ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
На территории Российской Федерации к 1996 г. накопилось в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других объектах наблюдения 1407 млн. т токсичных отходов производства и потребления (по данным статистической отчетности по форме № 2ТП “Токсичные отходы”). В 1996 г. на предприятиях образовалось 84 млн. т токсичных отходов, в том числе I класса опасности— 0, 32 млн. т, II класса —1, 9 млн. т. Из общего количества образовавшихся отходов использовано в собственном производстве 51 млн. т, или 61% и полностью обезврежено 2 млн. т, или 2% (в 1995 г. —соответственно 34 и 6 млн. т, или 41 и 8%). Кроме того, 10 млн. т (12% от общего количества образовавшихся в отчетном году отходов) передано на другие предприятия для использования, обезвреживания, складирования и других операций (в 1995 г. — соответственно 12 млн. т, или 15%).
Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются на захоронение. Более 15% учтенных мест организованного захоронения отходов не отвечали действующим нормативам. Площадь, занимаемая местами организованного захоронения отходов, составила 14, 7 тыс. га.
На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1996 г. поступило 1, 3 млн. т промышленных отходов (1995 г. —5, 6 млн. т). В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. В 1996 г. 111, 3 тыс. т (1995 г. —95, 4 тыс. т) промышленных отходов направлено в места неорганизованного складирования, в том числе— 209 т (1995 г. —204 т) отходов I класса опасности. В течении последних трех лет Госкомэкология России проводит серьезную работу по формированию правовой базы в области обращения с отходами, отвечающей современным требованиям. Подготовлен проект Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 июня 1996 г. Этот закон, являющийся дальнейшим развитием Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1098 утверждена федеральная целевая программа “Отходы” (государственный заказчик—Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды). Цели и задачи программы:
концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования проектов в целях решения проблемы накопленных в стране отходов;
создание системы управления отходами, построенной на основе организационно-управленческих, нормативно-правовых, экономических, информационных и контрольных регуляторов. Выполнение программных мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов позволит: перерабатывать ежегодно около 55 млн. т/год отходов;
достигнуть экономии первичного сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов на 20–25% (будет производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения, прибыль от реализации которой составит 693, 6 млрд. руб. /год); значительно сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища отходов, и ввести в хозяйственный оборот крупные земельные угодья, в прошлом занятые отходами;
создать рынки ресурсосберегающих и малоотходных технологий и оборудования, технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; активизировать процесс конверсии ВПК, создать новые рабочие места. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составляет 2013 млрд. руб. /год.
Реализация программы будет способствовать решению социальных проблем вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду в районах их образования и складирования. Это позволит снизить заболеваемость и смертность населения, предотвратить уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель, создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге будут снижены социальная напряженность в регионах с экологически неблагоприятной ситуацией и миграция населения из экологически неблагоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.
В 1996 г. программа из средств федерального бюджета практически не финансировалась.
В настоящее время в стадии выполнения находятся мероприятия, финансируемые из внебюджетных источников:
создание комплекса по выделению металлов из отходов гальванических производств мощностью 90 тыс. т/год в г. Чебоксарах;
строительство полигона для обезвреживания, переработки и захоронения 30 тыс. т/год гальванических и других токсичных отходов в г. Томске; из внебюджетных источников выделено 3, 3 млрд. руб. , выполнены планировочные работы на отведенной площадке, проведены автодорога, электроснабжение, завершены на 60% работы по закрытому хранилищу промышленных отходов;
создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью 0, 9 млн. т/год и цехов мощностью 0, 7 млн. т/год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей Кузнецкого бассейна в Кемеровской обл. ; создание производства по переработке золошлаковых отходов в цемент мощностью 600 тыс. т/год в г. Жигулевске Самарской обл. ;
создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов мощностью 60 тыс. т/год в г. Волгограде; объем выполненных работ в настоящее время составляет 14, 74 млрд. руб. , закуплено и установлено основное оборудование, выполнена большая часть строительно-монтажных работ, размещены и частично оплачены заказы на приобретение недостающего оборудования. Для завершения строительства исполнителем мероприятия—ОАО “Химпром” предусмотрено выделение 7 млрд. руб. и из бюджета Волгоградской обл. — 2 млрд. руб;
строительство завода-центра по использованию и обезвреживанию сложных промышленных отходов мощностью 7, 9 тыс. т/год по органическим отходам и 9, 8 тыс. т/год по неорганическим отходам в г. Калуге;
создание передвижной опытно-промышленной установки термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 т/год; создание экспериментального цеха по переработке птичьего помета мощностью 1250 м 3 /сут на птицефабрике в Воронежской обл. ;
создание производства строительных изделий и материалов мощностью по фосфогипсу 300 тыс. т/год в Саратовской обл. ; выделено из федерального бюджета и внебюджетных источников 44, 436 млрд. руб. (из федерального бюджета—по программе “Развитие и организация конкурентоспособных промышленных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду”);
строительство опытно-экспериментального завода по термической переработке твердых бытовых отходов мощностью 90 тыс. т/год в г. Бийске Алтайского края; в рамках федеральной инвестиционной программы в соответствии с приказом Минфина России от 1 ноября 1996 г. № 542 “О проведении денежного зачета” на реализацию проекта выделено в 1996 г. 4, 0 млрд. руб.
В 1996 г. Минэкономики России, Госкомэкологией России и правительством Свердловской обл. проведена значительная организационная и практическая работа по подготовке, утверждению и реализации федеральной целевой программы “Переработка техногенных образований в Свердловской области” на 1997–2005 годы.
В результате указанная программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 59 ей присвоен статус президентской программы). Государственным заказчиком Программы определен Госкомэкология России, часть функций государственного заказчика специальным соглашением передана администрации Свердловской обл. Цели Программы—комплексная переработка техногенных образований в Свердловской обл. с одновременной утилизацией отходов производства и потребления, уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения области, снижение социальной напряженности в горнопромышленных центрах за счет создания новых и перевооружения существующих рабочих мест.
Реализация Программы осуществляется в два этапа. На первом этапе (1997–1998 гг. ) предусматривается реализация 22 проектов на основе разработанных технологий по комплексной переработке техногенных образований (без проведения НИОКР), что обеспечивает переработку ежегодно более 15 млн. т токсичных промышленных отходов с получением из них: железа— 1, 2 млн. т, меди — 50 тыс. т, алюминия — 110 тыс. т, цинка — 200 тыс. т, редкоземельных и драгоценных металлов —3 тыс. т. Годовой экономический эффект от реализации полученной продукции составит 155 млрд. руб. (в ценах 1996 г. ). Средний срок окупаемости— 2–3 года. Экологический эффект от реализации Программы —сокращение объемов токсичных промышленных отходов, предотвращение ущерба окружающей среде Северного Урала в размере 5 трлн. руб. /год, снижение трансграничного загрязнения водоемов Арктического и Каспийского бассейнов. Социальный эффект—создание 20 тыс. рабочих мест, сохранение и перевооружение существующих. Ряд программных мероприятий уже в 1996 г. был осуществлен за счет внебюджетных источников финансирования, в частности:
на Высокогорском ГОКе пущено производство по переработке шламов с получением медного концентрата. Производительность установки—около 500 т концентрата в год. Ведется работа по совершенствованию производства с целью улучшения качества концентрата и увеличения объемов переработки шламов;
переработка отвальных шламов медеплавильных предприятий (СУМЗ, АО “Святогор”, Кировоградский медеплавильный комбинат) позволила извлечь из них 15 тыс. т меди;
при комплексной переработке пылей, промпродуктов и отходов производства на тех же предприятиях получено 2, 6 тыс. т сернокислого цинка, более 3 тыс. т меди и 2, 4 тыс. т свинцовых пылей;
для переработки отвальных шламов на НТМК пущена первая очередь комплекса по переработке шлака мощностью более 7 млн. т/год с получением 100 тыс. т металлопродукта и 3 млн. т шлакового щебня;
на Свердловском трубном заводе заканчивается строительство и монтаж первой очереди дробильно-сортировочной установки производительностью 310 тыс. т шлака в год;
для переработки шлаков Алапаевского металлургического завода разработана технология, рабочий проект и построена установка по производству товарного абразива мощностью 10 тыс. т/год.
На все эти мероприятия в 1996 г. израсходовано 300 млрд. руб. внебюджетных средств.
Для реализации проектов, включенных в первый этап Программы, потребуется в 1997–1998 гг. 764, 5 млрд. руб. (в ценах 1996 г. ). За счет федерального бюджета Программой предусмотрено финансирование в объеме 99, 8 млрд. руб. , что составляет 13% общей стоимости реализации первого этапа Программы. В целях создания типовой региональной системы управления обращения с отходами производства и потребления, а также совершенствования, разработки и внедрения нормативно-методических документов в этой области в 1995–1996 гг. Госкомэкологией России в соответствии с приказом от 19 сентября 1995 г. № 370 проводился региональный эксперимент по обращению с отходами производства и потребления в 22 субъектах Российской Федерации. В ходе эксперимента разработаны проекты 13 нормативно-правовых документов по обращению с отходами последующим вопросам: организация и проведение мониторинга отходов;
реализация мер административной ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами; оценка опасности отходов; организация учета и контроля отходов.
Подготовлены к утверждению проекты нормативных документов “Порядок отнесения отходов к классам опасности”, “Структура и порядок ведения Федерального классификационного каталога отходов”, “Порядок определения экологической опасности объектов размещения отходов”.
Документы позволят создать единую систему нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами, обеспечивающую экологически безопасное обращение с отходами производства и потребления в Российской Федерации. В 1996 г. осуществлялось лицензирование в области обращения с отходами, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, утвердившему Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, и обеспечения государственного регулирования трансграничных перевозок опасных отходов принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”, устанавливающее перечень опасных отходов, импорт и транзит которых в любых целях запрещены, а также перечень опасных отходов экспорт, импорт и транзит которых подлежит государственному регулированию. Для реализации данного постановления Минприроды России подготовлены приказы от 25. 07. 96 г. № 342 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” и от 20. 08. 96 г. № 372 “Об утверждении Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов в Российской Федерации”. Между странами СНГ подписано Соглашение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, отвечающее основным положениям Базельской конвенции.
В 1996 г. территориальные органы Госкомэкологии России осуществляли государственный экологический контроль за обращением с отходами, заключающийся в контроле за соблюдением юридическими и физическими лицами установленных нормативов, экологических требований при обращении с отходами, в том числе при выдаче разрешений на размещение отходов и лицензий на вид деятельности, связанной с обращением с отходами на территории данного субъекта Федерации. Территориальными органами Госкомэкологии России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена инвентаризация мест хранения и захоронения отходов производства и потребления более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Результаты инвентаризации позволяют систематизировать сведения о местах складирования, хранения и захоронения отходов, дать оценку степени заполнения наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов, определить виды отходов, накапливаемых в этих местах, в том числе и по классам опасности, оценить условия и состояние мест размещения отходов и степень их влияния на окружающую среду, а также внести предложения о проведении тех или иных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.