Содержание ВВЕДЕНИЕ 1.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ 2.ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4.АНАЛИЗ КОЭФФИЦИЕНТОВ
ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночных отношений от коммерческого предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий.
С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия.
В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского учета, пассивы и активы баланса, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д. 1.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых
форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обуславливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости. Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников
их покрытия. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов: труда, земли, капитала, предпринимательства. Финансовое состояние проявляется в платежеспособности хозяйствующего субъекта, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вовремя вносить платежи в бюджет.
Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности. Цель анализа финансового состояния определяет задачи анализа финансового состояния, которыми являются: - оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения; - оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;
- анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня; - анализ платежеспособности хозяйствующего субъекта и ликвидности активов его баланса. 2.Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
При этом необходимо решать следующие задачи: 1. На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия. 2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового
состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. 3. Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения: • структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования; • эффективности
и интенсивности использования капитала; • платежеспособности и кредитоспособности предприятия; • запаса финансовой устойчивости предприятия. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить: • с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
• с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; • с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия. Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики
– для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства
таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности: • множество субъектов анализа, пользователей информацией
о деятельности предприятия; • разнообразие целей и интересов субъектов анализа; • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности; • ориентация анализа только на внешнюю отчетность; • ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности; • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном
взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные. Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы ниже. Анализ хозяйственной деятельности Финансовый анализ Управленческий анализ Внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой (бухгалтерской)
отчетности Внутрихозяйственный финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и отчетности Внутрихозяйственный производственный анализ по данным управленческого учета 3.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Большинство методик анализа финансового состояния предприятия предполагает расчет следующих групп показателей: • платежеспособности; • кредитоспособности; • финансовой устойчивости.
Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности Кла показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами – денежными средствами и краткосрочными финансовыми
вложениями: Кла=ДС/КП, (1) где ДС – денежные средства и их эквиваленты , тыс.руб.; КП - краткосрочные пассивы тыс.руб. Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03-0,08. Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов: Клп=(ДС+ДБ) /
КП, (2) где ДБ – дебиторская задолженность, тыс.руб. Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0,7. Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства: Кло=IIА / КП, (3) где IIА – итог второго раздела баланса, тыс.руб.
Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5-3 и не должен опускаться ниже 1. Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:
Клтм.ц=З / КП, (4) где Клтм.ц – коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей, %; З – запасы тыс.руб. Кредитоспособность – это возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов. Следует учесть, что кредитоспособность – это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него. Для оценки кредитоспособности предприятия применяются различные методы. Основными показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:
1. Отношение объема реализации к чистым текущим активам: К1=Nр / Aчт, (5) где Ачт – чистые текущие активы, тыс.руб.; Nр – объем реализации, тыс.руб. Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент К1 показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия.
Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах. 1. Отношение объема реализации к собственному капиталу: К2=Nр / СК, (6) где СК – собственный капитал, тыс.руб. Этот показатель характеризует оборачиваемость собственных источников средств.
Однако необходимо реально оценить величину собственного капитала. В активе баланса собственным источником покрытия соответствуют, в частности, нематериальные активы и запасы. 2. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу: К3=Дк / СК, (7) где Дк – краткосрочная задолженность, тыс.руб. Данный коэффициент показывает долю краткосрочной задолженности в собственном капитале предприятия.
3. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации: К4=ДЗ / Nр, (8) где ДЗ – дебиторская задолженность, тыс.руб. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. 4. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия:
К5=Ал / Дк, (9) где Ал – ликвидные активы, тыс.руб. В отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» - более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия. Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов. 1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости)
Ккс: Ккс=СК / ВБ, (10) где СК – собственный капитал, тыс.руб.; ВБ – валюта баланса, тыс.руб. Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала Ккп: Ккп=ЗК / ВБ, (11) где ЗК – заемный капитал, тыс.руб. Эти два коэффициента в сумме: Ккс + Ккп = 1. 1. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала
Кс: Кс = ЗК / СК. (12) Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. 2. Коэффициент маневренности собственных средств Км: Км = СОС / СК, (13) где СОС – собственные оборотные средства, тыс.руб. Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.
СОС = СК + ДП – ВА = (III + IV – I). (14) Предполагается, что долгосрочные пассивы предназначаются для финансирования основных средств и капитальных вложений. 3. Коэффициент структуры долгосрочных вложений Ксв: Ксв = ДП / ВА, (15) где ДП – долгосрочные пассивы, тыс.руб.; ВА – внеоборотные активы, тыс.руб. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных
активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников. 4. Коэффициент устойчивого финансирования Куф: Куф = (СК + ДП) / (ВА + ТА), (16) где (СК + ДП) – перманентный капитал, тыс.руб.; (ВА + ТА) – сумма внеоборотных и текущих активов, тыс.руб. 4.АНАЛИЗ КОЭФФИЦИЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Задачей анализа является явление тенденций изменения
деловой активности, определяемой через оборачиваемость и рентабельность предприятия. Рентабельность предприятия показывает долю прибыли, заложенную в выручке от реализации продукции. Чем в структуре реализованной продукции больше доля наиболее рентабельных видов продукции, тем выше выручка и, соответственно, прибыль предприятия. Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятия приведены в таблице 2. Таблица 2. Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятия
Наименование коэффициента Расчетная формула Влияние изменений коэффициента на финансовое положение предприятия. 1 2 3 Коэффициент: 1. Рентабельности продаж Пр/В Показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия. 2. Рентабельности всего капитала пред-приятия Пр/ВБ Показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Уменьшение свидетельствует о падении спроса и перенакоплении активов. 3. Рентабельности внеоборотных активов Пр/А1 Отражает эффективность использования внеоборотных активов 4.Рентабельности перманентного капитала Пр/(П3+П4) Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия, собственного и заемного. 5.Общей оборачи-ваемости капитала В/ВБ Отражает скорость оборота всего капитала предприятия.
Рост означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен. 6.Оборачиваемости мобильных средств В/А2 Показывает скорость оборота мобильных средств. Рост оценивается положительно. 7.Оборачиваемости материальных оборотных средств В/З Отражает число оборотов, запасов и затрат предприятия, уменьшение свидетельствует об относительном увеличении запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию.
8.Оборачиваемости готовой продукции В/ГП Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост коэффициента означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение на затоваривание. 9.Оборачиваемости дебиторской задолженности В/ДЗ Показывает расширение (увеличение коэффициента) или снижение (уменьшение коэффициента) коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. 10.Среднего срока оборота дебиторской задолженности
N×ДЗ/В Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Уменьшение коэффициента оценивается положительно. 11.Оборачиваемости кредиторской задолженности. В/КЗ Показывает расширение или уменьшение коммерческого, предоставляемого пред -приятию. Рост означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия; снижение – рост покупок в кредит. 12. Среднего срока оборота кредитор-ской задолжен-ности, дни
N×КЗ/В Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием. 13.Фондоотдача внеоборотных активов В/А1 Характеризует эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величину продаж, приходящихся на единицу стоимости средств 14.Оборачиваемости собственного капитала В/П4 Показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост отражает уменьшение уровня продажи. Существенное снижение – тенденцию к бездействию части
собственных средств. Условные обозначения: Пр – прибыль (тыс.руб.); В – выручка от реализации (тыс.руб.); ВБ – валюта баланса (тыс.руб.); А1 - итог раздела актива баланса (тыс.руб.); А2 – итог раздела пассива баланса (тыс.руб.); П3 – итог раздела 3 раздела баланса (тыс.руб.); П4 – итог раздела 4 раздела баланса (тыс.руб.); З – запасы (тыс.руб.); ГП – готовая продукция (тыс.руб.);
ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев (тыс.руб.); КЗ – кредиторская задолженность (тыс.руб.); N – количество дней в анализируемом периоде (дн.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрютина М. С Грачев А. В. Анализ финансово-экономической дея¬тельности предприятия: Учебно-практическое пособие 2-е изд испр М.; Изд-во «Дело и сервис», 2003. 2. Артеменко ВТ Белендир М.В. Финансовый анализ:
Учеб. пособие, 2е издание. М.: Дело и сервис; Новосибирск: Изд. дом Сибирское согла¬шение, 2003 3. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд. доп М.: Финансы и статистика, 2002 4. Баканов М.И Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Фи¬нансы и статистика,
1995 5. Донцова Л. В. Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности коммерческой организации.// Менеджмент в России и за рубежом. №5, 2001 6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2000 . 7. Ефимова О. В. Анализ показателей ликвидности.// Бухгалтерский учет №6, 1999 8. Зайцев М. Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств
предприятия.//Дайджест финансы №8, 2001 9. Керимов В. Э Роженецкий О. А. Анализ соотношения «затраты объ¬ем - прибыль».//Менеджмент в России и за рубежом №4. 2000 10. Ю.Крейнина М. Н. Цели и задачи финансового менеджмента. //Менеджмент в России и за рубежом №5, 2003 11. Кричевский Н. А. Как улучшить финансовое состояние предприятий. //Бухгалтерский учет №12, 1996
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Бизнес-планирование в сфере сервиса |
Реферат | Здание братства черноголовых |
Реферат | Создание базы данных РЭО ГАИ |
Реферат | Исследование топлива бензиновых двигателей |
Реферат | Криминалистическая фотография, её значение в следственной и экспертной практике |
Реферат | Брэнд как основа маркетинга |
Реферат | Процессоры. Назначение. Основные характеристики |
Реферат | Бізнес-план |
Реферат | Бізнес-план на відкриття перукарні |
Реферат | Информационные системы маркетинга 2 |
Реферат | Бренд в системе агромаркетинга |
Реферат | Аутсорсинг как способ минимизации затрат |
Реферат | Базы данных розничной клиентуры |
Реферат | Банковская система России 6 |
Реферат | Бизнес-план компьютерного клуба |