Реферат по предмету "Биографии"


Юрий Осипович Домбровский

Юрий Осипович Домбровский
(1909-1978)

ДОМБРОВСКИЙ,
ЮРИЙ ОСИПОВИЧ (1909-1978), русский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в
Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же
году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом,
журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был
арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в
основу романов "Хранитель древностей" (1964) и "Факультет
ненужных вещей" (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих
следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман
"Державин", через год снова был арестован и отправлен в Колымские
лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице
начал писать роман "Обезьяна приходит за своим черепом" (опубл.
1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире "Смуглая
леди" (опубл. 1969).

В
1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем
Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава
преступления и получил разрешение вернуться в Москву.

Творчество
Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа
"Обезьяна приходит за своим черепом" происходит в западноевропейской
стране, оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном
Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место
действия, создавая собирательный образ европейцев, борющихся с тоталитарным
режимом. Это дало критикам основания утверждать, что роман «не имеет никакого
отношения к поджигателям войны» (И.Золотусский), что в нем изображен не фашизм
в Европе, а сталинизм в России. При всей очевидности подобных параллелей,
героями романа все-таки являются европейские интеллигенты, воспитанные на
традициях гуманизма. Главный герой, профессор Мезонье, оказывается перед
выбором между самоубийством физическим и духовным — и, погибая, выходит
победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник,
профессор Ланэ, ради выживания идущий на компромисс с оккупантами.

Свобода
духа становится главной темой дилогии "Хранитель древностей" и
"Факультет ненужных вещей". В "Хранителе древностей"
деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя, безымянного
Хранителя алма-атинского музея, о котором Домбровский писал: «Герой мой —
человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия». Предметы
старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями, а частью истории
человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора
Аврелиана и «искристый, игольчатый сок», брызнувший из яблока, и пережившие
землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова, которому «удалось
построить здание высокое и гибкое, как тополь», и картины художника Хлудова,
который «рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга,
которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край».
Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым, могучим многообразием мира,
описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью.

В
романе "Факультет ненужных вещей", продолжающем "Хранителя
древностей", главный герой попадает в тюрьму, переживает предательство, но
свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством
справедливости пронизан рассказ "Записки мелкого хулигана" (опубл.
1990). Домбровский рассказывает о том, как, вступившись за избиваемую женщину,
был арестован и осужден «за мелкое хулиганство» в ходе очередной показательной
кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда, венцом
которых явилось осуждение за «нецензурную брань» глухонемого.

При
жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение —
"Каменный топор" (1939). В стихотворении "Меня убить хотели эти
суки..." он пишет о том, как трудно ему было возвращаться к нормальным
человеческим отношениям после лагеря. Встреча на алма-атинском рынке со своим
бывшим следователем ("Утильсырье", 1959) заставляет Домбровского с
горечью написать об отсутствии справедливости в мире, где тесно переплетены
судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной
публицистикой. Он стремился к тому, чтобы реальные события его жизни поэтически
преобразились: «Я жду, что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль»
("Пока это жизнь...", не датировано).

В
трех новеллах о Шекспире, объединенных названием "Смуглая леди",
объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель
прослеживает, «как с годами менялся автор, как, пылкий и быстрый в юности, он
взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью,
разочарованием, осторожностью и как все под конец сменилось страшной
усталостью» ("Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе, антимифе и биографической
гипотезе", 1977).

Умер
Домбровский в Москве 28 мая 1978.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.