Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Курганский государственный университет
Кафедра биоэкологи и генетики
Реферат
Тема: «Гёте. Учение о метаморфозе растений»
Выполнила: студентка 3406 группы
Белоногова Д. А.
Преподаватель: Данилова А. В..
Курган 2009 год
Иоганн Вольфганг Гете был не только знаменитым поэтом, но и известным естествоиспытателем, натуралистом. Его постоянный интерес к исследованию природы принимал самые причудливые поэтические формы. Источником творческого вдохновения, научного и поэтического, для Гете очень часто служил разнообразный растительный мир, в том числе и лекарственные растения.
Гете увлекся их изучением в Веймаре, среди “высокообразованного по тому времени веймарского круга, где вкус и знание, наука и поэзия стремились действовать сообща, где серьезные основательные исследования и радостная живая деятельность непрестанно состязались между собой”. Традиционное приготовление местными знахарями лечебных бальзамов из смолы хвойных деревьев дало повод Гете “обратиться к изучению тонких бальзамических соков”. Широко распространенная в окрестностях города горечавка позволила Гете “ближе знакомиться с этим богатым родом по различным его представителям, рассматривая их цветки, особенно же их целебный корень”.
Особую роль в развитии интереса Гете к изучению растений сыграл Вильгельм Генрих Бухгольц, придворный аптекарь и владелец единственной в то время аптеки в Веймаре, который помимо своей фармацевтической деятельности с “похвальной любознательностью занимался естественными науками”. В своих садах Бухгольц выращивал не только известные лекарственные растения, но также, с научной целью, более редкие, недавно открытые. Несомненную пользу Гете-ученому принесло соседство Йенского университета, где “уже давно с деловитостью и усердием осуществлялось разведение лекарственных растений”.
Биология обязана Гете созданием целого раздела - учению о форме (морфология). Работы Гете появились в самом конце Классической эпистемы, в конце XVIII века. Они поистине были лучом света, среди нагромождения многочисленных систематизированных и бессистемных исследований в неведомой дотоле области знания о строении растительных тел, той области, которой он дал название «морфология».
Основой нового, созданного Гёте учения о метаморфозе растений явилось его утверждение о превращении одних органов растений в другие и о существовании одного исходного органа, превращением которого образуются все остальные – чашечка, венчик, тычинки и пестик. Таким исходным органом Гёте предложил считать лист. Эта идея нашла полное подтверждение в ряде последующих исследований и живет в науке до наших дней. Иллюстрацией ее может служить хотя бы известный пример цветка водяной лилии, в котором можно видеть переход зеленых листьев чашечки в белые лепестки венчика и далее переход лепестков в тычинки.
Морфология растений как наука начала свое существование с опубликования работы Гете «Опыт объяснения метаморфоза растений» (1790г.), где он не только ввел в науку само понятие «морфология», но и дал образцы блестящих сравнительно-морфологических исследований. К этой работе тесно примыкает изложение морфологических взглядов в стихотворной форме в произведении «Метаморфоз растений» (1798г.). Гете объяснил природу основных растительных образований: клубней и плетей (столонов), почек (зачаточных побегов) и самое главное - бутонов и цветков. Он не только описал факты различных метаморфозов, но и дал их объяснение («утончением соков» в растениях) и классификацию. Его гениальной догадкой было объяснение природы плодолистика как видоизмененного листа. Его воззрения относительно листовой природы всех органов сейчас могут показаться спорными, но принципы и задачи новой науки не вызывают сомнения, хотя поиск архетипа - «прарастения» может вызвать у кого-либо удивление.
В ХIX веке представления Гете получили дальнейшее развитие в трудах крупнейших ботаников. В частности, листовая природа плодолистика была научно доказана в трудах Р. Броуна (1822, 1833, 1836 г.) и О.П. Декандолля (1827г.)» (Культиасов И.М., Павлов В.Н., 1972 - С.71).
По мнению авторов середины ХХ века, «К области морфологии растений в широком ее понимании относится изучение формы, строения и истории индивидуального развития растений (онтогенеза), а также изучение формирования их в процессе исторического развития (филогенеза)» (Курсанов Л.И. и др., 1958, с.218). Недаром многие анатомы растений предпочли называться морфологами, и дело здесь не в терминологии, задачи морфологии много шире, чем у анатомии. Для понимания истоков этой науки, которая одна из первых была привлечена сторонниками дарвинизма и СТЭ к объяснению и подтверждению их основных положений, следует кратко разобрать работу Гете. Науковедческий интерес представляет не только само основное произведение Гете, но и его дополнения, особенно о его ботанических путешествиях.
Начинается это произведение небольшим вступлением «Оправдание замысла», где автор рассказывает о противоречии эмпирического и теоретического методов познания, а также о необходимости публикации своих записок из-за политической ситуации в Германии. (Веймар в 1806 году был захвачен французами и подвергся разграблению).
Гете старался выявить единый закон, формирующий все разнообразие внешних растительных органов из одного производного, справедливо полагая, что таким образом «...мы познаем законы превращения, по которым она одну часть производит из другой и разнообразнейшие формы образует посредством видоизменения одного единственного органа» (Гете И.В., 1957, с.21).
Поэт-натуралист понимает под метаморфозом «процесс, посредством которого один и тот же орган оказывается многообразно измененным»(Гете И.В., 1957, с.22). Он выделяет три типа метаморфоза, однако, только правильный метаморфоз как бы восходит от нижних органов к венцу природы - половому размножению. Гете отмечает по этому поводу: «... в последующем изложении мы будем рассматривать только однолетнее растение, непрерывно развивающееся от семени до плода.»( Гете И.В, 1957, С.22). И наконец, по мнению Гете, неправильный метаморфоз понимался как изменения связанные с уродствами.
Разберем это небольшое произведение в соответствии с отдельными его главами. Первый раздел начинается рассказом о «первой части растений» - о семядолях. Вначале появляются первичные листья, семядоли, они крепятся с помощью первого узлового места растения. Второй раздел описывает развитие стеблевых листьев между узлами. Здесь рассматривается переход от одного типа листа к другому. Возникновение узлов, одного из другого, описывается следующим образом: « На стеблях, замкнутых от узла к узлу, у злаков, у трав, тростников это бросается в глаза; в меньшей мере у других растений, совершенно полых внутри и наполненных сердцевиной или скорее некоей ячеистой тканью» (Гете И.В., 1957, с.28)
Третий раздел посвящен цветению растений, здесь всего два подраздела. «Можно самым отчетливым образом доказать, как мне кажется, что листья чашечки - это те самые органы, которые до сих пор были видимы в качестве стеблевых листьев, а теперь, часто, в очень измененном виде, оказываются собравшимися около одного общего центра»( Гете И.В., 1957, с.30) - теоретизирует Гете в четвертом разделе, который так и назван «Образование чашечки
В пятом разделе, «Образование венчика», убедительно доказывается родство венчика с чашечкой. Это делается на примере гвоздики, где в основной чашечке можно обнаружить вторую чашечку, которая имеет на своих концах нежные окрашенные зачатки лепестков.
Шестой раздел посвящен образованию тычинок. Явление метаморфоза изучается Гёте на растениях семейства Канны.
В седьмом разделе рассказывается о нектарниках. Здесь мнение Гёте ошибочное, так как по современным исследованиям они негомологичные элементам цветка.
Восьмой раздел дополняет шестой и называется «Еще кое-что о тычинках.» С помощью теории спиральных сосудов Гёте доказывает родство кажущихся разнородными частей растения. Об оплодотворении Гёте не имеет четкого представления, о чем говорит следующая цитата: «Тонкая материя, которая развивается в пылинках, кажется нам пылью; но эти шарики пыльцы являются лишь сосудами, содержащими весьма тонкий сок. Потому мы присоединяемся к мнению тех, кто утверждает, что этот сок всасывается пестиками, к которым прикрепляются пылинки, и так осуществляется оплодотворение. Это становится тем более правдоподобным, что некоторые растения не образуют пыльцы, а выделяют одну лишь влагу» (Гёте И.В., 1957, стр.39).
Девятый раздел посвящен образованию столбиков, так Гете называет пестик. В конце раздела приводится пример чередования таких явлений как «расширение» и «сжатие». Сами по себе эти понятия не были развиты дальнейшими исследователями, но они характеризуют пытливую мысль Гете, который почти подошел к идеи о стадийном развитии растений.
Десятый раздел рассказывает о плодах, одиннадцатый о семенах, причем и здесь также говорится о «сжатии» и «расширении».
Для целостного понимания работы Гете важен двенадцатый раздел. В нем автор делает своеобразный итоговый отчет о своем исследовании. Что же пытается он постичь в рассматриваемом разделе своей небольшой работы? Во первых, он замечает: «мы проследили внешнюю форму растения во всех превращениях, от ее развития от семени до нового образования такового» ( Гете И.В.,1957, с.45). Во вторых, далее он пишет: «мы направили наше внимание на проявление тех сил, с помощью которых растение постепенно видоизменяет один и тот же орган» (Гете И.В., 1957, с.46). В заключении, Гете выводит необходимость рассказать о почках, так как они скрыты под каждым листом, а именно из листьев, сопровождающих узлы, выводились все формы растений.
Про почки сказано в тринадцатом разделе. Здесь автор делает, подчас, не совсем верные выводы из своих наблюдений (например, о родстве почек с семенами), но право же, его можно простить, прочитав прекрасные иллюстрационные описания, вроде нижеприводимого: «почка состоит из более или менее развитых узлов и листьев, обеспечивающих дальнейший рост Боковые ветви, возникающие из узлов растения, должны, очевидно, рассматриваться как особые растеньица, которые также держатся на материнском теле, как последнее - на земле» (Гете И.В., 1957, с. 47).
Следующие три раздела носят названия: «Образование сложных цветов и плодов», «Проросшая роза» и «Проросшая гвоздика». Здесь доказывается авторский тезис о том, что природа заканчивает развитие растения цветком, высшей стадией (по Гете) своего роста.
Семнадцатый раздел, он называется «Линнеева теория антиципации» интересен для понимания отношения Гете к работам основателя «новой ботаники». Его восхищение Линнеем, на первых порах изучения растений, в дальнейшем подвергается изменению и доходит до здравой способности спорить с этим авторитетом науки. Если в начале своего «ботанического пути» Гете признается, что «после Шекспира и Спинозы самое сильное влияние оказал на меня Линней»( цит. по Кон Ф., 1901 с.80), то с годами у него появляется и иное мнение
Заканчивается работа Гете кратким резюме, которое так и называется «Повторение». Растение, по его мнению, проявляет двоякое свойство своей жизненной силы. Первое - образование стебля и листьев, т.е. рост и второе - размножение, заканчивается цветками и плодами. Он также пошел далее своих предшественников в направлении сокращения числа основных органов. Было высказано предположение, что основным элементом строения тела растения является лист, который изменяется на протяжении онтогенеза, давая новые образования, одинаковой с ним природы. По Гете, как уже было отмечено, все органы растения, начиная с семядолей и кончая корнем, это видоизменение листа.
Если говорить о научной значимости теории метаморфоза Гете, то вполне можно согласится с мнением В.И. Вернадского, который видел ценность научного наследия поэта-натуралиста, не столько в конкретном фактическом материале, сколько во вкладе в единый «научный аппарат» мирового естествознания, «в котором растворилась, но не пропала научная жизненная работа натуралиста Гете» (Вернадский В.И., 1981, С.247). Идея целостного изучения природы, невозможность разделения ее на независимые друг от друга части, ариадниной нитью проходит через все описание ботанических изысков великого поэта.
Благодаря своим исследованиям в области метаморфоза растений, Гете начинает критически относится к общепринятым воззрениям Линнея. Он замечает: «причина, помешавшая Линнею подвинуться дальше вперед, состояла в том, что, различные, заключенные друг в друга круги растительного тела – наружную кору, внутреннюю, древесину, сердцевину – он рассматривал как одинаково действующие, в равной степени живые и происхождение частей цветка и плода приписывал этим различным кругам ствола ... Однако, это было только поверхностное наблюдение, которое при ближайшем рассмотрении нигде не подтверждается» (цит. по Серебряков К.К., 1941, с.209).
Теория метаморфоза растений долго не могла найти приверженцев среди современников Гете. Об этом свидетельствуют два нижеприводимых мнения ученых начала и середины XIX века. Ученый, современник Гете, Карл Фридрих Кильмейер, критически относился к его морфологическим работам, считая Гете только великим поэтом. Однако, преклонение перед авторитетом великого поэта не помешало ему в одной из своих лекций сказать следующее: « Над вопросом... каковы условия при которых иные органы превращаются в цветки, каковы законы и причины этих превращений, испытывали себя Линней, Вольф и Гете. Однако никто из них не разрешил его, даже, быть может, не уяснил себе сущность вопроса. Линней пришел к ответу ближе всего, трактовка Вольфа содержит меньше всего неправды, ответ Гете дает больше других истин, добытых наблюдением (erfahrungsmassigeWahrheiten), но истины по существу не достигает» (цит. по Канаев И. И. , 1974, с.63). Он говорит далее, что Гете объяснил столь же мало, как и его предшественники, следующая его цитата о теории метаморфоза дает об этом его мнении достаточно четкое представление: «Эта теория в сущности вовсе не теория. Основы и самый факт ясно представлены однако сущность проблемы не стала яснее» (цит. По Канаев И.И., 1974, с.63).
Очень грустно, что признание широких научных кругов поэт-естествоиспытатель получил только на склоне жизни. Об этом он сам пишет в письме к зоологу Карусу, посвятившему ему свою книгу по сравнительной анатомии, следующим образом: «старость не может испытать большего счастья, чем чувствовать себя врастающей в молодое поколение, чувствовать, что растет с ним теперь дальше. Годы моей жизни, которые я, отдаваясь естествознанию, должен был проводить в одиночестве, так как я был в противоречии со своим временем, теперь идут мне в высшей степени на пользу, потому что я чувствую себя в согласии с современностью, находясь на той возрастной ступени, когда обычно исключительно хвалят прошедшее...» (цит. по Канаев И.И, 2000, С.201).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |