План:
I. Вводная часть.
I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность личности.
I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.
II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории
России.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
II.2. Роль Сталина в истории России.
Ш. Заключение.
I. Вводная часть.
I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность
личности.
ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий
определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную
роль.
Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке
мы можем встретить выделение и описание трёх компонентов личности:
Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему
взаимодействующих потребностей и интересов из которых складывается
мировоззрение личности, т.е. другими словами говоря, направленность
личности – это система её отношений к окружающему миру, это мотивы
поведения личности.
Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему
способностей и склонностей, которую обеспечивают в каком-то виде
деятельности.
Стиль поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент
и характер. В системе характера можно выделить в первую очередь моральные
качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых –
волевые качества.
Личность является в одно и то же время и объектом и субъектом
общественных отношений. Личность человека, как члена общества находится в
сфере влияния различных отношений и прежде всего экономических трудовых
отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ.
-2-
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её
вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития
личности в относительно стабильной общности называются фазами развития
личности. Фаза становления личности:
. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
-3-
I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.
доказательство возможности влияния личности на историю целесообразно
обратиться к мнению на этот счёт известной личности К. Маркса.
Он, в своём письме к Кугельману говорит: «История носила бы очень
мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти
случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития,
уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной
степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и
такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения».
В наших условиях такая случайность, как характер человека, стоящего во
главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине
роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих
руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более
мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в
условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской
централизации всего партийного руководства роль генсека огромна. Его
личные качества приобретают исключительное политическое значение.
Именно поэтому Ленин в своем «Завещании» придавал такое
исключительное значение личным качествам генсека, именно поэтому Ленин,
зная личные качества Сталина, настойчиво в своем «Завещании» подчеркивал
необходимость снятия Сталина с поста генсека и замены его более подходящим
для этой роли лицом.
Ленин в своем завещании писал:
-4-
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в
общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности
генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина
с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех
других отношениях отличается от товарища Сталина только одним перевесом,
именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к
товарищам, меньше капризности и т.д.».
«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках
необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно
пользоваться этой властью», - говорит далее Ленин.
Сталин, комментируя «Завещание», по обыкновению с помощью софизма,
сводит всё дело к грубости, отвлекая внимание от других своих качеств, о
которых Ленин говорил. Между тем именно эти качества и имеют решающее
значение.
Теперь перейдём к более подробному анализу личностных качеств и
жизнедеятельности генерального секретаря.
-5-
II. Основная часть.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-
1953), один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства,
международного коммунистического и рабочего движения; теоретик и
пропагандист марксизма-ленинизма, Герой Социалистического Труда (1939),
Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943),
Генералиссимус Советского Союза (1945). Член КПСС с 1898 года. Участник
Революции 1905-1907 годов в Закавказье. В 1912-1913 годах - член Русского
бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей
Октябрьской революции в Петорограде. С октября 1917 года нарком по делам
национальностей, нарком государственного контроля, РКИ. Член ЦК партии с
1917 года, Политбюро ЦК с 1919. С 1922 Генеральный секретарь ЦК КПСС. С
1941 председатель СHК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный
главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.
Сыграл видную роль в построении социализма в СССР, в разгроме
троцкизма, правого оппортунизма, в организации победы советского народа в
Великой Отечественной Войне. Вместе с тем допускал теоретические и
политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности,
отступления от ленинских норм партийной и государственной жизни.
В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский
язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Из низшей
духовной школы молодой атеист перевелся, однако, в духовную семинарию в
Тифлисе. Его пер-
-6-
вые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо
усвоил себе консперативную кличку Коба, поимени героя грузинского
патриотического романа. Близкие к нему товарищи называли его этим именем до
последних лет; сейчас они почти все расстреляны. Уже в те годы товарищи
отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с
недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на
чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался
сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот
накликал на себя «беспощадную вражду».
Коба хотел командовать другими. Закончив духовную школу в 20 лет,
Коба считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на
грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии,
объясняет в рабочих кружках тайну прибавачной стоимости, участвует в
местных комитетах партии. Его револяционный путь отмечен тайными
переездами из одного кавказского города в другой, тюремными заключениями,
ссылкой, побегами, новым коротким периодом нелегальной работы и новым
арестом.
После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903г. осторожный и
медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к
большевикам. На Кавказе, где живы были еще традиции разбоя и кровавой
мести, террористическая борьба нашла смелых исполнителей. Убивали
губернаторов, полицейских, захватывали казенные деньги для революции. Про
Сталина ходили слухи, что он принимал участие в террористических актах,
это не было доказано. Однако, это не значит, что он стоял в стороне от
террористической деятельности. Он действовал из-за кулис: подбирал людей,
давал им
-7-
санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это
более соответствовало его характеру.
Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и
верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. С
этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин, производя его
от стали. В этот период это означало не столько личную характеристику,
сколько характеристику направления.
К началу 50-х годов имя Сталина стало почти мистическим: оно внушало
одновременно любовь и ужас, преданность и страх, обожание и покорность.
Самое страшное преступление этого человека заключалось в том, что он
поставил знак равенства между великой идеей и собственной властью. «Тайна»
силы Сталина состояла в узурпации, монополизации права на Ленина, на его
интерпритацию и «защиту». Это обезоруживало потенциальных соперников, даже
тех, кто заметно превосходил его силой интеллекта. Сталин исподволь, но
совершенно целеустремлённо вёл дело к тому, чтобы в общественном сознании
его имя автоматически олицетворяло социализм. Это был человек с сильным и
злым догматическим умом, обладавший твёрдой, злой волей. Он часто
колебался, бывал нерешителен, однако умел искусно скрывать свои сомнения
при выборе решения. Это был циничный прагматик в настоящем времени, не
обладавший способностями даже посредственного футуролога. Он не мог,
например, даже приблизительно предположить, что уже через три года после
его смерти, на ХХ съезде КПСС начнётся первое заседание исторического суда
над ним. Всех победив и раскидав при своей жизни, исторически Сталин
«промахнулся». Этот человек любил и ценил только власть. Именно свою
власть. Hасилие было для него главным достижения поставленных це-
-8-
лей. Сталин был насквозь «политическим человеком» и олицетворял собой
полный разрыв между политическим и моральным сознанием.
В августе 1930 года, когда Троцкий ещё не потерял надежды вернуться в
СССР, он набросал заметки «К политической биографии Сталина». Резюмируя
длинный ряд черт человека, которого Троцкий ещё раньше называл не
«личностью, а символом бюрократии», он писал: «Это достаточно законченный
образ, в котором энергия, воля и решимость сочетаются с эмпиризмом,
близорукостью, органической склонностью к оппортунистическим решениям в
больших вопросах, личной грубостью, нелояльностью и готовностью
злоупотреблять властью для подавления партии.» Позже он, как и многие,
понял, что дело заключалось не только в Сталине. Рождавшаяся жёстко
централизированная система, где партия стала государственным рыцарским
орденом, а народовластие - фикцией, всегда бы нашла своего Сталина. Этот
человек явился идеальным образом лидера тоталитарной системы. В результате
применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки
политической оппозиции - не только реальные, но и потенциальные.
Интеллигенцию заставили замолчать. Фронтовиков из героев-победителей
разжаловали до «винтиков». «Строптивую» молодежь наказали. «Либералов»
уничтожили. Оставалось подавить внешнюю оппозицию, навести порядок в
«братских» странах. Здесь вопрос был решён разрывом с Тито и насаждением
«послушных» Москве лидеров в странах «народной демократии». Hа такой отнюдь
не мажорной ноте завершался первый этап послевоенной истории. Её
заключительным аккордом стала смерть Сталина летом 1953 г.
-9-
Поверхностные психологи изображают Сталина как уравновешенное
существо, в своем роде целостное дитя природы. На самом деле он весь
состоит из противоречий. Главное из них: несоответствие честолюбивой воли
и ресурсов ума и таланта. Что характеризовало Ленина, - это гармония
духовных сил: теоретическая мысль, практическая проницательность, сила
воли, выдержка, - все это было связано в нем в одно активное целое. Он без
усилий мобилизовал в один момент разные стороны своего духа. Но его
умственные способности будут измеряться какими-нибудь десятью-двадцатью
процентами, если принять за единицу измерения Ленина. В свою очередь, в
области интеллекта у Сталина новая диспропорция: чрезвычайное развитие
практической проницательности и хитрости за счет способности обобщения и
творческого воображения. Ненависть к сильным мира сего всегда была его
главным двигателем как революционера, а не симпатия к угнетенным, которая
так согревала и облагораживала человеческий облик Ленина.
Его честолюбие не давало ему покоя как внутренний нарыв и отравляло
его отношение к выдающимся личностям, мнительностью и завистливостью. В
Политбюро он почти всегда оставался молчаливым и угрюмым. Только в кругу
людей первобытных, решительных и не связанных предрассудками он становился
ровнее и приветливее. В тюрьме он легче сходился с уголовными арестантами,
чем с политическими. Грубость представляет органическое свойство Сталина.
Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие.
В борьбе Сталин никогда не опровергает критики, а немедленно
поворачивает ее против противника, придав ей самый грубый и беспощадный
характер. Чем чудовищнее обвинения, тем лучше. Политика Сталина, - говорит
критик, - нарушает ин-
-10-
тересы народа. Сталин отвечает: мой противник - наемный агент фашизма.
Этот прием, на котором построены московские процессы, мог быть смело
увековечен в учебниках психологии как «рефлекс Сталина».
Сталин - человек военный или, во всяком случае, разыгрывающий роль
военного. Свое пристрастие к военному чину и мундиру он окончательно
реализовал в пышном титуле генералиссимуса, который он сам себе присвоил.
Однако и в ранние революционные годы Сталин уже носил сапоги, шинель и
свои знаменитые усы - намек на принадлежность к военной касте русского
большевизма.
Главной пружиной политики самого Сталина является ныне страх перед
порожденным им страхом. Сталин лично не трус, но его политика отражает
страх касты привилегированных выскочек за завтрашний день. Сталин всегда не
доверял массам; теперь он боится их. Столь поразивший всех союз Сталина с
Гитлером неотвратимо вырос из страха бюрократии перед врагом. В фюрере
хозяин Кремля находит не только то, что есть в нем самом, но и то, чего ему
не хватает. Гитлер, худо или хорошо, был инициатором большого движения. Его
идеям, как ни жалки они, удалось объединить миллионы.
-11-
II.2. Роль личности Сталина в истории России
иктатура стала хранительницей его административно-бюрократической системы.
Сталин пытался подавить любые исторические тенденции, которые угрожали его власти. Сталинская система действовала не по законам мафии, но перенимала
ее определенные черты. В связи с этим прежде всего следует указать на
систему круговой поруки: либо ты становился частью механизма уничтожения,
либо погибал.
Сталин всегда стремился замаскировать свои поступки, скрыть свою
роль в руководстве машиной террора.
В истории периодически возобновлявшихся волн репрессий имели место
случаи, когда некоторые люди признавались невиновными в инкриминируемых им
преступлениях. В этих случаях Сталин вмешивался в дело и снимал тех, кто
был виновен в нарушении законности. Сталин всегда умел найти виновных в
совершенных «ошибках» и тем самым направлял недовольство народа в
определенное русло. Видимо, человек с другим характером вряд ли мог бы
проводить такую политику.
Сталин, однако, не терпел, чтобы сияние власти, исходящее от него,
каким-то образом затрагивало тех, кто стоял рядом с ним, его родственников
или членов семьи.
Свои основные решения Сталин никогда не принимал в состоянии
невменяемости. Он всегда изучал другие точки зрения, очень часто
запрашивал мнение того или иного специалиста.
Сталин далеко переступил рамки репрессивных мер, которые были
необходимы для сохранения его личной диктатуры.
-12-
Здесь на первый план выступают черты его личности, независимые от
исторической обстановки, проявляется чрезвычайно мстительный характер этого
человека. Отличительной чертой характера Сталина было то, что он никогда
не забывал и не прощал конфликтов,
имеющих место в еще дореволюционный период, во время дискуссий в партии,
ни критики, нападок в адрес своей персоны.
Не Сталин создал аппарат, а аппарат создал Сталина. Но аппарат
есть мертвая машина, которая не способна к творчеству. Бюрократия насквозь
проникнута духом посредственности. Сталин есть самая выдающаяся
посредственность бюрократии. Сила его в том, что инстинкт самосохранения
правящей касты он выражает тверже, решительнее и беспощаднее других. Но в
этом его слабость. Он проницателен на небольших расстояниях.
Исторически он близорук. Выдающийся тактик, он не стратег.
Сознание своей посредственности Сталин несет в самом себе. Отсюда и его
потребность к лести.
Овации во славу себе Сталин поощрял и, случалось, расстреливал
тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается собственной властью. Он
проявлял личную мстительность, злопамятство, садизм и прочие темные
страсти, свойственные его натуре. И при этом не считался ни с какими
классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам -
обнаруживая исключительную личную жестокость, личное коварство и личную
жажду власти.
Кульминация Сталина - 1937 г., когда он ликвидировал всех своих
мнимых и действительных противников партии. Сталинская
иррациональность заключалась в том, что сажали и убивали вчерашних героев
революции, убивали своих, самых преданных членов партии, которые умирали
подчас с клятвой
-13-
верности Сталину на устах. Это кажется безумием. И существует версия, что
Сталин просто был сумасшедшим, который все это устроил и организовал,
вопреки своим собственным партийным интересам. На самом деле Сталин
поступал совершенно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то
следуя ленинской политике. Но если все-таки допустить, что Сталин был
безумцем, который правил государством в течение нескольких десятилетий, не
встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство,
созданное Лениным, несло в себе такую возможность. В сталинскую эпоху
любое высказывание, выражающее легкую критику государства и Сталина,
рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да и высказываться
было не обязательно. Достаточно было подозрения, что человек мыслит как-то
не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.
И коллективизацию, и чистки 30-х годов, и многое другое, что проводил
Сталин, в принципе допустимо рассматривать как перманентную революцию. Но
здесь важно другое - то, что Сталин свои портреты и ликование в свою честь
рассматривает как победу над Троцким, некогда его врагом и конкурентом. В
то же время Сталин вину за собственный культ старается спихнуть на
мифических «вредителей», которые якобы хотят его дискредитировать. Этим он
развязывает себе руки для дальнейших расстрелов - в том числе и тех,
кто был ему предан. Наконец, Сталин извиняет этот культ наивностью
рабочих и крестьян, которыми он правит.
За этим скрывается тайная мысль Сталина, которую он и осуществил на
практике, что только так этим наивным народом и народом вообще и можно, и
нужно править. Исследователи говорят, что Сталин обладал исключительно
гениальной спо-
-14-
собностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.
Поэтому очень умело подбирал кадры. Людей талантливых или
самостоятельных в руководстве он уничтожал и окружил себя исполнителями,
которые никак не могли конкурировать с ним да и боялись этого пуще огня.
Кроме того, удивительно разбираясь в людях, он умел так их расставлять и
стравливать между собой, что в конечном счете это шло на пользу ему
одному. В
результате его жертвы располагались как бы цепями, подчас
предварительно сыграв роль палачей.
Вечером 1 декабря 1934 года по инициативе Сталина (без решения
Политбюро - это было оформлено опросом только через 2 дня) было подписано
секретарём Президиума ЦИК Енукидзе следующее постановление:
«1) Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или
совершении террористических актов ускоренным порядком;
2) Судебным органам - не задерживать исполнения приговоров о высшей
мере наказания из-за ходатайств преступников данной категории о
помиловании, так как Президиум ЦИК Союза ССР не считает возможным принимать
подобные ходатайства к рассмотрению;
3) Органам Наркомвнудела - приводить в исполнение приговора о высшей
мере наказания в отношении преступников названных выше категорий
немедленно по вынесении судебных приговоров.»
Это постановление послужило основанием для массовых нарушений
социалистической законности. Во многих фальсифицированных следственных
делах обвиняемым приписывалась
-15-
«подготовка» террористических актов, и это лишало обвиняемых какой-либо
возможности проверки их дел даже тогда, когда они на суде отказывались от
вынужденных своих «признаний» и убедительно опровергали предъявленные
обвинения.
Следует сказать, что обстоятельства, связанные с убийством Кирова,
до сих пор таят в себе много непонятного и загадочного и требуют самого
тщательного расследования. Есть основания думать, что убийце Кирова -
Николаеву кто-то помогал из людей, обязанных охранять Кирова. За полтора
месяца до убийства Николаев был арестован за подозрительное, но был
выпущен и даже не обыскан. Крайне подозрительным является то
обстоятельство, что когда прикрепленного к Кирову чекиста везли на
допрос, он оказался убитым при «аварии» автомашины, причем никто из
сопровождающих его лиц при этом не пострадал. После убийства Кирова
руководящие работники Ленинградского НКВД были сняты с работы и подвергнуты
очень мягким наказаниям, но в 1937 году были расстреляны. Можно заметить,
что их расстреляли затем, чтобы замести следы организаторов убийства
Кирова.
Массовые репрессии резко усилились с конца 1936 года после телеграммы
Сталина и Жданова из Сочи от 25 сентября 1936 года, адресованной
Кагановичу, Молотову и другим членам Политбюро, в которой говорилось
следующее:
«Считаем абсолютно необходимым и срочным делом назначение т.Ежова на
пост наркомвнудела. Ягода явным образом оказался не на высоте своей задачи
в деле разоблачения троцкистко-зиновьевского блока. ОГПУ опоздал в этом
деле на 4 года. Об этом говорят партработники и большинство областных
представителей НКВД». Следует, кстати заметить, что с парт
-16-
работниками Сталин не встречался и поэтому мнение их знать не мог.
Эта сталинская установка о том, что «НКВД опоздал на 4 года» с
применением массовых репрессий, что надо быстро «наверстать» упущенное,
прямо толкала работников НКВД на массовые аресты и расстрелы. Массовые
репрессии проводились в то время под флагом борьбы с троцкистами. В
докладе Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 года «О
недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных
двурушников» была сделана попытка теоретически обосновать политику
массовых репрессий под тем предлогом ,что «по мере нашего продвижения
вперед к социализму» классовая борьба
должна якобы всё более и более обостряться. При этом Сталин утверждал, что
так учит история, так учит Ленин.
На самом же деле Ленин указывал, что применение революционного насилия
вызывается необходимостью подавить сопротивление эксплуататорских классов,
и эти указания Ленина относились к тому периоду, когда существовали и были
сильны эксплуататорские классы. Как только политическая обстановка в стране
улучшилась, как только в январе 1920 года был взят Красной Армией Ростов
и была одержана главная победа над Деникиным, Ленин дал указание
Дзержинскому об отмене массового террора и об отмене смертной казни.
Ленин следующим образом обосновал это важное политическое мероприятие
советской власти в своем докладе на сессии ВЦИК 2 февраля 1920 года:
«Террор был навязан терроризмом Антанты, когда всемирномогущественные
державы обрушились на нас своими полчищами, не останавливаясь ни перед чем.
Мы не могли бы про-
-17-
держаться и двух дней, если бы на эти попытки офицеров и белогвардейцев
не ответили беспощадным образом, и это означало террор, но это было
навязано нам террористическими приемами Антанты. И как только мы
одержали решительную победу, ещё до окончания войны, тотчас же после
взятия Ростова, мы отказались от применения смертной казни и этим
показали ,что к своей собственной программе мы относимся так, как обещали.
Мы говорим, что применение насилия вызывается задачей подавить
эксплуататоров, подавить помещиков и капиталистов; когда это будет
разрешено, мы от всяких исключительных мер отказываемся. Мы доказали это
на деле». (Соч.,т.30,стр.303-304).
Сталин отступил от этих прямых и ясных программных указаний Ленина.
После того, как были уже ликвидированы все эксплуататорские классы в нашей
стране и не было никаких сколько-нибудь серьезных оснований для массового
применения исключительных мер, для массового террора, Сталин ориентировал
партию, ориентировал органы НКВД на массовый террор.
Культ личности Сталина приобрёл такие чудовищные размеры главным
образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал
возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.
Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия
элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии»,
вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга представляет собой выражение самой безупречной лести,
образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца,
самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и
народов».
-18-
Сам Сталин признал лучшим тот текст Государственного гимна
Советского Союза, в котором ни слова нет о Коммунистической партии, но зато
есть следующее беспримерное славословие Сталину:
«Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил».
А разве без ведома Сталина его имя присваивалось многим крупнейшим
городам, разве без его ведома по всей стране устанавливались монументы
Сталина - эти «памятники при жизни»? Ведь это же факт, что сам Сталин 2
июля 1951 года подписал постановление министров СССР, в котором
предусматривалось сооружение на Волго-Донском канале монументальной
скульптуры Сталина, а 4 сентября того же года издал распоряжение об отпуске
на сооружение этого монумента 33 тонн меди. На его сооружение было
затрачено много средств ,и это в то время, когда наши люди в этих районах
после войны еще жили в землянках.
-19-
III. Заключение.
ульт Сталина - одного из более жестоких и своекорыстных диктаторов в
истории человечества, и по сей день остается, пожалуй, наименее
проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией,
которой отмечен XX век. Иначе, откуда бы взяться столь настойчиво
рождаемой мощной волне призывов «покончить с критикой», « не тревожить
память», «не очернять славное прошлое»? Если мы уступим агрессивному
нежеланию знать всю правду и только правду о минувшем, не обречем ли мы уже
сегодня на новую трагедию самих себя и на «судьбы безвестные» наших детей?
У нас уже есть в этой области печальный опыт. Сокрушительная,
казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа, последовавшая после
XX съезда, не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов,
связанных с его именем, - прошло немного времени, изменились условия, и
вся эта демонология снова принялась бурно возрастать. И дело было не только
в воле сверху, диктовавшей реабилитацию вождя, сначала исподволь и
незаметно, а затем все более открыто и целеустремленно - этому
способствовали и мощные токи снизу, пресловутым символом которых стали
сталинские фотографии на стеклах трудяг-грузовиков.
Мы глубоко убеждены, что такой поворот, в конце 50-х - начале 60-х,
казавшийся немыслимым, во многом стал возможен потому, что разоблачение
Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры - а главное,
порожденной им модели развития - в общественном сознании нашей страны.
-20-
Время истории, привычно и сострадательно превращая в шрамы вчерашние
мучительные ожоги драм и трагедий отдельных людей и целых народов, способно
удержать цепкой и неподкупной памятью своей правду фактов, дающих в
естественной сцепке и последовательности единственный и верный шифр к
прочтению интерпретации самой истории. Свыше 30 лет был недоступен нашей
широкой общественности доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, хотя с
позиций сегодняшнего дня мы видим всю его ограниченность и
недоговоренность, чрезмерную сосредоточенность на личности, а не на
феномене сталинизма. Всего лишь год-полтора назад сквозь толщу
спрессовавшихся лет прорвались к нынешним поколениям голоса Н. Бухарина,
Ф. Раскольникова, М. Рютина. Возможно, именно под воздействием накопившейся
энергии казавшегося нескончаемым ожидания столь стремительно
раскручивается ныне пружина исторической памяти, не только донося до нас
правдивую картину нашего собственного прошлого, но и давая обществу силу
двигаться в сторону лучшего будущего.
-21-
Список используемой литературы:
1. «Сталин». Белади Ласло, Крааус Тамаш. М., 1989г.
2. История советского государства. Верт Н. Прогресс-
Академия, 1992г.
3. История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв.
Курс лекций под ред. В. Левапова. Брянск, 1992г.
4. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-.1929.
М.: «Питер-Ворса», 1990г.
5. Психология и педагогика военного управления.
Учебно-методическое пособие.
Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992г.
6. Военная педагогика и психология. Барабанщиков А.М. М.:
Воениздат, 1986г.
7. Проблемы развивающегося обучения. Давыдов В.В.
М.,1986г.
8. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.
Фельдштейн Д.И. М., 1972г.
9. Общая психология. Рогов Е.И. М.: ВЛАДОС, 1995 г.
10. Психология индивидуальных различий. Гиппенрейдер
Ю.Б., Романова В.Я. М. МГУ, 1982 г.
11. Краткий словарь системы психологических понятий.
Платонов К.К. М. Высшая школа, 1984 г.
-21-
Список используемой литературы:
1. «Сталин»/ Белади Ласло, Крааус Тамаш. М., 1989г.
2. История советского государства./Верт Н. Прогресс-
Академия, 1992г.
3. История России. Вторая половина ХIХ-ХХвв./
Курс лекций под ред. В. Левапова. Брянск, 1992г.
4. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929./
М.: «Питер-Ворса», 1990г.
5. Психология и педагогика военного управления./ Учебно-методическое
пособие. Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992г.
6. Военная педагогика и психология./ Барабанщиков А.М. М.: Воениздат,
1986г.
7. Проблемы развивающегося обучения./ Давыдов В.В. М.,1986г.
8. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте./ Фельдштейн
Д.И. М., 1972г.
9. Общая психология./ Рогов Е.И. М.: ВЛАДОС, 1995 г.
10. Психология индивидуальных различий./ Гиппенрейдер Ю.Б., Романова
В.Я. М. МГУ, 1982 г.
11. Краткий словарь системы психологических понятий./ Платонов К.К. М.
Высшая школа, 1984 г.