Реферат по предмету "Психология"


Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга

Министерство здравоохранения РФ Ивановская Государственная медицинская академия Кафедра гуманитарных наук “ФИЛОСОФСИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА” Автор: Предеин А. Е. Кафедра терапии и гастроэнтерологии №2 ФППО Иваново 2000 год Введение.
Человечество в своём развитии сталкивалось с большим числом проблем самого разного типа, политических и социальных, научных и религиозных. Однако, лишь в конце прошлого века и в нынешнем с особой остротой стали вставать проблемы, связанные с конфликтами в области психического. Развитие психологии как специальной науки стало результатом коллективных и индивидуальных потрясений современного человечества, которое уже не могло найти истолкование и умиротворяющий исход в мифологии, религии и метафизике, как - то было в древности или средневековье. Во многом эти проблемы вставали прежде всего в социальной или групповой сферах, где возникали проблемы во взаимоотношениях между индивидуумами и нарушение“нормального”поведения людей. Так, возросло число психических заболеваний, неврозов, увеличилось количество самоубийств. Последняя проблема заставила заняться выяснением причин этого явления–суицида, лишения человеком самого себя жизни. Применение только социального анализа не позволяло понять причин такого рода явлений.
Поэтому совершенно естественно возникли попытки толкования природы суицида с учетом внутреннего мира человека, его психики. Особая роль первоначально принадлежала исследованиям на основе психоанализа с его концепцией бессознательного и сложной структурой души человека (Я, ОНО, Сверх - Я); затем появилась идея о борьбе в человеке инстинкта смерти (Танатос) и инстинкта жизни (Эрос)– все эти идеи во многом были восприняты психологами, изучающими эту проблему. Кроме психоанализа, во многом будучи схожим с ним, была развита теория, которая в немалой степени по иному заставила смотреть на психику. Это–аналитическая психология ученика Фрейда, Юнга. Созданная Юнгом теория, описывала всю структуру психики, механизмы её развития и функционирования. Его учение позволяет по-новому взглянуть на проблему самоубийства с психологической точки зрения, хотя сам Юнг не уделял очень большого внимания такого рода вопросам. Ответ на них вытекал из всей его системы. Поэтому, мы первоначально попытаемся описать основные принципы психологии человека по Юнгу, а затем, руководствуясь ими, попробуем понять его взгляд на самоубийство. 1. Структура человеческой психики
Психология для Юнга, прежде всего, представляла собой науку о сознании и его месте в психике. Сознание же для него дискретно по своей природе. Под дискретностью понимается возможность осознавать и не осознавать своё Я. Большое число процессов сознания по Юнгу связано с состояниями, в которых рефлексия собственного Я отсутствует. Мы узнаём самого себя, свою психику по большей части фрагментарно. Поэтому сознание похоже на поверхность“в обширнейшем бессознательном пространстве неизвестной степени мерности”. Так возникает фундаментальное понятие психологии Юнга – бессознательное. В рамках человеческой психики можно выделить две части – сознание и “тёмную”сторону человеческой психики, бессознательное содержание, то есть содержание, которое в процессе своей жизни не осознаётся человеком, стоит“по ту сторону”человека. Бессознательные продукты, а значит и содержимое всего бессознательного, можно подразделить на два класса. (Последний вывод во многом–косвенный из-за природы бессознательного). Первый класс содержит материал личностного происхождения, “программы, которые являются индивидуальным приобретением или результатами процессов, формирующих личность как целое”. Сюда же следует отнести забытые, подавленные содержания и творческие процессы, интециональное забывание тягостных содержаний, вытеснение Фрейда. Весь этот двоякий класс содержаний бессознательного обладает одним общим свойством–все они носят личный, субъективный характер. Слой бессознательного, соответствующий этим содержаниям, весь состоит из личностных элементов, тех элементов, которые составляют человеческую личность как целое. Поэтому он у Юнга носит название личностного бессознательного.
Однако, и это, пожалуй, одно из основных открытий Юнга, существует и другой класс содержаний психики. События из этого класса не имеют своего источника в отдельном индивидууме. Эти содержания обычно мифологичны по своему существу и во многом архаичны. Специфика здесь в том, что содержания эти принадлежат как бы типу, не воплощающему свойства отдельного разума, а несущему в себе свойства всего человечества в целом, некой единой общности. Они являются коллективными по природе и принадлежат коллективному бессознательному любого человека как определённые формы, формулы. Эти формы и типы во многом мифологичны и по форме, и по содержанию, но первенство в них остаётся именно за формой. Архетип–способность сформировать, возможность представления, которая существует изначально. Они связывают всё человечество между собой и со всем миром, “корни, идущие в мир”. Содержания коллективного бессознательного не контролируется волей, и тем они страшнее для человека. Они независимы от него, и их можно обнаружить лишь в результате проявления эндопсихических функций, снов и т. п.
Сознание и бессознательное оказываются во взаимодействии, которое может перейти в столкновение; это столкновение становится причиной“ненормального”поведения человека, а значит и возможности самоубийства в крайнем случае такого их противоречия.
Для понимания воздействия бессознательного на личность и его роли в возможном самоубийстве данного человека, мы должны также рассмотреть взгляд Юнга на сознание человека, на другую сторону психики, в которой человек осознаёт своё ЭГО, себя как личность. ЭГО–это комплекс идей, представлений, составляющий для человека центр его сознания (содержание и условие сознания одновременно). Он“конструирован”прежде всего на общей осведомлённости относительно своего тела, своего существования с одной стороны и определёнными идеями о прошлом бытии и памятью– с другой. Ничего не может быть осознанно без него, он –центр сознания, к которому во многом сходится информация, полученная посредством различных функций человека. Последние во многом определяют структуру сознания и его взаимоотношения с внешней средой и бессознательным. Все функции человека можно разделить, с точки зрения Юнга, на две группы –эктопсихику, то есть систему связей между содержанием сознания и данными , идущими от внешней среды, и эндопсихику, систему связей между содержаниями сознания и постулированными процессами в бессознательном.
К эктопсихическим функциям Юнг относил чувства, мышление (две рациональные функции), ощущение и интуицию (иррациональные функции). Ощущения составляют результат осведомлённости человека о внешних факторах, говорят о том, что нечто есть, присутствует, передаёт лишь перцептивный образ объекта. Мышление же, в отличие от ощущения, говорит, что есть присутствующая вещь и вещи, даёт имя вещи и вводит понятие, подвергает содержание представлений волевому акту суждения, и образует понятийные связи.
Чувство противоположно мышлению и говорит субъекту о ценности того или иного предмета, то есть информирует нас о ценности вещи. Оценка ЭГО существует в человеке практически всегда. Объекты нередко различаются не только фактически, но и с точки зрения оценки, которая может относиться и ко всему сознанию в целом, выражаться в виде настроения.
Наконец, в противоположность ощущению выделяется четвёртая функция сознания –интуиция. Юнг утверждал, что у человека существует функция, которая позволяет ему“неведомо откуда”судить о возможном изменении объектов, ситуаций во времени без рассуждения или основ разума. Источник этой функции, направленной на внешнюю среду, бессознательное. Это–восприятие бессознательным путём, охватывание всё равно каких содержаний в их данности.
Важность этих четырёх функций в теории Юнга определяется различной их дифференциацией для каждого отдельного индивида. В зависимости от степени дифференциации, то есть выделения той или иной функции данным индивидуумом, различают четыре психических типа (мыслящий, ощущающий, интуитивный, чувственный и т. д. ). В зависимости от типа преобладающей дифференцированной функции будет вести себя определённым образом бессознательное и будут возникать совершенно специфические конфликты между ним и сознанием.
Бессознательное проявляет себя в сознании через четыре другие функции, которые мы здесь лишь назовём, и через которые будет конкретизироваться конфликт между бессознательным и сознанием. Это память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты и вторжения.
2. Типические конфликты внутри психологических типов и самоубийство.
Итак, из предыдущего раздела, посвящённого структуре человеческой психики по Юнгу, следует, что причина самоубийства есть внутренний конфликт, возникающий в результате столкновения установок сознания и бессознательного. Далее, мы должны попытаться выявить специфику этих конфликтов, ведущих к самоубийству, исходя из имеющейся структуры психического и его развития.
Здесь наиболее плодотворной может оказаться созданная Юнгом теория психологических типов, которая позволит нам ввести некоторую классификацию в систему возникающих конфликтов, а значит и понять механизм их действия. Главными для нас окажутся понятия интроверсной и экстроверсной ориентаций человеческой психики. Юнг утверждал, что любой человек имеет практически врождённую ориентацию бессознательным психики в определённом направлении по отношению к объекту. Таких ориентаций он различал две. Первая–это экстравертная ориентация, то есть такое отношение или позиция субъекта, при котором его интерес концентрируется по отношению к внешним объектам. Его психическая активность направлена наружу, вовне. Человек, находящийся в экстраверном состоянии, мыслит, чувствует, поступает по отношению к объекту так, и притом столь прямо и с такой внешней наглядностью, что не может быть никакого сомнения в его положительной установке по отношению к объекту, для него характерна сильная, если не полная, связь субъектом.
Интроверсная установка предполагает отношению или позицию субъекта, характеризующуюся основой на субъективных психических содержаниях. Здесь выражается негативное психологическое отнощение субъекта к объекту. Человек с такой установкой думает, чувствует и поступает таким образом, который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большое вторичное значение.
Эти исходные положения вместе с преобладаниями в соответствующей психологической установке функции психики позволили выделить восемь психологических типов людей, половина из которых приходиться на экстравертов, половина на интровертов. Конфликты между бессознательным и сознанием каждого из этих типов имеют специфический характер для каждого из них. Общее здесь связано с тем, что бессознательное обычно носит компенсационный характер для нормального сознания, ориентированного одной их функций психики. Это означает, что другие оставшиеся функции психики воздействуют в основном через бессознательное таким образом, чтобы компенсировать действие преобладающей функции психики. В сознание же их деятельность усечена. Воздействие этих бессознательных установок, недифференцированных, оставшихся по Юнгу в архаичном виде, прямо противоположна ориентации сознания. Если это экстраверно, то бессознательные воздействия интраверны и наоборот.
Первый тип психологического субъекта –экстраверный мыслительный тип, для которого характерно преобладание мышления, направленного на субъекты. Жизнь такого человека ставиться в зависимость от интеллектуальных выводов, ориентирующихся по объективно данному. Решающая сила здесь–за объективной действительностью или за соответствующей объективно ориентированной, общепризнанной формулой. Такой формулой измеряются все в поведении других людей, этические и этитические нормы. Все противоречащее ей признаётся болезненным, неверным. Бессознательной функцией, которая здесь имеет определяющее значение, оказывается чувство, которое обычно несколько компенсирует оценки мышления так, что субъект не осознает такой компенсации. Бессознательное отличается чрезвычайной личной чувствительностью, вызывают готовность превратно истолковывать любую внешнюю аппозицию. Появляется злопамятство, все новое, не относящееся к формуле, воспринимается с ненавистью. Формула с усилением бессознательного вместе со стремлением к ее абсолютизации может стать религией. Одновременно бессознательное стремиться разрушить эту религию своим проникновением в сознание. Индивид начинает обороняться и против внешних воздействий иных воззрений, и против бессознательного. Возникает привязанность к случайностям, стремление к примитивным ощущениям. Всё дурное выслеживается во всём, возникают мучительные галлюцинации. Попытка подавить такого рода притязания ни к чему не ведёт. Конфликт такого рода, когда чувства, интуиция и ощущения стремятся проникнуть через бессознательное, а индивид стремится к защите от них, ведёт к внутреннему разладу, конец которого– либо невроз, либо самоубийство. Следующий психологический тип –экстраверный чувствительный характер. Здесь в рациональной установке преобладает чувство, которое ориентировано на объект. Чувство в данном случае выбирает не просто добрый или красивый с точки зрения объект, а объект подходящий, причём настолько, насколько противоположное суждение нарушило общее чувство. Компенсирующая функция в бессознательном принадлежит теперь мышлению. Выводы, которое совершает мышление при сильном преобладании чувства, совершаются в бессознательном. Оно остаётся просто компенсирующим только до тех пор, пока личность не поглощается состояниями своих чувств. Чувство теряет личный характер, и действие бессознательного на мышление становится негативным. Чем выше оценивает объект сознание, тем чаще бессознательное скапливает свои мысли вокруг таких объектов. Содержания бессознательного мышления начинают носить навязчивую природу. Любой инфантильный предрассудок, если он может поставить под сомнение ценность чувства, чувство, объясняется по схеме его расшифровки и упрощения.
Здесь уже присутствует конфликт между чувством, которое человек осознаёт, и мыслями, которые разрушают чувство и не осознаются с человеком до конца, рождаются в бессознательном. Этот конфликт и может привести к самоубийству. Такие конфликты являются рациональными по своей природе. Для других двух типов характерно преобладание одной из иррациональных функций–ощущения или интуиции. Объективное чувство необычайно развито у первого из них. Индивид ориентируется лишь по чисто чувственной фактической данности. Ощущения вызываются в основном объектом, и притом такие, которые всегда можно ощущать как конкретные. Чем ярче объект, тем больше субъект им поглощён. Его желание направлено на конкретные наслаждения, его задача–ощущать объект, иметь чувственные впечатления. Объект становится необходимым и обесценивается для субъекта с усилением такой установки. В бессознательном оказывается вытеснена интуиция, которая начинает себя выражать через фобии, чувство ревности, страха, в виде навязчивых симптомов. Чувство действительности постепенно теряется, возникает морализаторство, крючкотворство, мелочность. Благодаря деятельности в бессознательном рациональной установки, возникает ограничение поведения, исходящие от бессознательного мышления и чувства. Возникает принуждение из бессознательного менять линию своего поведения. Человек оказывается во власти бессознательного, попытка преодолеть эту власть в соответствии с сознательно установкой и может привести к самоубийству. Наконец, последний экстравертный тип, интуитивный, определяется тем, что интуиция господствует в сознании. Она передаёт образы или наглядные представления об отношениях в обстоятельствах, которые бы с помощью других функций могли бы быть достигнуты лишь длительным окольным путём. Это–определённые познания, влияющие на деятельность. Для интуиции по Юнгу важно достижение наибольшей полноты возможностей, поэтому она стремится переходить от реализации одной возможности к реализации другой. Возникает ситуация, при которой не одно дело не завершается, человек переходит от познания одного объекта к другому, к новой возможности. Если такой переход становится всё более выраженным, восстаёт бессознательное, в котором находятся мышление, чувства и ощущения. Мысли и чувства бессознательного стараются вернуть человека к реальности, но носят обычно, как и в предыдущем случае, инфантильный характер. Как и в предыдущем случае они ограничивают свободу индивида и пытаются заставить его вернуться к реальности (здесь действует ощущение). Ограничения сознания, которые сняты, ставят в рамки бессознательное, пытаются навязать личности инфантильный и архаичный взгляд на мир, связать его какими-то конкретными идеями навязчивого характера, которые представляли бы собой ещё и поворот к субъекту. Попытка реализовать все новые и новые возможности вызывает всё большее сопротивление. Индивид приходит к мысли о самоубийстве как разрешении такого конфликта.
Если говорить об интровертных типах, то здесь во многом ситуация сходна. Отличие связано с установкой на субъективную сторону мира. Поскольку сознание во всех типах установок здесь стремиться в качестве основного критерия для деятельности использовать в зависимости типа субъективную сторону процессов, чувства, ощущения, постольку бессознательное в каждом отдельном случае должно возвращать человека к объекту, демонстрировать ему мощь мира объективного. Каждый из этих типов будет оставаться нормальным до тех пор, пока Эго не захочет поставить себя выше бессознательного, окончательно подавить влияния объективного и соответствующих недифференцированных функций. Если же это происходит, субъект начинает чувствовать на себе силу объектов, их значение. Тогда субъекту навязывается представление об объектах. Обычно это неотвязные и отвратительнейшие представления. Человек поэтому начинает бороться и с внешними объектами, которые ему представляются все более ужасными, и со своими внутренними представлениями, вызванными бессознательным. Возникает истощение, которое может закончиться самоубийством. 3. Самоубийство и процесс развития личности
Еще одна возможность возникновения конфликтов между сознанием и бессознательным связана с развитием индивида. Существующая возможность возникновения конфликта, таким образом, может рассматриваться с точки зрения динамики человеческого развития.
Первая опасность, которая стоит перед человеком и которая возникает при развитии человеческой личности, - это опасность растворения личности, эго в ее противоположности, затеряться в бессознательном, ассимилировать его, приписать своему Я свойства коллективного бессознательно. Это возможно, когда индивид определенным образом преодолел свое вытесненное личное бессознательное и столкнулся с другой его сферой, более глубокой. Возникает ситуация, при которой возможны самые различные ориентации, названная Юнгом инфляцией личности. Первый вариант связан здесь с возникновением мании величия. Ведь поскольку коллективное бессознательное содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны, то человек, найдя нечто положительное при анализе самого себя, приписывает эти свойства своему сознанию. Человек оказывается вдруг слишком большим для самого себя. Он воспринимает все коллективные добродетели из бессознательного как свои собственные. Его граница размыта, он в первый момент рад такому количеству вдруг открывшихся истин, ощущаемых им своей собственностью. Но здесь перед ним встают две проблемы, которые ведут к внутреннему конфликту, во всяком случае могут послужить толчком к самоубийству. Первая - это постепенное ощущение индивидуума, что одному со всем этим знанием не справиться, бессознательное оказывается здесь для него слишком тяжелым. Он пытается привлечь на свою сторону других людей, и тем самым распределить тяжесть бессознательного между несколькими субъектами, появляется робость, ощущение внутренней неуверенности. К тому же, оказывается, что взяв на себя все достоинства, он получает и все пороки коллективного бессознательного. Возникает уже другая ситуация - появление чувства неполноценности. Здесь возможно уже не расширение личности, а попытка свести ее к меньшему масштабу, приняв недостатки и пороки бессознательного за свои, от них тем или иным образом избавиться.
Если нет возможности преодолеть идентификацию с бессознательным, преодолеть инфляцию, то постоянный разрыв между собственным преувеличением и собственным преуменьшением ведет к нервным расстройствам и ставит перед человеком вопрос о возможном самоубийстве как разрешении противоречия.
В общем случае такая ситуация может рассматриваться как анормальное создание персоны. Персона - это первый способ человека себя идентифицировать в процессе проникновения в коллективное бессознательное. С одной стороны это“более или менее случайный фрагмент коллективной психики”, которое человек старательно ощущает как свое личностное. Это - "маска коллективной психики", бессознательного, "которая инсценирует индивидуальность". Человек превращается в кого-то, кем он представляется в обществе. Это некая видимость перед другими, которую Я формирует из содержаний бессознательного по своему выбору.
Попытка разрушить представления о персоне может возникнуть как в результате проникновения других частей бессознательного (столкновение с Я), так и столкновения с внешней средой. В последнем случае у индивида развеивается миф по поводу его личности, и это может оказаться для него потрясением, которое будет равносильно уничтожению его Я, уничтожению его жизни. Сознание может понять, ассимилировать содержание бессознательного, сохраняя границу между Эго и бессознательным. "Крушение сознательной установки серьезное дело". Человек брошен на произвол судьбы, - корабль, отданный на волю стихий. Индивидуум здесь попадает в область бессознательного. Если он будет взят в "плен" содержаниями бессознательного, и вернется к ситуации инфляции. Возможно полное уничтожение личности и самоубийство. Второй случай связан с простым принятием на веру бессознательного. В этом случае человек - будет отделен от общества человеческого, и это также может послужить причиной конфликта в рамках сознания.
Наконец возможен еще один вариант. Человек не примет содержание бессознательного, но чтобы не поддаться разрушительным переживаниям, личность пытается "заштопать" свою репутацию, восстановить свою персону регрессивным путем. Индивид сползает на более раннюю ступень развития личности. Из него могут исчезнуть надежды, планы, побуждения, которые существовали до конфликта. Он станет более мелким. Субъект опять оказывается перед лицом бессознательного. И оказывается одиноким. А это– возможность нового конфликта. Если человеку хватило сил преодолеть и разочарование в своей персоне, выяснить, что в ней ложно, а что имеет отношение к личности, избежать регрессивного восстановления персоны и идентификации с коллективным бессознательным, то он встает перед другой проблемой, проблемой индивидуации. На этом пути личность осмысливает компенсационное содержание бессознательного, не отождествляет себя с ним. Он руководствуется теми образами, которое ему бессознательное подает. В этом случае он начинает сталкиваться с автономными комплексами в бессознательном, которые имеют склонность персонифицироваться. Первый такой автономный комплекс мы уже видели - это персона. Другим таким комплексом является анима у мужчин и анимус у женщин. Следуя своей концепции компенсации Юнг, естественно, наделил и мужчину и женщину определенного рода комплексами как суммами опыта общения с противоположным полом. Они компенсируют мужскую натуру - анима, и женскую–анимус. Анима - воплощение женского начал в мужском бессознательном. В психике мужчины есть проявление психики женщины. Это бессознательный образ женщины вообще, соединение спонтанных, непреднамеренных взглядов, которые имеют влияние на жизнь женщины. А анима - соединение чувствовании, которые влияют на мужское миропонимание.
Основная опасность здесь все та же. Возникает ситуация, при которой человек либо идентифицирует себя с анимой, либо игнорирование анимы. И то, и другое отсутствие адаптации. В первом случае возникнут противоречия между анимой и сознанием. Настроения анимы воспринимаются как настроения самого человека, что вступает в несоответствие с его собственной природой мужского сознания. В то же время, анима, если ее пытаются проигнорировать, начинает борьбу за субъекта. Это еще один конфликт - между властью анимы, как комплекса бессознательного, и собственно жизненным процессом человека, в которым он руководствуется сознанием.
Следующая стадия развития человека, при условии того, что он сумел разглядеть аниму, проанализировать ее действия в сознании, ее“желания”, раскрыть ее бессознательную природу приводит его к следующему персонифицированному комплексу бессознательного. Этот комплекс - мана-личность, которая зачастую ассоциируется с образом могучего колдуна. По Юнгу природа преодоления анимы такова, что человек оказывается в подчинении мана-личности. Это следующий комплекс в сознании, столкновение с которым может привести к срыву и самоубийству. Человек начинает ассоциировать себя с“колдуном”, “великой матерью”, начинает чувствовать себя сверх - личностью. Анима утратила власть над сознанием, но ее подучила иная часть бессознательного. Могущество этой части бессознательного может попросту раздавить человека. Чем больше человек думает, что он контролирует свое сознание, тем страшнее и разрушительнее будет действие мана-личности. Тогда она может отождествляться с Богом, и в этом появляется спасение человека от разрушения, для того, чтобы "избежать мести оскорбленных богов". Но тогда мы должны создать и дьявола, и конфликт в нас будет конфликтом бога и дьявола и будет таким образом объективировано рассматриваться нами. Но это конфликт Я и бессознательного.
Преодоление его по Юнгу ведёт к достижению целостности личности, достижении самости, равновесного состояния между сознанием и бессознательным. Таким путём можно преодолеть некоторые конфликты, ведущие к самоубийству. 4. Бессознательное самоубийство
Еще одной причиной самоубийства по Юнгу, которая довольно специфична, является бессознательное самоубийство.
Поясним, что это означает. Человек во многом в своих действиях управляется коллективным бессознательным. Это означает, что еще одна возможность самоубийства имеется в том случае, если это стремление содержится в бессознательном непосредственно.
Такая возможность возникает в случаях вытеснения мысли о самоубийстве в бессознательное. Мы о самоубийстве, стремление к нему больше не осознается. Она становится содержанием личного бессознательного. В этом случае бессознательное начинает действовать также, как и в случае игнорирования его компенсационных действий разрушительно. Оно стремится заставить человека совершить такие действия, которые бы привели к его смерти. Такими действиями, например, могут быть якобы непроизвольно перепутанная бутылочка с лекарством и бутылка с ядом, игнорирование движущегося транспорта и т. п.
Во всех этих случаях человеку кажется, что он избежал стремления к самоубийству, и именно в этот момент бессознательные стремления могут сработать таким образом, что будет вызвано самоубийство непреднамеренное. Именно такого рода самоубийства“без видимых причин”наиболее странные, необычные. Но это - один из фундаментальных механизмов действия бессознательного, который может привести к гибели человека. Заключение.
Таким образом, с точки зрения Юнга, основной причиной человеческой дисгармонии и самоубийства является наличие в психике человека сферы бессознательного, причем в первую очередь бессознательного не личного, а коллективного. Коллективное бессознательное –это та сила, которая во многом противостоит попыткам человека отклониться от реализации тех психологических возможностей, которые в нём заложены. Эти возможности нередко определяются структурой психики человека и его психологической установкой в отношении психологических функций и внешней среды.
Каждой установке отвечает определенное воздействие бессознательного, которое становится разрушительным при абсолютизации одной из сторон человеческой психики. Юнг неоднократно подчеркивал, что абсолютизация наиболее развитой функции, и как следствие, игнорирование бессознательных стремлений ведет современного человека к катастрофе. Для него все“экзестенциальные”ощущения, такие как страх, неуверенность, тоска, потеря надежды - все это следствия воздействия игнорируемого коллективного бессознательного. Одной из форм игнорирования бессознательного является идентификация самого себя с его психологическими комплексами, приписывание себе его достоинств и недостатков. Бессознательное не прощает такой самоуверенности и может в борьбе с Я довести человека до самоубийства. Преодоление этой тенденции видится в создании возможности человека найти равновесие между собой и бессознательным, уделять ему внимание и попытаться понять его деятельность. Литература 1. К. Г. Юнг. Психология бессознательного. М. 1994. 2. К. Г. Юнг. Конфликты детской души. М. 1994. 3. К. Г. Юнг Ответ Иову. М. 1994. 4. К. Г. Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб. 1994. 5. К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени. М. 1993. 6. К. Г. Юнг. Аналитическая психология. СПб 1994.
7. К. Г. Юнг. О психологии восточных религий и философии. М. 1994 8. К. Г. Юнг. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев. 1994. 9. К. Г. Юнг. Психологические типы. СПб – М. 1995. 10. К. Г. Юнг Феномен духа в искусстве и науке. М. 1992. 11. Руткевич А. М. Юнг об архетипах коллективного бессознательного. /Вопросы философии. 1988, 11. 12. Щарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. Воронеж. 1994 13. Человек в контексте глобальных проблем. М. 1989. 14. Юнг и аналитическая психология. М. 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :