Флеровский Василий
М. Клевенский
Флеровский
(настоящая фамилия Берви) Василий Васильевич (1829—1918) — известный в свое
время публицист и социолог, выступавший также в качестве беллетриста и критика.
Сын профессора Казанского ун-та; по окончании в 1849 ун-та служил в
министерстве юстиции и имел в виду получить профессорскую кафедру. В 1862 Ф.
обратился к царю со смелым письмом-протестом по поводу ареста 13 мировых
посредников Тверской губ., сделавших заявление конституционного характера; за
это он был арестован, подвергся освидетельствованию умственных способностей и
выслан в Астрахань. После этого он долго преследовался правительством:
высылался в Сибирь, Вологду, Архангельскую губ., жил под надзором полиции в разных
провинциальных городах. В начале 70-х гг. имел связи с революционными кружками
чайковцев и долгушинцев; для последних написал в 1873 агитационную брошюру «О
мученике Николае и как должен жить человек по закону правды и природы»,
напечатанную в Швейцарии. В том же году
в переделанном виде под заглавием «Как надо жить по закону природы и правды»
брошюра была отпечатана Долгушиным летом в дер. Сареево.
Литературная
деятельность Ф. была весьма разнообразна; он выпускал работы по вопросам
социально-философским, экономическим, правовым и пр. Участвовал в
«Современнике», «Дне», «Отечественных записках», «Неделе», «Слове», «Русской
мысли», «Русской речи», «Устоях» и пр. Часть его работ была издана нелегально
за границей и подверглась конфискации в России. Наибольшей популярностью
пользовалась его вышедшая в 1869 книга «Положение рабочего класса в России».
Другой настольной книгой для революционной молодежи 70-х гг. была его «Азбука
социальных наук» (1871). Книга его «Положение рабочего класса в России» вызвала
одобрительный отзыв К. Маркса, подчеркнувшего в ней правдивость изображения
русской жизни. Маркс назвал ее «самой важной книгой, вышедшей после „Положения
рабочего класса в Англии“ Энгельса».
Флеровский
был чистокровным идеалистом, убежденным, что для перестройки общественных
отношений людям достаточно понять неразумность и несправедливость существующего
строя. Ф. решительно отвергал классовую борьбу. Тем не менее он дал сильную
критику русских общественных отношений, пропитанную ненавистью к правительству
и помещикам, и восхвалял западноевропейский конституционный строй. В 70-е гг.
теории Ф. оказывали сильное влияние на энтузиастически настроенных молодых
народников. Как литературный критик Ф. выступил в 1868 со статьей «Изящный
романист и его изящные критики» (подпись «С. Навалихин»), направленной против
«Войны и мира» Л. Толстого. Ф. здесь доказывает, что любимые герои автора
совершенно лишены нравственного чувства, тупы и необразованны; что в романе
дается ряд «возмутительно грязных сцен». Ф. совершенно не понял величайшего
создания русской литературы.
Ф.
написал обширный роман «На жизнь и смерть» (1877), изданный за границей, и
несколько повестей («В глуши», 1856, «Галатов», 1879, «Философия Стеши», 1882,
«Забытая история», 1880). В романе и в повестях Ф. дал образы революционеров,
пропагандируя дорогие ему идеи альтруизма и энтузиазма; много внимания Ф.
уделял своей идее создания новой религии, основанной на разуме.
Беллетристические произведения Ф., тягучие и многословные, не показывают в нем
художественного дарования и не пользовались никаким успехом даже в свое время.
Список литературы
I.
Кроме названных в тексте: Положение рабочего класса в России, СПБ, 1869
Свобода речи, терпимость и наши законы о
печати, СПБ, 1869 (без имени автора)
Три политические системы: Николай I, Александр
II, Александр III, S. I. (Лондон), 1897 (автобиография в сокращенном виде
напечатана в «Голосе минувшего», 1915, III, IV, VI, VII, VIII, IX
1916, I, II, V—VI. Еще более сокращенное
издание «Записки революционера-мечтателя», М. — Л., 1929).
II.
Аптекман О. В., Вас. Вас. Берви-Флеровский, Л., 1925
Кункль А., Долгушинцы, Москва, 1932, стр.
13—21 (вступительная статья Б. Козьмина).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/