Народная артистка России, лауреат Национальной премии Германии
Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Отец - Лужин Анатолий Иванович. Мать - Лужина Евгения Адольфовна. Сын - Шувалов Павел Валерьевич (1971 г.рожд.), окончил Ленинградский институт киноинженеров, работает инженером по звукозаписи на "Мосфильме". Внук - Данила.
В одном из своих интервью Лариса Лужина сказала: "...путь актрисы, актера не усыпан розами и премиями, он труден, извилист... Он не прям и не прост. Как он не прям и не прост в любой профессии, в любом деле, которое делаешь хорошо, с открытой душой..." Эти слова как нельзя лучше отражают ее собственную судьбу.
Первые детские воспоминания Ларисы Анатольевны связаны с войной, блокадным Ленинградом. Ее отец был моряком, штурманом дальнего плавания, во время войны остался защищать Ленинград, был ранен и отправлен на лечение домой. А дома - голод. Отец умер от истощения в возрасте 27 лет. Вскоре от голода умерла и старшая шестилетняя сестра Ларисы, от осколочного ранения погибла бабушка.
Лариса с мамой остались одни, чудом пережили блокаду. Когда была открыта "Дорога жизни" по Ладоге, их эвакуировали в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Там, в Сибири, по признанию самой Ларисы Анатольевны, и началась ее актерская судьба. На Новогоднем празднике, устроенном для детей в садике при мясокомбинате в канун 1945 года, среди других выступала и Лариса, читала стихотворение А. Твардовского "Исповедь танкиста". "Когда я закончила стихотворение, - вспоминала впоследствии Лариса Анатольевна, - все женщины плакали, а директор мясокомбината взяла меня на руки и подарила мне котлету. Я запомнила вкус и запах этой котлеты на всю жизнь. Это была моя первая награда".
После возвращения из эвакуации Лариса с мамой поселились в Таллине у дяди Карла-Густава Трейера. Там она начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. В высшей степени увлеченный человек, талантливый педагог, он сумел привить ученикам желание быть актерами, одновременно воспитывая в них веру в себя, в свои способности. Для многих его учеников школьная сцена стала той стартовой площадкой, с которой они пришли в большое искусство. Среди них Игорь Ясулович, Владимир Коренев, Виталий Коняев, Лиля Малкина. Коллектив был сильный, и нередко спектакли кружка шли на профессиональной сцене Русского драмтеатра.
Лариса всем сердцем верила в свое актерское будущее. Сразу после десятилетки поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на первом же туре. Здесь-то и проявились особенности ее характера: тихого, но упорного, скромного, но твердого и настойчивого. Она вернулась в Таллин, пошла работать на фармацевтический завод, затем на кондитерскую фабрику "Калев". В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения, а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском Доме моделей.
Помог, как это часто бывает, случай. Напротив дома, где она жила, находились павильоны Таллинской киностудии и девушку пригласили прямо с улицы на небольшую роль певицы ночного кабаре в снимавшемся тогда фильме "Незваные гости" (1959). Ее появление на экране было замечено и вскоре режиссер "Ленфильма" Герберт Раппопорт предложил Лужиной одну из главных ролей в картине "В дождь и в солнце" (1960). Так появилась возможность убедиться в реальности своей мечты. Так было положено начало профессиональной работе в кинематографе.
В 1959 году Лариса Лужина поступила на актерский факультет ВГИКа. Главным судьей-экзаменатором, который решил ее судьбу, стал один из опытнейших режиссеров и педагогов советского кино - С.А. Герасимов. Ассистент режиссера фильма "Незваные гости" Лейда Лайус, которая сама училась тогда во ВГИКе, узнала, что Сергей Аполлинариевич объявил дополнительный набор в свою мастерскую, и порекомендовала Лужину. Лариса успешно прошла собеседование, и С.А. Герасимов принял ее в свою мастерскую. Это была настоящая школа. Уроки С.А. Герасимова многому научили, помогли понять свои возможности, познать самое себя, постичь тайны актерского мастерства.
Когда режиссер С.И. Ростоцкий стал искать актрису на роль Светланы для фильма "На семи ветрах" (1962), С.А. Герасимов порекомендовал Ларису Лужину. Картина эта очень дорога актрисе, поскольку именно с нее началось восхождение в большой кинематограф. Хрупкая, но при этом очень мужественная, слабая, но очень надежная, доверчивая, но сильная, любящая и чистая героиня Лужиной покорила мир. После премьеры и выхода картины на экран к молодой актрисе пришли успех и признание. Состоялась поездка в Канны на кинофестиваль, затем были Осло, Варшава, Париж... Последовали новые роли, новые интересные предложения.
В 1960-е годы Лариса Лужина создала на экране галерею образов романтических девушек, озаренных тихим и ясным внутренним светом. Таковы Нина в "Тишине" В. Басова (1963), Вера в "Большой руде" В. Ордынского (1964), которые являются олицетворением верности, честности, преданности людям и своему делу.
Своеобразие таланта Ларисы Лужиной привлекло внимание немецких кинематографистов. В 1965 году режиссер студии ДЕФА Иоахим Хюбнер увидел ее на телевизионном экране в картине "На семи ветрах" и пригласил для съемок в многосерийном фильме "Доктор Шлюттер". Лужина сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР Лариса Лужина снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Здесь же актриса впервые сыграла роли из русской классики - Марью Николаевну в "Вешних водах" (1968) и Варвару Павловну в "Дворянском гнезде" (1969), поставленных по одноименным романам И.С. Тургенева. Немецкие зрители высоко оценили работу Ларисы Лужиной: по опросу одного из журналов она была признана популярнейшей актрисой в ГДР. Вскоре ей были присуждены Национальная премия Германии и дважды премия "Золотой лавр телевидения".
Параллельно с работой в ГДР Лужина снималась в фильме С. Говорухина "Вертикаль" (1967), где она сыграла врача Ларису. Эта роль оказалась знаковой в судьбе актрисы, так как ее партнером был легендарный Владимир Высоцкий. В последующие годы актриса стремится постигнуть народный женский характер, на смену ее лирическим героиням приходят сложные и глубоко драматичные образы: Анфиса в картине "Любовь Серафима Фролова" (1968), Мария Макшеева в фильме "Жизнь на грешной земле" (1973). Особое место в творчестве Ларисы Лужиной занимает роль Анны Тимофеевны Гагариной в фильме "Так началась легенда" (1976). Это была ее первая возрастная роль, сыграть которую - непростая задача для любого актера. Героиня впервые входит в кадр совсем молодой девушкой, а в финале предстает пожилой женщиной.
За годы своей кинематографической карьеры, помимо упомянутых картин, Лариса Лужина снялась в фильмах: "Человек идет за солнцем" (1961), "Человек не сдается" (1961), "Приключения Кроша" (1962), "Штрафной удар" (1963), "Нет и да" (1966), "Встречи" (ГДР, 1966-1967), "Преемник" (ГДР, 1967), "Главный свидетель" (1969), "Золото" (1969), "Мелодии большого города" (ГДР, 1969), "Путина" (1971), "Гонщики" (1972), "Исполнение желаний" (1973), "Совесть" (1974), "Кыш и Двапортфеля" (1974), "Небо со мной" (1974), "Когда зеленеют холмы" (ЧССР, 1974), "Роса" (1975), "Ярослав Домбровский" (ПНР, 1975), "Жить по-своему" (1976), "Долг" (1977), "Четвертая высота" (1977), "Расмус-бродяга" (1978), "С любимыми не расставайтесь" (1979), "Сыщик" (1979), "Встреча в конце зимы" (1979), "Хроника одного лета" (1984), "Внимание! Всем постам..." (1985), "Железное поле" (1986), "Непредвиденные визиты" (1991-1992), "Трактористы-2" (1992), "Цена сокровищ" (1992), "Виновата ли я?" (1992), "Петербургские тайны" (1995), "Тихий ангел пролетел..." (1995), "Дом для богатых" (1998) и других.
Среди новых работ актрисы - Прасковья Долгорукова в фильме режиссера С. Дружининой "Тайны дворцовых переворотов", Партизанка в картине В. Панина "Ночь на кордоне" и роль Дюбы в спектакле-антрепризе режиссера В. Иванова "Аля фуршет со святой водой" в театре "У Брода".
В течение многих лет она является актрисой Театра-студии киноактера. Среди ее последних работ - роль Квашни в пьесе М. Горького "На дне" в постановке Э. Марцевича. В новом антрепризном театре Союза кинематографистов "Артефакт" Лариса Анатольевна играет в спектакле режиссера Геннадия Шапошникова "Театральный анекдот", поставленном по мотивам пьесы Николая Калиты "Курица". На сцене театра "Ангажемент" играет Шамраеву в чеховской "Чайке" (режиссер Г. Шапошников). Подготовила моноспектакль по пьесе В.Дьяченко "Женщина в стиле осень", посвященный теме женского одиночества. Премьера спектакля с успехом прошла в ЦДРИ и театре Спесивцева.
Работу в театре и кино Л.А. Лужина сочетает с педагогической деятельностью. В течение ряда лет она преподает актерское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества "Россия" при департаменте образования Правительства Москвы. В творческой жизни актрисы всегда находится место для концертов и встреч со зрителями. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба "Сударыня".
В 1989 году Л.А. Лужина была удостоена высокого звания Народной артистки России. Она награждена медалью "За трудовые заслуги".
В свободное время Лариса Анатольевна любит бывать на природе, читать, шить. Увлекается музыкой, отдавая предпочтение классике и ретро. Среди любимых музыкальных произведений - опера Э. Грига "Пер Гюнт", вальс композитора Молчанова из фильма "На семи ветрах".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |