Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Стили и модели общения

Стили и модели общения
Введение

Каждому
человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне
узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях.
Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных
особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения
человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с
другими людьми.

Стиль
общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных
моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение
наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль
общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные
ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к
людям, способы решения проблем и его личность.

Стиль
общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими
людьми.

В
данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также
модели стилей общения.
Стиль как константная характеристика общения

Общение
человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее
целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше,
не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и
добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об
отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как
двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором
происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние
друг на друга.

В
отечественной психологии известна и широко разрабатывается идея о влиянии на
индивидуальную деятельность человека других людей. Это в основном работы по
проблеме общения. Подробно рассматривается эта проблема и в зарубежной
психологии. Общепринятым является положение о том, что индивидуальные
возможности человека возрастают в условиях межличностного общения, особенно в
группах высокого уровня развития. Более того, общение перестраивает самого
человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют
потенциально. И хотя вышеобозначенные факторы не вызывают сомнения, процессы
оптимизации межличностного общения пока еще изучены слабо.

В
общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание
определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение.
Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом
случае содержание общения – сила переменная, поскольку оно определяется
конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими
преходящими условиями и обстоятельствами.

Константой
при этом выступает стиль общения, т. е. Способ, с помощью которого человек
строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека
свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько
изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время
сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность
личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми,
которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность
личностей, включенных в общение.

Понятие
стиля общения довольно близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно
проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию
характеров. Общая характерология представляет из себя учение о признаках как
физического, так и душевного рода. Поскольку душа была и остается для человека
явлением крайне сложным и таинственным, создатели характерологии начинали
изучение характера, ориентируясь на внешние признаки. Сюда можно отнести не
только графологию, физиологическую типологию Кречмера, более ранние френологию
Галля и физиогномистику Лафатера, но и возникшую на древнем Востоке астрологию,
которая пыталась «внести порядок в хаос индивидуального». Физиологическое
деление на четыре гуморальных темперамента находится в тесной связи с древними
космологическими воззрениями, бравшими за основу типологии тригоны четырех
элементов – воздуха, воды, земли и огня, соотнесенные со знаками зодиака. Тот,
кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной
природой, влияющей на темперамент или судьбу.

Гиппократ
в своей классической типологии заменил зодиакальные созвездия наименованиями
«телесных соков»: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи – и стал различать
холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. Эта последняя типология
сохранилась и до наших времен, а среди попыток ее реформировать удачной можно
назвать лишь типологию И.П. Павлова, который выделил четыре типа высшей нервной
деятельности на основе сочетания ее характеристик: силы нервных процессов, их
сбалансированности и подвижности. Сочетания этих характеристик дают те же
четыре типа, которые описывал Гиппократ.

Современные
ученые, пытаясь разработать типологии темпераментов, характеров или стилей,
отходят от этих старых интуитивных путей, пытаются найти собственное решение,
которое удовлетворяло бы запросам науки. И первый вопрос, встающий перед любым
исследователем, - критерии стиля, или признаки, по которым можно было бы
отнести ту или иную устойчивую форму общения к определенному стилю.

Астрологи
использовали простой критерий – объективно заданное положение звезд при
рождении. И хотя вопрос, каким образом созвездия и планеты приобретают качества
темперамента, до сих пор остается без ответа, астрологическая типология весьма
популярна, и психолог сегодня стоит перед необходимостью учитывать этот фактор
в работе с клиентом. Сегодняшняя физиологическая типизация использует критерий
четырех старых физиологических темпераментов – внешний вид и поведение
индивида. А современные исследователи пытаются найти научный подход к этой
проблеме, преодолевая на своем пути колоссальные трудности, сопутствующие любой
молодой науке.

Начало
научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта
Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том , что они положили
начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали
социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство
рассматривается в социальной психологии как феномен, характеризующий
динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и
подчинения. Начиная с 30-х гг. социальные психологи активно исследуют проблему
лидерства, формулируют различные теории лидерства. Наиболее известными из них
являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактивная теория,
ситуационная теория и «синтетическая» теория.

В
рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее
«совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания
воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

К.
Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства:
авторитарный, демократический и анархичный. В более поздних классификациях
стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например:
«директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный»,
«попустительский».

«Авторитарным»
(директивным, властным) называют стиль лидерства, при котором лидер действует
властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы,
сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

«Демократический»
(коллегиальный, коллективный) лидер стремится управлять группой совместно с
подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

«Либеральный»
(анархический, попустительский) стиль лидерства – форма руководства, при
которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам
группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования,
осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля
лидерства зависит от не только от качеств руководителя, но и от уровня развития
группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную
сторону составляют следующие характеристики:

интонации
голоса руководителя (неприветливая – в авторитарном, товарищеская – в
демократическом, конвенциальная – в попустительском стиле).

Распоряжения
руководителя (деловые, краткие – в авторитарном, с дискуссиями – в
демократическом, непоследовательные – в попустительском стиле).

Запреты
руководителя (без снисхождения, с угрозой – в авторитарном, с дискуссиями – в
демократическом, без запретов – в попустительском стиле).

Похвала
и порицания руководителя (субъективные – в авторитарном, с советами – в
демократическом, без похвалы и порицаний – в попустительском стиле).

Позиция,
занимаемая руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в
демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле).

Содержательную
сторону составляют:

характер
планирования дел в группе (заранее – авторитарном, совместно в группе – в
демократическом, не планируются – в попустительском стиле).

Характер
целей (непосредственные, близкие – в авторитарном, близкие и дальние – в
демократическом, отсутствие целей – в попустительском стиле).

Ответственность
за реализацию дел в группе несут: руководитель – в авторитарном, все члены
группы – в демократическом, никто – в попустительском стиле.

Эти
критерии стилей руководства используются в современной психологии управления.
Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения
представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой –
в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в
попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения
и определяет его характер.

Исследование
К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому
изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во
всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.

В
социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия
«стиль общения», «индивидуальный стиль деятельности», «стиль отношений»,
«межличностный стиль общения», «способ общения людей друг с другом», межличностный
образ действий», «ориентация межличностного общения», «стратегия», «тактика»,
«тенденция действий» и др.

Коммуникативные
стили общения

это
способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10
таких стилей:

1)
доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

2)
драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3)
спорный (агрессивный или доказывающий);

4)
успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности
собеседника);

5)
впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6)
точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7)
внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8)
воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз,
жестикуляция, движение тела и т.д.);

9)
дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их
вкладе в общение);

10)
открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства,
эмоции, личностные аспекты своего Я).

Модели
общения

Анализ
характеристик основных моделей общения позволяет наиболее полно раскрыть
характер поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях.

Базовая
модель общения

Для
начала рассмотрим базовую модель общения. Она будет представлена как некая
система:

Личность как субъект общения

Цели
общения

Содержание
общения

Коммуникативные
процессы

Форма
общения

Личность
как субъект общения

В
представленной системе необходимо выделить три подсистемы:

1.
Личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего;

2.
Личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего;

3.
Коммуникативно-организационная (куда входят цели, содержание, процессы и формы
общения).

Психосоциальный
контекст общения определяется характером диспозиций взаимодействующих людей,
наличием или отсутствием привлекательности между ними, эмоциональным
напряжением, которое формирует сам процесс общения, и
индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.

В
индивидуально-типологические особенности входят: темперамент, психические
процессы (особенности восприятия, память, воображение и мышление), психические
состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т. д.) и
психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные). К
индивидуальным особенностям относятся также и коммуникативные отношения,
влияющие на характер общения (установки на общение и ценностные ориентации в
общении). На основе данных индивидуально-типологических особенностей выводят
типологии субъектов общения.

Модели
комфортно-психологического общения

Рассмотрев
подсистемы базовой модели общения, перейдем к типологии ее модификаций, в
основе которых лежит психоэмоциональный статус личности.

Данный
критерий позволяет выделить две группы моделей общения:

модели
комфортно-психологического общения;

модели
дискомфортно-психологического общения.

К
первой группе моделей комфортно-психологического общения относятся следующие:

1.
познавательная модель общения, в которой реализуется цель передать информацию,
значимую для другого субъекта общения.

2.
экспрессивная модель общения, когда реализуется цель – передать чувства, оценки
и состояние друг другу.

3.
суггестивная модель общения, реализующая цель оказать внушение или внушающее
воздействие.

4.
убеждающая модель общения, в которой через систему логических доказательств
оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга.

5.
ритуальная модель общения, необходимость в которой связана с формированием
системы психологической поддержки норм отношений (проявляется в ритуальном
стиле взаимодействия).

Модели
дискомфортно-психологического общения

К
группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся те, к которым
люди прибегают, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса:

1.
модель заискивающего общения.

2.
модель обвиняющего общения.

3.
модель расчетливого общения.

4.
модель отстраненного общения.

Данные
группы моделей общения отличаются друг от друга психоэмоциональным статусом
личности. В первой группе моделей общение используется как самореализация. Во
второй же группе психоэмоциональный статус личности определяется переживанием
ожидания опасности.

Во
второй группе моделей психологический дискомфорт у общающихся людей возникает в
силу несоответствия между вербальным и невербальным компонентами. Это рождает
двусмысленность, о чем убедительно пишет американский психолог Вирджиния Сатир.
Согласно ее концепции, общение требует включения психофизического аппарата и
взаимодействие организуется через:

-
вербальное общение (слова),

-
телесно-звуковое общение (выражение лица),

-
позы тела (со словами и без них).

В
связи с этим коммуникативный процесс воздействия и восприятия в общении
представляет собой интеграцию трех каналов: словесного, интонационного (экспрессивного)
и мимико-пантомимического. А это значит, что субъекты общения в процессе своего
взаимодействия оперируют тремя группами сигналов – словесной, экспрессивной,
пантомимической. Несоответствие между ними и порождает психологический
дискомфорт в общении.

Рассмотрим
четыре типа поведения, выделенные Вирджинией Сатир, к которым прибегают люди,
чувствуя угрозу отвержения в общении.

Реагируя
на угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается
как-то это скрыть. Он может:

заискивать,
чтобы другой человек не сердился;

обвинять,
чтобы другой человек считал его сильным;

рассчитывать
все так, чтобы избежать угрозы;

отстраниться
на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.

Заискивающий
субъект общения разговаривает унижаясь, угождая, извиняясь, не споря,
соглашаясь и требуя одобрения своим действиям. Это человек с низким уровнем
самооценки.

Обвиняющий
субъект общения разговаривает максимально резко и жестко, обрывая всех и вся,
не давая возможности высказаться никому, командуя, распоряжаясь, подавляя,
крича и завоевывая авторитет.

Расчетливый
субъект в общении, как правило, проявляет корректность, рассудительность,
эмоциональную холодность, спокойствие, монотонность и акцент на сильные стороны
своей личности.

Отстраненный
субъект при взаимодействии с другими людьми не реагирует ни на какие вопросы,
разговаривает певучим голосом, прерываясь и делая неоправданные паузы,
расхаживая взад и вперед и не фокусируя ни на чем внимания.

Любой
из четырех типов общения в представленных моделях способствует поддержанию
заниженной самооценки и ощущению собственного ничтожества.

Эти
типы коммуникативного поведения субъектов общения формируются под влиянием
социального воспитания, которое прививает следующие установки:

«Не
навязывайся: это эгоизм просить что-то для себя» - такой совет формирует
установку на заискивающее реагирование в общении.

«Не
давай никому себя подавить: не будь трусом» - усиливает позиции обвинителя.

«Не
делай глупостей: ты слишком умен, чтобы делать ошибки» - усиливает
расчетливость.

«Не
будь слишком серьезным. Какая разница. Живи как придется» - усиливает
отстраненность от жизненных ситуаций.

Модель
гармонического общения

Между
первой и второй группами общения есть переходная – модель гармонического
общения, основные характеристики в которой – это характеристики уравновешенного
общения:

-
произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям,

-
отношения открытые, свободные и честные,

-
субъект общения испытывает чувство собственного достоинства.

Основой
этой модели общения является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на
адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Уравновешенная модель общения
основывается также на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Эта
модель общения демонстрирует психологическую готовность личности к
самореализации.

Не
так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать
уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели – понять, что в
достижении этого вам мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения,
которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:

Я
могу совершить ошибку.

Кому-то
это может не понравиться.

Кто-то
может меня раскритиковать.

Вдруг
подумают, что я – выскочка.

Люди
могут подумать, что я плохой или дефективный.

Очень
важный для меня человек может меня бросить.

Если
вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете первый шаг на
пути личностного роста. Вышеперечисленные утверждения можно заменить на
следующие:

Я
уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно, когда дело новое.

Я
абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, Ому не понравится то, что я
делаю. На вкус и цвет товарища нет.

Да,
всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно не
совершенен. Но критика полезна.

Конечно!
Я всегда перебиваю кого-то, высовываюсь!

Может
быть то-то и думает, что я не хорош, но ведь на самом деле я могу это пережить.
Если я буду считать, что мне не надо быть безупречным, я никогда не буду
полностью собой доволен.

Итак,
он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Подобное
отношение к происходящим событиям поможет вам чувствовать себя всегда уверенно.
Это будет не просто и, может быть, болезненно. Но если вы сумеете посмеяться
над собой, вам станет легче. Результат оправдает все усилия.

Из
наблюдений, сделанных Вирджинией Сатир, можно сказать о степени
распространенности перечисленных видов поведения. Согласно ее выводам, в самых
общих чертах при встрече с новыми людьми 50% отвечают «да» независимо от того,
что они чувствуют или думают (заискивают); 30% отвечают «нет» независимо от
того, что они чувствуют или думают (обвиняют); 15% не отвечают ни «да» ни
«нет», не выражая никаких чувств (рассчитывают); и 0,5% ведут себя так, будто
вообще не существует никаких эмоций (отстраненные). Остается только 4,5% людей,
от которых можно ожидать уравновешенности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.