Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
20
февраля 1852 года, в семье штабс-ротмистра лейб-гвардии Уланского полка родился
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, будущий инженер-путеец и писатель,
основатель Новосибирска. Его род был настолько старинным и знатным, что крестил
его сам император Николай I. По иронии судьбы крестной матерью стала мать одной
из самых пламенных революционерок-террористок Веры Засулич.
В
1872 году Н. Г. Михайловский поступил в Институт путей сообщения. В отличие от
многих своих сверстников (как, впрочем, и наших современников) он во время
своих "трудовых семестров" занимался самой что ни на есть настоящей
практикой - ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию.
Строительство железных дорог и порта в районе Бургаса после окончания института
сделало его первоклассным инженером. Потом было строительство дорог, тоннелей и
мостов под Батуми, практически на всей территории, европейской России, на Урале
и даже в Корее. Оригинальные инженерные решения Михайловского давали
многомиллионную экономию. Так, например, первоначальная стоимость
железнодорожного пути была снижена со 100 до 40 тыс. рублей за версту. Писатель
А. И. Куприн отмечал: "Специалисты уверяют, что лучшего изыскателя и
инициатора - более находчивого, изобретательного и остроумного - трудно себе
представить".
В
1891 году Николай Георгиевич руководил изыскательными работами на участке
Челябинск - Обь Западно-Сибирской железной дороги. Именно здесь, на месте
будущего Новосибирска, он выбрал место под строительство моста через Обь. Тогда
в своем дневнике он писал: "Пока здесь вследствие отсутствия... железных
дорог все спит... Но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на
развалинах старой - новая жизнь". Однако с "Кривощековским
вариантом" категорически было несогласно томское и барнаульское
купечество. Одна из местных газет даже писала о Гарине-Михайловском: "Сей
инженер подослан одной из иностранных держав...". По воспоминаниям
инженера Г. М. Будагова, возглавлявшего строительство железнодорожного моста
через Обь, "Присутствие в составе строительной администрации
инженера-литератора Николая Георгиевича Михайловского-Гарина - остроумного,
талантливого человека и превосходного товарища - делало всю внутреннюю жизнь
строителей и их деятельность как-то особенно красочной и приятной".
Другой
жизненной стезей Гарина-Михайловского стала писательская деятельность. Николай
Георгиевич печатался под псевдонимом Н. Гарин (от имени сына - Георгий, или, как
звали в семье, Гаря). Наиболее известна его биографическая тетралогия
("Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты",
"Инженеры"). Инженерная слава и его несомненный литературный талант
вызывали у собратьев по перу уважение и даже... суеверный страх. Писатель
Леонид Андреев, например, говорил: "Я его боюсь, он инженер. Приладит
незаметно мне какое-нибудь колесико, и покачусь я по его рельсам".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pereplet.ru