Бхавабхути (Bhavabhuti)
Первая половина VIII в. Индийская (санскритская)
литература.
Автор пересказов П. А. Гринцер
Последние
деяния Рамы (Uttara-rama-carita) — Пьеса в стихах и прозе, основанная на
содержании последней книги «Рамаяны»
Освободив
Ситу из заточения на Ланке и убив ее похитителя царя демонов Равану, Рама
вместе с женой возвращается в Айодхью, где теперь безмятежно и счастливо
протекают дни их жизни. В один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную
галерею, на многих полотнах которой запечатлена их былая судьба. Печальные
события прошлого чередуются на картинах с радостными, слезы на глазах супругов
сменяются улыбкой, пока утомленная вновь пережитыми волнениями Сита не засыпает
на руках растроганного Рамы. И как раз в этот момент появляется царский слуга
Дурмукха, который сообщает о недовольстве среди народа, порицающего Раму за то,
что он принял обратно жену, запятнавшую свою честь пребыванием в доме царя
демонов. Долг любящего супруга, уверенного в чистоте и верности Ситы, требует
от Рамы презреть ложные подозрения, но долг государя, идеалом которого является
Рама, повелевает ему изгнать Ситу, возбудившую ропот подданых. И Рама — как это
ему ни горько — вынужден приказать своему брату Лакшмане увезти Ситу в лес.
Проходит
двенадцать лет. Из рассказа лесной нимфы Васанти мы узнаем, что Сита ушла в
изгнание беременной и вскоре родила двух близнецов Кушу и Лаву, которых
воспитал в своей обители мудрец Вальмики; что ее взяли под свое покровительство
богини Земли и реки Ганги, а речные и лесные нимфы стали ее подругами; и что
при всем том ее постоянно терзают и обида на Раму, и тоска по нему. Между тем в
лес Дандаку, где живет Сита, дабы покарать некоего вероотступника, который мог
бы для других послужить дурным примером, приходит Рама. Окрестности Дандаки
знакомы ему по давнему изгнанию в лес вместе с Ситой и пробуждают у него
мучительные воспоминания. Такими же, как прежде, кажутся Раме дальние горы, с
которых, как и тогда, доносятся крики попугаев; все те же поросшие кустарником
холмы, где скачут резвые лани; так же ласково что-то шепчут шуршанием тростника
берега реки. Но раньше рядом с ним была Сита, и царь с грустью замечает, что
потускнела не только его жизнь — бег времени иссушил уже русло реки, поредели
пышные кроны деревьев, пугливыми и настороженными выглядят птицы и звери. Рама
изливает свою скорбь в горьких сетованиях, которые слышит, склонившись над
Рамой, невидимая для него Сита. Она убеждается в том, что Рама, так же как и
она, тяжко страдает, лишь прикосновением своей руки дважды спасает его от
глубокого обморока, и постепенно негодование сменяется у нее жалостью, обида —
любовью. Еще до предстоящего примирения с Рамой она признается себе, что «жало
постыдного изгнания» вырвано из ее сердца.
Спустя
некоторое время живущие в лесу отшельниками отец Ситы Джанака и мать Рамы
Каушалья встречают мальчика, который удивительно похож на Ситу. Этот мальчик
действительно один из сыновей Ситы и Рамы — Лава. Вслед за Лавой появляется сын
Лакшманы Чандракету, сопровождающий священного коня, который по обычаю царского
жертвоприношения — ашвамедхи должен в течение года бродить, где ему вздумается,
обозначая границы царских владений. Лава дерзко пытается преградить путь коню,
и Чандракету, хотя и испытывает безотчетную родственную симпатию к незнакомцу,
вступает с ним в поединок. Поединок прерывает оказавшийся неподалеку Рама. В
волнении вглядывается Рама в черты Лавы, напоминающие ему Ситу и его самого в
юности. Он расспрашивает его, кто он, откуда пришел и кто его мать, и Лава
отводит Раму в обитель Вальмики, чтобы тот ответил на все его расспросы.
Вальмики
предлагает Раме, а также Лакшмане, родичам Рамы и его подданным посмотреть
сочиненную им пьесу о жизни Рамы. Роли в ней играют боги и полубоги, и по ходу
пьесы, в которой прошлое все время переплетается с настоящим, непреложно
утверждаются невиновность и чистота Ситы, верность Рамы царскому и супружескому
долгу, глубина и нерушимость их взаимной любви. Убежденный божественным
представлением народ восторженно славит Ситу, и наконец-то происходит ее полное
и окончательное примирение с Рамой.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.