Реферат по предмету "Физика"


Движение в центральном симметричном поле

Реферат На тему “Движение в центральном симметричном поле” Студента I –го курса гр. 107 Шлыковича Сергея Минск 2001 Немного теории.
Центральнымназывают такое силовое поле, в котором потенциальная энергия частицы является функцией только от расстоянияr до определенной точки - центра поля: U=U(r). Сила, действующая на частицу в таком поле, тоже зависит лишь от расстояния rи направлена в каждой точке пространства вдоль радиуса, проведенного в эту точку из центра поля.
Хотя частица, движущаяся в таком поле, и не представляет собой замкнутую систему, тем не менее для нее выполняется закон сохранения момента импульса, если определять момент по отношению к центру поля. Действительно, поскольку направление действующей на частицу силы проходит через центр поля, то равно нулю плечо силы относительно этой точки, а потому равен нулю и момент силы. Согласно уравнению отсюда следует, что L = const. (где L – вектор момента импульса, а K момент силы K = [rF]. Уравнение получается из уравнения L = [rp]. Определим производную по времени от момента импульса частицы. Согласно правилу дифференцирования произведения имеем
Так как - есть скорость v частицы, а p = mv, то первый член есть m [vv] и равен нулю, поскольку равно нулю векторное произведение любого вектора самого на себя. Во втором члене производная - есть, как мы знаем, действующая на частицу сила F. Таким образом, . ) Поскольку момент L = m[rv] перпендикулярен направлению радиуса-вектора r, то из постоянства направления L следует, что при движении частицы ее радиус-вектор должен оставаться все время в одной плоскости - плоскости, перпендикулярной направлениюL. Таким образом, в центральном поле частицы движутся по плоским орбитам - орбитам, лежащим в плоскостях, проходящих через центр поля. Данное уравнение можно записать в виде:
где ds - вектор перемещения материальной точки за время dt. Величина векторного произведешь двух векторов геометрически представляет собой лощадь построенного на них параллелограмма. Площадь же параллелограмма, построенного на векторах ds и r, есть удвоенная площадь бесконечно узкого сектора OAA’ , описанного радиусом-вектором движущейся точки за время dt. Обозначив эту площадь через dS, можно записать величину момента в виде Величина называется секториальной скоростью.
Задача о движении в центральном поле в особенности важна потому, что к ней сводится задача об относительном движении двух взаимодействующих друг с другом материальных точек - так называемая задача двух тел.
Если рассмотреть это движение в системе центра инерции обеих частиц. В этой системе отсчета суммарный импульс частиц равен нулю: m1v1+m2v2=0,
где v1, v2 - скорости частиц. Введем также относительную скорость частиц v = v1-v2. Из этих двух равенств получаются следующие формулы формулы
выражающие скорости каждой из частиц через их относительную скорость. Подставив эти формулы в выражение полной энергии частиц получим
где U(r) -взаимная потенциальная энергия частиц как функция их относительного расстоянияr. После простого приведения членов получим , где m обозначает величину называемую приведенной массой частиц.
Мы видим, что энергия относительного движения двух частиц такая же, как если бы одна частица с массойm двигалась со скоростью в центральном внешнем поле с потенциальной энергией U(r). Другими словами, задача о движении двух частиц сводится к задаче о движении одной “приведенной” частицы во внешнем поле. Постановка задачи.
Рассмотрим энергию материальной точки в центральном поле сил. , представим (скорость) в полярных координатах Рассмотрим треугольник ABD: ds~AB, следовательно , откуда получаем Выразим (*) Осталось выразить характер траектории (**) Подставим выражение (*) в (**) Проинтегрируем
Эта формула представляет собой траекторию движения частицы в центральном симметричном поле.
Рассмотрим уравнение движения для случая кулоновского поля. , где Попробуем найти этот интеграл предварительно сделав замену Сделаем замену , тогда Далее применим формулу В итоге получаем , где ; Это уравнение конического сечения с фокусом в центре поля. При e >1 – гипербола; e =1 – парабола; 0 e =0 – окружность; Литература:
1. Л. Д. Ландау, А. И. Ахиезер, Е. М. Лифшиц “Курс общей физики. Механика и молекулярная физика” Москва 1965 г.
2. Конспект по механике за первый триместр. Лектор Гурачевский В. Л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование вертикального цилиндрического резервуара для нефтепродуктов 2
Реферат Багатопартійність як необхідна умова становлення демократичного процесу
Реферат Управление экономикой
Реферат Репутация врача ветеринарной медицины
Реферат Региональные особенности регулирования цен
Реферат Распространение и профилактика гиподерматоза крупного рогатого скота в СПК Некрасовское, Нижнеомского района, Омской области
Реферат Race Essay Research Paper Race a
Реферат Worst Rental Car Company Essay Research Paper
Реферат Возможности аналитических модулей в информационных системах образовательных учреждений
Реферат To Kill A Mockingbird 5 Essay Research
Реферат Аїр звичайний Acorus calamus L
Реферат Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Реферат Содержание финансовых отношений возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Конечные разности. Погрешности
Реферат Организация тренировок по эвакуации персонала образовательных учреждений при пожаре