Реферат по предмету "Биографии"


Кулиджанов Лев Александрович

Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР


Родился 19 марта 1924 года в городе Тбилиси. Отец - Кулиджанов Александр Николаевич. Мать - Кулиджанова Екатерина Дмитриевна. Супруга - Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр Львович (1950г.рожд.), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (1957г.рожд.), кандидат исторических наук.


Юность Льва Кулиджанова прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах - драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор - Москва, ВГИК, мастерская С.А.Герасимова.


"Фирменный знак" герасимовской мастерской во многом накладывал свой отпечаток на творческую судьбу тогдашних молодых режиссеров. "Работа с Сергеем Герасимовым, вспоминал он впоследствии, дала нам, его ученикам, очень многое. Дело не только в чисто практических навыках, которые, как правило, учитель прививает своим ученикам... Герасимов стремился разбудить в нас чувство ответственности за свои дела и поступки... Он учил нас, что основной язык кинематографа - это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное - быть простым. Такое дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый".


В творчестве Кулиджанова нашло свое отражение преклонение перед русской литературой. Влюбленность в классику, в Чехова, определила выбор курсовой работы - короткометражный фильм "Дама", снятый вместе с Г.Оганесяном. В этой ленте молодого режиссера уже тогда обозначились его будущие художественные пристрастия - внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Этому предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль "Хаджи Мурат" по повести Л.Толстого. Чехов и Толстой - иронические зарисовки российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси, краю, где прошли юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые сопутствуют на протяжении всей жизни.


После окончания ВГИКа в 1955 году Л.А.Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" Кулиджанов поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Такое творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссеры нередко тандемами "врывались" в большой кинематограф - Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определенном этапе творческого пути режиссеров такое соавторство было плодотворно и необходимо. Работа над фильмами "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" стала для молодых режиссеров хорошей школой гражданственности и кинематографического мастерства. Заинтересовавшись сначала достоверностью факта, сиюминутностью происходящего, типическими чертами характера молодого современника, режиссеры в своей следующей картине пришли к правде эпохи, познаваемой через правду конкретных характеров и бытовой вещественности, обнаружили стремление не только показать жизнь в ее развитии, но и попытку диалектически проанализировать ее сложности.


Это стремление станет еще более очевидным в следующих фильмах Кулижданова, продолжавших творческие принципы, которые молодые режиссеры утверждали в своих первых работах.


Еще через два года, в 1959г., на экраны выходит картина "Отчий дом", подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу - доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное. Создатели "Отчего дома" сумели в простом раскрыть значительное и продолжили этой работой лучшие реалистические традиции русского советского кинематографа, которые утверждали человека из народа натурой яркой, талантливой, благородной и внутренне интеллигентной.


"Отчий дом", "Потерянная фотография", "Когда деревья были большими" - именно в такой последовательности появлялись на экране фильмы Кулиджанова в период 1959-1962гг. И если "Потерянная фотография" оказалась для режиссера "проходной" лентой и со временем потерялась в истории кино, то фильм "Когда деревья были большими" остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любит именно этот фильм, работа над которым шла споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. "Деревья" - фильм о цене человеческого доверия, о доброте, ставшей искусным воспитателем, о высоких нравственных принципах и хороших людях, которые помогают главному герою Кузьме Кузьмичу Иорданову, блестяще сыгранному Юрием Никулиным - человеку "выломавшемуся" из жизни - воскресить все лучшее, что еще теплилось в его душе. Кулиджанов, утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, остался верен своей манере и в этой картине, характеры которой очерчены тонко, на подтексте, полутонах, неуловимых психологических нюансах. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.


В своем следующем фильме "Синяя тетрадь", ставшем важным этапом в творческой биографии Кулиджанова, он одним из первых открыл путь к интеллектуальному решению ленинской темы. Вслед за "Синей тетрадью" появился "Ленин в Польше" С.Юткевича с талантливым М.Штраухом в главной роли.


За "Синей тетрадью" последовала экранизация романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание", в которой Кулиджанов обнажил его конфликтную коллизию и несколько приглушил чувственные эмоциональные краски, сопутствующие всем перипетиям сюжета.


Фильм "Звездная минута" о космическом подвиге Юрия Гагарина может быть воспринят как послесловие к нравственным исканиям героя "Преступления и наказания". Но это лирическое отступление в документалистику явилось своеобразным прологом в новую работу, одну из самых значительных в творчестве режиссера - телевизионную многосерийную картину "Карл Маркс. Молодые годы". Она стала не просто попыткой биографического исследования исторического лица, но попыткой воссоздания духовной биографии человека, занявшего особое положение в новейшей истории мира.


Всего за годы работы режиссером Л.А.Кулиджанов снял фильмы: "Это начиналось так..." (1956), "Дом, в котором я живу" (1957), "Отчий дом" (1959), "Потерянная фотография" (1960), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1971), "Звездная минута" (1975), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980), "Умирать не страшно" (1991), "Незабудки" (1994).


Творческая деятельность Л.А.Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочетается с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964г. стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965г. на 1-м Съезде кинематографистов был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986г. после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи "ХХ век".


Л.А.Кулиджанов - Народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984г.), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Избирался членом Центральной ревизионной комиссии (1966-1967), кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Был президентом Общества культурных связей СССР - Мексика.


Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также орденами Венгрии и Болгарии. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.


Любит поэзию и серьезную классическую музыку. Любимые поэты - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, О.Мандельштам, Б.Пастернак, Заболоцкий, Н.Гумилев . Любимые актеры по жизни и с которыми довелось работать - М.Ульянов, Е.Матвеев, И.Смоктуновский, Е.Копелян, Н.Мордюкова, Г.Тараторкин, Ю.Никулин, В.Зубков, Л.Овчинникова, В.Кузнецова, Л.Марченко, И.Гулая, Ю.Беляев, М.Булгакова, Т.Бедова, В.Теличкина, В.Телегина и др.


Живет и работает в Москве.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інформаційний синтез системи автоматичного розпізнавання бланків документів
Реферат Аттестация рабочего места электрогазосварщика
Реферат Творец троичного компьютера
Реферат Что общего между шифрованием и линией Мажино?
Реферат История почты России
Реферат Моделирование структуры книги
Реферат Русская артиллерия (конец XV - первая половина XVII вв.)
Реферат Глубинно психологическое исследование девиантного поведения подростков
Реферат Исследование социальных аспектов управления персоналом современных организаций на примере ООО "ТверьИнформПродукт"
Реферат Программирование для математиков
Реферат Влияние современной музыкальной культуры на личность
Реферат Из истории вычислительной техники
Реферат Философия техники: общие основания
Реферат Российские первопроходцы Web
Реферат Джебель-Шаммар