Реферат по предмету "Биографии"


Святитель Серапион Владимирский

Перевезенцев С. В.


Святитель Серапион (ум. 1275 г.) поначалу был монахом и, позднее, игуменом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. занял стол епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского.


Серапиону Владимирскому, как достоверно установлено, принадлежит пять "Слов". Почти все они точно датируются: первое написано около 1230 г., остальные — в последние два-три года жизни автора. Впрочем, скорее всего, эти послания составляет лишь малую часть его творческого наследия.


В основе религиозно-философской концепции Серапиона Владимирского лежит идея величия человека, созданного Господом: "Великии бо ны Господь створи". И это величие проявляется в заповеди любви, заложенной в сердца людей Самим Господом, как самой главной: "Еже Самого Владыкы нашего болшая заповедь, еже любити друг друга, еже милость любити ко всякому человеку, еже любити ближняго своего аки себе". И только любовью можно устроить нормальную человеческую жизнь: "Всегда в любви пребывающи, мирно поживемъ".


Если же люди смогут соблюсти Божии заповеди, то Господь дарует им и радостную жизнь на земле, и вечное спасение и жизнь в Царствие Небесном после смерти, ради которого, собственно говоря, и были созданы люди: "И милость Господня излеется на ны, мы же в радости поживемъ в земле нашей, по ошествии же света сего придем радующеся, акы чады къ Отцю, к Богу своему и населдим Царство Небесное, его же ради от Господа создани быхом".


Однако люди не способны пребывать в Господней благодати и соблюдать Его заповедания. Не справляющиеся со многими искушениями, люди впадают в грехи. Именно в нравственном оскудении русского народа, в забвении им христианских заповедей Серапион Владимирский видит главную причину нового, рабского, униженного положения Руси, завоеванной татарами. "Кто же ны сего сего доведе? — задает он риторический вопрос, и дает ответ: — Наше безаконье и наши греси, наше неслушанье и наше непокаянье". И Серапион с горечью и болью перечисляет грехи русского народа: ложь, клеветы, грабежи, воровство, разбои, сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность… Серапион Владимирский не останавливается на перечислении лишь на этих, нравственных, греховных качеств. К грехам он относит и скверные и немилостивые суды, и неправедные лихоимства, безжалостное ростовщичество, т.е. социальные явления. Столь же греховным считает Серапион и возрождение языческих обычаев — колдовства, гаданий. А совсем тяжкое впечатление на него производит возрождение человеческих жертвоприношений: "Аже еще поганьскаго обычая держитесь: волхованию веруете и пожигаете огнем невиные человекы и наводите на всь миръ и градъ убийство".


По убеждению Серапиона Владимирского именно за эти прегрешения Русь и наказана Господом. В "Словах" Серапиона предстает яркая картина "казней Божиих", которым она подверглась, самым страшным из которых стало татарское нашествие. Причем, по мнению мыслителя, Господь заранее предупреждал русский народ о Своем гневе. Серапион перечисляет многие предзнаменования, случившиеся задолго до татарского завоевания: голод, мор и землетрясение, обрушившиеся на Русь в 1230 году, солнечное затмение 28 февраля 1206 г., затмение луны 3 февраля 1207 г., появление комет в 1223 и 1230 гг. Все эти природные явления и были предупреждениями Господними о греховности русского народа.


Как можно заметить, в религиозно-философских взглядах Серапиона Владимирского самую большую роль играет идея страха Божиего, как наказания за грехи. Однако испытание страхом Божиим — это и путь к спасению. В своих проповедях он постоянно взывает к пастве, объясняя, что гнев Господень до тех пор будет обрушиваться на Русь, пока сами русские люди не покаятся и не вернутся к Господу: "Молю вы, братье, кождо васъ: внидите в помыслы ваша, узрите сердечныма очима дела ваша, — възненавидете их и отверзете я, к покаянью притецете". И чем искреннее раскаяние, тем быстрее Всемилостивый Господь простит русских людей и вернет им свое покровительство. И недаром Серапион уверен, что Господь "ждеть нашего покаянья, миловати ны хощеть, беды избавити хощеть, зла хощеть спасти!"


В этом смысле Серапион Владимирский четко осознает и формулирует задачи, стоящие перед Русью — необходимо покаяние, избавление от грехов, духовное возрождение, без которого невозможно преодолеть внутренние распри и объединить силы в борьбе с врагом.


В учении о страхе Божием, которого придерживается Серапион Владимирский, вполне естественно можно усмотреть влияние византийской трактовки христианского вероучения. Однако, русский мыслитель, в соответствии с реальной исторической обстановкой, вполне творчески подходит к некоторым христианским положениям. Так, когда он в одной из проповедей перечисляет заповеди Господни, он, видимо, совершенно сознательно не упоминает заповедь "люби врага своего" — в реальной жизни подобный призыв можно было рассматривать как предательство. Следовательно, для Серапиона главным оказывается не просто призыв к христианскому благочестию, но духовное укрепление русского народа в борьбе за возрождение Русского государства.


Несомненно, своими выступлениями Серапион способствовал духовному очищению народа, укреплению в нем чувства патриотизма. Более того, проповеди Серапиона Владимирского вселяли в сердца людей крепкую надежду на спасение и на неизбежное освобождение от тяжкого иноземного ига. Ведь, по его искренней вере, всех возвратившихся к Христовым заповедям, Господь простит и вновь наделит Своей Благодатью. И недаром в народе вплоть до ХIХ века Серапиону Владимирскому поклонялись как одному из заступников в тяжелые жизненные времена.


Святитель Серапион Владимирский канонизирован Русской Православной Церковью, его память празднуется в день Собора Владимирских святых 23 июня (6 июля).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кнабе Г.С. "Цицерон и искусство красноречия в Риме"
Реферат Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц
Реферат Выбор канала распространения рекламы
Реферат «Досуг и образование рабочих Алтайского края в 30-е годы XX века» Крюкова Алена Сергеевна, 10б моу «Гимназия №42», г. Барнаул
Реферат Часовые пояса
Реферат Триумфальное поражение
Реферат Baby Sitting Essay Research Paper Baby sittingFouryearolds
Реферат Гималайский институт науки йоги и философии
Реферат Long Term Analysis Essay Research Paper Analysis
Реферат Формування комплексу маркетингових комунікацій для просування банківських продуктів
Реферат Организационно-управленческие детерминанты правонарушений в органах внутренних дел Украины
Реферат Акмеолого-управленческий курс Рефлексивная организация управленческой деятельности и мышления в условиях решения муниципальных проблем Учебное пособие
Реферат Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность
Реферат Разработка модели программного обеспечения для телевизора в среде Rational Rose
Реферат Heart Disease Essay Research Paper 4 COMMON