Реферат по предмету "Психология"


Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях

"Мы видим звук" "Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил Предать железу свой живой язык.... " (А. Журавлёв)
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный; О - синий : тайну их скажу я в свой черед....
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считалИ - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А, Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги. Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т. п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных -А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звукиО, А, Е, Инаиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. ЗвукобукваЮ тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так чтоЁ - светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. ЕслиО - звукобуква света, то Ы- звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная. Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквойЕ, зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет сЭ не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям Звукобуквы Цвета А густо-красный Я ярко-красный О светло-жёлтый или белый Е зелёный Ё жёлто-зелёный И синий Й синеватый У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю голубоватый Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красныхА и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синихИ, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т. д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых.... ......... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых.... ............ И вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью! ..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красныеА, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли? Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть! " А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так какЁ, Я, Ю, Йсвязываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобукваЁ оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N). Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения () и единицы размаха колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются: Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая" Звукобуквы n Z Цвет О+0. 5Ё 28 0. 089 0. 126 0. 019 -1. 95 А+Я 50 0. 159 0. 116 0. 018 2. 39 красный Е+0. 5Ё 31 0. 098 0. 102 0. 017 -0. 24 И+0. 5Й 20. 5 0. 065 0. 077 0. 015 -0. 80 У+Ю 16 0. 051 0. 040 0. 011 1. 00 тёмный сине-зелёный Ы 11 0. 035 0. 024 0. 009 1. 22 чёрный, коричневый Всего звукобукв в стихотворении 315
Как видим, звуков А и Яв обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (). При такое отклонение частности (0. 159 - 0. 116 = 0. 044) превышает случайное в 2. 39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красныеА и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов. Звукоцвет в поэзии Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет О+0. 5Ё А+Я Е+0. 5Ё И+0. 5Й У+Ю Ы Александр Блок "Гамаюн, птица вещая" -1. 95 2. 39 -0. 24 -0. 80 1. 00 1. 22 тёмно-красный, тёмный сине-зелёный Сергей Есенин "Отговорила роща золотая.... " 1. 00 -0. 33 0. 82 0. 20 -1. 00 -0. 17 желтый, зелёный "Выткался не озере алый свет зари.... " -0. 75 1. 56 -0. 40 -2. 00 2. 70 0. 35 красный, тёмный сине-зелёный "Воздух прозрачный и синий" -2. 57 0. 69 -0. 23 1. 18 0. 00 0. 00 синий "Зелёная причёска, девическая грудь.... " -0. 56 -2. 00 1. 36 -0. 92 1. 22 -0. 29 зелёный, тёмный сине-зелёный Арсений Тарковский "Перед листопадом" 3. 47 1. 93 -1. 43 -0. 83 -3. 33 0. 14 жёлтый, красный I строфа 2. 80 1. 21 -1. 25 -1. 29 -2. 22 -0. 50 жёлтый II строфа 1. 65 -1. 20 -1. 43 1. 88 -0. 28 2. 71 тёмно-синий III строфа 0. 45 2. 27 0. 43 -1. 84 -1. 72 -0. 43 красный "Синицы" -0. 68 0. 17 0. 29 1. 33 -0. 55 0. 11 синий "Сирени вы, сирени" 0. 29 -1. 94 0. 40 0. 08 0. 40 -0. 12 сине-зелёный "Дождь" 0. 27 -1. 80 0. 36 0. 50 1. 78 1. 57 тёмный сине-зелёный "Петровские казни" -0. 21 0. 50 -1. 47 0. 13 0. 45 2. 33 чёрный, багровый "Пускай простит меня Винсент Ван Гог" 1. 93 0. 14 -1. 92 -0. 82 1. 25 0. 00 жёлтый, тёмно-синий А. Вознесенский "Васильки Шагала" -1. 50 -1. 13 1. 38 4. 14 -0. 60 0. 25 синий, зеленоватый "Пожар в архитектурном" 0. 17 2. 08 -4. 36 1. 80 -0. 29 0. 33 красный, синий "Сирень "Москва - Варшава" -3. 09 -0. 08 2. 50 -0. 75 2. 70 -2. 60 сине-зелёный "Очищение" 3. 14 -0. 71 -0. 85 -2. 73 4. 36 -1. 83 тёмно-синий, бело-жёлтый
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая.... " - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари.... " - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий.... " - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь.... " - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-психологические условия самореализации
Реферат Задачи и функции мерчандайзинга
Реферат Соотношение слова и изображения в комплексном аудиолингвовизуальном сообщении
Реферат Совладание с социальными стереотипами
Реферат Социально-психологические аспекты насилия
Реферат Понятие арбитражного суда
Реферат Социальная интеграция инвалидов с патологией слуха
Реферат Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку
Реферат Специфика художественной формы в произведениях живописи в контексте стилевого многообразия
Реферат Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов
Реферат Особенности работы с аутентичным видеоматериалом для развития лексических умений аудирования
Реферат Смысл оппозиции Обломов-Штольц в романе И.А. Гончарова Обломов
Реферат Способности, их измерение и развитие
Реферат Специфика онтогенеза психики человека
Реферат Ethics and objectivity