Народная артистка России, лауреат премии "Золотая маска"
Родилась 3 июля 1944 года в Ленинграде. Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (курс Бориса Вульфовича Зона). По окончании института поступила актрисой в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где дебютировала в роли Полли в "Трехгрошовой опере" Брехта. Почти сразу же ее актерская карьера пошла вверх, и в послужном списке Натальи Теняковой замелькали награды и премии, полученные на различных конкурсах и смотрах театральной молодежи.
В 1968 году ее пригласили в Большой драматический театр имени М.Горького. Там она сыграла Аглаю в товстоноговском спектакле "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Потом были - Клея ("Лиса и виноград"), Юлия ("Дачники"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Вера ("Три мешка сорной пшеницы"), Александра ("Фантазии Фарятьева"). Все ее работы отличались самостоятельностью, уверенностью трактовки, удивляли многообразием оттенков.
Тенякова - человек театра. Она театральна прежде всего в том смысле этого слова, когда театр являет нам на подмостках нечто совершенно иное, чем повседневная будничность. Тенякова никогда не копирует жизнь, она ее творит, созидает. Ей удалось избежать тоскливого мелькания в массовке.
Вместе с семьей в конце 1970-х годов Наталья Тенякова перебралась в Москву и стала артисткой Театра имени Моссовета. Здесь она была введена в уже идущие спектакли - "Версия" (Любовь Дмитриевна Блок), "Тема с вариациями" (Любовь Сергеевна), "Братья Карамазовы" (Грушенька). Ей следовало приспосабливаться к чужому рисунку роли. Но Тенякова была самостоятельна. И спектакли, в которые она была введена, менялись под влиянием актрисы.
Так было со спектаклем "Братья Карамазовы". Исполнение Теняковой роли Грушеньки было признано театральной общественностью одним из самых неожиданных и удачных. Тенякова почти интуитивно угадала философскую направленность спектакля. Она нигде не подчеркивала то, что обычно особенно используют исполнительницы этой роли - обольстительность Грушеньки, ее женскую привлекательность. Актриса признавалась позднее, что не очень любит Грушеньку, однако привнесла в этот образ невиданную доселе жесткость и холодное великолепие.
Впоследствии в Театре имени Моссовета появились спектакли, поставленные специально для нее. Она с успехом исполняла роли Гедды Габлер ("Гедда Габлер"), мадмуазель Сюпо ("Орнифль, или Сквозной ветерок") и другие. Несомненно выдающимися работами стали сыгранные более сотни раз на малой сцене Театра имени Моссовета - Софья Андреевна Толстая ("Если буду жив") и Фрося ("Печка на колесе").
Появление Теняковой во МХАТе имени А.П.Чехова по приглашению Олега Николаевича Ефремова прозвучало как парадокс ее актерской судьбы. Совершенно немхатовская по своей природе актриса-солистка, всегда стоящая особняком, становится ведущей в самом ансамблиевом театре.
Тенякова не пытается разжалобить зал или понравиться залу, не допускает сентиментальности, она судит своих героинь, порой беспощадна к ним.
Актрисе свойственна усложненная манера ведения диалога, которая вносит в роль подчас повышенную эксцентричность. Высоко трагического накала актриса достигла в роли Ракель ("После репетиции", МХАТ, 1996). Наталья Тенякова - замечательная актриса, создающая на сцене разнообразные женские характеры, но в ее исполнении это всегда Женщины с большой буквы.
У нее сложился на редкость удачный дуэт в жизни и искусстве с Сергеем Юрским, который как никто понимает уникальность ее таланта, помогая ему раскрыться. Премией "Золотая маска" была отмечена ее работа в спектакле "Стулья", поставленном С.Ю. Юрским в театре "Школа современной пьесы" (1994).
На счету Н.М. Теняковой множество ярких театральных ролей. Среди них - Полли Пичем ("Трехгрошовая опера", 1966), Оль-Оль ("Дни нашей жизни", 1966), Лизелотта ("Два театра", 1968), Настя ("Счастливые дни несчастливого человека", 1970), Вера ("Три мешка сорной пшеницы"), Арманда ("Мольер"), Александра ("Фантазии Фарятьева", 1976), Юлия ("Дачники", 1977), Софья Андреевна ("Если буду жив", 1979), Поликсена ("Правда - хорошо, а счастье - лучше", 1980), Люба ("Тема с вариациями", 1982), Панька ("Вдовий пароход", 1986), Мадлена ("Кабала святош", 1988), Раневская ("Вишневый сад", 1990), Сваха ("Женитьба", 1997), Валентина Корнеевна ("Провокация", 2000) и другие.
Востребована актриса и в кино, где ее необычайная театральность проступает ярко и придает персонажам резкость и контрастность красок, дает возможность зрителю ясно понять ее героинь. Наиболее известны и любимы Асенкова ("Зеленая карета", 1965), Лида ("Старшая сестра"), Антонина ("Наши знакомые"), Баба Шура ("Любовь и голуби").
Более 50 ролей сыграно актрисой на телевидении, в том числе в постановках "Жизнь ненужного человека", "Смуглая леди сонетов" (Леди), "Дядюшкин сон" (Марья Александровна), "Фиеста" (Брет Эшли), "Большая кошачья сказка" (Алиса), "Требуются седые человеческие волосы" (Наташа), "Полковник Шабер" (Графиня) и другие.
Н.М. Тенякова - Народная артистка России (1994), Заслуженная артистка РСФСР (1982), лауреат премии "Золотая маска" (1995), член Союза театральных деятелей (1965).
Живет и работает в Москве.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |