Саянов Виссарион
И. Гринберг
Саянов
Виссарион Михайлович (1903—) — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там
же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в
Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. — активный
участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и
ЛАПП; основатель ленинградской литературной группы «Смена», член редколлегий
ряда журналов.
С.,
один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает
по преимуществу как лирик. Герой С. побывал на фронте гражданской войны и
вернулся на свой родной завод («Фартовые года»). На первых стихах С. сказалось
увлечение «блатной» лексикой. Характернее для С. стремление расширить свою
лирическую тему путем исторических, гл. обр. историко-революционных
сопоставлений. Поэтому уже в стихах, составивших сборник «Фартовые года»,
локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с
перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в
целом.
Два
плана — бытовой и общественный, эпохиальный — вначале даны у С. в сплетении.
Условный «блатной жаргон» в свою очередь переплетается с высокой пафосной
лирикой. В дальнейшем развитии
творчества С. выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая
тему пролетарской революции, С. увлекается аналогиями, реминисценциями,
отступлениями в прошлое. Стихи С. — патетичны и в то же время несколько
абстрактны.
Практическая
творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов
работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об
использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о
«реализме, романтизме, натурализме» и поэзии. Ценны его работы о символизме и
акмеизме.
С.
стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и
футуристической поэтики в новом синтезе. Увлечение экспериментом пагубно
отразилось на творчестве С.: неудачна получилась насквозь условная поэма
«Картонажная Америка». Общая культурность обернулась книжностью и
литературностью; эмоциональность — эмоциональной заумью; патетика — алогической
риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл «Семейная хроника». В
этом цикле С. дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной
семьи в тесной связи с развитием революционного движения.
Следующий
цикл, составляющий книгу «Золотая Олёкма» (1933) в портретах, в песнях, и
романсах, в лирических, характерных для С. стихах, объединен темой Сибири:
старой — капиталистической, хищнической, каторжной, и новой — социалистической,
индустриальной. Здесь стих С. освобождается от книжности, псевдокультурности,
прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, С. работает над
использованием фольклора, гл. обр. эпического. С 1930 С. выступает и как
прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается
разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических
произведений С. роман о первых русских авиаторах «Небо и земля», положительно
оцененный советской критикой.
Список литературы
I. Стихотворные сборники: Фартовые года, Гиз,
Л., 1926
изд. 2, «Прибой», Л., (1927)
Комсомольские стихи, изд. «Московский
рабочий», М. — Л., (1928)
Современники, Л., 1929
Картонажная Америка, Поэма, изд. «Прибой», (Л.),
1929
Современники. Избранные стихи, изд. «Красная
газета», (Л.), 1929
Избранные стихи, ГИХЛ, Л. — М., 1931
Собрание стихотворений, т. I. Стихотворения
1925—1930, ГИХЛ, Л., 1931
Семейная хроника, Изд-во писателей в
Ленинграде, Л., (1931)
Избранные комсомольские стихи, изд. «Молодая
гвардия», Л. — М., 1933
Золотая Олекма, Изд-во писателей в Ленинграде,
(Л., 1934)
Избранные стихи, Гослитиздат, (М.), 1934.
Проза: Подруга верная моя, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1930
Остров Мадагаскар, Повесть, Изд-во писателей в
Ленинграде, Л., (1933)
Олегов щит, (Повесть), идз. «Советский
писатель», М., 1934
Небо и земля, кн. 1, Гослитиздат, Л., 1935
Истоки литературы: Современные литературные
группировки, изд. «Прибой», (Л.), 1928
изд. 3, Л. — М., 1931
От классиков к современности, изд. «Прибой»,
Л., 1929
Очерки по истории русской поэзии XX в., изд.
«Красная газета», Л., 1929
Начала стиха, изд. то же, Л., 1930.
II.
Виноградов И., Виссарион Саянов, «На литературном посту», 1930, № 4
Его же, О художественном методе В. Саянова,
«Ленинград», 1932, № 2. Отзывы: Обрадович С., «Красная новь», 1926, № 6
Асеев Н., «Печать и революция», 1926, № 4
Его же, «Новый мир», 1926, № 10
Поступальский И., «Красная новь», 1927, № 10
Светлов М., «Октябрь», 1928, № 9—10
Поступальский И., «Печать и революция», 1929,
№ 2—3
Зенкевич М., «Новый мир», 1929, № 6
Бескин О., «Красная новь», 1929, № 10
Левин Л., Оборотная сторона романтика,
«Литературная газета», 1931, № 3, 14 янв.
Мессер Р., «Звезда», 1931, № 1
Ростовская Н., «Книга — строителям социализма
(Худ. литература)», 1932, № 6—7
Решетов А., «Звезда», 1934, № 4
Мустангова Е., «Литературный современник»,
1934, № 9
Тарасенков А., «Литературная газета», 1934, № 28
Македонов А. «Литературная газета», 1931, № 54
Его же, «Пролетарская литература», 1931, № 5—6
Мустангова Е., «Литературный современник»,
1934, № 9
Гнедина Н., «Художественная литература», 1934,
№ 4
Тарасенков Ан., «Художественная литература»,
1935, № 5.
III.
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Москва —
Ленинград, 1928.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/