Министерство образования и науки Украины
Луганский строительный техникум транспортного
строительства
Реферат
по физкультуре
на тему:
"Воспитание
осанки"
Выполнила:
студентка гр. 2 БО - 181
Голуб Дарина
Проверила:
Сербина Наталья Семеновна
Луганск 2006 год
Осанкой мы называем привычное положение тела, наиболее благоприятное для сохранения равновесия и функциональной деятельности всех органов и систем человека.
Правильная осанка: голова держится прямо, позвоночник умеренно изогнут.
Как определить правильное положение осанки? Очень просто! В положении правильной осанки человек, встав спиной плотно к стене, касается ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При этом все линии правой и левой стороны симметричны.
Если у школьника фиксированное нарушение осанки, то занятия с ним проводятся в специальных группах под руководством врача. На уроках учитель работает с учениками, имеющими нормальную осанку или с функциональными её нарушениями. Функциональные нарушения часто появляются вследствие неправильного обращения родителей с детьми в раннем возрасте. Носят на одной и той же руке, водят за одну и ту же руку, если он пользуется не соответствующей его росту мебелью, носит обувь не по ноге и так деле. Всё это приучает маленького человека к ассиметричным положениям тела, в результате чего мышцы одной половины тела преимущественно растянуты, а другой - сокращены. Такое положение тела становится для ребёнка привычным и удобным. В дальнейшем он уже и при отсутствии стимуляторов будет стараться принять его.
Задача учителя - воспитать у детей стойкую привычку держать тело в правильном положении. Контролировать осанку нужно начать как можно раньше. Поэтому учитель физической культуры должен сделать всё зависящее от него, чтобы в начальных классах обучить детей держать тело в правильном положении. В старших классах на эту работу потребуется больше времени и энергии, так как нарушения осанки к этому времени становятся более глубокими и стойкими.
Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а, прежде всего - со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребенка дома.
Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. Для этого конкретно, доходчиво и понятно надо объяснить школьникам, что такое правильная осанка. Учитель показывает различные осанки, включая нормальную. При этом следует объяснить им, что нормальная осанка не только красива, но и полезна, так как обеспечивает наиболее благоприятное положение для работы внутренних органов. Когда дети поймут, что такое правильная осанка, их можно научить проверять себя у стенки и рекомендовать проводить такую проверку не только в школе, но и дома.
Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить.
Определить плоскостопие легко:
подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая.
Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.
Формированию осанки помогают все упражнения, укрепляющие мышцы. Хорошо продуманные общеразвивающие упражнения, разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении.
Специальные упражнения для воспитания осанки выполняют на каждом уроке: легкие или хорошо усвоенные во вводной и заключительной частях; новые, требующие специального обучения,- в основной. Выученные на уроке упражнения следует рекомендовать ученикам включать в комплексы гигиенической утренней гимнастики.
Основная задача учителя физической культуры во всех классах - это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы.
Иногда учителю полезно понаблюдать за детьми вне урока. О замеченных недостатках в осанке провести беседу. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как, если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других будет сидеть развалившись, с опущенной головой, сведенными вперед плечами,- работа над формированием осанки не будет эффективной.
В начале учебного года вопрос о воспитании осанки целесообразно поставить на педагогическом совете. К работе над осанкой необходимо привлечь и родителей.
Примерные упражнения для
укрепления мышц стопы:
Упражнение№1
И.п. - ступни параллельно (на расстоянии одной ступни), руки внизу.1-2.Перенести тяжесть тела на пальцы.
3-4.Перекат на пятки, пальцы вверх. То же на палке. То же на канате.
Упражнение№2
Ходьба на носках, не сгибая коленей.
Упражнение№3
И.п. - сидя на скамейке, руки на пояс. Захватывание мелких предметов (мяч, булава) стопами.
Упражнение№4
И.п. - стоя правым боком к гимнастической стенке, правая рука на рейке (на уровне плеча), левая на поясе. Скользя носком левой ноги по полу, выдвинуть ее вперед на носок, поднять пальцы, опустить, коснуться носком пола. Повторить 6-8 раз, после чего приставить левую, повернуться кругом. То же правой ногой.
Упражнение№5
И.п. - то же. Левую ногу, скользя носком по полу, выдвинуть вперед. Поднимая пальцы вверх, коснуться пяткой пола; опуская пальцы, коснуться пола носком. Повторить 6-8 раз, после чего приставить левую, повернуться кругом. То же правой ногой.
Упражнение№6
И.п. - то же. Левую ногу слегка поднять вперед. Отвести ступню как можно больше наружу, затем внутрь (движения только в голеностопном суставе). Повторить 6-8 раз. Приставить левую, повернуться кругом. То же правой ногой.
Упражнение№7
И.п. - то же. Левую слегка поднять вперед. Круговые движения ступней. При движении вверх пальцы поднимать как можно выше; опуская, касаться носком пола. Приставить ногу, повернуться кругом. То же правой ногой.
Упражнение№8
Ходьба на наружных сторонах стопы.
Упражнение№9
Ходьба по канату, лежащему на полу, охватывая его сводами стоп.
Упражнение№10
Ходьба по лестнице (планкам, гимнастическим палкам), лежащей на полу.
Упражнение№11
Прыжки на носках, пятки касаются одна другой.
Упражнение№12
Подскоки с зажатым между сводами стоп малым мячом.
Упражнение№13
Поднимание пальцами ног скакалки, лежащей на полу.
Примерные упражнения
с грузом на голове
Формированию правильной осанки помогают упражнения с грузом на голове (мешочек весом 150-200 г, наполненный песком, горохом, семечками и др.). Мешочек кладут на голову, ближе ко лбу. Груз на голове контролирует положение тела, так как при малейшем отклонении от правильного мешочек падает.
Упражнение№1
И.п.- пятки вместе, ступни под углом 45, руки на пояс. На голове груз. Присесть - выпрямиться.
Упражнение№2
И.п.- ступни параллельно (на расстоянии ступни), руки свободно опущены, на голове груз. Руки вперед, присесть; опуская руки, выпрямиться.
Упражнение№3
Повороты кругом без груза. То же с грузом.
Упражнение№4
Приседания без груза:
а) ступни под углом 45;
б) ступни сомкнуты;
в) ноги скрестно.
То же с грузом.
Упражнение№5
Приседания с поворотом кругом при различном положении ног. То же с грузом.
Упражнение№6
Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке без груза. То же с грузом.
Упражнение№7
С грузом на голове стойка на носках, ноги на одной линии.
Упражнение№8
И.п.- ноги скрестно, левая впереди правой (при повторении менять положение ног), руки вниз, на голове груз. Поднимая руки вперед, опуститься на колени; опуская руки, встать.
Упражнение№9
Ходьба по рейке гимнастической скамейки приставными шагами с грузом на голове то левым, то правым боком вперед.
Упражнение№10
Три - четыре гимнастические скамейки поставить поперек зала на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Ходьба с грузом на голове, перешагивая через скамейки.
Упражнение№11
И.п. - стоя лицом к скамейке, руки на пояс, на голове груз. Встать на скамейку боком к направлению движения. Четыре приставных шага, поворот переступанием на 360 град., четыре приставных шага в ту же сторону. При повторении шаги и повороты выполнять в другую сторону.
Упражнение№12
Ходьба по наклонной гимнастической скамейке с грузом на голове. Скамейка одним концом поставлена на третью рейку гимнастической стенки. Дойдя до конца скамейки, шаг вправо (при повторении влево) на третью рейку. Держаться за рейку на уровне пояса, опуститься на пол, повернуться кругом. Высота наклона постепенно увеличивается.
Упражнение№13
На полу разложить набивные мячи на расстоянии 50-60 см один от другого. Ходьба с грузом на голове с перешагиванием через мячи. То же на гимнастической скамейке. То же на бревне, постепенно поднимая его (60-70-80 см).
Упражнение№14
И.п. - стоя на бревне, руки вниз, груз на голове. Шаг левой вперед; правую, согнутую в колене, вперед-вверх, хлопок под ней. То же другой ногой. Продолжать упражнение до конца бревна.
Упражнение№15
И.п. - стоя на бревне боком к направлению движения, руки на пояс, груз на голове. Два приставных шага влево (вправо), подняться на носки, поворот налево (направо) на 90 град. Три шага вперед с левой (правой) ноги, подняться на носки, поворот кругом на 180 град.; опуститься на всю ступню. Руки в стороны, правую прямую ногу вперед-вверх, держать, опустить, приставить к левой, подняться на носки, поворот кругом на 180 град. Руки вверх над головой; опуская руки в стороны, левую прямую вперед-вверх; держать. Руки на пояс, четыре шага вперед с левой (правой) ноги.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |