Сэмюэл Барбер (Barber)
(1910–1981)
Американский
композитор, родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Начал
учиться музыке в возрасте шести лет и уже на первом году обучения обнаружил
признаки композиторского дарования. В тринадцать лет поступил в Музыкальный
институт Кёртиса в Филадельфии, где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано,
пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера.
Во время Второй
мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах США. В апреле 1945 он был
избран почетным членом Мемориального фонда Дж.Гуггенхейма. В течение летних
сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным консультантом Американской академии в
Риме.
Среди
сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть адажио для
струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для
флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельную и
фортепианную сонаты (соната для фортепиано впервые исполнена Владимиром
Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa) раскрылся талант Барбера как музыкального
драматурга.
Первая симфония
была создана в Риме и исполнена там же под управлением Б.Молинари (1936); в
1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском фестивале. Премьеру Второй симфонии
провел в 1944 Сергей Кусевицкий с Бостонским симфоническим оркестром; под его
же управлением в 1948 состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville,
Summer of 1915) для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного концерта.
Балет Медея
(другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the Heart), заказанный Барберу
Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей известностью среди его
театральных композиций. Оркестровая сюита из этого балета впервые прозвучала в
1947 в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Ю.Орманди.
В 1964 Барбер
получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony and Cleopatra) по Шекспиру;
в создании ее либретто композитор сотрудничал с режиссером Ф.Дзеффирелли.
Премьерой этого произведения было ознаменовано открытие 16 сентября 1966 нового
здания нью-йоркской «Метрополитен-опера».
В течение своей
жизни Барбер получил множество премий и наград, в том числе дважды
Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия была присуждена ему за
оперу Ванесса, которая одновременно получила и Премию критики; во второй – за
фортепианный концерт № 1.
Экспрессивная
природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая, лирическая.
Именно поэтому в период творческого становления его не привлекла ни одна из
«систем», возникших в музыке 20 в. – ни неоклассицизм Стравинского, ни
атонализм, ни додекафония Шёнберга. Барбер предпочел им выразительные средства
19 в., и на этой основе рано сумел выработать технически совершенный стиль,
главными признаками которого можно считать объективность и нейтральность.
Пожалуй, только
в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте (1944) – заметно прямое влияние
художественных течений современности, а именно неоклассицизма Стравинского.
Неоклассицизм оказал сдерживающее воздействие на романтически насыщенный язык
Барбера, и тенденция к экономному обращению с выразительными средствами и
кульминациями стала характерной для всего зрелого творчества композитора.
Умер Барбер в
Нью-Йорке 23 января 1981.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/