Реферат по предмету "Химия"


Подробности голубиной жизни

Жданова Т. Д.


Люди издавна занимались разведением голубей и вывели великое множество пород. Эти прекрасные пернатые выглядят, летают и служат человеку по-разному. Для голубей характерна семейная привязанность и родительское поведение, которое прекрасно организовано, в том числе анатомически и физиологически.


Немного истории


История показывает самое разнообразное применение голубей, в том числе прозаичное. Так, начиная с древних египтян, их специально выращивали в большом количестве и широко употребляли в пищу. И в настоящее время они считаются лакомством во многих странах. А в Азии ценили не их мясо, а помет (гуано), который использовали в качестве удобрения при выращивании зерновых культур. В Италии и Франции считали, что гуано годится лишь для сада и огорода. Ведь голубь в год дает 3 кг помета, который в несколько раз богаче конского навоза по содержанию азота и фосфора.


Избранные же породы голубей работали почтальонами еще в храмах древнего Египта. А в Европе XI – XIII веков почтовый голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец. Ведь рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую связь между замками или посылали с голубями записки личного характера.


Голуби на Руси. Голуби оставили свой след в нашей истории. В «Повести временных лет» приведен рассказ о том, как в 946 году княгиня Ольга использовала голубей в военном деле для захвата непокорной крепости. Она потребовала у жителей города, осаждаемого ее дружиной: «...дадите ми от двора по 3 голуби да по 3 воробьи...». Жители, не увидев подвоха в требовании княгини, быстро собрали от каждого двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге. Княгиня велела их раздать дружине, привязать к каждой птице сухой трут, зажечь его и отпустить крылатых «воинов». И те понесли тлеющую смерть к своим домам. Загорелись голубятни и сараи, а от них и другие деревянные постройки. А поскольку горели все дворы сразу – их нельзя было погасить.


В военное время голуби разносили почту по фронтам. Военно-полевых голубей обучали необходимым навыкам и окольцовывали. Их питомник в Первую мировую войну находился в Останкино, бывшем тогда селом.


В старые времена в Москве голубей было немного. Их совсем не пугал колокольный звон, и «Божьи птицы» часто устраивали свои гнезда прямо на ступеньках церковных колоколен. Жили они и в Петровско-Разумовском, в специально сделанных для них причудливых башенках Петровского дворца. В первую неделю великого поста неизменно устраивался «постный рынок» по обеим сторонам громадного Москворецкого моста, где шло традиционное кормление голубей.


Постепенно количество голубей, обитающих в Москве, увеличивалось. Но все величественные и страшные события так или иначе отразились на их популяции. Так, к концу Великой Отечественной войны московские голуби-сизари выжили лишь кое-где на Арбате, Солянке и Ново-Басманной улице. А наиболее их густая стайка всегда дежурила возле ресторана «Аврора», где птиц подкармливали. К 60-м годам эти немногочисленные голуби стали родоначальниками нового поколения расселившихся по всему городу птиц. Для голубей стали строить жилье и усердно подкармливать па площадях, и их поголовье увеличилось до 150 тысяч.


Но мода на голубей постепенно прошла, городские власти посчитали, что они слишком пачкают памятники и карнизы, поэтому голубятни, да и сами голуби исчезли с площадей и из скверов.


Голуби, несущие радость. Люди считают, что красивы только голуби декоративных пород. Это и якобины – нарядные, в воротниках из перьев; и важные дутыши – с раздутым зобом; и бухарские – чубатые и хохлатые, пестро окрашенные, как восточный халат; это и голуби-павлины, капуцины, космачи. Каждый из представителей этих и многих других пород не только окрашен на свой лад, но и имеет свою стать, голос, манеру ворковать. Декоративные голуби ценятся как за оригинальную внешность, разнообразную окраску оперения, так и за своеобразный полет (миниатюрные чайки, турманы и другие).


Но может быть стоит более внимательно присмотреться именно к «простым» городским голубям – сизарям, чтобы увидеть, как все в них красиво и гармонично. Они не суетятся и не прыгают даже тогда, когда вынуждены выпрашивать пищу – в любых движениях голуби грациозны. У них пропорционально сложенное тело, а тёмно-серые перья с синеватым отливом создают нежно-дымчатый окрас. Удивительно мягко переливаются шея и грудь – то мерцающим металлическим блеском, то изумрудно-зелёными, то розоватыми оттенками. И не смотря на то, что довершают этот наряд оранжевый ободок у глаз и красные лапки, весь образ городского голубя несет в себе спокойствие, умиротворение.


В христианской религии всегда считали этих пернатых «Божьими птицами». Поэтому исстари на Руси голубя, почитаемого как святое создание, изображали в храмах и жилых домах, на сосудах и лампадах, саркофагах и гробницах. Как символ воскресения, голубей клали в могилы мучеников. Разорение голубиных гнезд и охота на этих птиц считались превеликим грехом. Люди радовались, когда голуби останавливалась у них на постое. И для удобства пернатым подвешивали деревянное корытце, чтобы пара свила в нем свое гнездо. А задушевные слова «голубушка» или «матушка-голубушка» знали испокон веков, да и сейчас они бытуют среди ласковых обращений людей к тем, кто близок им по сердцу. Люди говорили:«Люби голубей, не обижай святую птицу, покровительствуй ей, а в непогоду и подкорми – поможешь выжить. Ведь это так хорошо, что голуби рядом с нами!»


Голубиная почта


Голубей особых пород отличает прекрасная память, привязанность к месту гнездования и отличные навигационные способности.


«Голубеграммы» для военных и гражданских целей. Знание об удивительных характеристиках голубей еще в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались – голубеграммы. Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте, Древней Греции, в Римской империи и других государствах.


Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, почтовые голуби доставили более миллиона писем во время франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.


Даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Вот один из примеров доставки через пернатых курьеров жизненно важной депеши. Глубинными бомбами в 1942 г. фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не плавала пернатая пара – голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, и пернатому «почтальону» поставили памятник.


К услугам голубей прибегали не только военные. Например, Натан Ротшильд нажил баснословное состояние именно благодаря быстро доставляемой птицами информации. Он успевал раньше других банкиров провернуть многие финансовые операции. Голуби долго работали и в печати, например в агентстве Рейтер.


Голуби продолжают нести почтовую службу во многих странах и в наши дни, несмотря на создание все новых и новых, более совершенных средств связи. Например, в Англии таких голубей на службе – более миллиона.


Состязания голубиных почтальонов. Эти птицы могут быть не только «почтальонами», но и «спортсменами». Голубиный спорт (тренировки и состязания) широко распространен в большинстве стран. Раз в два года проводятся международные состязания – олимпиады почтовых голубей. Начало спортивных состязаний было положено в 1825 г в Бельгии. Смысл специального обучения птиц заключается в том, что сначала их выпускают близко от дома, знакомя с окружением места старта. Затем голубей отвозят все дальше и дальше, постепенно увеличивая расстояние. Обучение должно помочь птицам изучить весь новый маршрут, чтобы потом направить их полет вдоль узкого коридора хорошо знакомой местности. А в заключение курса науки голубей увозят за сотни километров от последних границ изученного им по частям маршрута. Поднявшись в воздух, птицы быстро ориентируются и целенаправленно летят домой по уже знакомой трассе. На самих состязаниях победит тот голубь, кто самостоятельно найдет дорогу и первым прилетит к месту старта. В США есть гоночные трассы протяженностью в тысячи километров, и множество голубей, которые прекрасно знают все маршруты.


Какие признаки голубя-почтаря? Опыт селекции почтовых голубей специальных пород имеет древние корни. У таких голубей четко выражена пространственная память, определяющая их способность возвращаться из дальних мест домой, в голубятню. К главным признакам голубя-почтаря относятся мускулистое сильное тело, строгие формы, отвечающие самым придирчивым требованиям аэродинамики, однотонная, скромная окраска.


Почтовые голуби прекрасно летают и могут преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Описано множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, пролетев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезенный из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день очутился в родной голубятне. Или, например, отступая из Крыма, гвардейцы барона Врангеля увезли с собой почтовых голубей из севастопольской военной станции. Эти голуби попали в Германию – за 2500 километров от дома. Инстинкт звал их на родину, и постепенно, по мере представления возможности, они поодиночке вернулись в Севастополь.


Способность голубей к ориентации и навигации


Некоторые из важных проблем, касающихся поведения птиц, связаны с хомингом – инстинктом возвращения домой, который обеспечен их способностью к ориентации и навигации. Благодаря ориентации они способны определять свое местонахождение в пространстве и осуществлять целенаправленные движения. А навигация – это самая сложная форма пространственной ориентации, определяющая способность животных выбирать правильное направление движения при дальних перелетах. Все процессы ориентации происходят с участием памяти. Навигационными способностями птиц обеспечивает генетическая память, а конкретные ориентиры им приходится запоминать. В процессы ориентации включены такие составляющие, как информация из внешней среды, воспринимающие ее органы чувств, анализаторы, которые обрабатывают сигналы, и ориентационное поведение. Функции ориентиров могут выполнять предметы и явления окружающей среды, которые характеризуются теми или иными опознавательными признаками. Это могут быть очертания населенного пункта, запахи, звуки, или же место расположения Солнца, Луны, звезд и многое другое. Одни виды ориентиров птицы знают от рождения, а значение других ориентиров они узнают в результате обучения и приобретения опыта. Воспринимая информацию об ориентирах, пернатые принимают решение с учетом сложившейся ситуации и затем совершают целенаправленные движения.


Голуби служат ученым прекрасной моделью для изучения способности птиц к ориентации. Несмотря на длительный период их использования и изучения некоторые вопросы о том, как ориентируются увезенные за сотни километров от дома пернатые, остаются без ответа. До сих пор окончательно не выяснено, ориентируются ли голуби по мысленной пространственной карте или же по заученным ориентирам, и насколько в этом процессе участвуют обоняние и восприятие магнитного поля. Возможно, существуют и другие факторы внешней среды, которые ученые еще не знают или же не принимают во внимание. Многие ученые считают, что здесь задействован целый комплекс самых разнообразных способов ориентации, каждый из которых включается в нужный момент. Например, данные радионаблюдений за голубями, которым на спину помещали миниатюрный передатчик с батарейкой и 50-сантиметровой антенной, показывают следующее. Голуби возвращаются к дому не по прямой, а довольно часто меняют направление. Однако общая направленность движения птиц остается правильной. Видимо, после каждого отклонения срабатывает тот или иной способ ориентации (в зависимости день это или ночь, светит солнце или небо затянуто облаками). И таким образом голуби корректируют траекторию движения.


Солнечный компас и биологические «часы». Многие животные руководствуются для навигации солнечным освещением. Это – ракообразные и пауки, рыбы и жабы, черепахи и аллигаторы и, конечно, – птицы, в числе которых голуби. Солнечно-компасная ориентация голубей имеет такие особенности.


1. Для слежения за изменением азимута Солнца им надо привязаться к системе неподвижных ориентиров на земной поверхности (горы, деревья, местонахождение гнезда). Молодые голуби, умеющие уже ориентироваться вблизи голубятни по местным приметам, должны потратить еще около месяца на освоение ориентации по Солнцу.


Для обучения ходу Солнца голубям, как впрочем, и пчелам, достаточно пронаблюдать только половину его пути. Ученые считают, что возможность широкой экстраполяции (предугадывания) хода солнечных часов говорит о существовании какого-то сложного аппарата расчета в центральной нервной системе голубей. Кроме того, у птиц, перелетающих через экватор, существует достаточно сложная система приспособления внутреннего солнечного компаса к необходимому направлению движения. Такая удивительная способность приобретать знания о перемещении Солнца у них врожденная.


2. Для того чтобы ввести определенную поправку на смещение светила в течение суток, голуби пользуются своими биологическими «часами» - врожденной способностью их организма ориентироваться во времени. В основе действия этих таинственных «часов» лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов. Так, в эксперименте птиц обучали движению в самом разном компасном направлении. Например, их перевозили в пункт с другой географической долготой, отчего внутренний отсчет времени суток голубей расходился с местным. Но при испытании они всегда изменяли курс на угол, близкий к изменению солнечного азимута за тот период, который соответствовал рассогласованию своего внутреннего и местного времени. Поскольку астроориентация невозможна без измерения времени, то справедливо говорят об ориентации животных, и в частности голубей, в пространстве и времени.


И что еще важно – когда на голубом небе не видно солнца, птицы используют эффект поляризации света, а в предутреннее время – свет зари. И даже в пасмурную погоду они ориентируются по самому светлому участку небосвода – так, например, находят дорогу домой голуби и ласточки. То есть, животным дана замечательная возможность гибко реагировать на изменение условий освещения, чтобы не сбиваться с курса.


Солнцезащитные очки. Кажущиеся небольшими голубиные глазки на самом деле – почти на всю голову. Просто они прикрыты оперением и кожей. Голуби плохо видят в темноте, и попытки вывести ночную породу почтовых птиц, «работающих» во время сна дневных пернатых хищников, ни к чему не привели.


Если рассмотреть глаза птиц, то в их сетчатке больше светочувствительных клеток, чем у других животных. Особенно густо такие клетки заполняют углубление – центральную ямку, которая выступает своеобразной подзорной трубой для увеличения изображения.


А около этой подзорной трубы находится орган, вроде бы не имеющий отношения к зрению – так называемый гребешок. Но для чего эта налитая кровью складка, похожая на меха гармошки, как бы вдавлена большущим слепым пятном в зоркие глаза птицы? Поскольку ученые знают, что организму любого живого существа не дано ничего лишнего, были проведены определенные исследования. Они убеждают в том, что гребешок сродни темным противосолнечным очкам. Благодаря ему птицы смотрят на солнце не мигая, и таким образом «слепое пятно» помогает перелетным птицам во время миграций, а голубям – в выполнении курьерских заданий.


Особенное зрение. Интересно, что глаза голубя могут выбирать из поля зрения только ту информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный глаз, а вернее модель сетчатки глаза птицы (145 светочувствительных фоторецепторов и 386 нейронов – искусственных нервных клеток). Такая модель способна определять направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. «Глаз» может, например, распознать бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты.


А благодаря тому, что зрение у голубя во много раз острее, чем у человека, общество спасения в США разработало программу по использованию обученных птиц для розыска и спасения людей в море. Они будут летать на вертолетах вместе с командами спасателей. Как только голубь увидит оранжевый флаг (общепринятый сигнал о помощи), он подаст команде условный сигнал.


Голуби способны видеть кожей. А вот еще поразительный факт, который тоже включен в расшифровку системы ориентации птиц. Орнитологи однажды ночью осветили голубиное гнездо и увидели их удивительную реакцию – слепые птенцы тот час начали трясти головами, испуганно махать маленькими крылышками и даже подавали голос. Вспышка света вызывала такой эффект и в том случае, когда на голову птенцов надевали светонепроницаемый колпачок. Но если прикрывали тело, а незрячие глаза оставляли снаружи, то птицы света не замечали. Объяснение этому может быть только одно – голуби видят кожей! Еще предстоит определить, какие биохимические процессы лежат в основе этого феномена, однако ученые сразу же предположили, будто светочувствительная кожа как-то помогает голубям находить дорогу домой.


О возможности ориентации в геомагнитном поле. В качестве возможного ориентира для поддержания курса птиц и других животных нередко рассматривают и магнитное поле Земли. Ведь наша планета – это счастливое исключение среди других, так как она обладает и собственной жизнью и собственным магнитным полем. И связь этих двух глобальных явлений, несомненно, существует, отражающаяся, в том числе и на процессы ориентации животных. Землю можно представить как громадный однородно намагниченный шар, и компасная стрелка в любой ее точке устанавливается вдоль горизонтального вектора напряженности магнитного поля.


Известно о существовании своеобразного биологического компаса у некоторых живых организмов, например термитов, майских жуков, китов. Даже бактерии «чувствуют» магнитное поле Земли. Установлено, что в каждой из них заложен компас – кристаллик магнетита. Магнитные частицы были обнаружены в разных частях тела 60 видов живых организмов – в мозгу пчел, теле лосося, брюшной полости почтовых голубей. Аналогичные образования из кристаллов магнетита биологи нашли и в человеческом мозгу. А поскольку ничего в организме ни животных, ни человека нет бесполезного, то они, вероятно, включают в нужный момент и для определенных целей некое магнитное чутье.


В конце 70-х годов американский зоолог Ч. Валькотт провел серию биологических экспериментов на почтовых голубях. На голове и шее птицы он закреплял проводники и пропускал по ним электрический ток, создавая искусственное магнитное поле. Голуби, как правило, тут же теряли ориентацию. Это стало аргументом для тех, кто утверждал, что голуби способны «равняться» на магнитное поле Земли. Есть сведения и о том, что электромагнитные импульсы мощных телевизионных станций сбивают голубей с толку, не дают им найти правильную дорогу. Но существуют и другие опыты, в которых под крылья птиц прикрепляли крошечные сильные магниты. Они искажали естественное магнитное поле, но птицы этого не замечали и добирались домой за сотни километров. Поэтому «магнитная версия» ориентации птиц является не единственной.


Ориентируются ли голуби по запаху? В последние годы проверяется гипотеза о дальней ориентации почтовых голубей по запаху. Эта гипотеза многим кажется сомнительной, так как в таком случае необходимо учесть следующее:


• При обнаружении знакомого запаха, голубь должен лететь не по ветру, а в направлении, в котором дул ветер со знакомым запахом во время обучения дома.


• Голубь должен иметь такую пространственную карту, в которой каждому компасному направлению соответствует определенный запах.


• Компасное направление при обучении и в месте нахождения определяется при помощи глобальных полей – геомагнитного или астроориентиров.


•Искривление воздушного потока в атмосферных вихрях (циклонах и антициклонах) может внести ошибку в выбор компасного направления.


Казалось бы, это показывает, что при возвращении голуби не могут воспользоваться запахом, однако все сложнее, чем кажется. Оказывается, голуби с нарушенным обонянием не способны отыскать дороги к дому, хотя пролетают по верному пути в его поисках сотни километров. Но, в конце концов, они оседают на чужих голубятнях. Как считают некоторые ученые, голубь не использует поля запаха в качестве направляющего – знакомый запах только включает иные способы ориентации. А сам источник запаха можно найти, руководствуясь пространственной организацией самого поля концентрации.


Голуби слышат инфразвук. Орнитологами доказано, что голуби слышат инфразвук – звуковые колебания менее 10 герц. А воспринимающие его рецепторы находятся где-то внутри голубиного уха. Инфразвуки рождаются, например, различными природными катаклизмами – грозами, землетрясениями, которые распространяются в атмосфере на тысячи километров. Вероятно, поэтому голуби хорошо предчувствуют перемены погоды и землетрясения. Кроме того, ученые не исключают возможность того, что с помощью ли инфразвука птицы ориентируются в дальних полетах.


Память, научение и выработка условных рефлексов


Научение у городских голубей. Голуби – прекрасные ученики, причем они учатся не только сами по себе путем постепенного приобретения опыта в среде обитания, но и друг у друга, наблюдая за поведением опытного собрата. Предполагают даже, что сильная и «мудрая» птица может заставить другую учиться, подражая себе. Городские обитатели – сизари научились ловко избегать колес автомашин, попрошайничать и хозяйничать на балконах, как у себя дома. Но пока они не могут научиться избегать контактов с солью, которой зимой посыпают улицы. Из-за нее голуби часто отмораживают ноги. Это дополнительный фактор к тому, из-за чего голуби часто болеют – то насморк подхватят, то бронхит.


Память в помощь функции контролера. Одним из интересных применений способностей голубей прочно удерживать в памяти мысленное представление об образе является использование этих птиц контролерами готовой продукции. Это посоветовали зоопсихологи, так как голуби, во-первых, отлично помнят эталон продукции, во-вторых, имеют прекрасное зрение, в-третьих, не тяготятся однообразным трудом, работают сосредоточенно и старательно. Сложную профессию контролера голуби осваивали за 3–4 дня. Клетку с птицей, в дно которой были вмонтированы две пластинки, ставили около конвейера с готовыми лекарствами. Когда двигались хорошо закрытая коробочка, голуби клевали одну пластинку, а если с браком – другую. Птицы проявили себя на редкость наблюдательными контролерами. Сортируя, таким образом, коробочки для лекарств, они не пропускали ни одной плохо закрытой. Голуби находили такие маленькие дефекты, которые человек просто не мог увидеть.


Голуби-контролеры вышли и на конвейер московского завода сортировать шарики для подшипников. После окончания подобных краткосрочны курсов, они запомнили и образ эталонной детали и свои задачи – когда по конвейеру плывет качественная деталь, нужно вести себя спокойно. Если же деталь бракованная, следует клюнуть рычажок. Механизм сбросит эту деталь с конвейера, а перед клювом на некоторое время откроется кормушка. В первый день они работали нормально, а на следующий начали браковать все шарики подряд. Экспериментаторы выяснили, что птицы быстро повысили свою квалификацию – они стали отправлять в брак шарики со следами пальцев. Пришлось перед предъявлением пернатым контролерам протирать шарики, чтобы они их сочли качественными. Голуби способны видеть не только тончайшие дефекты на поверхности отшлифованных деталей, но и крошечные трещины в стекле.


Заинтересовались этой способностью голубе представители других профессий. Например, цветное зрение голубей лучше человеческого: они различают малейшие оттенки цвета, ускользающие от взгляда даже высококлассных специалистов-текстильщиков, сортирующих ткани.


Обучение для экспертизы картин. Японский зоопсихолог с коллегами провел интереснейший эксперимент, обучив голубей отличать картины импрессионистов от кубистов. Пернатый эксперт, приученный «распознавать» определенную творческую школу, «клевал» только соответствующие ей картины. При предъявлении обученному голубю работ Моне и Пикассо ошибка не превышала и 10 процентов, даже если птице показывают никогда ранее ею не виданные полотна. Когда же экспериментаторы ознакомили голубей с творчеством Сезанна и Ренуара, то «эксперты» легко и правильно отнесли их к той же категории, что и Моне. Картины импрессионистов от произведений таких кубистов, как, например, Жорж Брак голуби отличали без видимых трудностей.


По мнению профессионального искусствоведа, голуби просто научились распознавать простейшие признаки, присущие этим школам – наличие или отсутствие в изображениях острых углов или четких и ярких красок, свойственных кубизму. Ведь импрессионизму присущи смазанные контуры и пастельные цвета, что и должно бросаться в глаза и птице. Однако ученые поставили эксперимент, подтверждающий, голуби являются безошибочными экспертами. Они узнавали стиль, когда им показывали специально «размазанные» репродукции или воспроизведенные в черно-белых тонах. Птицы, как и мы, сами, при восприятии образа использовали не один, а целый комплекс признаков.


Способность заучивать длинные ряды стимулов. Установлено, что голуби при обучении демонстрируют способность мысленно анализировать ряд стимулов и запоминать их, разбивая такой ряд на отрезки. Человек таким же способом запоминает номера телефонов – группами по 2–3 цифры. При этом формируются внутренние представления о структуре последовательности стимулов, причем сходным образом у животных разного уровня организации. У голубей этот процесс протекает как у высших приматов, однако скорость обучения у них ниже.


Выработка условных рефлексов. К голубям был применен классический метод Павлова. Они научились искать пищу после действия сильным светом, являющимся условным раздражителем. Или, например, исследовали способность голубя к различению – круга от эллипса и многоугольника. Для этого птицам показывали в окошко условный раздражитель – круг, эллипс или многогранник – в виде черного силуэта на ярко освещенном матовом стекле. Этим методом удалось установить, что пределом этой способности является 10-угольник.


Дрессировка голубей


Начинается очень сложный процесс дрессировки голубя с приручения его к человеку. Дрессировщик должен подружиться со своим подопечным. Кормить его, чистить жилище, разговаривать ласковым голосом.


Голуби являются домашними птицами, и в отличие от такого домашнего животного, как кошка, их нетрудно приручить. Однако голуби легко поддаются обучению, пока оно идет на земле. А для воздушных трюков нужны особые приемы. Например, дрессировщик хочет, чтобы птица вылетела из-под купола цирка, перекувырнулась в воздухе над центром арены и улетела через определенную дверь. Представителям некоторых пород голубей навык кувыркания передается по наследству, поэтому специально обучать голубя этой технике нет необходимости. Но нужно придумать, как объяснить птице, чего от нее ждут. Она должна понять, куда ей лететь, в каком месте нужно перекувырнуться и что делать дальше. Если бы тренер мог летать вместе с учеником под куполом цирка и после каждого кувыркания протягивать на ладони лакомство, то голубь этому бы быстро научился. А поскольку такое невозможно, то для пернатых артистов существуют специальные приемы тренировки.


На начальном этапе дрессировщик садится рядом с голубем и свистком подает сигнал, давая ученику после каждого раза пшеничное зернышко. Процедура несложная - голубь быстро запоминает, что вслед за свистком немедленно появляется корм. Однако тренер не торопится прекращать дрессировку на этом этапе. Он повторяет уроки до тех пор, пока голубь не научится по свистку бросать все дела и спешить за угощением. После этого можно приступать к тренировке на арене. Дрессировщик находится внизу, а ассистент несет голубя наверх. Немного полетав, птица спускается вниз, но ее каждый раз возвращают под купол, пока она, в конце концов, не перевернется. И тогда немедленно раздается знакомый свисток – проголодавший голубь сломя голову летит за вознаграждением. Тренировка продолжается до тех пор, пока голубь не поймет, что свисток звучит, только когда он сделает кувырок в воздухе. Теперь прилежный ученик выполняет эту фигуру при каждом полете. На следующих уроках свисток звучит в то мгновенье, когда птица кувыркается именно над ареной, а затем только случае, если фигура выполнена над центром арены. В следующий раз дрессировщик садится в дверях, и голубь летит за кормом туда. Еще несколько закрепляющих уроков, и «артист» готов к выступлению. Благодаря обучению с применением пищевого стимула у него образовался устойчивый условный рефлекс.


Способности голубей по формированию понятий. Ученые установили, что голуби, как это ни странно, проявляют самые впечатляющие способности (по сравнению с другими животными, в том числе обезьянами) по формированию понятий. Они могут успешно отличать фотографии с человеком, водой, деревом от других фотографий без этих объектов. Причем, они обладают поразительной способностью на такие различения даже тогда, когда эти образы предъявляются по-разному. Например, голуби могут опознать воду в форме капель, бурной реки, спокойного озера. Или же они научились стучать клювом по фотографиям с изображением самых различных людей – представителей разных рас и цвета кожи, стариков и детей. При этом люди были изображены в разнообразных позах и одеждах или даже обнаженными, находились в разных местах фотографии и т.п. И все же из большого числа фотографий голуби отбирали только те, на которых изображены люди. Ученые пытались найти другие критерии, по которым эти фотографии можно сортировать, но тщетно. Это говорит о том, что голуби способны к обобщениям и созданию понятий. В этом это были понятия «вода», «человек» и. т.п.


Голуби способны догадаться, как достать банан почти как обезьяны. Достаточно большую известность в Х1Х веке получили опыты по изучению рассудочной деятельности обезьян с помощью различных сооружений для достижения приманки. Первые же опыты поразили экспериментаторов. Они подвесили в клетке банан, который шимпанзе не могли достать, а неподалеку поставили ящик. Когда обезьяны поняли, что прыжки не помогут, они подтащили ящик к месту, откуда удобно дотянуться за бананом, залезли на ящик и достали плод. А совсем недавно было решено повторить этот опыт, но на этот раз с голубями. Голуби уже к этому времени умели клевать искусственный банан, соизмеримый с их размером, также они научились толкать в нужное место маленькую подставку. Этим видам деятельности они были обучены независимо друг от друга. Когда же перед птицами встала та же проблема, что и перед шимпанзе, 4 голубя из 11 тоже подвинули подставку поближе к приманке. Передвигая ее, птицы поглядывали то на подставку, то на «банан». Затем голуби легко взобрались на нее (этому их не нужно было учить) и стали клевать приманку.


Выходит, голуби тоже достаточно «проницательны», и могут догадаться, как решить задачу в новой для них ситуации.


Голуби успешно справляются с тестом «выбор по образцу». То, что у голубя существуют способности формировать мысленные представления, подтверждено следующими тестами. При «выборе по образцу» эти птицы проявляют возможность обрабатывать информацию о соотношении между стимулами – наличии сходства или различия между ними. Голубь в таких тестах должен сделать выбор из нескольких предложенных ему образцов или подобрать пару в отсутствие образца, ориентируясь на его мысленный образ, представление о нем. В одном из экспериментов голуби продемонстрировали способность к быстрому обучению различать прямые и зеркальные изображения фигур, которые были ориентированы различным образом. Осуществление выбора происходило путем клевания птицами предметного диска. Время реакции голубей по мере роста углового несоответствия оказалось одинаковым. Ученые пока не знают, какую форму обработки информации использует их мозг.


Умеет ли голубь считать? Проведено немало биологических экспериментов, в которых голубю давали поочередно по одному зернышку. При этом после каждых шести обязательно подкладывали седьмое зерно, негодное к употреблению. Удивительно, голубь быстро научился считать до шести, никогда не сбиваясь со счета, и тотчас отбрасывал в сторону любое седьмое зернышко. Интересно, что шимпанзе, без ошибок усваивает счет только до пяти.


Репродуктивное поведение голубей


Голуби моногамы – обычно они имеют постоянные пары. Иногда привязанность птиц, ставших супругами, сохраняется всю двадцатилетнюю птичью жизнь. Они являются прекрасными родителями, и даже в первые дни вскармливают птенцов «птичьим молоком».


Церемония ухаживания. Заключение брака у голубей связано с определенными церемониями. Голубь начинает весеннее воркование и ухаживание за своей подругой уже в феврале. Он распускает хвост, важно раздувает зоб и танцует перед ней, наклоняясь и кружась на месте. И если голубка в ответ на заигрывания самца немного опустит перья крыльев, то это показывает, что его ухаживание принято. А когда она тихо заворкует и потрогает ухажера клювом, это будет означать, что брак заключен.


Именно в брачный период легко отличить по поведению самца от самки, которые в иное время схожи между собой как две капли воды. Во-первых, самец становится более активным. А во-вторых, следуя совету опытных голубеводов, птиц можно легонько потянуть за клюв – при этом самец отдернет голову, а самка – нет. Или такой способ – если, держа птицу за крылья, погладить ее по груди, самец подберет под себя ноги, а голубка – нет.


Родительское поведение. Свои гнезда голуби строят на деревьях и кустарниках, в дуплах и постройках человека. Дважды в год голубка откладывает 2 яйца, реже 1. Интересно, что в программе их инстинктивного поведения заложено определенное время для откладывания первого яйца – это всегда происходит после трех часов пополудни. Птенчики тоже придерживаются врожденного графика, используя для этого биологические «часы». Они предпочитают выклевываться из яиц с 10 до 12 часов дня. Яйца (от 14 до 30 суток) насиживают оба родителя, постоянно сменяя друг друга.


Птенчики вылупляются голыми и беспомощными и остаются в гнезде, пока полностью не оперятся. А для их вскармливания голуби обеспечены удивительным устройством – зобом, который в это время им заменяет вымя: и у самца и самки выделяют настоящее «птичье молоко», которое скорее похоже на желтую сметану. Оно по химическому составу близко к молоку кролика, а по вкусу напоминает прогорклое сливочное масло. Новорожденные птенцы погружают свои длинные клювы в широко открытый рот родителя и достают порцию молока. На этом питании малыши растут не по дням, а по часам – уже на следующий день после выхода из яйца птенчик тяжелеет вдвое. Через неделю родители начинают примешивать к молочку размягченные в зобу зерна, а далее – приучать их к более грубой пище – различным семенам. Интересно, что голубка уже на десятый день перестает кормить птенцов молочком, но это еще несколько дней продолжает делать самец. Кстати, бывает так, что голубка легкомысленно покидает мужа и птенцов, но папа-одиночка обычно успешно справляется с выращиванием потомства.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Климатические воздействия и их характеристики Радиационные воздействия их характеристика
Реферат Усилитель приемного блока широкополосного локатора
Реферат Мотивация труда в мире и в России
Реферат Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии
Реферат Толстой А.К.
Реферат John Proctor Good Or Bad Essay Research
Реферат Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса
Реферат Ярослав Мудрий - великий державний діяч
Реферат Проблемы совершенствования порядка установления, начисления и взимания процентов по кредитам в коммерческих банках (на материалах АКБ «Украина»).
Реферат Монгольские вторжения в Польшу
Реферат Методы сбора маркетинговой информации в системе международного маркетинга
Реферат Комплексная механизация предприятия торговли
Реферат Mozart Essay Research Paper WolfGang Amedeus MozartSymphony
Реферат Особенности Венецианской школы архитектуры эпохи возрождения