Реферат по предмету "Сексология"


Проблема сексуального просвещения в России

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и социальной работы Кафедра психологии Специальность: психолог Реферат на тему: " Проблема сексуального просвещения в России " Студентки 5-го курса Смеховой А. А. Руководитель: Лысова А. В. Владивосток – 2001
Разговоры о необходимости введения в стране сексуального образования начались в СССР еще в 1962 г. Половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное, собственно сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх и часто объявлялось ненужным. О том, чтобы знакомить подростков с основами контрацепции, никто даже и не помышлял. Созданный в Академии Педагогических наук СССР сектор "этико-эстетических проблем полового воспитания" занимался главным образом морализированием, пропагандой полного сексуального воздержания до 25-30 лет и запугивал подростков ужасными последствиями мастурбации (импотенция, потеря памяти и т. д. и т. п. ). С введением в школьные программы в 1983-85 гг. курсов "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов в 8 классе) и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа в 9-10 классах) дело, казалось, сдвинулось с места. Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто не позаботился заранее об обучении учителей. Учебные пособия для учителей А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций. Учебники для самих школьников сексуальные сюжеты вообще старались обойти. Немногочисленные профессиональные публикации, - книга Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана "Половое воспитание и психогигиена пола у детей" (Ленинград, 1979, 1980), популярные книги В. Е. Кагана "Родителям о половом воспитании" (Москва, 1989), "Воспитателю о сексологии" (Москва, 1991) не могли изменить общей картины. Разработанные учеными программы дифференцированного полового просвещения для учащихся разного возраста остались невостребованными. Врачи и педагоги не имели, да и не искали, общего языка, а психологи в этом деле вовсе не участвовали. В результате школьный курс практически оказался мертворожденным. С наступлением эпохи перестройки и гласности о необходимости сексуального просвещения во весь голос заговорили средства массовой информации, а социологи начали время от времени зондировать, как отнесется к этому общественное мнение. Несмотря на чудовищную неинформированность населения, его реакция с самого начала была положительной. Во всех репрезентативных опросах общественного мнения, которые ВЦИОМ проводил с 1989 года, подавляющее большинство взрослого населения высказывалось в пользу систематического сексуального просвещения, особенно школьного. Во всесоюзном опросе в конце 1989 г. ответы на вопрос: "Какие каналы получения информации по вопросам сексуальной жизни вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными? " распределились следующим образом: специальный учебный курс в школах, учебных заведениях - 45, 6%; специальная научно-популярная литература - 42, 5%;
специальные научно-популярные фильмы, специальная научно-популярная программа телевидения - 28, 7%; консультации у врачей-специалистов - 22, 2%; беседы с родителями - 21, 4%;
обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками - 5, 3%; другие способы - 0, 7%;
просвещение молодежи в вопросах сексуальной жизни вообще не нужно - 3, 0%; затруднились с ответом - 6, 2%.
При всероссийском опросе 1991 г. за введение уроков полового просвещения в школе, начиная с 5-6 класса, высказались 60% (женщины - 61%, мужчины - 58%), против - 21%. При этом бросалась в глаза возрастная разница: среди людей моложе 25 лет положительно ответили свыше 80%, а среди тех, кто старше 60, - 38% . Получается, что люди, для которых секс уже перестал быль актуальным, стараются заблокировать информацию, необходимую тем, у кого жизнь впереди. В анкете ВЦИОМ 1992 г. (всесоюзный опрос) был вопрос, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы, по мнению респондентов, уделить наибольшее внимание. В длинном списке предметов фигурировала "гигиена сексуальных отношений" (название, прямо скажем, не слишком увлекательное). В славянском регионе этот предмет вышел у мужчин на шестое, а у женщин - на четвертое по значимости место. Младшая возрастная группа (от 16 до 20 лет) поставила его на первое (его упомянули 29% опрошенных), а группа 20-24-летних - на второе место. По данным общенационального опроса ВЦИОМ в 1994 г. , 81% взрослых выступают за введение полового просвещения в образовательных учреждениях для 14-16-летних подростков и только 10 процентов – против (категорически против лишь 2. 7% мужчин и 4. 4% женщин). Мужчины поддерживают сексуальное просвещение больше, чем женщины, молодые - больше, чем пожилые (среди респондентов моложе 25 лет безусловно поддерживают введение такого курса 70%, а среди тех, кто старше 55 лет, - 32%), а люди с высшим образованием - больше, чем с начальным (61% : 38%). 42% мужчин и 37% женщин согласны даже на то, чтобы этот курс получали 10-13-летние школьники. Выборочные опросы школьников, учителей и родителей показывают то же самое. В нашем опросе 16-19 летних юношей и девушек в 1995 г. с мнением, что "сексуальным отношениям нужно уделять не меньше внимания, чем учебе или работе" согласились 59% девушек и 60% юношей (не согласились 21% и 23%) . С идеей ввести в школах специальный курс сексуального просвещения были согласны 88% девушек и 78. 5% юношей (против - 5 % и 9%). При опросе в 1997 г. за введение специального школьного предмета, посвященного сексуальным отношениям, высказались более 80% педагогов и около 90% учащихся 7-9 классов и их родителей. Разумеется, это только верхушка айсберга. Как только заходит вопрос о том, чем именно должно заниматься сексуальное просвещение, кто и как должен его проводить, мнения людей расходятся. При анкетировании группы школьников в Москве в 1993 г. , 50% подростков сказали, что хотели бы получать информацию от врачей, 22 % - из специальной литературы, 18% - от родителей и никто - от школьных учителей. На вопрос о необходимости специальных школьных уроков полового просвещения положительно ответили 71% учителей, 69% родителей и только 21% подростков. Между прочим, 83 % учителей тоже считают, что вести этот предмет должен "человек со стороны" (Буторина, 1994). Расходятся подростки и взрослые и в своих требованиях к содержанию соответствующего курса. Если взрослых заботят прежде всего проблемы безопасного секса, но подростки хотят, наряду с этим, получить информацию о способах максимизации сексуального удовольствия. Как выглядят представления подростков о содержании школьного курса сексуального просвещения по данным нашего опроса 1997 г. , видно из таблицы 9. Таблица 9. Вопросы, которые школьники считают самыми важными в курсе сексуального образования. Опрос 1997г. (%) Класс 7 8 9 Всего Пол М ж м ж м Ж М Ж Психология взаимоотношений между полами 54. 6 60. 8 59. 8 69. 8 62. 2 67. 0 59. 8 66. 4 Зачатие, беременность и роды 49. 7 64. 9 45. 5 52. 7 39. 6 54. 3 43. 6 56. 2 Сексуальная ориентация, гомосексуальность и т. д... 27. 9 26. 8 27. 0 24. 4 18. 8 24. 3 23. 3 24. 9
Сексуальная техника: как получить от секса больше удовольствия 44. 3 32. 5 55. 7 41. 5 59. 9 43. 5 55. 2 40. 4 Сексуальная анатомия 45. 4 42. 8 43. 0 46. 5 44. 4 45. 8 44. 2 45. 3 Брак и семейная жизнь 63. 4 79. 4 58. 2 70. 2 56. 6 66. 5 58. 6 70. 5 Сексуальная гигиена 58. 5 59. 8 53. 7 52. 3 55. 6 50. 0 55. 7 52. 9 Методы контрацепции 47. 5 63. 4 51. 6 67. 4 62. 2 69. 3 55. 8 67. 4 Сексуальное насилие и как его избежать 50. 3 72. 2 47. 5 74. 8 51. 0 76. 8 49. 8 75. 1
Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, и СПИДа 72. 1 82. 5 76. 6 83. 3 78. 7 84. 0 76. 6 83. 5 Улучшение сексуального здоровья 55. 7 49. 0 56. 6 52. 7 62. 4 52. 8 59. 2 51. 9
Совершенно очевидно, что эти разные требования и ожидания требуют тщательного обсуждения и согласования, на которое способны только специалисты, которых в России никто никогда не готовил. Понимая, что одно государство с проблемами планирования семьи не справится, советская общественность в конце 1980-х годов начала создавать для этой цели независимые фонды и организации. В январе 1989 г. была создана Международная ассоциация "Семья и здоровье" во главе с известным гинекологом и эндокринологом И. А. Мануиловой. В 1991 г. , после распада Советского Союза, была создана Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) под председательством академика медицины В. И. Кулакова (генеральный директор И. И. Гребешева). При помощи Международной Федерации планирования семьи, РАПС проводит большую пропагандистскую и просветительскую работу. С 1993 г. она издает международный медицинский журнал "Планирование семьи", проводит семинары по подготовке социальных работников, выпустила несколько книг для социальных работников и популярных брошюр для подростков. Переводимый ею журнал "Выбор" (с 1997 г. , раньше он назывался "Планирование семьи в Европе") дает ценную информацию о состоянии сексуального здоровья и планирования семьи в Европе. Там же опубликована и собственная концепция РАПС. Очень много делают и местные отделения РАПС. В Cеверо-Западном административном округе Москвы успешно работает Медико-педагогический центр для подростков. В результате его усилий в округе вдвое снизилось число абортов у несовершеннолетних девушек. "В моей школе не было ни одной беременности течение трех лет работы сотрудников молодежного центра. До этого я не знала, что делать", - говорит директор Учебно-воспитательного комплекса № 1875 И. В. Сивцова. В работе Национальной конференции РАПС на тему "Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи" (1994) участвовали ряд парламентских комиссий, министерств и ведомств. Прислушавшись к мнению специалистов, государство начало в 1994 году специальную президентскую программу "Планирование семьи", целями которой является содействие реализации прав каждой семьи, каждого человека, мужчины и женщины, свободно и без принуждения решать, сколько и когда они хотели бы иметь детей; охрана репродуктивного здоровья населения; профилактика абортов, болезней, передаваемых половым путем, и СПИДа. Чтобы законодательно оформить эту социальную политику, фракция "Женщины России" внесла в Государственную думу законопроект "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления", который предусматривал: право свободно и без принуждения решать вопрос, когда и сколько иметь детей в семье, право на предупреждение аборта путем использования современных средств контрацепции, право на получение качественных услуг в области планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, право на получение грамотной и доступной информации о безопасном сексуальном поведении и охране репродуктивного здоровья, получение образования в этой области в учебных учреждениях. "Планирование семьи" оказалось едва ли не единственной относительно успешной государственной программой. В результате совместных усилий медиков и социальных работников значительно больше женщин в России стали применять контрацепцию. По данным серьезного независимого исследования, в конце 1995 г. контрацепцией пользовались 63% замужних женщин репродуктивного возраста (20-49 лет). Повышение контрацептивной культуры способствовало снижению числа абортов. Число искусственных абортов на 1000 женщин фертильного возраста (15-49 лет) снизилось, по данным официальной статистики, с 88 в 1993 до 74 в 1995 году (Госкомстат, 1996, с. 210-211) Некоторые независимые авторы дают даже более низкую цифру - 55 абортов (с учетом миниабортов) на 1000 женщин от 20 до 49 лет... Кроме нежелательных беременностей и абортов, к числу опасных последствий сексуальной революции в условиях экономического упадка, обеднения и глобальной криминализации страны относятся также рост проституции, в особенности подростковой и детской проституции, распространенность в молодежной среде сексуального насилия и т. д. В прессе то и дело появляются сенсационные сообщения о торговле несовершеннолетними девочками и мальчиками. Производство детской, в том числе гомосексуальной, порнографии в некоторых городах поставлено на поток и осуществляется почти открыто. Однако дальше журналистских сенсаций дело не идет, да и уровень анализа фактов, как правило, оставляет желать лучшего . Особенно серьезной проблемой является катастрофический, принимающий эпидемические мастшабы, рост заболеваемости населения, особенно молодежи, болезнями, передаваемыми половым путем (БППП), и СПИДом. Все эти явления взаимосвязаны, имеют социальные причины и не могут быть устранены только с помощью воспитательно-образовательных методов. Однако, как показывает опыт всех цивилизованных стран, адекватное сексуальное просвещение играет в этом деле далеко не последнюю роль. Систематическое снижение заболеваемости СПИДом в странах Запада за последние годы обеспечено всецело и исключительно эффективной пропагандой, одной из предпосылок которой является достаточно высокий уровень сексуальной культуры населения. Понимая это, но не имея в своем распоряжении ни средств, ни подготовленных кадров, Министерство образования РФ создало в 1994 г. , при участии Минздрава, и начало искать материальную и методическую помощь за рубежом. В составе совета были руководящие работники просвещения, в том числе местные, представители Минздрава и отдельные ученые Минобразования стала известная голландская фармацевтическая фирма "Органон", сотрудники которой предложили России бесплатно использовать, после соответствующей адаптации, свою 12-часовую школьную программу, с которой в свое время начиналось школьное просвещение в Нидерландах, считающееся в Европе образцовым. Однако сотрудники "Органона" могли оказать России только учебно-методическую помочь. Денег на экспериментальную проверку и адаптацию программы к российским условиям фирма не дала (и не обещала), Европейское Сообщество в финансовой помощи тоже отказало. После этого Министерство образования обратилось за содействием в ООН и после принятых в подобных делах сложных и длительных согласований летом 1996 г. получило от Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения экспериментальной работы в течение трех лет для подготовки 30 часового курса полового воспитания в 7-9 классах 16 пилотных школ, чтобы на этой основе в дальнейшем создать необходимые стране альтернативные программы, учебные пособия и т. д. Иностранные (голландские) специалисты предполагались только в роли консультантов, разрабатывать программу для другой страны, с другой культурой, никто из них не хотел и не брался. С помощью специально разработанных анкет предполагалось до начала работы в школах определить структуру сексуального поведения и установок подростков, с которыми предстояло работать, а также уровень их сексологических знаний. Одновременно опрашивались их учителя и родители. Второй мониторинг должен был быть проведен в середине работы, а третий - после ее завершения, чтобы объективно оценить эффективность проделанного и сравнить сексуальное поведение и уровень знаний учащихся пилотных школ с тем, что происходит с их сверстниками в обычных школах. Только после этого предстояло решить, что и в какой форме следует внедрять в практику образования Дальше события развивались по обычному российскому сценарию. Министерские чиновники не позаботились о политическом и морально-психологическом обеспечении проекта. Средствам массовой информации и общественности не разъяснили заранее ни его целей и задач, ни того, что это пробная, экспериментальная работа. Более того, одновременно с информацией о начале работы над проектом Министерство разослало по школам 5 альтернативных программ полового воспитания, написанных не имеющими опыта работы в школе отечественными авторами, без учета возрастных особенностей детей, местной специфики и школьных учебных планов (одна программа была рассчитана на 374 часа, с первого по десятый класс). Вместо конструктивной критики проекта, которая была бы только полезна, его действительные и воображаемые недостатки, а точнее - сама идея сексуального просвещения, были использованы консервативными силами для раздувания политического скандала и анти-западных настроений. Логика этой пропагандистской компании по разжиганию моральной паники была стандартной: а) констатируются некие тревожные явления,
б) эти явление интерпретируются в терминах "падения нравов", после чего в) задаются два сакраментальных российских вопроса: кто виноват и что делать? Ответ на первый вопрос очевиден: на всем протяжении российской истории во всех ее бедах был всегда виноват Запад; теперь западные, особенно американские, спецслужбы пытаются уже не просто развратить, но окончательно физически истребить русский народ с помощью женского равноправия, контрацепции и сексуального просвещения. Таким образом, морально-педагогический вопрос - можно ли говорить с подростками о сексе? - переводится в политическую плоскость национальной безопасности России. Однако руководители Минобразования и тем более - его работники на местах и директора школ были напуганы. В атмосфере моральной паники, которая на местах порой принимает и вовсе экзотические формы, разумнее не рисковать своим положением и репутацией. Не только сексуальное просвещение, но и соответствующие опросы школьников, без которых невозможно представить себе истинное положение вещей, стали практически невозможными. Страна отброшена в этом отношении лет на 20 назад. Столь же консервативную позицию заняла и официальная педагогическая наука в лице РАО, которая , как преемница бывшей Академии Педагогических Наук, несет прямую ответственность за многолетнее отставание нашей страны в деле сексуального просвещения. Список литературы:
1, Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубнчка на берёзке. – М. : О. Г. И. , 1997. 2. http: //sexology. narod. ru/ 3. http: //www. 1september. ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку
Реферат Береза повислая (береза бородавчатая)
Реферат Дьявол и его свита в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Реферат Налогообложение на Украине Система оподаткування в Українії податкова політика в сучасних умовах
Реферат Правовые реформы в психиатрии
Реферат Аналіз захищеності комп'ютера як об’єкта зберігання інформації
Реферат Анталья
Реферат Технологическая линия по производству хлеба
Реферат Кассовые операции банков
Реферат Посягання на життя працівника правоохоронного органу Погроза або насильство щодо службової особ
Реферат "Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?"
Реферат Артериальная гипертензия: этиология и патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика, лечение
Реферат А. А. Ахматовой Кто из критиков первым предложил рассматривать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» кА произведение реалистическое?
Реферат Авдеева е. Г. Аспирантка экономического факультета мгу имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Россия) Модернизация денежно-кредитной политики Банка России
Реферат Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации 4