Реферат по предмету "Философия"


Демокрит

Московский Государственный Институт Международных Отношений ( университет ) МИД РФ “Демокрит”. студент 3-ей ак. группы 1-ого курса факультета МО Яранцев О. Б. Проверил: доцюЛютова С. В... П Москва 1999г.
В те времена, когда город Абдеры во Фракии, нуждавшийся в сильном союзнике, примкнул к персам, там родился будущий великий философ Демокрит. Но вскоре персидский царь ксеркс потрерпел поражение от греков и бежал в Абдеры где нашел спасение. Радужный приём и приятное пребывание в городе персидского царя обеспечили местные богачи вопреки воле народа, который не желал союза с персами. Древние историки философии Филосрат и Диоген Лаэртский свидетельствуют, что среди знати, принимавшей Ксеркса, был и отец Демокрита. Желая вознаградить гостеприимных абдеритов, Ксеркс оставил в некоторых семьях несколько персидских жрецов-магов как учителей и наставников для детей. В том числе и семья Демокрита. Таким образом, восточная мудрость была первым что постиг Демокрит. Решающее же влияние на формирование идей. Демокрита оказали не восточные мудрецы, а прибывший из Милета в Абдеры Левкипп, верным учеником которого и стал Демокрит. Сведения о Левкиппе довольно скупы. Некоторые учёные даже ставят его существование под сомнение, но многие факты свидетельствуют об обратном. Левкипп учился у элейцев, что отразилось на его ученике, впитавшем многие взгляды этой западно-греческой школы. Левкипп, искренне ненавидевший персов, которые покорили его родной город и зверски подавили восстание в нём, привил своему ученику свободолюбие.
Ряд авторов считает что, первым слушателем и учеником Демокрита был Протагор. Протагор был беден и работал носильщиком. Случайно он повстречал Демокрита, который, определив, что у него есть ряд способностей, со словами “…ты можешь совершить вместе со мной более значительные и лучшие дела! ”, взял Протагора в ученики. Однако мы не имеем прямых свидетельств того, что Протагор был учеником Демокрита, но тот факт, что Протагор многое заимствовал у Демокрита не вызывает сомнения. Возможно, они вместе слушали лекции Левкиппа. Для всех рассказов о Демокрите и его учениках характерны две детали: уважение к труду и атеизм. Известен случай, когда Демокрит, видя способности раба, выкупил его и сделал своим учеником. В начале Пелопоннесской войной Демокрит посетил Афины, где он использовал “каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости…”. Это вызвало у Цицерона, несмотря на его пренебрежение к материалистической философии, уважение к Демокриту из Абдер.
Учение Демокрита нашло много последователей. Младший софист Антифонт сумел переработать взгляды Демокрита в софистическом духе. Другими последователями Демокрита были абдериты Анаксарх, Гекатей Абдерский, Бион, а также выходцы из других городов–Несса и Метродор из Хиоса, Аполлодор Кизикенский и Навсифан Теосский. Все эти ученики часто развивали отдельную сторону учения Демокрита, в целом не соглашаясь с его взглядами. Истинными же продолжателями учения Демокрита были Эпикур.
Около 1 в. н. э. был написан роман в форме переписки между Гиппократом и абдеритами и между Гиппократом и Демокритом. В основе романа лежат реальные факты, но в нём есть и доля вымысла. В романе рассказывается о том, как абдериты призвали великого врача Гиппократа для того, чтобы он вылечил якобы обезумевшего Демокрита. Приехав в Абдеры, Гиппократ увидел Демокрита и понял, что тот вовсе не безумен, а всего лишь погружён в научные исследования. Между двумя учёными состоялась беседа на тему социальных противоречий и роли человека в мире. После этой встречи Гиппократ и Демокрит переписывались, обмениваясь в своих письмах своими научными исследованиями.
Согласно некоторым источникам Демокрит прожил более 100 лет. Под конец жизни он потерял зрение, что позволило ему углубиться в исследование истины. Существует даже легенда о том, что Демокрит сам лишил себя зрения. Когда Демокрит почувствовал, что он уже совсем немощен, он, подобно Анаксагору, добровольно ушёл из жизни. Демокрит оставил огромное наследие. Его труды охватывают все области науки и философии, известные тогда. Однако практически все его произведения погибли. До нас дошли лишь их фрагменты, цитируемые древними авторами и другие свидетельства. Основными произведениями Демокрита были “Большой мирострой” и “Малый мирострой”. Также он написал более50 трактатов и 9 книг причин.
Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Атомы это носители множественности, а пустота-это воплощение единства. Пустота безгранична, атом же имеет определённую форму и размер. Атом не воспринимается чувственно и внешне похож на пылинки, носящиеся в воздухе, только гораздо меньше. Число атомов и их конфигураций бесконечно. Атомы находятся в постоянном движении, что является основой мирообразования. Вечное движение заключается в постоянном сталкивании, отталкивании, сцеплении, расщеплении, падении атомов. Движение это вызвано вихрем. Движение это вызвано первоначальным вихрем. Теория атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров. Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на различных стадиях развития. Всё во Вселенной, по мнению Демокрита, происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.
Образование и нашего мира было обусловлено необходимостью. Разнообразие его было обусловлено разнообразием атомов и их сочетаний. Они образовали 0первичные вещества: огонь, воду, землю, воздух. Вода и земля-это смесь элементов, из которой могут получаться любые другие элементы, в том числе живые. Атомы огня непосредственно связаны с движением. При быстром движении атомы раскаляются, то есть принимают в себя атомы огня. И наоборот, быстродвижущиеся атомы огня сообщают движение другим атомам. Движение атомов огня у Демокрита составляет сущность жизни, ума и психики человека. Атомы огня составляют разум, а значит, и душу человека.
Всё живое на Земле возникло из неживой материи. По мнению Демокрита, от солнечных лучей поверхность ещё полужидкой Земли вздулась. “Некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей…”. В этих пузырях, вследствие нагревания и возникли живые организмы. Когда пузыри увеличились до подобающих размеров, они лопнули и появились животные. Те животные, в которых преобладали атомы огня, стали птицами, те же, в ком было больше землистых веществ, стали сухопутными, животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Прямо из земли появились деревья и травы. Когда же земля засохла, она перестала рождать крупных животных, которые стали уже “рождаться от взаимного смешения”.
Демокрит считал, что человек-продукт природы. Земля, насыщенная влагой и атомами огня, породила всё живое, в том числе и человека. Внутренности человека формировались из необходимости. Примечательно, что Демокрит не разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и животных состоят из одной и той же материи . О движущихся в лучах солнца пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость.
Человек для Демокрита-это не только душа и тело, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества–это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т. д. ). Они существуют “во мнении”.
Один из первых в Древней Греции Демокрит создал логическое учение. Суть логического учения Демокрита заключается в том, что критериями истины являются “совершенное ощущение”, “совершенный разум”, чувственная практика. Выступая против чистого дедуктивного метода, Демокрит стал основоположником индуктивной логики. Демокрит разделял всё живое на то, что существует по необходимости, на то, что возможно и на то, что в равной степени существует или не существует (например, человек уезжает или не уезжает). Применяя метод разделения сложного на более простые компоненты, Демокрит выделял элементы мышления. Такие как, чувственное восприятие и суждения. Часто Демокрит пользовался и методом аналогии.
Ряд теоретических выводов Демокрит сделал на основе опытов и наблюдений. В свидетельствах о Демокрите он всегда представлен в уединении, занятый опытами и экспериментами. Это согласуется с его теорией о том, что источник знания–это ощущения, которые потом осмысляются разумом. Однако многие выводы, которые почти невозможно было проверить на практике, были домыслены Демокритом. То есть нехватку фактического материала заменяло воображение. Естественнонаучным и атомистическим обоснованием теории познания Демокрита является теория “истечений”. Эта теория заключается в том, что с поверхности каждого предмета постоянно источаются тончайшие плёнки, полностью копирующие предмет, но пустые внутри. Вследствие своей тонкости эти образы доступны лишь зрению. Другие ощущения (осязание, запах, вкус) тоже вызываются атомами предметов, которые непосредственно соприкасаются с телом и воспринимаются органами чувств. Но образы не дают нам понимания сути предметов, а лишь их внешний вид. Однако образы могут обманывать, а отличить ложный образ от истинного может лишь разум. Теорией “истечений” Демокрит объяснял и веру людей в богов, полагая, что где-то существует их реальный источник.
В середине пятого века центр тяжести философских интересов стал перемещаться от космоса к общественным делам. Это было связано с бурным и неспокойным течением жизни в Древней Греции. Поворот к человеческим проблемам наблюдался и у Демокрита. Основной вопрос, волновавший философов того времени, касался формы правления (монархия, аристократия или демократия). Социальная философия Демокрита тесно связана с его естественнонаучными взглядами, социально-политической обстановкой того времени и с развитием предшествующей общественной мысли. На определённом этапе общественного развития любого общества в нём возникает миф о “золотом веке”. Подобная легенда существовала и в Греции. Существовала легенда и о “первых изобретателях”. Согласно ей все общественные институты, культура, цивилизация были даны человеку богами. Почти все люди времён Демокрита верили в эти легенды. Однако образованная часть общества уже не считала их достоверными. В рамках античного миропонимания появляются новые гипотезы эволюционного развития земли и человечества. Демокрит считал, что люди, защищаясь от диких зверей, сплачивались и учились помогать друг другу. Сбиваясь в кучки, они постепенно учились строить жилища и заготавливать пищу на зиму. Со знанием огня начали развиваться ремёсла, искусство. По Демокриту нужда и опыт были двигателями развития человечества. Древний философ считает человека частью природы, которую он постигает опытом. Человек сам является животным. А музыка и поэзия как изящные искусства возникали позже и не из нужды, а от избытка благ.
Во второй половине 5 века возникает понятие “природных”, “естественных” законов. Софисты первые противопоставили то, что человеку дано природой и то, что человек видоизменил сам. Для сторонников демократического полиса эпохи расцвета было характерно стремление согласовать природное начало с законами. Демокрит тоже резко не противопоставлял два этих понятия. Он считал, что у человека есть врождённые задатки . Они то и были основой прогресса человеческого общества. А его естественные потребности– движущей силой. Природа по Демокриту является сущностью вещей, а законы –это условность. Если закон не согласуется с природой, он должен быть изменён. Человек–это атом общества и государства, а государство вторично, так как любое сочетание атомов вторично к самим атомам. Следовательно, государство, его законы должны согласовываться с природой атомов. То, что Демокрит видел и понимал взаимосвязь между природой и законами, личностью и обществом явилось крупным шагом в развитии самосознания личности.
Распространение новых философских взглядов стало причиной того, что атеизм философов 5 века был гораздо решительнее атеизма их предшественников. Другой причиной было то, что в результате кризиса полиса в Греции в 5 веке до н. э. , когда обострилась классовая борьба, религиозная мораль заменяется личностными интересами. На авторитет богов часто ссылались политические и общественные деятели, но сами они в них уже не верили (в отличие от простого народа). Вселенная Демокрита материальна и строго подчинена закону причинности. Демокрит отрицал божественное проведение, не верил во всемогущество Зевса. Демокрит не признавал мифы, особенно те, которые шли вразрез с его научными взглядами. Откуда же, по мнению Демокрита, появились боги? Он считал, что причиной появления религии были природные явления, которые первобытный человек не мог объяснить. Однако Демокрит всё же допускал существование существ вроде людей, но другой природы. Ведь боги, являющиеся людям во сне, являются образами, которые состоят из атомов. Следовательно, у них должен быть материальный источник. Но от Цицерона мы узнаём, что Демокрит не был устойчив в своём мнении о природе богов. Демокрит был уверен в том, что боги не сверхъестественны и материальны. Таким образом, как это ни парадоксально, учение Демокрита о богах атеистично. Книга Демокрита “О том, что в Аиде” была направлена против веры в загробную жизнь и содержала два аспекта, “физический” и моральный. О воскресших людях Демокрит говорил, что на самом деле они не умирали, так как сердце задержало искорку жизни, и они лишь казались умершими. Таким образом, эти мнимые воскрешения Демокрит объяснял естественными причинами. Веру в загробную жизнь Демокрит называл нелепой и обманчивой, приносящей вред людям. Демокрит считал, что смерть–это естественное и неизбежное явление. Однако подобные взгляды были чужды простому народу.
Этические изречения Демокрита –это та часть наследия древнего философа, которая наряду с теорией атомов оказала огромное влияние на духовное мировосприятие последующих поколений. Большинство учёных склоняются к мнению, что этика Демокрита непосредственно связана с его физикой. По Демокриту движение атомов является причиной всех изменений души ума человека. Мы можем допустить, что Демокрит включил в своё этическое воззрение древние изречения. Задача этических изречений Демокрита– помочь людям избрать наилучший образ жизни. Спокойным состоянием духа Демокрит считал спокойное настроение, при котором атомы души движутся равномерно. А спокойствие души и есть счастливая жизнь. Источник морали Демокрит видел в земной жизни. Цель жизни Демокрит видел в счастье, но оно не должно сводиться к телесным наслаждениям. Важнейшее условие счастья, меру, помогает соблюсти разум. Мера в образе жизни человека является основным условием его счастья, а также здоровья. Человек должен соблюдать меру и в личных, и в общественных делах. Людей, не знающих меры в наслаждении, Демокрит называет глупцами.
Впервые в этике Демокрита моральные нормы определялись не внешним поведением, а внутренним содержанием, самоконтролем. Новым было и то, что этика Демокрита нерелигиозна. Разумный человек свободен от страха и суеверий. А знание является огромной моральной ценностью. Источник морали находится в самом человеке, в его чувствах и разуме. Основой социальной философии Демокрита была античная теория естественного права. Демокрит считал, что по природе все люди равны. А идеальным правителем философ считал того, кто, прежде всего, властвует над самим собой. Таким правителем был, по мнению Демокрита, был Перикл, а Афинский полис его времени был для Демокрита идеалом государственного устройства. Учение Демокрита открывало новые возможности для общественных перемен, так как закон, по его словам, “не должен людям мешать жить”.
Демокрит высоко ценил дружбу и чётко разделял дружбу истинную и ложную. Не отрицал философ ни семью, ни любовь, но считал, что мудрецу дети только помешают, отвлекут его от работы. Демокрит был патриотом своей страны, что он доказал всей своей жизнью. Однако вышел далеко за пределы своего полиса, пытаясь познать мир, так как мудрость позволяет человеку чувствовать себя свободным везде.
Произведения Демокрита, содержащие энциклопедические знания, оказали огромное влияние на современников философа из Абдер и особенно на последующие поколения. Примерно между 3 и 5 в. в. н. э. Подлинные произведения Демокрита исчезли. О нём мы узнали из свидетельств Платона, Аристотеля, Лукреция, Цицерона. Почти все другие упоминания времён античности о Демокрите трактуют его учение с точки зрения идеализма и защиты религии, что приводило к искажению истинных мыслей философа.
В эпоху раннего феодализма научные и философские идеи античности получили распространение на востоке. В эпоху Возрождения учение Демокрита также актуально. Оно дало толчок учению Джордано Бруно о “минимуме”. Поднимающаяся буржуазия Нового времени, отрицая авторитет церкви, возрождает атомистику Демокрита. Учение Демокрита получило распространение и в России. М. Ломоносов был знатоком Демокрита. Карл Маркс защитил докторскую диссертацию, в которой чётко определил различие философии Эпикура от философии Демокрита. Однако всегда существовало немало противников материалистического и атеистическогого учения Демокрита. Это привело к тому, что часто взгляды древнего философа либо умалчивались, либо искажались.
Атомистика Демокрита является революционным учением античности. Она отвечает на вопросы, на которые другие теории не давали однозначного ответа, и явилась апогеем умственного движения античности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.