Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, Государственной премии России, премии имени Ленинского комсомола, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, академик Международной академии творчества и Академии российского искусства, профессор
Родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Отец - Максимов Сергей Александрович (1912 - 1961), инженер. Мать - Максимова Татьяна Густавовна (1914 г. рожд.), журналист, редактор издательства, в настоящее время - на пенсии. Супруг - Васильев Владимир Викторович, артист балета, балетмейстер, режиссер, педагог, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Катя Максимова с детства мечтала танцевать. В 1949 году она упросила маму отвести ее в Московское хореографическое училище (МХУ) и была сразу принята. Первым ее педагогом стала Л.И. Рафаилова. Старейшина московского балета В.Д. Тихимиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой - ученицей уже 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере "Морозко", шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков - ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру. Еще в училище балетмейстеры ставили специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила номер В.А. Варковицкого "Соловей" на музыку А.А. Алябьева; сам великий К.Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого "Романс" на музыку С.В. Рахманинова. В 1960 году Касьян Ярославович создал для Максимовой "Мазурку" на музыку А.Н. Скрябина и "Фантазию" на музыку С.Н. Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым. Уже в седьмом классе Максимовой доверили настоящую балеринскую партию - роль Маши в балете П.И. Чайковского "Щелкунчик" в постановке В.И. Вайнонена. Именно с этой ролью она завоевала свою первую золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета в 1957 году. Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли французского "Гранд-опера", именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.
В 1958 году Максимова окончила МХУ по классу Елизаветы Павловны Гердт (замечательная балерина Петербургского Мариинского театра, которая привила своей ученице не только безупречный классический стиль, но и артистизм, тонкую культуру интонирования, научила личностному переживанию музыки) и сразу стала солисткой балета Большого театра. С первого же сезона ей поручают сольные партии в классических спектаклях, а новый балетмейстер Юрий Николаевич Григорович предлагает главную роль Катерины в московской премьере балета С.С. Прокофьева "Каменный цветок" - самой новаторской для советского балетного театра того времени постановке. С первого своего появления - и навсегда - Максимова становится настоящей любимицей публики. В этом же году она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее "чудесным маленьким эльфом", "бэби Большого балета".
В 1960 году Екатерина Максимова становится первой ученицей великой Галины Улановой, в которой она, по словам самой Максимовой, нашла "...не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и искусстве. Сила ее художественного и человеческого влияния - беспредельна". Уланова репетирует с ней партию Жизели; Максимова - самая юная исполнительница этой сложной и в техническом, и в актерском отношении роли, но ее исполнение безоговорочно признают даже самые строгие критики. Редкая красота, идеальные пропорции фигуры, природный дар грации и безграничное обаяние, легкость и элегантная непринужденность самых сложнейших па в сочетании с истинным артистизмом - слагаемые сценического облика Екатерины Максимовой.
Ее репертуар первых лет в театре обширен и разнообразен, каждый сезон пополняется новыми партиями в классических и современных спектаклях: 1960 - Сильфида ("Шопениана"), Водяница ("Конек-Горбунок"), Лиззи ("Тропою грома"), Коломбина ("Медный всадник"); 1961 - Жанна ("Пламя Парижа"), Мавка ("Лесная песня"); 1962 - Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Муза ("Паганини"), Маша ("Щелкунчик"), Нимфа ("Спартак" - постановка Л.В. Якобсона), Вакханка (хореографическая сцена "Вальпургиева ночь"); 1963 -Солистка - первая исполнительница ("Класс-концерт" - постановка А.М. Мессерера), принцесса Флорина - первая исполнительница в новой редакции Ю.Н. Григоровича балета "Спящая красавица"; 1964 - Золушка ("Золушка" - постановка Р.В. Захарова), принцесса Аврора ("Спящая красавица"), Балерина - первая исполнительница редакции ("Петрушка", постановка М.М. Фокина, редакция К.Ф. Боярского).
В 1965 году Максимова - идеальная лирическая балерина - неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л.Ф. Минкуса "Дон Кихот". Это становится настоящим событием - виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли. Критика пишет: "Что бы ни танцевала Максимова - музыка, солнце, жизнь дышат в каждом ее движении" (Е. Луцкая). Екатерина Максимова постоянно опровергает сложившиеся стереотипы - за искрометной Китри следует ее удивительная, ни на кого из предшественниц не похожая Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро", 1968), а затем трагическая, истинно шекспировская юная Джульетта ("Ромео и Джульетта" - постановка Л.М. Лавровского, 1973).
Глубиной постижения замысла хореографа, чуткой, отзывчивой пластикой и естественной уверенной техникой, уникальным актерским мастерством Максимова привлекает самых разных балетмейстеров, которые ставят спектакли и создают партии в расчете на ее неповторимую индивидуальность. Это уже упомянутый выше К.Я. Голейзовский. Это Ю.Н. Григорович, в балетах которого Екатерина Максимова была первой исполнительницей партий Маши ("Щелкунчик", 1966), Фригии ("Спартак", 1968), принцессы Авроры ("Спящая красавица", 1973). Это Д.А. Брянцев, создавший для Максимовой необычную хореографию в телебалетах "Галатея" (1977) и "Старое танго" (1979), и в постановке которого "Гусарская баллада" Т.Н. Хренникова она исполнила роль Шурочки Азаровой (1980). Это французский балетмейстер Пьер Лакотт, пригласивший Максимову на главную роль в московской премьере возобновления старинного балета "Натали, или Швейцарская молочница" (театр "Классический балет" под руководством Н.В. Касаткиной и В.В. Василева, 1980). Позднее она исполнит центральные партии в постановках Касаткиной и Василева - Джульетту в балете "Повесть о Ромео и Джульетте" (1981) и Еву в балете "Сотворение мира" (1984). Екатерина Максимова - прекрасная героиня балетов и хореографических миниатюр, поставленных специально для нее Владимиром Васильевым, - Девушка в балете "Икар" (1971) и Эола (2-я редакция балета, 1976); Анюта ("Анюта", 1986); Золушка ("Золушка", 1991); героиня спектаклей "Эти чарующие звуки..." (1978), "Ностальгия" и "Фрагменты одной биографии" (1983); миниатюр "Элегия", "Ария", "Менуэт", "Вальс", "Увертюра на еврейские темы", "Русская" и др.
Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю.Т. Жданов, Н.Б. Фадеечев, М.Э. Лиепа, Л.М. Лавровский, А.Ю. Богатырев, Х. Донн и др., но ее "принцем" всегда был Владимир Васильев. Их дуэт, безоговорочно признанный профессионалами "лучшим дуэтом мира", "легендой XX века", начал складываться еще в хореографическом училище (первое совместное выступление - па-де-труа из балета "Щелкунчик" во 2-м классе). Жизнь личная и жизнь сценическая оказались связаны нераздельно - даже их совместная поездка в Париж в 1961 году на премьеру советско-французского фильма "СССР с открытым сердцем" (где они играли главные роли) состоялась на следующий день после свадьбы и была естественно воспринята французами как свадебное путешествие. То особое чувство, которое вызывает их танец, и которое больше чем просто восхищение совершенством пластического и духовного единства, наверное, лучше всех выражено в словах театроведа В.М. Таевского: "В наше время, когда рвутся узы и рушатся связи между людьми, дуэт Е. Максимовой и В. Васильева являет собой тот образ устойчивости, по которому тоскует мир и в реальность которого почти утрачена вера. Поэтому-то ими так любуются зрители всех стран".
Максимова всегда считала, что "неважно, где танцевать, - важно танцевать". Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий - когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Ю.Н. Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре "Классический балет", сниматься в фильмах, выступать в концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное - чтобы роли, спектакли увлекали ее.
С триумфальным успехом танцевала Екатерина Максимова на лучших сценах мира. Ей рукоплескали "Ла Скала" и "Метрополитен-опера", "Гранд-опера", "Ковент-Гарден" и "Колон". Необычайно интересными оказались ее выступления в спектаклях таких знаменитых мастеров, как М. Бежар (Юлия - "Ромео и Юлия", труппа "Балет XX века", 1978); Р. Пети (Роза - "Голубой ангел", "Марсельский балет", 1987); Л. Мясин (Продавщица перчаток - "Парижское веселье", Театр "Сан-Карло", 1988); Дж. Кранко (Татьяна - "Онегин", Английский национальный балет, 1989); Б. Менегатти (Ромола - "Нижинский", театр "Сан-Карло", 1989). Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение хореографии Ф. Аштона (па-де-де из балета "Сильвия", 1979); Т. Шиллинга ("Матч", 1973); Дж. Арпино ("В кругу ангелов" - хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994); М. Кларк ("Сады Вилландри", 1999).
"Великой балериной" называет Максимову балетмейстер Пьер Лакотт, "чудом природы" - балетмейстер Наталья Касаткина, дирижер Евгений Колобов - "олицетворением Музыки", актер Игорь Ильинский - "своей радостью в искусстве", критик Вадим Гаевский - "самой интеллигентной и самой деликатной балериной наших дней", режиссер Александр Белинский - "великой балериной и лучезарным дарованием".
Великолепное мастерство блистательной балерины отражено в ряде экранизаций балетов, фильмах-концертах и документальных фильмах, среди которых: "Хрустальный башмачок" (Фея Весны, 1961); "Путь в Большой балет" (1960); "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969); "Вальпургиева ночь" (Вакханка, 1971); "Хореографические новеллы" (1973); "Эти чарующие звуки..." (Балерина, 1981); "Адам и Ева" (Ева, 1982); "Страницы современной хореографии" (1982); фильм-опера "Травиата" (Испанка, 1982); "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); "Гран па в белую ночь" (1987); "Слава Большого балета" (1995) и др.
Исключительное драматическое дарование Екатерины Максимовой ярко засверкало на телеэкране, открывшем, по словам Бориса Чиркова, "...превосходную актрису - и комедийную, и драматическую. Актрису, которая с удивительной естественностью, правдивостью, ироничностью и обаянием передает тончайшие настроения человеческой души, демонстрируя при этом чудеса исполнения труднейших танцевальных движений". Слова, сказанные Б. Чирковым о роли Анюты в одноименном телебалете (Приз "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага", 1982; Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов, Алма-Ата, 1983; Государственная премия РСФСР, 1984) по праву можно отнести к любому образу, созданному Максимовой на экране: Девочка ("Трапеция", 1970); Элиза Дулиттл ("Галатея" - фильм удостоен наград на международных фестивалях телефильмов - приза "Злата Прага" и премии Би-Би-Си в Лондоне, 1978); Петер ("Старое танго" - Приз Интервидения и "За лучшее исполнение женской роли" на международном фестивале "Злата Прага", 1980), Примадонна ("Чаплиниана", 1987). Влияние личности и мастерства Екатерины Максимовой оказалось столь велико, что только с ее появлением на экране стало возможным говорить о телебалете как о самостоятельном виде художественного творчества.
Драматический талант Максимовой не замыкается в рамках только балета - глубоким психологизмом отмечена ее работа в художественных фильмах: "Жиголо и жиголетта" (Стелла), 1980; "Фуэте" (Елена Князева, Маргарита), 1986; "Классная дама" (Наталья Давыдовна), 1994; моноспектаклях "Песнь песней" (1990) и "Художник читает Библию" (1994).
Еще продолжая выступать на сцене, Максимова все больше увлекается педагогической деятельностью. Закончив в 1980 году ГИТИС (ныне РАТИ - Российская академия театрального искусства), Максимова с 1982 года начинает преподавать там на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году ей присваивают ученое звание профессора. А с 1990 года Екатерина Максимова активно сотрудничает с Кремлевским театром балета, где она создала чарующий образ Золушки в новом спектакле В. Васильева и, как старший педагог-репетитор, готовит роли с молодыми солистками. С 1998 года Максимова - балетмейстер-репетитор Большого театра. "Особым счастьем", "сбывшейся мечтой" называют балерины этих театров то, что они могут учиться у самой Максимовой. Екатерина Сергеевна также дает мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляет жюри или принимает участие в работе различных международных конкурсов артистов балета. В 1992 году на конкурсе "Арабеск-2" (Пермь) Е. Максимовой и В. Васильевым учреждена именная премия "Лучшему дуэту".
Творчеству Е.С. Максимовой посвящены фильмы: "Дуэт" (1973); "Катя и Володя" (СССР - Франция, 1989); "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990); "Екатерина Максимова" (1996); "Катя" (1999); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi. (L.: Dance Books, 1995); Е.В. Фетисова "Екатерина Максимова. Владимир Васильев" (М.: Терра, 1999); монография М.Е. Константиновой "Екатерина Максимова" (М.: Искусство, 1982).
Е.С. Максимова - Народная артистка СССР, Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1972), премии имени С.П. Дягилева (1990), театральной премии "Хрустальная Турандот" (совместно с В.В. Васильевым, 1991).
Екатерина Сергеевна награждена орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999).
Е.С. Максимова является обладательницей 1-я премии и золотой медали многих международных конкурсов, в том числе: 1-го Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957); VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959); 1-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1964). Она - лауреат многочисленных международных премий. Среди них - премия имени А. Павловой - "Лучшая танцовщица мира" (1969, Парижская академия танца); премия имени М. Петипа - "Лучший дуэт мира" (совместно с В.В. Васильевым; 1972, Парижская академия танца); премия Академии Симба (1984, Италия); премия "Вместе за мир" (1989, Италия); премия имени Джино Тани - "Лучший дуэт" (совместно с В.В. Васильевым; 1989, Италия); премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990).
Е.С. Максимова - Почетный профессор МГУ; действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства; член исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Балет, танец занимают всю жизнь Екатерины Максимовой - на какие-то другие увлечения времени практически не остается. Лучший отдых для нее - в деревне Рыжевка под Костромой, где она с мужем всегда проводит отпуск, предпочитая среднерусскую природу любым фешенебельным курортам. Очень любит собирать грибы, просто гулять по лесу. С удовольствием принимает гостей, сама для них готовит, изобретает какие-то особые закуски, салаты. Считает друзей главным богатством своей жизни. Любимые композиторы - в разные времена разные: Прокофьев, Чайковский, Моцарт. Также и любимые писатели - когда-то предпочитала Тургенева, когда-то Достоевского, Чехова, Бунина. Очень любит Ахматову и Цветаеву, но самый любимый поэт - Пушкин.
Живет и работает в Москве.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |