Реферат по предмету "Биографии"


Камбурова Елена Антоновна

Народная артистка России.


Родилась 11 июля 1940 года в городе Новокузнецке. Отец - Камбуров Антон Семенович (1908 г.рожд), инженер. Мать - Захарова Лидия Марковна (1911 г.рожд), врач. Брат - Камбуров Владимир Антонович, инженер. Детство прошло на Украине, в городе Хмельницком, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. В юности мечтала стать драматической актрисой, увлекалась серьезно поэзией, однако после школы, не будучи слишком уверенной в твердых основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года все же оттуда ушла и приехала в Москву поступать в театральное училище имени Б.В.Щукина. Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии Б.Е.Захавы и ученицы Е.Б.Вахтангова, выдающейся актрисы Ц.Л.Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актерское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.


На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады. Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А.Луначарского. Однажды преподаватель училища С.А.Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: "По-моему, это ваше". Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Н.Матвеевой "Ветер" стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.


Шестидесятые годы - время необычайного подъема интереса к поэзии, поэтические вечера собирали тогда стадионы. И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьезном и сокровенном. С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Поэзия - один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Судьба свела ее с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе, они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар - песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Л.Критской на стихи Ю.Левитанского. Вместе с Ларисой Критской на фирме "Мелодия" был записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. В него вошли песни Л.Критской на стихи Ю.Левитанского, песни М.Таривердиева и Ю.Саульского на стихи Г.Поженяна, Ю.Кима и др.


В результате работы с композитором М.Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна (среди которых, ставшая своего рода автографом певицы песня "Я такое дерево...", о неотъемлемом праве на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств) и цикл на стихи А.Вознесенского по мотивам романа Э.Хемингуэя под названием "Прощай, оружие" (позднее записанный и вышедший отдельной пластинкой с одноименным названием), в котором гражданская тематика, тема войны, опять-таки решается на уровне отдельной человеческой личности. Возможность лирического решения гражданской тематики, отношение к гражданской войне не как к героической, но трагической теме Елена Камбурова воплотила в цикле песен о гражданской войне, так называемых "комсомольских" песен, за который в 1986 г. она была удостоена премии Московского комсомола..


Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Ее пение - это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для нее, в ее жанре, с учетом ее индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений. Так, вместе с композитором Владимиром Дашкевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ века. Среди них - цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра - одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой "Реквием", и другая - "Сохрани мою речь" на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима, в начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П.И.Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение стихов поэтов серебряного века с эстрады в условиях их негласного запрета требовало смелости, мужества.


Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а ее концерты - глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву - ее выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить. Вместе с В.Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила второй авторский диск "Послушайте", на нем собраны песни Дашкевича на стихи Ф.Тютчева, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Маяковского и др. Булат Окуджава отозвался об этой работе так: "Природа позаботилась о ее вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью ее переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова." В 1986 году на фирме "Мелодия" был записан третий диск Камбуровой под названием "Да осенит тишина" (в это же время в ее концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в котором певица предложила слушателям взгляд на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл песен, включающий в себя и русские народные песни, и авторские баллады, написанные на исторические темы.


Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия ее песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна. Ее репертуар невероятно разнообразен, он отражает многогранность таланта и широту поэтических и музыкальных вкусов певицы: в нем и песни Окуджавы и Матвеевой, с которых она начинала, и оригинальные, тонкие музыкальные интерпретации поэзии серебряного века - стихов М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, А.Блока, Г.Иванова и более близких к нам по времени Ю.Левитанского, Д.Самойлова, А.Тарковского. Это и песни, в основе которых тончайшая лирика поэтов Польши, Латинской Америки, Франции. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках - французском, английском, польском, испанском, греческом, на иврите.


Среди зарубежного репертуара Елены Камбуровой следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия - Ж.Бреля, Барбары, Л.Ферре и др., их творчество, их понимание песенного жанра, как жанра музыкально-поэтического спектакля, очень близки по духу певице. Как посвящение французским единомышленникам Елена Камбурова выпустила отдельную программу "Ты видишь, я помню...", в которой звучат песни Франции от средневековья до наших дней. Камбурова поет и классику - песни Ф.Шуберта, П.И.Чайковского и М.М.Мусоргского (вокальные циклы "В детской" и "Песни и пляски смерти"), легко и убедительно разрушая сложившиеся у нас стереотипы относительно возможного их исполнения.


Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство - те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в "пении за кадром"; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в ста кинофильмов и мультфильмов - Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди ее работ в кино - "Раба любви", "Дульсинея Тобосская", "Небеса обетованные", "Нас венчали не в церкви", "Приключения Электроника", "Мой нежно любимый детектив" и др. Певица появляется и в кадре: среди ее актерских работ роли в таких фильмах, как "Монолог" (реж.А.Симонов, 1970 г.), "Театр неизвестного актера" (реж.Н.Рашеев, 1970 г.), "Клоун" (1980 г.), "Мой театр" (реж.Г.Карюк, 1989 г.), "Поворот сюжета" (1990 г.), "Реквием" (1990 г.), "Мой нежно любимый детектив".


Камбурова не ограничивается концертными программами - она одержима идеей песенного спектакля со всеми театральными атрибутами - декорациями, костюмами, реквизитом, сложной световой партитурой. Первым опытом в этом направлении стал спектакль "Игра снов" (режиссер В.Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как она может переходить в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, так наряду с "Игрой снов" существует и озорной, лукавый спектакль по страницам американских мюзиклов.


Певица много гастролирует по всей стране и за рубежом: с огромным успехом проходят ее концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле.


Всего за годы творческой деятельности певица выпустила 5 пластинок на фирме "Мелодия": "Прощай оружие" (Цикл М.Таривердиева по мотивам Э.Хемингуэя, 1970 г.), "Поет Елена Камбурова" (1975 г.), "Сказки об Италии" (1981 г.), "Послушайте" (1982 г.), "Да осенит тишина" (1987 г.); и 2 компакт-диска: "Елена Камбурова" (1996 г.), "Дрема" (русские колыбельные, США, 1997 г.).


Е.А.Камбурова - Народная артистка России (1995 г.), член Союза театральных деятелей, с 1992 г. является художественным руководителем основанного ею Театра Музыки и Поэзии, объединяющего под своей крышей певцов камерного жанра. "Наш театр сегодня - это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала" - говорит певица. "Традиция - это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока еще не знакомы, кого подарит нам завтрашний день. И мы будем уже вместе путешествовать в эту страну, которая дает возможность жить не только в соответствии с днем сегодняшним, но и в согласии с ритмами, вибрациями Времени Вечного."


Елена Камбурова мечтает о появлении в Москве приюта для бездомных животных. Собаки и кошки, живущие у нее дома всегда, с детских лет, родом с улицы.


Живет и работает в г.Москве.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка объектов прикладного решения "Мастер-класс на "1С: Предприятие 8.2"
Реферат Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием и оценка финансового положен
Реферат Управление Сибирью в XVII-XVIII вв.
Реферат Наука на Востоке в XI в
Реферат Адрес: 220123 г. Минск ул. Старовиленская, 100 Тел./факс
Реферат Неправильные глаголы
Реферат «Евангельские образы в художественной культуре»
Реферат Моделирование термической обработки шестерней
Реферат Організація податкового обліку і звітності розрахунків з бюджетом в умовах реформування системи оподаткування України
Реферат The Occupation Of Japan Essay Research Paper
Реферат Таможенное право 3
Реферат Социологический анализ развития туризма
Реферат Понятие о сельскохозяйственных планах и картах
Реферат Контрольная работа по Таможенное дело
Реферат Стратегическое планирование на примере ОАО «Крымпродмаш»