Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Облака (Nephelai)

Облака (Nephelai)
Аристофан (Aristophanes) ок. 445–386 до н. э.
Комедия (423 до н. э.) Античная литература. Греция.

М. Л. Гаспаров

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За
свою фило-софию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили
именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы)
нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его
только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не
говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из
Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака» ?
Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все
разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая
бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время
движется и меняется? или из какой-то «неопределенности» ? Тогда почему бы не из
облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и
есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз
мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими
поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды
не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что
такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось,
будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не
плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан
комедию «Облака».

Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у
него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и
разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его,
как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы,
которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой.
Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов?
И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик
Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например,
разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и
куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки
мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.
Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом
этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей?
Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через
зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон
посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то
спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею.
Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ,
заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» —
«Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и
гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А
вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и
есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает?
Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то,
— а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что?
Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша
священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо,
славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого:
они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно
уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с
правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На
сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда.
Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел
правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и
заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно,
уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у
предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь!
Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей,
гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как
Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь
— Кривда и впрямь сильнее Правды. Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит
кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя
не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор.
«Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым
месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а
оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и
деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями
убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка
расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад
побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго
думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов
колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору
бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую
попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А
помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом,
Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его
«мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль и место физических методов исследования при изучении некоторых разделов химии высокомолекулярных 2
Реферат Синтетические моющие средства
Реферат Квалификативные категории модуса в речи радиоведущего
Реферат Оборотная ведомость
Реферат Характеристика современных средств дистанционной передачи информации
Реферат Порядок расторжения брака
Реферат Застосування принципу можливих переміщень та принципу Даламбера до розвязування задач
Реферат Отчет по педагогической практике 4
Реферат Н.В.Тимофеев-Ресовский - главный герой повести "Зубр"
Реферат Краткое содержание Трехгрошовая опера Бертольт Брехт
Реферат Международные экономические связи России
Реферат Спящая царевна
Реферат Клиническая диагностика животных
Реферат Интервалы стабильности гидротермальных минералов
Реферат Методы диагностики инфекционных болезней (клинический и эпизоотологический методы)