Реферат по предмету "Биографии"


Огарев Николай Платонович

(1813-1877)


Огарев Николай Платонович - философ-материалист, революционный демократ, поэт и публицист. Друг Герцена. Учился в Московском университете. Арестован в 1834, находился в ссылке в 1835 - 1839. С 1841 по 1846 изучал философию / Гегеля, Фейербаха/, естественные и общественные науки за границей. Вторично арестован в 1850. В 1856 эмигрировал и совместно с Герценым стал издавать "Полярную звезду", "Колокол", "Общее вече", "Русскую потаенную литературу". Огарев - один из родоначальников народничества.


Учение:


Условия свободы личности.


"Теперь спрашивается: что же делает личность самостоятельно-свободною?- Ясность мысли и соответственность поступка с мыслию. Что делает личность независимою?- немешание окружающей средою ясно мыслить и соответственно действовать. Стало, полезное в общественном смысле - это знание действительности и устранение препятствий, мешающих человеку ясно мыслить и последовательно действовать. А потому полезных элементов два: популяризация знаний и общественный переворот. Если что-нибудь препятствует личности быть самостоятельно-свободною и независимою от притеснений среды, в которой находится, это - подчинение (совершенно противоположное взаимному согласию) абсолютизму правительства. В этом мире есть преднамеренное ложное учение, а популяризации знаний нет. Стало, общественный переворот необходим".


Свобода и детерминизм.


"1) Libre arbitre - принцип, ставящий право выбора поступка или убеждения без достаточной или помимо достаточной причины, определяющей поступок или убеждение. Если мы примем необходимость (а как же ее не принять?) достаточной причины, обусловливающей поступок или убеждение, то оный принципсам собой исчезнет.


2) В анатомико-физиологическом построении животного нет органа, который выражал бы принцип du libre arbitre. Кроме внешнего запроса и органического ответа, кроме впечатления и его результата, кроме толчка и движения, нет никаких явлений в организме. Принцип du libre arbitre вводил бы новый вид невещественной и независимой души, которой присутствие равно не нужно и не имеет места.


3) Если физиология еще плохо объяснила некоторые вопросы, как исторические антеценденты и наследственность, то все же наблюдение, что эти два факта существуют, доказывает нить необходимости, а не принцип du libre arbitre. Оба эти вопроса не имеют никакой связи с оным принципом, и никакое полнейшее физиологическое объяснение не внесет этой связи. Оба эти вопроса во всяком случае в разрез противоположны принципу du libre arbitre.


4) Патологические наблюдения всего яснее устраняют оный принцип. Не говоря уже о психиатрии, больной может не кричать, только когда боль не перешла известную меру.


5) Сравнительная зоология дает больше всего фактов, опровергающих принцип du libre arbitre. Так называемое право выбора поступка найдется у всякого животного, так что из-за этого изобретать особенной человеческой нравственности и особенного превосходства- нечего. И в результате все же выйдет у всякого животного поступок вследствие обслуживающей причины.


6) Разнообразие характеров обуславливается не принципом du libre arbitre, а, напротив, разнообразием организмов и разнообразием влияющей среды, так что одно это устраняет принцип du libre arbitre.


7) Что касается до объективного и субъективного определения libre arbitre и антиномий, переходящих друг в друга, то я думаю, что спор может получить истинное развитие только при совершенном устранении подобных метафизических номинальностей.


8) Только принявши безответственность человеческой жизни, мы можем ввести в социологию необходимые элементы воспитания и социальной организации.


9) Если мы прием принцип du libre arbitre, мы уже не можем объяснить истории, ибо не можем принять в человечестве неизбежную последовательность фактов (т. е. причин и следствий, как принимаем в остальном мире) и должны животом рухнуться и в христианство, и в религиозно-легальную мораль".


Главные сочинения:


"Избранные социально-политические и философские произведения", "Избранные произведения", "Русские вопросы", "Расчистка некоторых вопросов", "Частные письма об общем вопросе".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.