Содержание Введение 1. Гумилёв, Лев Николаевич 2. Рудольф Челлен 4. Хэлфорд Джон Маккиндер 7. Николай Яковлевич Данилевский 33 Заключение 38 Список использованной литературы 2 Введение Геополитика государственные или общественные дела общественная наука о контроле над пространством. Традиционно этот термин применяется главным образом для описания воздействия на политику географических
факторов, но его употребление в XX веке приобрело более широкий характер. Идеи, которые в наше время принято причислять к геополитическим, в тех или иных формах, по-видимому, возникли одновременно с феноменом государственной экспансии и имперского государства. В современном понимании они сформировались и получили популярность на рубеже XIX и XX вв. Возникновение именно в тот период геополитических идей и самой геополитики как самостоятельной
области исследования международных отношений и мирового сообщества было вызвано целым комплексом факторов. Отметим лишь некоторые из них. Это, во-первых, наметившиеся к тому времени тенденции к постепенному формированию глобального рынка, уплотнению ойкумены и закрытию мирового пространства. Во-вторых, замедление не в малой степени в силу этого закрытия европейской, чисто пространственно-территориальной экспансии вследствие завершения фактического передела мира и ужесточение борьбы за передел уже поделенного
мира. В-третьих, перенесение в результате этих процессов неустойчивого баланса между европейскими державами на другие континенты закрывшегося мира. В-четвертых, образно говоря, история начинала переставать быть историей одной только Европы или Запада, она превращалась уже в действительно всемирную историю. В-пятых, в силу только что названных факторов именно тогда начали разрабатываться теоретические основы силовой политики на международной арене, послужившие в дальнейшем краеугольным камнем политического
реализма. Необходимо учесть и то, что геополитические идеи и сама геополитика возникли и развивались в общем русле эволюции научной мысли того периода. В целом она представляла собой не что иное, как перенесение на сферу международных отношений господствовавших в тот период как в естественных, так и социальных и гуманитарных науках идей и концепций, а именно детерминизма в его географическом варианте , строгих естественно- исторических законов, социал-дарвинизма, органицизма
и т.д. Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах - территории, суверенитете, безопасности государств - факторов международной политики. В трактовке же отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилось его географическому положению. В их глазах мощь государства прочно коренится в природе самой земли.
Смысл геополитики виделся в выдвижении 3 на передний план пространственного, территориального начала. Поэтому главная задача геополитики усматривалась в изучении государств как пространственно-географических феноменов и постижении природы их взаимодействия друг с другом. Иначе говоря, традиционная геополитика рассматривала каждое государство как своего рода географический или пространственно-территориальный организм, обладающий особыми физико-географическими, природными,
ресурсными, людскими и иными параметрами, собственным неповторимым обликом и руководствующийся исключительно собственными волей и интересами. 1. Гумилёв, Лев Николаевич ГУМИЛЕВ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ 1912 1992 советский историк, создатель пассионарной теории этногенеза. Родился 1 октября 1912 в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой. Брак родителей фактически распался в 1914, воспитанием занималась его
бабушка, в усадьбе которой около Бежецка Тверская область прошли детские годы ребенка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений сына врага народа . В 1926 переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930 ему отказали в поступлении в Пединститут им.
Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934 поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 его впервые арестовали. Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок
и восточные языки. В 1937 его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 ушел добровольцем на фронт и в составе Первого
Белорусского фронта и дошел до Берлина. Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института Востоковедения. Наученный горьким предыдущим опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены
и готовил диссертацию. Однако защитить ее молодой ученый не успел в 1947 его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась, Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец в 1948 ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года он проработал старшим научным сотрудником
Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные монографии Хунны и Древние тюрки. В 1956 вернулся в Ленинград, устроился работать в Эрмитаж . В 1960 вышла в свет книга Хунну, вызвавшая диаметрально противоположные 5 рецензии от разгромных
до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию Древние тюрки, написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961, а в 1963 стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. С 1960 начал читать в университете лекции по народоведению, которые пользовались среди студентов огромной популярностью. Политическая неблагонадежность перестала мешать его научной карьере, количество опубликованных
работ резко увеличилось. Однако его вторую докторскую диссертацию Этногенез и биосфера Земли, защищенную в 1974, ВАК утвердил с длительной задержкой уже не из-за неблагонадежности автора, а из-за неблагонадежности его концепции. Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались все большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность
их изложения. В 1980-е Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими тиражами. Гумилев, наконец, получил возможность свободно выступать с изложением своих взглядов. Постоянное напряжение, работа на грани сил не могли долго продолжаться. В 1990 он перенес инсульт, но не прекратил научной деятельности. 15 июня 1992 Лев Николаевич Гумилев умер, его похоронили на
Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов в том числе Золотой Орды он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый
народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель. Заслугой Гумилева является внимание к исторической климатологии. Изучая великие переселения кочевых народов, ученый объяснял их колебаниями климатических условий степени увлажненности и средних температур. В советской исторической науке такое объяснение крупных исторических
событий не социальными, а естественными причинами казалось сомнительным, тяготеющим к географическому детерминизму . После крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были открыто приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа социо-естественной истории ее лидером является Э.С.Кульпин , сторонники которой развивают концепцию
Гумилева о сильном влиянии климатической среды и ее изменений на развитие добуржуазных обществ. 6 Среди широкой публики , однако, Гумилев известен не столько как кочевниковед и историк-климатолог, сколько как создатель оригинальной теории формирования и развития этносов. Согласно гумилевской теории этногенеза, этнос это не социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты биосферы Земли . Его развитие зависит от потоков энергии из космоса.
Под воздействием очень редких и кратковременных космических излучений за всю историю Евразии их было только 9 происходит генная мутация пассионарный толчок . В результате люди начинают поглощать намного больше энергии, чем им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Избыток энергии выплескивается в чрезмерной человеческой активности, в пассионарности. Под воздействием экстремально энергичных людей, пассионариев, происходит освоение или завоевание новых
территорий, создание новых религий или научных теорий. Наличие большого числа пассионариев на одной территории, благоприятной для их размножения, приводит к образованию нового этноса. Энергия, полученная пассионарными родителями, отчасти передается их детям кроме того, пассионарии формируют особые стереотипы поведения, которые действуют еще очень долгое время. Развиваясь, этнос проходит, по Л.Н.Гумилеву, шесть фаз 1 фаза подъема характеризуется резким увеличением
числа пассионариев, ростом всех видов деятельности, борьбой с соседями за свое место под солнцем . Ведущий императив в этот период Будь тем, кем ты должен быть . Эта фаза длится примерно 300 лет 2 акматическая фаза пассионарное напряжение наивысшее, а пассионарии стремятся к максимальному самовыражению. Часто наступает состояние перегрева избыточная пассионарная энергия тратится на внутренние конфликты. Общественный императив
Будь самим собой , продолжительность фазы примерно 300 лет 3 надлом количество пассионариев резко сокращается при одновременном увеличении пассивной части населения субпассионарии . Господствующий императив Мы устали от великих Эта фаза длится около 200 лет. Именно на этой фазе развития, по Гумилеву, находилась Россия конца 20 в. 4 инерционная фаза напряжение продолжает падать, но уже не скачком, а плавно.
Этнос переживает период мирного развития, происходит укрепление государственной власти и социальных институтов. Императив этого периода времени Будь как я . Длительность фазы 300 лет 5 обскурация пассионарное напряжение возвращается на первоначальный 7 уровень. В этносе преобладают субпассионарии, постепенно разлагающие общество узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность. Императив
Будь таким, как мы осуждает любого человека, сохранившего чувство долга, трудолюбие и совесть. Эти сумерки этноса длятся 300 лет. 6 мемориальная фаза от былого величия остаются только воспоминания Помни, как было прекрасно После того как происходит полное забвение традиций прошлого, цикл развития этноса полностью завершается. Эта последняя фаза продолжается 300 лет. В процессе этногенеза происходит взаимодействие различных этнических групп.
Для характеристики возможных результатов такого взаимодействия Гумилев вводит понятие этническое поле . Он утверждает, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Взаимодействие различных этнических полей порождает феномен комплиментарности подсознательного ощущения этнической близости или чуждости. Таким образом, есть этносы совместимые и несовместимые.
Исходя из этих соображений, Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов 1 химера контакт несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие примером является Хазария см. также ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ 2 ксения нейтральное сосуществование этносов в одном регионе, при котором они сохранят своеобразие, не вступая в конфликты и не участвуя в разделении труда так было во время русской колонизации Сибири 3 симбиоз взаимополезное сосуществование этнических систем в одном
регионе, при котором разные этносы сохраняют своеобразие так было в Золотой Орде, пока она не приняла ислам 4 слияние представителей различных этносов в новую этническую общность это может происходить только под воздействием пассионарного толчка . Концепция Гумилева ведет к идее необходимости тщательного контроля за процессами общения между представителями разных этносов для предотвращения нежелательных контактов.
В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг нее сложилась парадоксальная атмосфера. Людям, далеким от профессионального обществоведения, теория пассионарности казалась 8 подлинно научной новаторской, будящей воображение, имеющей большое практическое и идеологическое значение. Напротив, в профессиональной среде теория этногенеза считалась в лучшем случае сомнительной цепью гипотез
, а в худшем паранаучной, методологически близкой к новой хронологии А.Т.Фоменко. Все ученые отмечали, что несмотря на глобальность теории и ее кажущуюся основательность Гумилев заявлял, что его теория есть результат обобщения истории более 40 этносов , в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными. Нет абсолютно никаких доказательств, будто из космоса приходит какое-то излучение, последствия которого
заметны более тысячи лет. Нет никаких мало-мальски твердых критериев, при помощи которых можно отличить пассионария от субпассионария. Многие этносы планеты живут много дольше предписанного теорией Гумилева срока. Чтобы объяснить этих долгожителей , Гумилеву пришлось, в частности, утверждать, будто нет единой четырехтысячелетней истории китайского этноса, а есть история нескольких самостоятельных этносов, последовательно сменявших друг друга на территории
Китая. Никакого этнического поля наука до сих пор не знает. В работах Гумилева по истории этногенеза, претендующих на обобщение всей этнической истории, специалисты находят много фактических ошибок и ложных интерпретаций. Наконец, пассионарную теорию Гумилева ученые считают потенциально социально опасной. Обоснование запрета браков между представителями несовместимых этносов многие критики расценивают как
расизм. Кроме того, теория этногенеза оправдывает межэтнические конфликты, которые, по Гумилеву, являются естественными и неизбежными в процессе рождения нового этноса. После смерти Гумилева полемика вокруг теории пассионарности в основном прекратилась. Само понятие пассионарность вошло в широкий лексикон как синоним харизмы . Однако идея, будто этносы подобны живым организмам, осталась за пределами как науки, так и массового
сознания. Труды Л.Н.Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле слова. 9 2. Рудольф Челлен Рудольф Челлен 1864 1922 шведский ученый, введший в науку понятие геополитика . Юрист и государствовед Челлен профессор истории и политических наук Гётеборгского 1901 1916 и Уппсальского 1916 1922 университетов.
Он изучал системы управления с целью выявления путей создания силного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиясь от работ Ратцеля которого он считал своим учителем , как часть политологии. В работах Челлена содержатся, по сути дела, все принципиальные положения геополитики.
Как и Ратцель, он считал, что на онове всестороннего изучения конкретного государства могут быть выведены некоторые самые общие принципы и законы, подхдящие для всех государств и для всех времен. Одним из них является . Государства возвышаются, потому что они сильны. Челлен считает, что сила более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, поскольку сам закон может поддерживаться только силой.
В силе Челлен находит дальнейшее доказательство своего главного тезиса, что государство есть живой организм. Если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государство, то сила дает ему естественный органический импульс. Утверждением, что государство есть цель сама в себе, а не организация, служащая целям улучшения благосостояния своих граждан, Челлен явно противопоставлял свой взгляд либеральным концепциям, сводящим роль государства к второстепенной служебной роли, к роли пассивного полицейского .
В книге 1910 Челлен пытался доказать, что малые страны в силу своего географического положения обречены на подчинение великим державам , которые, опять-таки в силу своей географической судьбы , обязаны объединить их в большие географические и хозяйственные комплексы . Челлен указывал, что отдельные комплексы такого рода в частности, США, Британская империя, Российская империя сложились еще в
XVIII XIX веках, тогда как образование большого европейского комплекса , или единства, составляет задачу Германии. Это последнее указание Челлена на и было, в сущности, основной идеей его геополитического учения. Челлен развил геополитические принципы Ратцеля применительно к конкретной исторической ситуации в современной ему Европе. Он довел до логического конца идеи Ратцеля о континентальном 10 государстве приментельно к
Германии и показал, что в контексте Европы Германия является тем пространством, которое, обладает и которое призвано структурировать вокруг себя остальные европейские державы. Будучи германофилом и сознавая слабость скандинавских стран перед лицом потенциальной внешней угрозы, он предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германской империей. Челлен закрепил намеченную Ратцелем геополитическую максиму интересы
Германии противопоставлены интересам западневропейских держав особенно Франции и Англии . Но Германия государство юное , а немцы юный народ . Эта идея юных народов , которыми считались русские и немцы, восходит к не раз цитируемому Челленом. Юные нецы, вдохновленные среднеевропейским пространством , должны двигаться к континентальному государству планетарного масштаба за счет территорий, контролируемых старыми народами французами и англичанами.
При этом идеологический аспект геополитического противостояния считался Челленом второстепенным. Впервые термин геополитика был введен Челленом в его рабое 1916 , написанной под влиянием идей 1863 1941 . В этом своем основном труде Челлен развил тезисы, заложенные Ратцелем. Челлен, как и Ратцель, считал себя последователем немецкого органицизма, отвергающего механицистский
подход к государству и обществу. Отказ от строгого деления предметов изучения на фон и деятели является отличительной чертой большинства геополитиков. В этом смысле показательно само название основного труда Челлена. Следуя Ратцелю, Челлен основное внимание сконцентрировал на природе государства. Название главной его работы служит своего рода отражением основной идеи Ратцеля, что государство есть живое существо. Как таковое оно следует закону роста сильные, жизнеспособные
государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания такова одна из главных идей Челлена. Как таковое государство наиболее полно выражено в империи в этой общности территорий и пространств. Отсюда понятно, что геополитика как политическая наука, прежде всего, имеет в виду государственное единство и одна из ее задач внести свой вклад в понимание сущности государства.
В отличие от геополитики политическая география изучает местообитание человеческих сообществ в их связи с остальными элементами Земли . Так Челлен видел различие между геополитикой и политической географией, споры о котором продолжаются до сих пор. Челлен наделил государства прежде всего инстинктом к само- 11 сохранению, тенденцией к росту, стремлением к власти . Он утверждал, что вся история человечества это борьба за пространство, и делал вывод, что великая держава,
опираясь на свое военное могущество, выдвигает требования и простирает влияние далеко за пределы своих границ . Великие державы являются экспансионистскими государствами , заявлял он, делая вывод, что простраство уже поделенного мира может быть лишь отвоевано одним государством у другого . Если Ратцель рассматривал государство как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, и объявил бесплодным сравнение государства с высокоразвитыми организмами, то
Челлен утверждал, что государства, как мы их наблюдаем в истории являются, подобно людям, чувствующими и мыслящими существами . И так как сущность всякого организма он усматривал в , то, согласно Челлену, государства, как наиболее импозантные формы жизни , также должны развиваться в соответствии с правилами борьбы за существование . Челлен не ограничился, однако, данными выводами. Условия империалистической борьбы за колонии, кризисные явления внутри стран требовали дальнейшей разработки
проблемы развития государства, прежде всего отношений между ними. Другими словами, данной теории необходимо было придать политическую окраску. Вот здесь-то и был выдвинут на передний план географический фактор, а именно пространство, вернее, размеры территории и ее ограниченность. К заявлениям о том, что государство должно жить за счет земли Ратцель и государство связано с определенным участком земли, из которого оно высасывает пищу , присоединяется
фраза о и о , то есть социальный дарвинизм. Суть его учения о борьбе за существвание , которую ведут государства, особенно обнаруживается в политических выводах, вытекающих из теоретических рассуждений Челлена. Борьба за существование в жизни государства является, по Челлену, борьбой за пространство. Челлен не отрицал того, что при плохо обстоит дело с будущим малых государств, ибо чем больше возникает великих государств, тем больше падает курс малых .
Согласно этому закону природы, малые государства или вытесняются на периферию, или сохраняются в пограничных районах, или исчезают . Такой ход развития, происходящего с естественной необходимостью, имеет место, разумеется Политический деятель, по Челлену, обладает лишь свободой пролагать путь этой естественной необходимости. В той мере, в какой он это делает, он также находится по ту сторону справедливости и несправедливости , и ни один народ не может 12 осудить его как преступника за подготовку и проведение
разбойничьей войны. Разделяя взгляд Ратцеля относительно того, что почва, на которой государство расположено, есть его интегральная часть, соединенная с ним в единое целое, он идет дальше. Немецкий географ то ли не заметил, то ли не счел нужным специально останавливаться на том, что в создании государства, в его росте и развитии, помимо физических условий внешнего окружения, участвуют также и дргие элементы. Челлен исправляет упущение своего учителя, отмечая важность и таких аспектов государственного
становления и роста, как культура, экономика, народ, форма правления и др. В работе Государство как форма жизни Челлен предпринял попытку проанализировать анатомию силы и ее географические оновы. Он писал о необходимости органического сочетания пяти взаимосвязанных между собой элементов политики, понимаемой в самом широком смысле этого слова. Как единство форм жизни государство состоит из пяти жизненных сфер 1 государство как географическое
пространство 2 государство как народ 3 государство как хозяйство 4 государство как общество 5 государство как управление. Таким образом, помимо физико-географических черт, государство, по Челлену, выражает себя в четырех ипостасях как определенная форма хозяйства со своей особой экономической активностью как народ со своими этническими характеристиками как сциальное сообщество различных классов и профессий и, наконец, как форма государственного управления со своей конституционной и административной
структурой. Взятые вместе, они, по выражению Челлена. образуют . Собственно геополитику Челлен определил следующим образом . Помимо геополитики Челлен предложил еще четыре неологизма, которые должны были составить основные разделы политической науки 13 1 экополитика изучение государства как экономической силы 2 демополитика исследование динамических импульсов, передаваемых народом государству аналог антропогеографии
Ратцеля 3 социополитика изучение социального аспекта государства 4 кратополитика изучение форм правления и власти в соотношении с проблемами права и социально-экономическими факторами . Но все эти дисциплины, которые Челлен развивал параллельно геополитике, не получили широкого признания, тогда как термин геополитика утвердился в самых различных кругах. К основателям классической геополитики конца XIX первой половины
XX века можно отнести таких авторов, как Ф. Ратцель Германия , Р. Челлен Швеция , А.Т. Мэхэн, X. Маккиндер, Дж. Фейргрив, дополнивший схему Маккиндера Великобритания , И. Боумен и Н. Спайкмен США . Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого военного и политического контроля над соответствующими территориями.
Не случайно одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику и географию и изучить политику того или иного государства, исходя из его географического положения, был Фридрих Ратцель 1844 1904 немецкий ученый, рассматривавший государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике. Своим возникновением классическая геополитика обязана именно Ф. Ратцелю. Его можно считать подлинным отцом геополитики
Без Ратцеля развитие геополитики было бы немыслимо, писал в 1929 г. немецкий исследователь О. Маулль, поэтому Челлен, например, или кто-либо другой не может быть назван, как это иногда случается по невежеству, отцом геополитики. Им является Ратцель . Однако сам Ратцель этого термина в своих трудах не использовал, а писал о политической географии . Следует отметить, что Ратцель действительно является одним из основоположников политической географии
в современном понимании содержания данной науки. Ратцель закончил Политехнический университет в Карлсруэ, где прослушал курсы геологии, палеонтологии и зоологии. Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. В дальнейшем он занимался исследованиями в области демографии и этнологии, преподавал географию в Мюнхене и Лейпциге. Наряду с наукой Ратцель интересовался и политикой, занимая националистические позиции.
Ратцель был другом и учеником профессора 1834 1919 , который ввел в научный оборот термин . Сам Геккель был прямым учеником Ч. Дарвина, поэтому неудивительно, что при разработке своего учения Ратцель использовал многие дарвиновские идеи, оказавшие, как известно, большое влияние на общественные науки, в частности в форме . Под влиянием дарвиновских идей Ратцель рассматривал государство как , борющийся за свое существование.
В этом плане Ратцель является также прямым продолжателем всей школы немецкой 15 органической социологии, наиболее ярким представителем которой был 1855 1936 один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, называвший расизм и демонстративно ушедший с поста президента Немецкого социологического общества после прихода нацистов к власти. Приверженец или школы, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в
XIX веке принципах эволюции и естественных наук вообще. Развивая идеи географического детерминизма в духе К. Риттера и Г. Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. Так, он рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспо- сабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно
флоре и фауне. Как уже говорилось, многие предшественники Ратцеля и Монтескье, и Гердер, и Риттер отмечали зависимость между размерами государства и его силой, но Ратцель первым пришел к выводу, что есть наиболее важный политико-географический фактор. Главным, что отличало его концепцию от других, было убеждение, что пространство это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы
Таким образом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто большее, чем физико-географическое понятие. Оно представляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов. Каждое государство и народ имеют свою , то есть идею о возможных пределах своих территориальных владений. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но также
и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет. На Ратцеля в значительной степени повлияло знакомство с Северной Америкой, которую он хорошо изучил и которой посвятил две книги 1874 и 1878 1880 . Ратцель заметил, что у американцев развито в высшей степени, так как они были поставлены перед задачей освоения пустых пространств, имея за плечами значительный политико-географический опыт европейской истории.
Следовательно, американцы осмысленно осуществляли то, к чему Старый Свет приходит интуитивно и постепенно. Так, у Ратцеля мы сталкивается с первыми формулировками важной геополитической концепции концепции Weltmacht . Ратцель заметил, что большие страны в 16 своем развитии имеют тенденцию к максимальной географической экспансии, выходящей постепенно на планетарный уровень.
Следовательно, рано или поздно географическое развитие должно подойти к своей континентальной фазе. Применяя этот принцип, выведенный из американского опыта политического и стратегического объединения континентальных пространств, к Германии, Ратцель предрекал ей судьбу континентальной державы. В 1882 г. вышел фундаментальный труд Ратцеля , в котором он сформулировал свои основные идеи связь эволюции народов и демографии с географическими данными, влияние рельефа местности на культурное и политическое
становление народов и т.д. При рассмотрении формирования геополитического учения значительный интерес представляет тот факт, что именно описательная политическая география натолкнула геополитиков на вопрос о географической обусловленности развития государства. Это положение было развито Ратцелем в его основном геополитическом тезисе о географической обусловленности не только становления и развития государства, но и всех политических явлений.
Для развернутой в Антропогеографии методологии Ратцеля характерно утверждение о непосредственных отношениях между человеком и географической средой, государством и землей. Политическая жизнь, по Ратцелю, обусловлена непосредственным воздействием географической среды, а государство и представляет собой и особый биологический организм. В следующей своей работе 1893 Ратцель поставил в центр исследования географическую обусловленность
политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географическому пространству. Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично со свойствами земли и природными условиями в целом. Главный труд Ратцеля увидел свет в 1897 г. В этой работе Ратцель показывает, что почва является осново-полагающей неизменной данностью, вокруг которой вращаются
интересы народов. Движение истории предопределено почвой и территорией. Ратцель исходил из того, что человеческая история это история приспособления людей к окружающей их среде. Далее следует эволюционистский вывод о том, что , но организмом 17 В Политической географии Ратцель пытался рассматривать государство не с точки зрения такого известного и разработанного в прошлом географического фактора, как климат, а с позиции отношений государства и
Земли. Отсюда его основной девиз . Он считал, что такой строго географический фактор, как поверхность Земли, определяет не только государство как таковое, но и его политическую организацию. Развитие государства и его форма без каких-либо промежуточных звеньев непосредственно зависит от территории, границ и пространственного отношения с другими государствами. Согласно Ратцелю, государство возникло потому, что все общество нуждалось в нем для защиты своих общих
интересов Государство складывается из территориального рельефа, размера, и из их осмысления народом. Таким образом, в государстве отражается объективная географическая данность и субъективное общенациональное осмысление этой данности, выраженное в политике. государством Ратцель считает такое, которое наиболее органично сочетает географические, демографические и этнокультурные параметры нации. Из такого ясно видно, что пространственная экспансия государства понимается
Ратцелем как естественный живой процесс, подобный росту живых организмов. Государство, рассматриваемое как биологический организм, подвержено тем же влияниям, что и все живое. Таким образом, в Политической географии Ратцель обосновал тезис о том, что государство представляет собой , действующий в соответствии с биологическими законами. Более того, Ратцель видел в государстве продукт , укорененный в земле подобно дереву.
Сущностные характеристики государства поэтому определяются его территорией и местоположением, и его процветание зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, считал Ратцель, является территориальная экспансия, или расширение . С помощью этого понятия он пытался обосновать мысль о том, что основные экономические и политические
проблемы Германии вызваны несправедливыми, слишком тесными границами, стесняющими ее динамическое развитие. Ратцеля сказывается и в отношении к самому пространству . Это пространство переходит из количественной материальной категории в новое качество, становясь жизненной сферой , жизненным пространством , некоей геобиосредой . Отсюда вытекают два других важных термина Ратцеля ,
Sinn и Lebensenergie . Эти термины близки друг к другу и обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств. Все эти тезисы являются основополагающими принципами геополитики в той форме, в которой она разовьется несколько позднее у последователей Ратцеля. Более того, отношение к государству как к есть главная мысль и ось геополитической методики. Такой подход ориентирован на синтетическое исследование всего комплекса
явлений независимо от того, принадлежат ли они человеческой или нечеловеческой сфере. Пространство как конкретное выражение природы, окружающей среды, рассматривается как непрерывное жизненное тело этноса, это пространство населяющего. Отношение к государству как к живому организму предполагало отказ от концепции . Государство рождается, растет, умирает, подобно живому существу. Следовательно, его пространственное расширение и сжатие являются естественными процессами, связанными
с его внутренним жизненным циклом. Поэтому он приходит к выводу, что требование Германией колоний является следствием естественного биологического развития, свойственного якобы всем молодым и сильным организмам. Существование неизбежно приводило, по Ратцелю, к стремлению приобрести земли, то есть к войне. Таким образом, Ратцель придавал войне характер естественного закона.
Неудивительно, что многие критики упрекали Ратцеля в том, что он написал . При этом сам Ратцель не скрывал, что придерживался националистических убеждений. Для него было важно создать концептуальный инструмент для адекватного осознания истории государств и народов в их отношении с пространством. На практике же он стремился пробудить у вождей Германии, для которых чаще всего географические данные сухой академической науки представлялись чистой
абстракцией. Ратцель, по сути, предвосхитил одну из важнейших тем геополитики значение моря для развития цивилизации. В своей книге 1900 он указал на необходимость каждой мощной державы особенно развивать свои военно-морские силы, так как этого требует планетарный масштаб полноценной экспансии. То, что некоторые народы и государства Англия, Испания, Голландия и т.д. осуществляли спонтанно, сухопутные державы
Ратцель, естественно, имел в виду Германию должны делать осмысленно развитие флота является необходимым условием для приближения к статусу мировой державы . 19 В работах Ратцеля берет начало ставшая затем с различными изменениями и дополнениями популярной геополитическая идея . В ней особое значение придавалось бассейну Средиземного моря и Атлантике как важнейшим стратегическим районам мира.
Наибольший интерес с позиций сегодняшнего дня, как и с точки зрения российских государственных интересов, представляет его оценка значения бассейна Тихого океана. Ратцель называл его . Этот огромный океанический район станет, по его мнению, местом активной деятельности и столкновения интересов многих ведущих держав мира, поскольку он имеет выгодное стратегическое положение, уникальные ресурсы и огромные размеры. Государства, имеющие первенство в
Тихом океане, будут доминировать и в мире. Поэтому Ратцель не сомневался, что именно в зоне Тихого океана будут выясняться и решаться сложные силовые отношения пяти ведущих мировых держав Англии, Соединенных Штатов, России, Китая и Японии. Ратцель и его ученики пришли к выводу, что решающий конфликт между морскими и континентальными державами произойдет не где-нибудь, а именно в зоне
Тихого океана и завершит собой в катастрофическом финале циклическую эволюцию человеческой истории. Ратцель в своей книге 1901 вывел семь законов экспансии, или . Данный рост обусловлен тем, что растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности , а высшее призвание народа в том, чтобы улучшить свое географическое положение . Законы эти таковы 1. Пространство государств растет вместе с ростом их культуры.
2. Пространственный рост государства сопровождается иными симптомами развития развитием идей, торговли, производства, миссионерством, повышенной активностью в различных сферах. 3. Рост государства осуществляется путем присоединения и поглощения меньших государств. 4. Граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме. 5. В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее
ценные элементы физического окружения береговые линии, бассейны рек, равнины, районы, богатые ресурсами. 6. Исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам извне благодаря перепадам уровней цивилизации соседствующих территорий. 20 7. Общая тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций, разветвляясь в ходе своего развития, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает силу, то есть непрерывно подталкивает к еще большему увеличению территорий.
Эти законы должны были строго обосновать неизбежность территориальных завоеваний. Один из этих основных законов гласит . Для того чтобы теперь, когда государство Ратцеля охватило политически ценные места, не создалось впечатления, что отныне прекращается рост государства, используется другой из семи основных законов , который гласит . Таким образом, сообразно с обстоятельствами, может быть оправдана любая агрессия в любом направлении.
Сущность этих законов состоит в том, что государство Ратцеля должно занимать по мере своего роста все большее пространство. Поначалу число сторонников Ратцеля в Германии ограничивалось кругом его ближайших учеников . Лишь первая мировая война 1914 1918 гг. изменила позицию германского ученого мира, прежде всего географов. Работы Ратцеля, особенно Политическая география ,
Антропогеография и Земля и жизнь , имели большое значение для формирования немецкой географической школы. Особенность этих работ заключается в том, что в них Ратцель одним из первых пытался приспособить основные положения географов других стран к специфике исторического развития Германии. Здесь впервые поднимаются проблемы территориального роста и могущества государства с точки зрения пространственной характеристики. Кроме того, труды
Ратцеля, конечно же, стали необходимой базой для последующих геополитических исследований. На книгах Ратцеля основывали свои концепции швед Челлен и немец Хаусхофер, англичанин Маккиндер, американец Мэхэн и русские евразийцы П. Савицкий, Л. Гумилев и др Идеи Ратцеля учитывал Видаль де ла Блаш 1845 1918 основатель французской геополитической школы, который исследовал проблему
геополитического соперничества Франции и Германии. Он, по сути, является основателем антропологической школы политической географии, которая стала в его исполнении альтернативой германской школе геополитики теории большого пространства и получила название 21 4. Хэлфорд Маккиндер Геополитическая концепция Маккиндера. В 1904 году Маккиндер опубликовал доклад Географическая ось истории , содержащий его геополитическую
концепцию, в которую в 1919 и 1943 годах были внесены определённые коррективы. Согласно этой концепции, определяющим моментом в судьбе народов и государств является их географическое положение. Причем влияние географического положения страны на ее внешнюю и внутреннюю политику по мере исторического развития, по мнению Маккиндера, не уменьшается, а наоборот становится более значительным. Суть основной идеи Маккиндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории играет
огромное внутреннее пространство Евразии, и что господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства. Маккиндер считал, что любая континентальная держава будь то Россия, Германия или даже Китай , захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую очередь Великобритания. В этой связи он предостерегал против опасности русско-германского сближения.
Оно, по его мнению, могло бы объединить наиболее крупные и динамичные осевые народы, способные вместе сокрушить мощь Британии. В качестве одного из средств от опасности он предлагал укрепление англо-русского взаимопонимания. Маккиндер утверждает, что для любого государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. Центральность понятие относительное, и в каждом конкретном географическом контексте она может варьироваться. Но с планетарной точки зрения, в центре мира лежит
Евразийский континент, а в его центре сердце мира , хартленд heartland . Хартленд это средоточие континентальных масс Евразии. Это наиболее благоприятный географический плацдарм для контроля надо всем миром. Хартленд является ключевой территорией в более общем контексте в пределах мирового острова World Island . В мировой остров Маккиндер включает три континента
Азию, Африку и Европу. Таким образом, Маккиндер иерархизирует планетарное пространство через систему концентрических кругов. В самом центре географическая ось истории или осевой ареал pivot area , Это геополитическое понятие географически тождественно России. Та же осевая реальность называется хартленд, земля сердцевины . Далее идет внутренний или окраинный полумесяц inner or marginal crescent .
Это пояс, совпадающий с береговыми пространствами 22 евразийского континента. Согласно Маккиндеру, внутренний полумесяц представляет собой зону наиболее интенсивного развития цивилизации. Это соответствует исторической гипотезе о том, что цивилизация возникла изначально на берегах рек или морей, так называемой потамической теории . Надо заметить, что эта теория является существенным моментом всех геополитических конструкций. Пересечение водного и сухопутного пространств является ключевым фактором
истории народов и государств. Далее идет внешний круг внешний или островной полумесяц outer or insular crescent . Это зона целиком внешняя географически и культурно относительно материковой массы мирового острова. Маккиндер считал, что главной задачей англосаксонской геополитики является недопущение образования стратегического континентального союза вокруг географической оси истории . Следовательно, стратегия сил внешнего полумесяца состоит в том, чтобы оторвать максимальное количество
береговых пространств от хартленда и поставить их под влияние островной цивилизации . Маккиндера первым постулировал глобальную геополитическую модель. Он неустанно подчеркивал особое значение географических реальностей для мировой политики, считая, что причиной, прямо или косвенно вызывавшей все большие войны в истории человечества, было, помимо неравномерного развития государств, также и неравномерное распределение плодородных земель и стратегических возможностей
на поверхности планеты. История, по Маккиндеру, географически вращается вокруг континентальной оси. Эта история яснее всего ощущается именно в пространстве внутреннего полумесяца , тогда как в хартленде царит застывший архаизм, а во внешнем полумесяце некий цивилизационный хаос. На политическом уровне это означало признание ведущей роли России в стратегическом смысле. Маккиндер считал, что
Россия занимает в целом мире столь же центральную стратегически позицию, как Германия в отношении Европы. Она может осуществлять нападения во все стороны и подвергаться им со всех сторон, кроме севера. И всё зависит от развития ее железнодорожных возможностей, что является делом времени. Маккиндер считал, что исходным пунктом в судьбе народов и государств является географическое положение занимаемых ими территорий. Это географическое положение является извечным , независящим от
воли 23 народов или правительств, и влияние его, по мере исторического развития, становится все более и более значительным. Сопротивляться требованиям , которые обусловлены географическим положением, бесполезно. Связь между историей и географией нужна Маккиндеру только для того, чтобы доказывать неправомерность возникновения таких государственных образований или общественных формаций, которые, по его словам, противоречат требованиям географической инерции . В процессе формирования современного мира, согласно теории
Маккиндера, вначале выделяется Центральная Азия как осевая область истории , из которой в свое время монголы распространили свое влияние на азиатскую и европейскую историю благодаря преимуществу в подвижности их конников. Однако со времен Великих географических открытий баланс сил значительно изменился в сторону приокеанических стран, в основном Великобритании. Тем не менее Маккиндер считал, что новая транспортная технология, в часности железные дороги, изменит баланс геополитических
сил снова в пользу сухопутных государств. Границы хартленда определялись им зоной, не доступной морской державе. Хартленд был очерчен внутренним полумесяцем на материковой Европе и Азии, внешним полумесяцем островов и континентов за пределами Евразии. При этом Маккиндер приводит исторические примеры непобедимости хартленда морские корабли не могут вторгнуться в эту зону, а попытки окраинных стран всегда заканчивались неудачами например, шведского
короля Карла XII, Наполеона . Модель отражала желание корректировки традиционной британской политики поддержания баланса сил в Европе, так, чтобы ни одно континентальное государство не могло угрожать Великобритании. Было стремление помешать Германии в союзе с Россией контролировать хартленд и таким образом управлять ресурсами для свержения Британской империи. Сам Маккиндер отождествлял свои интересы с интересами англосаксонского островного
мира, то есть с позицией внешнего полумесяца . В такой ситуации основа геополитической ориентации островного мира ему виделась в максимальном ослаблении хартленда и в предельно возможном расширении влияния внешнего полумесяца на полумесяц внутренний . Основное практическое положение Маккиндера заключалось в том, что островное положение Великобритании требует от нее сопротивления силам, исходящим из колыбели потрясений из области, находящейся
на стыке 24 Европы и Азии, между Уралом и Кавказом. Отсюда, по Маккиндеру, шли переселения народов, искони угрожавшие древним цивилизациям. Объединение или союз народов, находящихся по обе стороны колыбели потрясений , в частности русских и немцев, заявляет Маккиндер, угрожает Великобритании, которая обязана поэтому объединить под своим руководством народы, расположенные на краю или окраине
Евразии. Подобными геополитическими соображениями Маккиндер обосновывает правомерность британских притязаний на всю окраину Евразии то есть на территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Индии и Юго-Восточной Азии, плюс опорные пункты в Китае , а также правильность британской политики окружения Германии и союза с Японией. Одновременно с этим Маккиндер считал основной задачей британской внешней
политики предотвращение союза объединения России и Германии. Маккиндер, выражая британские интересы, страшился одновременно и России и Германии. Постоянная обеспокоенность тем, что Россия может захватить Дарданеллы, прибрать к рукам Османскую империю и выйти к Индии довлела и над английской практической политикой, и над ее теоретическими
умами. Россия, утверждал Маккиндер, стремится к овладению прибрежными странами с незамерзающим морем. Английское же господство в британской мировой империи основано как раз на владении прибрежными странами Европы, вследствие чего всякое изменение соотношения сил в прибрежных странах должно подорвать позиции Англии. Из двух зол Россия и Германия Маккиндер все же выбрал, на его взгляд, наименьшее Россию, и весь политический пафос своего произведения направил против
Германии как ближайшей непосредственной угрозы британским интересам. Опасаясь движения Германии на восток, к центру хартленда, он предлагал создание срединного яруса независимых государств между Россией и Германией. У Маккиндера вызвала опасение не только угроза прямой германской военной экспансии на восток, но и сколько мирное и постепенное проникновение в разрушенную революцией Россию более экономически развитой и энергичной Германии.
Он был убежден, что методы экономического троянского коня могут завершаться возобновлением гражданской войны в России и конечной интервенцией германских спасителей порядка , приглашенных отчаявшимся народом. В связи с концепцией Маккиндера нельзя пройти мимо одной важной детали, на которую обращали внимание многие ее критики Маккиндер нигде и никогда не давал определенного описания западных границ 25 хартленда, оставляя этот вопрос на разумение своих читателей.
Хотя он и ссылался в общих чертах на то обстоятельство, что стратегически хартленд включает Балтийское море, Дунай, Черное море. Малую Азию и Армению, дальше этого он, однако, не шел, так как понимал, что ситуация в Центральной Европе будет оставаться не стабильной. Зыбкая граница, установленная после первой мировой войны, была полностью разрешена уже в 1939 году. Вторая мировая война завершилась, казалось бы, установлением более прочной и справедливой разделительной
линии между западной и восточной частями Европы, и ее можно было бы условно принять за западную границу хартленда. На рубеже 1989-90-х годов она также рухнула, и это новое ее разрушение сопровождалось образованием в центре Европы новой буферной зоны , только еще более зыбкой, еще более чреватой конфликтами, еще более ненадежной и опасной, нежели то было после первой мировой войны. Особенность ее образования на сей раз состояла в том, что оно было стихийным, не имеющим какой-либо
определенной политической цели а потому и будущая ее роль скрыта в полной неизвестности. 30 6. 32 7. Николай Яковлевич Данилевский Николай Яковлевич Данилевский 1822 1885 был универсальным ученым. Он оставил труды, например, в естественных науках книга Дарвинизм и политической экономии О низком курсе наших денег .
Но наиважнейшее его сочинение фундаментальная книга по геополитике под названием Россия и Европа 1869 . Методологическим основанием книги является органическая теория на ней базируется теория социальных общностей наций и формируется область знания, называемая ныне геополитикой. Данилевский вводит в науку категорию культурно-исторические типы . Впоследствии его идеи развивали немецкий философ О.
Шпенглер и английский историк А. Тойнби. Большинство идей Данилевского актуально и в третьем тысячелетии, когда идёт столкновение цивилизаций, заново перекраиваются карты Европы, Евразии, Ближнего Востока. Сейчас идет очередной виток социального и национального переустройства России и мира, так что главная тема книги Россия и Европа судьба России, условия выживания русского народа и славян вообще не потеряла своей остроты и
в наши дни. Н.Я. Данилевский анализирует историю России почти за 200 лет. В этом труде ученый дат образец системного подхода к анализу взаимодействия России с государствами Европы. Автор подчеркивает, что социальные преобразования в стране окажутся не только безуспешными, но и разрушительными, если они будут осуществляться по рецептам западных советников. Чужеродные специалисты-советчики никогда не будут учитывать национальные интересы
России это они не раз демонстрировали в 1990-х г. и в начале XXI в В глубоко аргументированном труде Данилевского рассмотрены геополитические закономерности, объясняющие место России в Европе. Он предложил морфологический принцип , наделенный универсальностью, для построения всемирной истории. Господствующую, искусственную систему объяснения истории, он полагал заменить естественной. Первая система объяснения истории опиралась во многом на гегелевский спекулятивный панлогизм, европоцентризм,
паневропеизм. Модель европейского развития принималась за универсальную, всеобщую. Морфологический принцип , по его мнению, позволяет рассматривать исторический процесс более объективно. Его можно представить как совокупность разнообразных, индивидуализированных форм жизни народов и национальных образований, существующих самобытно, причем определяются они внутренними факторами, детерминирующими исторический процесс. Таким образом, он идет от конкретных объектов, создает теорию множественности
и разнокачественности человеческих культур. Отрицая идею общественного прогресса, ученый, по сути, критикует идею общечеловеческих ценностей , которую с подачи 33 заокеанских советников продвигал в свое время М.С. Горбачев, да и сейчас ее отстаивают многие российские либералы, не понимая ее разрушительного для России, да и для европейских государств, содержания. Данилевский совершенно справедливо утверждал вслед за ним об этом писал первый русский профессиональный
социолог М.М. Ковалевский , что народы разновременно проходят однотипные ступени развития, что объектом истории следует считать не человечество понятие абстрактное , а культурно-исторические типы, формирующиеся из народностей племена и племенные союзы и наций. Данилевский обозначил нацию термином культурно-исторический тип , что не совсем корректно с позиций науки, но он подразумевал под этим социальную общность, носящую локальный характер и единообразие условий существования.
Культурно-исторический тип обладает связями и внутренними структурами, его организация отличаются от других по индивидуальным видовым признакам, но имеет и совпадающие родовые характеристики. Данилевский указывает на культурно-исторические типы, уже выразившие себя в истории 1 Египетский 2 китайский 3 ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне- семитический 4 индийский 5 иранский 6 еврейский 7 греческий 8 римский 9 новосемитический или аравийский 10 романо-германский или
европейский. По мнению ученого, из классификации народов по культурно-историческим типам вытекают следующие законы Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком и группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу , могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью. Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. 34 Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу,
только тогда достигает полноты разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государства. Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним однополым растениям, у которых пери од роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения
относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу . Учение о нациях, их сущности, происхождении, признаках и законах это и есть теория о культурно-исторических типах Данилевского. Признаки, законы культурно-исторических типов по смыслу близки тем признакам нации, которые названы Сталиным через 40 лет после выхода в свет книги Россия и Европа , т.е. обнаруживается связь русской философско-социологической мысли
XIX в. с русским марксизмом. Особенно ясно видна эта связь в трудах русского философа Н.А. Бердяева. Русская цивилизация существенно адаптировала, изменила западное понимание марксизма. Теория культурно-исторических типов Данилевского явно противостоит универсалистским европейским концепциям истории. Евроцентристский подход не давал объективного научного объяснения истории России, народов Востока. История огромного Евразийского региона превращалась усилиями ученых-европейцев
в приложение к европейской истории. Предложенный Данилевским полицентризм типов культур давал возможность видеть не однолинейный, а многовариантный образец развития человечества. Данилевский в своей книге аргументированно защищал политические интересы не только русских, но и всех славян. Защита национальных интересов, полагал Н.Я. Данилевский, должна уважать права и достоинства людей иных национальностей, если они не претендуют
на какую-то особую роль в отношениях с другими нациями. Автор делает вывод Для всякого славянина русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара желал бы прибавить и нолика , после Бога и Его святой Церкви идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякою земного блага , ибо эти блага суть результаты народной самодеятельности .
За это ученого критиковали философ-идеалист, сторонник экуменизма B.C. Соловьев и социолог-субъективист Н.К. Михайловский. Анализируя отношения России со странами Европы, ученый отмечал, что они чаще всего были неравными и невыгодными для России. И он делает вывод Европа враждебна России . История, справедливо утверждал он, учит, что экспансия с
Запада явление постоянное. Европейские политики при принятии решений, особенно касающихся России, всегда руководствуются двойным 35 стандартом . Для безопасности России и всего славянского мира, по убеждению Данилевского, нужно уметь добиваться разобщенность целей Англии, Франции, Германии, Австрии их объединение всегда опасно для русских и всех славян.
Европейская семья всегда оттесняла Россию на Восток. Вхождение нашей страны в европейский дом произошло в конце ХХ- начале XXI в.в. Но вошла туда Россия, а ранее СССР, уйдя из Вое точной Европы, согласившись на одностороннее разоружение, утрату исконно русских земель на севере до Ивангорода, Пскова на западе до Смоленска, а на юге до
Ростова . Н.Я. Данилевский писал Свои великие вселенские решения, которые становятся законов жизни народов на целые века, Россия решает сама, без всяких посредников, окруженная громом и молниями, как Саваоф с вершины Синая . По его мнению, восточный вопрос не должен решаться дипломатами, часто преследующими свои личные, временные интересы. Сущность восточного вопроса , который должен привести к мировой борьбе, и закончиться созданием новой цивилизации, -борьба
Романо-Германского и Греко-Славянского миров, из которых один наследник римской цивилизации, а другой наследник греческой Древняя борьба Романо-Германского и Славянского миров возобновилась, перешла из области слова и теории в область фактов и исторических событий. Магометанско-турецкий эпизод в развитии Восточного вопроса окончился туман рассеялся, и противники стали липом t лицу в ожидании грозных событий, страх перед которыми заставляет отступать обе стороны
Отныне война между Россией и Турцией стала невозможной и бесполезною возможна и необходима борьба Славянства с Европою, борьба, которая решится, конечно, не в один гол, не в одну кампанию, а займет собой целый исторический период. С Крымскою войною окончился третий период Восточного вопроса и начали четвертый, последний период решения вопроса, который должен показать велико ли славянское племя только числом своим и пространством им занимаемой земли, или велико оно и по внутреннему
своему значению равноправный ли оно член в семье арийских народов пред- стоит ли ему играть миродержавную роль суждено ли ему образовать один из самобытных культурных типов всемирной истории, или предназначено второстепенное значение вассального племени, незавидная роль этнографического материала, долженствующего питать собой своих властителей и сюзеренов? Вся историческая аналогия убеждает нас употребить все средства, все силы, всю энергию на этот решительный спор По
Данилевскому, Романо-Германский мир бодрый юноша с Греко-Славянским миром одновременно дряхлым старцем и ребенком . А пока, отмечал ученый, идет германизация славян прибалтийских, борьба со славянским обрядом в Моравии. Лишь нашествие дикой 36 угорской орды спасло славян от онемечивания. Чехия вошла в вассальные отношения с Империей, гуситство спасло
Чехию. Польша же вся предалась Западу. На Византию напирал Запад страха ради турецкого император Византии поддался было соблазну унии. Но турки исторически явились временной опорой и зашитой славянских племен. Данилевский делает вывод что турки, как и угры, играют важную роль в истории славянства в них его временная ограда от напора романо-германского. В этом историческое значение ислама.
Высказанное Данилевским положение имеет большое значение и в настоящее время, когда на Кавказе методично осуществляется стратегическая задача США, НАТО ради установления нового мирового порядка столкнуть и обескровить двух геополитических союзников Россию и мусульманский мир. Предлогом для этого избран международный терроризм он является средством и формой управления социально-политическими процессами в мире в целом в интересах
Запада атлантизма и мондиализма, Мирового правительства. Данилевский не только отмечает своеобразие русской культуры, но и протестует против европейничания . Он предрекает бурное развитие русской философии, искусства, науки, индустриально-технический прогресс и глубоко убежден, что русская культура будет выше европейской по уровню достижений, но прежде всего полнокровнее, гармоничнее благодаря особому народному внутреннему сокровищу духа .
Противники России представляли его идеи как пример политической безнравственности, стремления ослабить межгосударственные отношения, поддерживать режим европейской нестабильности. Такую картину мы видим и сейчас, когда на патриотических лидеров, Патриотически ориентированых ученых наклеивают ярлыки националистов, русских фашистов, красно-коричневых и т.п. Данилевский верил в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале
Всеславянской федерации, т.е. добровольного объединения Всех славянских государств. В основе такой федерации лежат взаимовыгодные условия и интересы. Ученый полагал, что процесс Консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ. Россия- это мощное государство, а русский народ в отличие от других славянских племен не подвергся онемечиванию или отуречиванию. 37
Заключение Геополитика междисциплинарная наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния центров силы различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Различается традиционная геополитика, новая геополитика геоэкономика и новейшая геополитика геофилосфия . Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является по
Хаусхоферу географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов,
связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях от государственного до международного . При этом рассматриваются политическое, экономическое см. Концепция геополитики возникла в конце XIX начале XX века, в первых работах употреблялось выражение 38 Список использованной литературы 1.Вандам А.Е. Геополитика и геостратегия.
М 2005. 2. Нартов Н. А. Геополитика, учебник для студентов вузов, М 2007. 3.Вернадский Г.В. Начертания русской истории. Спб 2000. 4.Дугин А.Г. Основы геополитики М. Арктогея, 1997. 5.Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной политике. Спб, 2004. 6.Логовиков П Научные задачи евразийства.
В сб. Тридцатые годы. Утверждение евразийцев , книга VII, 1931. 7.Савицкий П.Н. Континент Евразия. М 1997. 8.Семенов-Тян-Шанский В.П. О могущественном территориальном владении применительно к России. Спб, 1985 9.Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и Страна. М Л. 1998. 10. Геополитика теория и практика.
Под ред. Позднякова Э.А. М 1998г. 39
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Организация деятельности генподрядной организации |
Реферат | Типы монополии |
Реферат | Исследование свойств полимерметаллических комплексов на основе гидрогеля полиакриламид - акриловая кислота - полиэтиленимин без иммобилизованного металла и с ионами Ni2+ |
Реферат | Reviews Of Recent Books By Maxine Kumin |
Реферат | Разработка тура Мистическая Великобритания |
Реферат | Мотивация профессиональной деятельности шахт ров |
Реферат | Мил ли вид от Миловиды? |
Реферат | Улица Знаменка |
Реферат | Улица Покровка |
Реферат | Конституция I года |
Реферат | «Труба» |
Реферат | Старый город Кремль (XIX век) |
Реферат | "Смоляга" |
Реферат | В Кремле |
Реферат | Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение |