МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Черноморская гуманитарная академия
Кафедра экономики
Учет и операционная деятельность в банках
СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО УЧЕТА
Принципы организации учетно-операционной работы и бухгалтерского учета в банках
Банк - основная структурная единица сферы денежного обращения. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением прочих банковских операций.
Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами.
В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
Задачи бухгалтерского учета в коммерческих банках:
Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности.
Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников.
Обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.
Принципы бухгалтерского учета в банках, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденном Министерством финансов РФ 20 марта 1992 г.
Положение устанавливает следующие методологические основы бухгалтерского учета: первичное документальное оформление и отражение хозяйственной деятельности, денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций, калькуляция себестоимости продукции и услуг путем суммирования фактически произведенных расходов; инвентаризация средств предприятия с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета; систематизация и группировка полученной информации способом двойной записи в соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" и на завершающем этапе учетного процесса - общая характеристика состояния хозяйственного объекта на определенную дату (составление баланса и других форм отчетности).
Следуя единым методологическим основам, бухгалтерский учет в банке имеет отличительные черты, обусловленные спецификой обслуживаемой сферы денежного обращения, что отражается в организации учетно-операционной работы.
Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
построение учетно-операционного аппарата;
организацию рабочего дня и документооборота;
внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений деятельности банка и ее масштабов.
Например, ведение счетов клиентов осуществляет операционный отдел, состоящий из ответственных исполнителей (учетно-операционных работников). Ответственные исполнители осуществляют обслуживание предприятий и граждан по совершаемым ими в банке расчетно-денежным операциям. Они являются доверенными работниками банка; оформляют и подписывают расчетно-денежные документы.
Счета и операции распределяются между ответственными исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями главного бухгалтера и работников.
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:
Все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно).
Передача обработанных документов на ВЦ банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.
Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день).
Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:
время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;
график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки;
время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.
При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.
Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.
Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. Действующий план счетов приведен в приложении.
Наличие единого перечня счетов позволяет сделать информацию о деятельности банка доступной для сторонних пользователей и обобщать ее в единой отчетности Центрального Банка России. Детальную информацию дают аналитические счета, причем, степень детализации определяется потребностями управления банком.
Все счета делятся на балансовые и внебалансовые.
Учет по балансовым счетам ведется способом двойной записи, которая обеспечивает получение баланса банка. По внебалансовым счетам учет ведется по приходу и расходу без применения двойной записи.
Коды балансовых счетов состоят из 3-х знаков. Первые два знака слева - счета первого порядка, которые детализируются с помощью третьего знака на счета второго порядка. Например:
01Фонды банка
010 Уставный фонд
011 Резервный фонд
012 Специальные фонды.
Коды внебалансовых счетов состоят из четырех знаков, причем
первые два из них - "99".
Операции, проведенные за день, обобщаются в ежедневной отчетности, которая включает баланс и отчет по внебалансовым счетам.
Бухгалтерский баланс - это группировка хозяйственных средств и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Баланс представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для ее анализа и контроля. В нем отражается состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.
Баланс банка, в отличие от балансов предприятий производственной сферы, построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Баланс составляется ежедневно.
На 1 число следующего за месяцем отчета бухгалтерский баланс и другие отчетные формы представляются в Главное управление Центрального Банка РФ.
Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.
Большинство операций банков (расчетные, кассовые, ссудные и др.) отражаются в бухгалтерском учете на основании денежно-расчетных документов. Формы документов унифицированы и изготавливаются типографским способом в виде стандартных бланков или печатаются на ЭВМ. Каждый стандартный документ содержит основные реквизиты: название документа, номер формы, номер документа и дата его выписки, наименование и местонахождение предприятия-плательщика и получателя средств, номера счетов в банке, назначение платежа (содержание операции), сумму операции, коды для обработки информации клиента, его подписи и печать, подписи работников банка, проверивших документ.
Все документы должны быть правильно и четко оформлены. Исправления в банковских денежно-расчетных документах не допускаются.
По месту формирования документы подразделяются на банковские, составляемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др.
Денежно-расчетные документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.
Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег. К приходным кассовым документам относятся: объявления клиентов на взнос денег в кассу банка, приходные кассовые ордера, квитанции приема денег. К расходным кассовым документам относятся чеки на получение денег и расходные кассовые ордера. Чековые книжки (именные и на предъявителя) выдаются клиентам банка по их заявлениям. Расходными кассовыми ордерами оформляется выдача вкладов. Приходные и расходные кассовые ордера применяются и при совершении внутрибанковских операций, например: возврат подотчетных сумм; выплата авансов и заработной платы работникам банка.
Мемориальные документы используются для безналичных перечислений по счетам. К ним относятся представляемые банку клиентами платежные требования, поручения, расчетные чеки и др. документы, а также мемориальные ордера для оформления операций при частичной оплате платежных поручений, частичном погашении ссуд и т. п.
К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера. Этими документами оформляются прием и выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и в бухгалтерии.
Все кассовые и мемориальные документы, служащие основанием для совершения банковских операций, должны иметь подписи должностных лиц банка, оформивших и проверивших их. Подписавшиеся лица несут ответственность за законность операции и правильное оформление документа. Некоторые операции подвергаются дополнительному контролю и поэтому подписываются, после ответственных исполнителей, старшими по должности работниками банка. Например, главный бухгалтер подписывает все документы по операциям, произведенным по счетам клиентов без их поручений или требований и распоряжений кредитного отдела, документы по внутрибанковским операциям, по операциям с драгоценными металлами и иностранной валютой.
Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка, которые инструктируют сотрудников, распределяют и закрепляют за ними места для хранения документов в шкафах и других хранилищах. Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетовых или кредитовых балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов. Документы за истекший день должны быть оформлены не позднее, чем на следующий день. Количество и общая сумма документов заверяется на обложке подписями формировавшего работника, главного бухгалтера или его заместителя, а по кассовым документам -также старшего кассира.
Изъятие документов по вкладам допускается лишь по требованию судебных или следственных органов в связи с уголовными делами.
При изъятии подлинного документа составляется в двух экземплярах акт или протокол изъятия за подписями главного бухгалтера банка или его заместителя. В акте или протоколе должно быть точно указано, по чьему требованию документ изымается. Второй экземпляр акта или протокола вручается указанному представителю.
На место изъятого подлинного документа помещается заверенная главным бухгалтером копия документа, первый экземпляр акта или протокола и требование на изъятие документа с распиской лица, получившего подлинный документ. Об изъятии главный бухгалтер делает за своей подписью надпись на обложке папки с документами.
Проблемы перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета
В настоящее время наиболее остро стоит проблема приведения существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), а поэтому тема нововведений в бухгалтерском учете и отчетности, ввиду изменчивости отечественного банковского законодательства, не теряет своей актуальности.
Международные стандарты финансовой отчетности создаются в результате работы Комитета по международным стандартам (International Accounting Standards Board, IASB). В его задачу входит унификация систем бухгалтерского учета во всем мировом сообществе. На сегодня в общей сложности разработано более сорока международных стандартов — и это не предел: с каждым годом добавляются новые стандарты, при этом действующие стандарты регулярно пересматриваются, отменяются или объединяются.
Почему возникает вопрос о необходимости перехода российских банков
на международные стандарты учета и отчетности?
Что дает банкам переход на МСФО?
Известно, что финансовая (бухгалтерская) отчетность в нашей стране в прошлом имела второстепенное значение, являясь производной от бухгалтерского учета, цель которого были «учет и контроль за сохранностью социалистической собственности». С развитием рыночной экономики и интеграцией Российской Федерации в мировое сообщество модернизация и трансформация отечественного бухгалтерского учета как недостаточно прозрачного, неадекватного рыночным условиям хозяйствования, а отчасти и архаичного становится непосредственной практической задачей.
Решение этой задачи предполагает переосмысление основ отечественного учета, пересмотр его ценностных ориентиров, модификацию общего его формата. Особенно наглядно, предметно и актуально переформулировка основ бухгалтерского учета выступает ныне в сфере банковской деятельности, где перекосы в учете и отчетности, пожалуй, самые распространенные, а потери от них — наибольшие.
Возьмем хотя бы самый «невинный» пример, когда банк для соблюдения нормативов мгновенной, текущей ликвидности и достаточности капитала в последний рабочий день отчетного периода привлекает от банка-контрагента краткосрочный кредит путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет НОСТРО, открытый в этом же банке-корреспонденте. Формально у банка на отчетную дату появляется высоколиквидный актив — денежные средства и краткосрочные обязательства. Однако на самом деле такая операция не имеет экономического смысла, поскольку выдача кредита не сопровождается движением реальных денежных средств. Следовательно, достоверность отчетности можно поставить под сомнение.
Первоочередной задачей совершенствования банковского отечественного учета является повышение уровня его прозрачности. Под прозрачностью понимается формирование единым установленным способом информации, необходимой для принятия ее пользователями соответствующих решений. Цифровые данные должны быть раскрыты и снабжены необходимыми комментариями, при этом не должно происходить необоснованного включения одних данных в другие, равно как и взаимозачета без раздельного их отражения.
Использование же стандартов МСФО позволяет решать эту задачу на регулярной основе, что дает ряд преимуществ в банковской системе страны.
Прежде всего, появляется возможность привлечения иностранных инвестиций. Конечно, само по себе представление отчетности по МСФО не означает автоматическое получение дополнительных ресурсов. Однако при соблюдении прочих условий российский банк сможет рассчитывать на иностранное финансирование. Многие зарубежные финансовые компании уже сейчас осуществляют кредитование только после предоставления им отчетности, составленной по МСФО. Например, Европейский банк реконструкции и развития при решении вопроса о выдаче кредита требует предоставить заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.
Во-вторых, появляется информационная открытость и прозрачность отчетности, а также элемент престижа. Наличие отчетности по международным стандартам повышает доверие к банку внутри страны и положительно сказывается на его имидже.
Наконец, в-третьих, повышается эффективность принятия управленческих решений, в том числе решений, принимаемых внутренними пользователями, поскольку стандарты изначально разрабатывались для принятия управленческих решений. Таким образом, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов корпоративного управления.
В настоящее время наметился интерес российских банков к составлению отчетности по МСФО в целях предупреждения возникающих у банка проблем. Те банки, которые уже провели работу по составлению отчетности в соответствии с международными стандартами, убедились в очевидных преимуществах этих стандартов.
Практика показала, что в основные различия касаются величины капитала. Есть банки, у которых это различие связано с наличием больших финансовых активов (создание резервов на возможные потери или на обесценение активов), есть банки, у которых, наоборот, по международным стандартам происходит дооценка капитала, например, при применении МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».
В целом это означает, что если в российской отчетности лишь по косвенным признакам можно заподозрить наличие у банка определенных проблем, то в международной отчетности эти проблемы предстают в явном виде, например, дефицит собственных средств, снижение рентабельности и т.д.
Проблемы несовпадения российских стандартов ведения бухгалтерского учета с международными
Действующая система бухгалтерского учета в РФ существенно отличается от учета операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация данных по некоторым видам операций.
Проблема несовпадения российских принципов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности обсуждается в нашей стране уже давно. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой отчетности. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется главным образом органами государственного регулирования и статистики.
Основные различия заключаются в следующем:
одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, является приоритет содержания над формой.
В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухучета основываются исключительно на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают предпочтение форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание;
вторым основным отличием является схема учета затрат.
В соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а РПБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Согласно методу начисления результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Результаты операций отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность кредитных организаций тех периодов, к которым они относятся. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РПБУ принципа преобладания сущности над формой.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |