Реферат по предмету "Биографии"


Фомин И.А.

Фомин И.А.



Фомин
Иван Александрович

Годы
жизни: 22.01.1872 - 12.06.1936

Архитектор.


Окончил
классическую гимназию в Риге, затем три курса математического факультета
Московского Университета. С 1894 по 1897 гг. учился в ПАХ (СПб), откуда был
отчислен в связи со студенческими волнениями. Год изучал архитектуру во
Франции. По возвращении в Москву сдал экзамен на право производства
строительных работ, работал помощником в мастерских Л. Н. Кекушева (1899), Ф.О.
Шехтеля (1900-1902).

Работа
с Шехтелем оказалась для Фомина плодотворной - помимо того, что он стал
свидетелем подлинного творческого подъема мастера, создавшего в тот период свои
лучшие произведения в стиле модерн, ему посчастливилось принять деятельное
участие в создании интерьеров Художественного театра в 1902 г., отразивших
своеобразную эстетику эпохи символизма. Тогда же Фомин получил первые
самостоятельные заказы. В них он выразил свое понимание стиля модерн, который
воспринял в австро-германской трактовке (возможно, не без влияния Шехтеля).

В
1900 году он построил богато декорированный особняк для В. И. Рекк (Я. А.
Рекка) в Скатертном переулке (перестроен), сразу ставший московской
достопримечательностью. Лапидарность общей композиции, составленной из
неповторяющихся элементов, чем-то напоминала знаменитый фасад фотоателье
"Эльвира" в Мюнхене, созданный в 1896 г. А. Энделем. Как и в нем, в
особняке Рекка важную роль играл намеренно гипертрофированный лепной декор,
воспроизводивший формы органической жизни - в "Эльвире" морскую волну
и водоросли, в постройке Фомина - цветы.

Эта
постройка сразу поставила Фомина в ряд наиболее известных московских мастеров
нового стиля. В 1901 г. Я. А. Рекк привлек его к работе Торгово-Строительного
акционерного общества, заказав пристройки к принадлежавшему ему ампирному
особняку в Мертвом переулке. Сама поставленная задача наглядно обнажала
художественный "конфликт" классицизма и раннего модерна - архитектор
спроектировал дворовые службы в стиле модерн с таким варварски сочным, крупным
декором, который намеренно усиливал их контрастность по отношению к правильной
ордерности самого послепожарного особняка.

Эта
работа не была осуществлена, но, по-видимому, прочно ввела Фомина в круг
крупной промышленной буржуазии и владельцев строительных фирм,
покровительствовавших распространению стиля модерн. Без их поддержки ему вряд
ли удалось организационно осуществить такое дорогостоящее предприятие, как
выставка "Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля",
прошедшая в Москве в конце 1902 - начале 1903 года и положившая начало широкому
распространению стиля в архитектуре города.

Фомин,
главный экспонент выставки, создал для нее мебель, отделку нескольких
интерьеров и множество разнообразных предметов быта. Молодой архитектор сумел
продемонстрировать в выставочных экспонатах подлинный синтетизм своего
дарования. Мебель по его рисункам выполнили такие солидные фирмы как Мюр и
Мерилиз (Москва), Шпини и Менке (Берлин), Э. Бардорф (Москва), наконец, Абрамцевская
мастерская Е.Г. Мамонтовой, осветительные приборы изготовили фирмы Кузьмичева,
Кирова и мастерская Э. Бардорф (Москва), камины фирма братьев Вишневских
(Москва), П.С. Сысоев и мастерская Н. Крушельницкого (Москва), цветные стекла -
венская фирма "Гейлинг" и московские мастера Ф. Подпалый и
Р.Домбровский, бронзовые изделия - фирма братьев Вишневских и заведение братьев
Носенковых, ковры - фирма братьев Сапожниковых, мастерская Е. Чоколовой и
Орликовская Учебная мастерская (Курская губ.), кованые медные изделия сделала
фирма Кузьмичева, деревянные резные изделия - Учебная мастерская Московского
Губернского Земства (Троице-Сергиев Посад), а инкрустации по дереву создала
художница Ф. Нейман (Курляндия).

Само
перечисление этих московских и европейских художественных заведений не только
довольно полно характеризует круг производителей предметной среды модерна в
Москве, но и отражает многогранность художественных устремлений самого зодчего,
много и успешно работавшего в начале 1900-х годов в сфере дизайна.

Кроме
широкого личного участия в экспозиции, Фомин, несомненно, был главным
организатором выставки. Именно он сумел привлечь к участию в ней таких
европейских знаменитостей, как М. и Ч. Макинтош, X. Кристиансен, П. Беренс, Я.
Котера, К. Мозер и И. Ольбрих, а также наиболее интересных художников и зодчих
Москвы и Петербурга.

Устроенная
Фоминым международная выставка не только позволила увидеть отечественные
произведения в контексте работ признанных за рубежом мастеров, но и позволила
определить основные тенденции в развитии стиля.

С
этим периодом связана и еще одна уникальная инициатива архитектора - именно он
пытался организовать в Москве новое Архитектурное общество, противопоставленное
по творческим установкам существовавшему. Этого сделать не удалось, но сама
идея показывает, как близки были фоминские устремления к общеевропейским.

Неудача
не укротила организаторские попытки Фомина. В том же 1902 г. им были основаны в
Москве Строительные курсы, на которых он стал основным педагогом. При них были
созданы и специальные женские курсы, которыми первоначально также заведовал
Фомин. Возможно не без его участия в 1905 г. в Москве возник новый
художественный журнал "Искусство", публиковавший интересные материалы
о современном изобразительном искусстве и архитектуре, острую профессиональную
критику.

Таким
образом, этот первый "московский" период творческой жизни зодчего
напрямую связан с зарождением стиля модерн в Москве, активным пропагандистом и
апологетом которого Фомин выступал в начале 1900-х годов. Однако, вскоре его
внимание переключилось на национальный стиль: "поклонник Вены и
Вагнера", он сделал "поворот к русским теремам, лампадкам и птицам
Сиринам". Но и это увлечение с переездом в Санкт-Петербург в 1905 г.
вскоре сменилось работами в неоклассическом стиле, одним из создателей которого
в архитектуре ему суждено было стать.

В
1905-1909 гг. Фомин продолжил обучение в ИАХ, после окончания которой со
званием художника-архитектора был направлен пенсионером за границу (в 1912 г.).
Учеба в Академии существенно повлияла на профессиональные приоритеты зодчего,
ориентировав его на освоение архитектурного наследия эпохи Возрождения и
русского классицизма. К стилю модерн зодчий после 1905 г. уже не возвращался,
однако опыт работы в этой стилистике иногда просматривается в его произведениях
1920-х гг.

Блестящий
рисовальщик, график, офортист. После 1917 г. ф. вошел в когорту самых известных
советских зодчих. Выдающийся мастер, существенно повлиявший на развитие
советской архитектуры в 1920 - 1930х гг., создатель "пролетарской
классики".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.