индекс).

Требуется
определить валентность другого элемента (A), которая обозначена x. Как это
сделать? “Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать, надо рядом с
элементом водород пересчитать, римской цифрою представить и над символом
поставить” . (Дописываю на доске правую часть схемы) x=? 1 x=1 1

 A Hn A Hn

Кислород
во всех соединениях тоже имеет постоянное численное значение валентности равное
двум. Зная это, можно определять валентность элементов в оксидах. Рассмотрим
формулы оксидов азота N2O, NO, N2O3, NO2. Определите валентность азота в этих
соединениях.

Ученик:
Валентность азота 1, 2, 3, 4 соответственно.

Учитель:
Как мы видим, некоторые элементы могут проявлять переменную валентность даже в
соединениях с одним и тем же элементом. Давайте напишем обобщающую схему:

x=?
2

 Am On

Как
нам найти x?

Ученик:
x=2n/m

Учитель: x=? 2 x=2n/m 2

Am
On Am On

“Если
рядом с элементом кислород (двухвалентен он, не то, что водород), сумму всех
его валентностей найди и на индекс элемента раздели”.

Для
того чтобы определить валентность элементов по формулам других бинарных
соединений (более общий случай), значение валентности одного из элементов
обязательно должно быть известно: если значение постоянно, ученик обязан его
знать, а если переменно - оно должно быть указано над химическим знаком в
формуле.

x=?
b

 Am Bn

А
как здесь определить x?

Ученик:
x=bn/m

Учитель:
x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

Обобщите
все три схемы.

Ученик:
Последний графический алгоритм – основной, а 1 и 2 – лишь частные его случаи.

Учитель:
“Действуй также в каждом случае ином, только помни непременно об одном: чтоб
успешно все заданья выполнять, постоянную валентность нужно знать!”
(Демонстрирую таблицу с постоянными значениями валентности некоторых элементов).
Запомнить численные значения постоянной валентности металлов поможет нехитрый
текст, комментирующий эту таблицу:”натрий, калий, серебро с водородом заодно. С
кислородом – магний, ртуть, кальций, барий и бериллий, с ними цинк не позабудь.
Трёхвалентен алюминий”. Валентность разных элементов в соединениях может
принимать значения от 1 до 7.

Для
закрепления материала определите валентность элементов в соединениях:

Вариант 1: SiH4, CrO3, Na2O.

Вариант 2: H2S, CO2, SO3.

Ученик:
Вариант 1: 4 1 6 2 1 2

SiH4,
CrO3, Na2O.

Вариант
2: 1 2 4 2 6 2

H2S,
CO2, SO3.

Учитель:
Домашнее задание: выучить § .Выполните упражнения (с. ).

Сегодня
на уроке мы узнали, что такое валентность и научились определять валентность
элементов по формулам их соединений, узнали, что валентность может быть
переменной и постоянной, запомнили несколько значений постоянной валентности
некоторых элементов.

На
этом наш урок заканчивается. Досвидания.
Список литературы

1)
Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 1992.

2)
Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8-класс.-М.: Просвещение, 1992.

3)
Химия в школе. Супоницкая И.И. Использование алгоритмов при изучении
валентности. N 199 .

Записи
в тетради

Валентность

Валентность-это
свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов
других химических элементов.

HCl-атом
хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом
кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом
азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом
углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

Валентность
водорода во всех его соединениях равна единице.

x=?
1 x=1 1

 A Hn A Hn

Валентность
кислорода во всех соединениях равна двум.

1 2 3 4

N2O, NO, N2O3, NO2

x=? 2 x=2n/m 2

 Am On Am On

Общая формула: x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

: Вариант 1: 4 1 6 2 1 2

SiH4,
CrO3, Na2O.

или

Вариант
2: 1 2 4 2 6 2

H2S,
CO2, SO3.

Записи
на доске

Валентность

HCl-атом
хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен

H2O-атом
кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен

NH3-атом
азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен

CH4-атом
углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен

 x=? 1 x=1 1

A Hn A Hn

1 2 3 4

N2O, NO, N2O3, NO2

x=? 2 x=2n/m 2

 Am On Am On

x=? b x=bn/m b

 Am Bn Am Bn

Вариант
1: 4 1 6 2 1 2

SiH4,
CrO3, Na2O.

Вариант
2: 1 2 4 2 6 2

H2S,
CO2, SO3.

Д.З.:
§ , упражнение стр. .

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.