Реферат по предмету "Биографии"


Сейфуллина Лидия

Сейфуллина Лидия

И. Ермаков

Сейфуллина
Лидия Николаевна (1889—) — советская писательница. Из крестьян. Окончила
гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и
внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. — уездный земский гласный.
Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. в Москве на
Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. — секретарь Сибгосиздата.

Лит-ую
известность С. получила как автор «Правонарушителей» (1922), «Перегноя» (1923),
«Виринеи» (1924). Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской
пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С.
особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. о революции в деревне.
Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в
«Перегное». Симпатии автора — на стороне деревенской бедноты, борющейся за
новую жизнь.

Новые
люди деревни — Софрон, Виринея и др. — обрисованы С. с большим сочувствием. Они
— крестьянские революционеры, на себе  испытавшие
гнет прошлого. Основная их черта — активное волевое суровое отношение к
действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует
вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем
стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную
жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.

При
всем сочувствии к пролетарской революции С. однако не смогла показать ее
классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое
содержание С. истолковывала по-своему, в духе некоего «неонародничества»
(коммуна, организованная Софроном — «Перегной» — является общиной «трудовой
уравнительности»). Отношение С. и ведущих образов ее произведений к городу
двойственно: она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не
разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки
недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно
как противопоставление деревенской бедноты, имеющей «право» на лучшую жизнь,
всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских
учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С.
как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора. В повестях
«Встреча», «Путники», отчасти и «Перегной», намечается линия опрощения
интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа,
живущего примитивной, здоровой жизнью.

Значительное
место в творчестве С. занимают произведения на темы из жизни советской молодежи
и детворы. Выдающееся явление литературы — «Правонарушители». Традиции
дореволюционной литературы о детях — сусальность, жалостливость — чужды С. Так
же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. в детях
подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом
большую стихийную жажду  радостной,
светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ «правонарушителя» Гришки
Пескова, натуры одаренной, упорствующей. Постепенно, с трудом освобождается
Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя
Мартынова — энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего
товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и
авторитет среди членов колонии. С. подвергает обстрелу систему книжной
педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный
недостаток произведения в том, что С. по-толстовски противопоставляет
«испорченный» город и его психологию «всеблагодатному» началу матери-природы,
деревни.

С
переходом страны к развернутому строительству социализма С. начала отставать от
требований революции. В разрез с действительностью С. в повести «Выхваль»
показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической
тенденции. В последние годы творческая активность С. значительно снизилась.

Произведения
С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения
пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. применить принцип
«местного колорита» для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой
экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев — волевых, сочно,
натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через
впечатляющую и доходчивую до дсознания форму «сказа», — все это несомненные
достоинства ее произведений.

Слабее
С. в сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на
отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем —
существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные
события, образы даны ярко и динамично.
Список литературы

 I. Собр. сочин., 4 тт., изд. «Современные
проблемы», М., 1924—1926 (выдержало 4 изд.)

 Собр. сочин., 6 тт., Гиз — ГИХЛ, М. — Л.,
1927—1931 (неск. изд.)

 Встреча, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1926

 Выхваль, «Новый мир»

 1929, № 1

 Губернатор, Комедия в 1 д., изд. «Современные
проблемы», М., 1927

 Гибель, Рассказы, «ЗиФ», М. — Л., 1930

 Избранное, изд. Московского т-ва писателей,
М., 1932

 Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, (М. —
Л.), 1933

 Сейфуллина Л. и Правдухин В., Черный Яр, Пьеса
в 4 д. и 10 карт., ГИХЛ, М. — Л., 1931

 Критика моей практики, Профиздат, М., 1934
(Мой творческий опыт рабочему автору)

 Повести и рассказы, изд. Московского т-ва
писателей, М., 1934.

Лежнев
А., Литературный обзор, «Печать и революция», 1925, № 1

 Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926

 Смирнов Н., О «Перегное», «Красная новь»,
1923, кн. 4

 Асеев Н., По морю бумажному, «Красная новь»,
1922, кн. 4 (о «Правонарушителях»)

 Хмара А., Сермяжный язык, «Молодая гвардия»,
1925, кн. 2—3

 Смирнов Н., Л. Сейфуллина. Перегной, «Красная
новь», 1923, кн. 4

 Якубовский Т., Сочинения Сейфуллиной и ее
критики, «Новый мир», 1925, № 10

 Фурманов Д., «На литературном посту», 1926, № 2
(о «Виринее»)

 Переверзев В., «Новый мир», 1926, № 4 (о
«Встрече»).

III.
Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. Н. Козьмина, М., 1928

 Владиславлев И. В., Литература великого
десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.