СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. ---------------------------------- РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО II - III ВВ. -------------------------------
На рубеже I и II веков в основном завершилось становление имперской государственной организации. В 96 году был убит император Домици ан, и на его место пришел старый сенатор Марк Кокций Нерва. Так началось правление династии Антонинов, совпавшее с наивысшем расц ветом и началом кризиса империи. В период Антонинов создавалась единообразная система управления империей: главную роль играл им ператорский совет. Хорошо организованный бюрократический аппарат держал под неусыпным контролем всех жителей империи.
В области сельского хозяйства II век был временем распостранения колонатных отношений; вырабатываются типовые уставы, на основе ко торых земля сдается в аренду. Наряду со свободными крестьяна ми-арендаторами в имениях землевладельцев появляется все больше рабов, которые обрабатывали наделы земли и платили оброк своему хозяину. Поэтому у рабов появлялась заинтересованность в работе и в результатах своего труда. Происходило сближение положения таких рабов и колонов. Согласно указаниям римских юристов, раба, оказав шегося на положение колона, нельзя было оторвать от земли, он уже не входил в инвентарь имения, т. е. переставал считаться вещью. Из дается ряд указов, запрещающих произвол в отношении рабов.
Стабилизация экономики, развитие колонатных отношений, строительст во дорог способствовали развитию ремесла и торговли, но благополу чие империи было непрочным. Мелкое хозяйство, хотя оно и создовало иллюзию самостоятельности у посаженных на землю рабов и арендато ров, не могло обеспечить достаточного уровня сельскохозяйственног производства. Происходил волнения, которые жестоко подавлялись ар мией. В конце II века произошло волнение среди хлебопеков Эфеса, известны беспорядки в Афинах, котрые тоже устроили тоже хлебопеки, а также выступления строительных рабочих в городе Пергаме. Вмеша тельство центральной власти устраняло эти волнения, но не устраня ло их причин.
На протяжение всей Ранней империи продолжалась социальная борьба в провинциях, то нарастая, то затихая. Нивелировка политической и общественной жизни означала разрушение племенных связей и обычаев. За сохранение этих обычаев выступало население многих областей им перии. Одним из самых грандиозных восстаний II века, было восста ние в Иудее, вспыхнувшее в 132 году. Поводом к восстанию послужи ло решение императора Адриана основать на месте Иерусалима римскую колонию, где иудеям было запрещено исполнение некоторых религиоз ных обрядов. Во главе восстания встал Симон бен Косеба, который объявил себя мессией, помазанником божьим и принял имя Бар Кохба Сын Звезды. Его поддерживала в основнов палестинская беднота. Иу дейское жречество не признало его и дало ему презрительную кличку - Сын Лжи. Восставшие развернули настоящую партизанскую войну - им удалось занять Иерусалим. Отборные римские легионы, стянутые из разных провинций империи, были брошены на подавление востания. Сам император приезжал смотреть на военные действия. В 135 году восстание было подавлено и Бар Кохба был убит. Последствия этого восстания оказались гибельными для иудеев: они были выселены из Иерусалима и окрестностей; им было запрещено под страхом смерти приближаться к городу чаще, чем раз в год. Фактически это означало довершение иудейского рассеяния и преследование по всей империи иудеев, исполнявших свои религиозные обряды. И хотя приемник Адри ана Антонин Пий несколько смягчил религиозную политику своего предшественника и разрешил иудеям совершение их обрядов, об возв ращение их на родину не могло уже быть и речи. Разгром восстания Бар Козхбы оказал огромное влияние на христиан: ускорил их оконча тельный разрыв их окончательный разрыв с иудаизмом; изолировал иу деохристиан, которых теперь не христиане, ни иудеи не считали за своих.
Римский мир оказался сравнительно недолгим. Уже при последних Анто нинах начались вторжения на территорию империи германских племен. Рим начал длительную и безнадежную борьбу с варварами. То тут, то там вспыхивали внутренние восстания.
В конце III века удалось временно стабилизировать внутриполити ческое положение. Это было достигнуто в значительной степени бла годаря тому, что пришедший к власти Диоклетиан установил открытую монархическую систему правления - доминат ( от латинского доминус - господин). Но стабилизация была недолговечной. Натиск варваров не ослабевал, империя теряла одну область за другой. В конце IV века произошло официальное разделение империи на Восточную и За падную, а в V веке Западная римская империя прекратила свое су ществование, и на ее месте возникли варварские королевства. Изменения в общественной структуре II - III веков не могли не ока зать влияния на социальную психологию и идеологию различных слоев населения империи. Это было время кризиса и изживание античного мировоззрения, основанного на предствалении о разумности миропо рядка. Для массового сознания того времени, была характерна вера в колдовство, магию, прорицателей, страсные надежды на чудо. Появи лось огромное количество не только проповедников, но и чудотвор цев.
Среди народных масс империи II - III веков распостраняются различ ные неофициальные религиозные союзы, почитающие одно божество, ко торое в их глазах было единым и могучим. В разных провинциях можно найти посвящения богу всевышнему, богу безымянному; много людей поклонялись солнцу и различным солнечным божествам. От малой Азии до Британии можно было найти почитателей иранского солнечного бога Митры, культ которого начал распостранятся еще в I веке. Некоторые исследователи называют митраизм соперником христианства. Главным праздником Митры был день зимнего солнцеворота - 25 декабря, кот рый потом был преобразован в праздник рождеста христова. По своему происхождению и характеру митраизм был ближе к традиционным веро ваниям населения империи, чем христианство: в митраизме не было строгого единобожия. Но именно это сходство с терявшими популяр ность древними многобожными религиями, а также большая замкнутость митраистких общин не позволили митраизму превратится в мировую ре лигию.
Для новых философских систем, распостранившихся в империи, было ха рактерно взаимопроникновение мифологии и философии: мифические об разы в них абстрагировались, а абстрактные понятия выступали как сами по себе действующие сущности. Некоторые из таких построений не были рассчитаны на логическое их понимание: они должны были восприниматься как цельный образ, как картина, за которой скрыта непостижимая сущность космоса. Многие из подобных идеалистических учений поздней несомненно оказали влияние на становление христи анской теологии. К числу таковых следует отнести оформившийся в III веке неоплатониз. Получает распостранение учение о логосе, созданное еще в I веке Филоном из Александрии, который стремился сочитать иудейское вероучение с греческой идеалистической филосо фией.
Среди религиозно-философских групп, непосредственно примыкавших к христианству, проникавших в него и соперничавших с ним, были груп пы гностиков. Они считали целью существования человека, пробудить экстатическое (не рациональное) знание о божестве и соединить свой с дух с мировым духом.
Подобные религиозно-филосовские учения не носили и не могли носить массового характера: их сложность, иногда нарочитая, отгорожен ность от окружающего общества, неразработанность этических норм, в которых так нуждались люди в распадающемся античном мире - все это тормозило широкое распостранение учений гермистов, гностиков и других. Но само обилие таких религиозно-филосовских групп показы вает, в каком направлении шли духовные поиски в Римской империи II - III веков, охватившиеся и верхи и низы общества. Философов вы тесняют чудотворцы. Их популярность и влияние питает общая жажда чудесного, тем более сильная, чем труднее и неустойчивее была повседневная жизнь в охваченной кризисом Римской империи. Неудиви тельно, что именно II - III века стали веками распостранения христианства по всей территории огромной державы и во всех соци альных слоях. РАСПОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. -----------------------------
Христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разно го социального и имущественного положения, хотя, безусловно, прео бладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II - III ве ках все больше и больше людей состоятельных, в том числе принадле жащих к самым верхам, принимали новое вероучение.
Во II - III веках социальные условия и социально-психологическая обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в общест ве. Известно, что любовница императора Коммода Марция была христи анкой и помогала своим собратьям по вере во время их преследова ния. В III веке в ряде районов появляются надгробия, на которых увековечены имена людей, принадлежащих к новому вероучению. На об щем надгробии некой знатной семьи из города Аполлонии в Малой Азии один из ее членов назван христианином. По свидетельству Тертуллиа на, приближенным императора Семптимия Севера был прокура тор-христианин.
Даже среди христиан из низов появляется примирительное отношение к богатым, что, в свою очередь, способствовало притоку зажиточных людей в христианские общины. А в III веке христианский богослов Климент Александрийский написал сочинение " Какой богатый спасется? ", в котором осуждает стремление к роскоши, своественное верхам римского общества, но при этом он не выступает против бо гатсва как такового.
В III веке меняется в христианских общинах и отношение к занятию различных государственных должностей, что христиане I века считали совершенно недопустимым. Христиане уже занимают большое количество должностей в соборе (съезде епископов). Христиане занимали даже официальные жреческие должности. Такое сравнительно терпимое отно шение к занятию христианами жреческих должностей было вызвано не только притоком в христианство людей, занимавших те или иные офи циальные должности, связанные с оказанием божеских почестей импе ратору, но и с изменением отношения христиан к официальным язы ческим культам, ставшим в их глазах просто частью государственной машины. Для первых христиан языческие божества были реально су ществующими демонами, враждебными силами.
Очень важным фактором для развития и распостранения христианского вероучения было появление среди христиан II века людей образован ных, знакомых с греко-римской философией и наукой. Кризис рациона листической философии приводил к тому, что многие философы, учите ля красноречия стали искать соединение философии и религии именно в христианстве. Начинают появляться теоритические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения.
Среди первых христианских теологов II - III веков преобладали люди высокообразованные: Минуций Феликс был известным адвокатом; огром ной эрудицией обладал Климент Александрийский, выходец из аристок ратической семьи, до своего обращения в христианство, занимавшийся философией. Все эти люди учавствовали в становление христианского богословия, вырабатывали отношение христианства к античной культу ре, критикуя ее и одновременно многое из нее заимствуя. Их дея тельность, в свою очередь, привлекала к христианам все больше об разованных людей, которые переставали видеть в христианстве только зловредное суеверие.
Распостранение христианства в верхах общества не означало уменьше ния притока в христианские общины бедных и обездоленных. Невзирая на конфликты внутри христианских групп, христиане активно приходи ли на помощь своим попавшим в беду братьям.
Во II - III веках христианство активно начало проникать в деревни. В III веке в сельских поселениях Малой Азии, прежде всего во Фри гии, появляются отдельные надгробия христиан. Судя по ним, христи анство распостранялось неравномерно: есть области, где христи анских надписей на надгробиях до IV века ( т. е. до признания христианства государством) практически нет совсем, а есть мест ности, где они встречаются довольно часто. Пока еще ученые не располагают достаточными данными, чтобы открыть причину этой не равномерности. Отчасти ее, по-видимому, можно объяснить различной степенью живучести местных деревенских культов. Малоазийские христианские надгробья интересны тем, что в них подчас сочеталась языческая и христианская символика, языческие символы переосмысля лись в аллегорическо-христианском духе. Именно в сельских мест ностях на уровне народных верований происходило интенсивное смеше ние языческих и христианских элементов. Интересно также, что в сельских местностях дольше сохранялись традиции ранних христи анских организаций. В одной из деревенских надписей бог и Иисус Христоc упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший это надгробие, воспринимал Иисуса Христа как мессию, посланного богом, т. е. так, как его врспринимали многие первые христианские группы.
Распостранение христианства в самых разных слоях населения приводи ло к изменению и усложнению христианского вероучения. С одной сто роны, образованная элита создавала христианскую философию и теоло гию, далеко не всегда понятную большинству верующих, с другой низы населения, особенно из сельских местностей, где сильны были традиционные местные верования, привносили в христианство элементы языческих представлений, наивно объединяя черты своих местных бо жеств с образом христианского бога.
Во II - III веках христианство распостранялось не только в разных слоях населения империи, но и в разных провинциях. В начале II ве ка наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии. В течение II века отдельные христианские общины появляются в южных районах Египта. Например, в Хенобоскионе после второй мировой войны была найдене целая библиотека христиан-гностиков.
Распостранение христианства на западе империи шло значительно мед ленными теипами. Исключение составляла лишь ее столица - Рим. В Риме жили люди, приехавшие или привезенные туда из самых отдален ных концов империи. Там можно было встретить почитателей самыз разных богов; поэтому нет оснований сомневаться в том, что уже во времена Нейрона там проживали и христиане. К концу III века о ко личестве римских христиан можно косвенно судить по тому, что христианская община в Риме оказывала поддержку около 1500 вдовам и нищим.
Итак, из этого краткого очерка видно, что во II - III веках христи анство распостранилось среди разных социальных групп и различных народностей Римской империи. Главным содержанием идеологического развития христианства во II веке было осознание его как нового ре лигиозного учения, противостоящего и многобожным религиям антично го мира и иудаизму. СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. ----------------------------------
Уже в первых христианских общинах, возникших в конце I века, не бы ло едиснства по целому ряду вероучительных и организационных воп росов. Распостранение христианства в разной этнической среде, вли яние на него нехристианских учений неизбежно усиливали расхождения между различными группами христиан. Каждый христианский проповед ник стремился в своей миссионерской деятельности найти слова и по нятия, наиболее близкие конкретной аудитории; в то же время он объявлял свою проповедь едиственно правильной....
В первой половине II века создаются послания, приписываемые апосто лам - ученикам Иисуса, имя которых должно было укрепить авторитет тех или иных проповедуемых идей и убедить сомневающихся.
Острые споры велись и вокруг сущности Иисуса: представление иудеох ристиан о праведном человеке, сыне Марии и плотника Иосифа, для большинства христиан сменилось представлением о богочеловеке, ро дившемся благодаря непорочному зачатию. Но были во II веке и груп пы христиан, которые видели в Иисусе только божество и считали его пребывание на земле в образе человека лишь кажущимся. В дальнейшем эти споры переросли в споры об отношении Иисуса к богу-отцу, о совместимости существования бога-сына с догматом единобожия. Важным моментом в развитии христианства как особой, отличной от других верований религии можно считать восстание Бар-Кохбы. Пора жение этого восстания, переименование Иерусалима в Элию Капитоли ну, ускорили окончательный разрыв христиан с иудаизмом, подорвали веру во скорое второе пришествие. С религиозной точки зрения это поражение было наказанием божьим - за что? Те христиане, которые выступали против соблюдения обрядов иудаизма, отвечали на этот вопрос однозначно: за то, что иудеи не признали Иисуса мессией, за то, что оин виноваты в его смерти.
Примерно через пять лет после разгрома восстания Бар-Кохбы среди римских христиан появился человек, который открыто выступил против иудейской традиции в христианстве и призвал к полному разрыву с иудаизмом. Это был человек по имени Маркион, выходец из Малой Азии, человек богатый и деятельный. Маркион стремился объединить всех христиан вокруг своих идей. Деятельность Маркиона встретила одобрение среди многих христианских групп. Устами Маркиона христи анство прямо заявило о себе как о новом религиозном учении. Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке ожесточенной борьбы между общинами и внутри отдельных общин. И тем не менее оно продолжало привлекать к себе людей, разочаровавшихся в античной системе духовных ценностей. Одной из важных притяга тельных сторон христианства было ощущение общности с единоверцами. Потребность в единстве, с одной стороны, и распостранение христи анства - с другой, порождали среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, если в от дельных общинах могут быть раздоры и непорядки, то объединение христиан в целом обладает "духом святым" и божьей благодатью. Про исходит абстрогирование понятия экклесии. Эклессия - это уже не просто конкретная община христиан данного города, а всеобщая церквь, мистически связанная с божеством. Восприятие церкви как некоего абстрактного понятия, отличного от состовляющих ее людей, встречается уже в некоторых новозаветных произведениях. В них ска зано, что Христос "возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы пре дставить ее себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного.... ".
Следующим шагом в развитии мистического понятия церкви была идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, а церковь ошибаться не может. Эту идею выдвинул Тертуллиан, который обосно вал ее тем, что церковь получила святой дух от самого Христа через апостолов, основавших христианские общины. Именно на рубеже II III веков, начинают усиленно распостраняться легенды об основании каждой крупной христианской общины непосредственно каким-либо уче ником Иисуса; начинают создаваться списки руководителей этих об щин, восходящие к апостолам. Так стала создаваться новая - церков ная - традиция, отличная от древней традиции первых христианских проповедников.
Параллельно с абстрагированием понятия "церковь" происходило усиле ние власти внутри общин. Это понятно: конкретным воплощением авто ритета церкви были руководители общин, совокупность которых обоз началась словом клир. Именно им приходилось решать повседневные вопросы, связанные с поведением верующих, с проведением обрядов, прежде всего обрядов причащения.
В течение II века из старейшин выделяется высшее должностное лицо епископ. Такому выделению способствовало право старейшины совер шать обряд причащения, представлять свою общину в отношениях с другими христианскими общинами. Выделение епископа было связано и со стремлением преодолеть разброд, сосредоточить особый авторитет у одного лица, достичь единства. Но единства можно было добиться только при условии - одна вера, одна церковь, один порядок. В течение II - III веков епископы становяться единоличными руково дителями в большинстве общин. Выдвижению епископов способствовал приток в христианские общины людей состоятельных и образованных, которые имели возможность взять на себя руководство организацион ными и вероучительными сторонами жизни общины. Конечно, среди епископов были и выходцы из низов. Так, один из римских епископов - Каллист был, по преданию, рабом и существовал, вероятно, за счет общины.
Епископы руководившие жизнью христианских общин, а также могли нак ладывать наказания на провинившихся христиан. Вопрос о том, за ка кие проступки и как именно наказывать провинившихся верующих, дол го обсуждался среди церковных верхов. Особенно остро этот вопрос вставал в период гонений III века, когда гонения, то вспыхивали, то затухали. Многие христиане героически шли на смерть, оказыва лись в темницах. Другие отрекались от своей веры для виду, но после окончания гонений снова хотели быть принятыми в общины. Как поступать с этими людьми? Кого прощать, а кого наказывать?
Большинство епископов высказывались за принятие "падших" обратно в общины. Церковь в лице своих руководителей взяла, таким образом, на себя функции не только наказания, но и прощения, т. е. отпущения грехов, что, по верованиям первых христиан, мог сделать только бог. Право отпускать грехи еще больше, чем право наказывать, отде лило клир от основной массы верующих и сделало его привилигирован ным по отношению к другим верующим.
Епископы III века не только судили или прощали, но и управляли повседневной жизнью. Так, например, римский епископ Каллист разре шил женщинам, если они не имеют возможности выйти замуж, сожи тельствовать с рабами.
Епископы производили отбор священных книг - они определяли, какие из них могут читать верующие, а какие следует использовать во вре мя богослужений. Женщины были отстранены от церковных должностей, даже низших. Совместные трапезы верующих перестали практиковаться. Сложился порядок богослужения, во время которого клирики читали отрывки из священных писаний.
Внешним выражением изменений, происшедших в христианских общинах, было появление особых зданий для богослужений. Когда-то, во време на зарождения христианства, проповеди произносились и в частных домах, и под открытым небом - везде, где собирались верующие. Но епископальная церковь стремилась к особой торжественности богослу жения, которая заменила бы пылкое слово странствующего пророка. Нужно было создать обстановку, которая отличалась бы от обстановки повседневной жизни. Для собраний христиан стали использовать осо бые помещения, где проходили богослужения и обряды.
Далеко не все христиане признавали авторитет епископов. Как реакция на проповедь о тождестве церкви и ее руководителей, на отход от демократических идеалов первоначального христианства во II веке появляется новое течение в христианстве - монтанизм. Основатель этого учения был Монтан, в прошлом жрец фригийской богини Кибелы, который принял христианство и нача проповедовать в ряде областей Малой Азии. Монтан и его сторонники возродили общие трапезы христиан, во время которых проповедовали пророки и пророчицы. Мон тан призывал к аскетизму, расторжению браков и посту, чтобы верую щие очищенными встретили новый приход мессии. В монтанизме также проявился протест верующих против складывающихся жестких структкр церкви.
Естественно, церковь боролась со всеми такими течениями. Борьба с монтанизмом, как и борьба с гностическими учениями, ускорила соз дание христианского канона - списка священных книг. Важно было также добиться координации действий между отдельными епископальны ми общинами. В III веке особое положение среди епископов той или иной провинции стал занимать епископ общины из главного ее города, который считался как бы первенствующим над остальными епископами и мог созывать поместные соборы. К началу IV веку выделились еписко пы Рима, Александрии, Антиохии, которые получили юрисдикцию над верхами больших округов.
Происходили конфликты между ведущими деятелями внутри одной общины, которые приводили к тому, что один из них вынужден был менять свое мечтожительство и на новом месте проповедовать свои взгляды. В ходе подобных конфликтов руководители христиан стали обращаться за помощью к римским властям даже к императорам. Но чтобы заклю чить союз с государственной властью, нужно было, чтобы сама эта власть осознала его необходимость. Императоры должны были убедится лояльности христиан; немаловажную роль играло и преодоление непри язни к христианам со стороны языческого населения империи, которое продолжало видеть в них людей чужих. Процесс, подготовки союза христистианства с империей был длительным, мучительным и сложным. На этом закончился процесс становления епископальной церкви, и христианство начало становиться великой религии.