Министерство образования Республики Беларусь средняя школа №19 Экзаменационная работа (реферат) по предмету МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Тема: “Культура Несвижа” Выполнил ученик 11 класса Толкачёв Антон Дмитриевич Руководитель: Найдович Ирина Юрьевна Витебск 2003г. План стр… Введение ……………… 3 Архитектура Несвижа ……………… 4 I. 1 Описание Несвижских зданий ……… 4 I. 2 Несвижский замок ……… 4 I. 3 Несвижский костёл ……… 6 I. 4 Слуцкие ворота ……… 9 I. 5 “Дом на рынке” ……… 9 I. 6 Монастырь и костёл бенедиктинок ……… 10 I. 7 Заключение ……… 10 Национальные парки ……………… 11 II. 1 Парк “Альба” ……… 11 II. 2 Пейзажный парк ……… 12 II. 3 Заключение ……… 12 Театр ……………… 13 III. 1 Знакомство с Несвижским театром ……… 13 III. 2 Спектакли школяров ……… 13 III. 3 Театр Франтишки Уршули Радзивилл ……… 14 III. 4 Театр во время ВОВ ……… 16 III. 5 Заключение ……… 16 Декоративно – прикладное искусство Несвижа ……………… 17 IV. 1 Коллекция Николая Радзивилла Сиротки ……… 17 IV. 2 Произведения Маковского ……… 19
IV. 3 Художники профессионалы: (Гершке Лейбович; отец и сын Гесские; Ян Дамель; Наполеон Орда; Юлиан Фалат; ) ……… 20 IV. 4 XX век – Михаил Константинович Севрук ……… 20
IV. 5 Самодеятели: Н. Копалёва; Ф. Дашко; В. Ульянов; М. Заяц) ……… 22 IV. 6 Заключение ……… 23 Литература ……………… 24 V. 1 Вступление ……… 24
V. 2 Адольф Янушкевич , Александр Незабытовский и Владимир Жилка ……… 24 V. 3 Сергей Новик-Пяюн ……… 25 V. 4 Творчество Сымона Будного , Данила Наборовский ……… 25
V. 5 Поэты: Андрей Рымшу, Владислав Сырокомля, Якуб Колас ……… 26 Вывод ……………… 28 Приложение ……………… 29 Список литературы ……………… 36 Введение
История Беларуси, моей Родины, её культура, традиции, обычаи всегда интересовали и волновали меня. Как можно жить на зная прошлого родной земли, родного края? На долю белорусского народа выпало немало испытаний и страданий, но его руками возводились прекрасные города, строились замки, церкви, костёлы. Одним из этих прекрасных городов, построенных народом, является Несвиж. В начале XVI столетия в белорусских и польских хрониках впервые среди самых магнатных родов Великого княжества Литовского были названы Радзивиллы. С этого времени их вес в политической, экономической и культурной жизни страны становился всё большим и большим. Этот широко разветвлённый род дал известных государственных деятелей, дипломатов, придворных, литераторов и музыкантов. Многое они оставили нам в наследство. Замки и дворцы, произведения искусства, некоторые были изготовлены на их мануфактурах, собственные дневники и сборники своих же литературных произведений, партитуры опер, сочинённых ими, библиотеки и картинные галереи.
Город Несвиж очень необыкновенный по своей красоте и у меня есть много информации, которую я хочу рассказать про его историю возникновения, и моменты в его развитии и процветании. I Архитектура I. 1
Много чудесных памятников архитектуры создал белорусский народ. В их числе –уникальный ансамбль древнего Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко. Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов.
После принятия Люблинской унии (1569 г. ), соединившей Великое княжество Литовское, куда входила Беларусь, и Польшу в единое государство–Речь Посполитую, Несвиж стал местом ожесточённых боёв, которые часто принимали формы борьбы религиозной. Николай Христофор Радзивилл Сиротка изгнал из города протестантов. По его указанию строились католические храмы, подобные тем, которые в Польше возводились по велению короля Стефана Батория. Из Рима в Речь Посполитую прибыл уроженец города Кумо архитектор–монах Ян Мария Борнардони (1561 – 1605) –ученик итальянских зодчих Джакомо Бароцци да Вильолы, Джакомо делал Порты. Бернардони участвовал в строительстве православной церкви Иль Джезу в Риме. Николай Радзивилл Сиротка пригласил итальянского зодчего а Несвиж. По проектам Бернардони были возведены замок, костёл, коллегиум иезуитов. Одновременно началась перестройка всего города. По последнему слову европейской фортификационной техники Несвиж был обведён валами и бастионами. Его планировка получила регулярные очертания. Размещение улиц, площадей, основных зданий подчинялась задачам обороны. До наших дней сохранились два таких сооружения, представляющие большой интерес - Слуцкие ворота и башня Замковых ворот. I. 2
Один из интереснейших архитектурных памятников Несвижа –средневековый феодальный замок, который после нескольких перестроек превратился в дворцово– замковый ансамбль.
Несвижский замок был основан в 1583 году на месте бывшего деревянного, довольно большого и богатого строения, появившегося ещё в 1520 году, потом перестроенного а 1547 году Николаем Радзивиллом Чёрным ради получения свои родом княжеского титула.
Новый каменный замок 1583г. выделялся обширными укрепительными сооружениями. Первоначально замок был со всех сторон окружён водой озёр и каналов. Попасть на его территорию можно было только по разборному деревянному мосту, который в случае нападения врага, убирали, - и замок тогда оказался на островном положении, становился труднодосупной крепостью.
Несвижская крепость имела важное военное значение на протяжении нескольких столетий, была местом сосредоточения отрядов частной армии князей Радзивиллов. Башня с аркой, ведущей во внутренний главный двор, и центральный корпус дворцово–замкового ансамбля расположены на одной оси, что свидетельствует о стремлении к симметрии. Если войти через арку и следующей за ней длинный тоннель во двор и остановиться напротив главного здания ансамбля, можно увидеть своеобразное кольцо, образуемое каменными строениями. Кроме главного, или паркового двора существуют ещё два маленьких: хозяйственный и интимный. В главный двор входит парадный подъезд центрального корпуса. В XVIII веке он был надстроен до четырёх этажей, отделан пилястрами, скульптурными вставками, рельефными декорациями. Главный фронтон украсили гербы Радзивиллов, военные эмблемы и пышный орнамент, выполненные в стиле барокко. Центральный корпус занимали сами Радзивиллы. Слева от него находилось трёхэтажное казарменное здание с высокой дозорной башней, а справа–двухэтажное хозяйственное сооружение. Разобщенные первоначального корпуса позже перестраивались, дополнялись архитектурными вставками и наконец образовали замкнутый парадный двор. А с задней стороны главного здания появилась двухэтажная пристройка с террасой и двумя угловыми башенками. На главном дворе привлекает внимание причудливый колодец – прекрасный образец мастерства простых белорусских умельцев. Второй двор –конный, или хозяйственный располагался в южной части ансамбля. Здесь, в валах, размещались подземные конюшни. Поблизости была яма– бункер для медведей. В 1891 году для того, чтобы удобнее было выводить лошадей из замка, через крепостной вал была проложена дорога к дамбе, ведущая к ипподрому и парку. Третий двор совсем маленький. В своё время он сообщался с внешним миром секретными переходами. Они начинались под земляным валом и вели в разных направлениях. Местные легенды свидетельствуют, что подземные ходы к фарному костёлу, Альбе и даже Мирскому замку.
В 1706 году Мирский замок был разрушен шведами и отстроен в 1726 году. Приглашённый для этого архитектор К. Жданович начал насыпать новые валы. В 1740 году он возвёл новую дворцовую часовню.
В течение XVIII века в восстановлении и расширении замка участвовали и другие придворные архитекторы Радзивиллов: М. Педетти (1748– 1779), М. Флорианович (1775 – 1779), К. Спалепани (1778 –1779), А. Лоцци (1783, проект галереи), Л. Лутницкий (1783, проект королевского зала). Тогда же был перестроен главный корпус дворца. В центре его повысили до четырёх с половиной этажей. Таким он, в основных очертаниях, сохранился до наших дней. Каким же выглядел замок несколько столетий назад?
Согласно инвентаризации 1685 года, в замке было 12 залов: Золотой, Мраморный, Гетманский, Рыцарский, Охотничий и другие, а также много других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Убранство замка составляли живописные полотна старых мастеров, маргиальские жезлы, гетманские булавы, полные комплекты рыцарских доспехов, восковые фигуры исторических личностей, редкие манускрипты, старинный фарфор, фамильное серебро, золото, запасы которого у Радзивиллов были несметными. I. 3
Немало произведений искусства и драгоценностей попало из Несвижского замка в различные хранилища Советского Союза, в некоторые зарубежные музеи. А часть уникальных вещей навсегда утеряны для Беларуси. Во время военных событий 1812 года и Великой Отечественной войны из замка многое исчезло бесследно. Несвиж привлекает не только дворцово – парковым комплексом. В городе много других памятников зодчества. В 1584 году, после изгнания из города протестантов, началось строительство каменного костёла иезуитов и коллегиума иезуитов. Были основаны другие монастыри и храмы.
До костёла иезуитов в Несвиже существовал деревянный приходской костёл, построенный Николаем Немировичем… В 1553 году, не претерпело существенных изменений за 4 столетия существования. Костёл не перестраивали–лишь время от времени ремонтировали. Сегодня он прославляет талант архитектора, перенесшего искусство барокко на несвижскую землю, и огромный труд простых белорусских каменщиков.
Ян Мария Бернардони был не только автором проекта несвижского костёла, но и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово–купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём.
Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры. Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых.
Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны. Первоначальная роспись интерьеров не сохранилась. После пожара, случившегося в середине XVII века, их реставрировал О. Кригер. Дошедшие до нас фрески были написаны придворными живописцами отцом и сыном Гесскими в 1752–1754 годах. В 1900 году, когда был образован комитет по капитальному ремонту костёла, их творения несколько обновили. Кисти Гесского– сына принадлежит икона “Тайная вечеря”, написана для главного алтаря одновременно с росписью храма. Скульптурные обрамления ниши строго симметричны и продуманы. “Падающие”колонны и поддерживающие их ангелы будто символизируют вероотступничество Радзивиллов и их возвращение в католицизм. Эта скульптурная аллегория свидетельствует, что костёл строили специально для иезуитов в соответствии с их требованиями. Главной задачей ордена иезуитов было любыми средствами воспрепятствовать падению римско– католической церкви, пошатнувшейся под мощными ударами Реформации. Отцы – иезуиты сравнивали себя с ангелами, поддерживающими падающие колонны “здания” христианской веры. Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников – надгробий. Один из них –мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко. Ещё один памятник изображает второго сына, умершего в колыбели. Между двумя скульптурами находиться третий памятник из песчаника. По стилю его можно отнести к ренессансу: изображение плоское, рельеф неглубокий, композиция уравновешенная. На этом памятнике изображён сам Сиротка. Над барельефом–длинная эпитафия на латинском языке, составленная самим Сироткой. Все три скульптуры украшают левую сторону храма. Здесь же находиться и вход в усыпальницу Радзивиллов.
С правой стороны костёла внимание привлекают два памятника. В стороне от алтарей, рядом с деревянными исповедальнями, на стене виднеется скромная мраморная стена с портретом польского и белорусского поэта Владислава Сырокомли. Находящаяся рядом скульптура изображает женщину, сидящую в скорби на крышке гроба. Это произведение неизвестного автора представляет собой большую художественную ценность.
В костёле сохранился старинный орган, расположенный в галерее. В полуподвальном помещении костёла, перекрытом массивным сводами, находятся захоронения самих Радзивиллов. У входа–небольшая часовенка с лепным алтарём и коваными железными решётками. Свет в усыпальницу проникает сквозь маленькие окошки с решётками. По обе стороны прохода на полу стоят в два ряда совершенно одинаковые гробы из берёзовых досок, окрашенных в тёмно–коричневый цвет. Каждый гроб перевязан железной проволокой. На узлах, где сходятся проволочные концы, находятся свинцовые пломбы с оттиском радзивилловского герба. Никаких надписей на гробах нет. Только на белой штукатурке стен у изголовья каждого гроба обычной клеевой краской написаны, чаще на латинском, имена и титулы покойных, даты их рождения и смерти. Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля. I. 4
На центральной площади города привлекает внимание старинное здание ратуши. Внушительные размеры, толстые могущественные стены придают ей монументальный вид. В прошлом, после получения Несвижем магдебургского права, здесь находилось городское самоуправление. С тех сторон ратушу окружают старинные торговые ряды. Вместе они образуют единое архитектурное целое.
Своеобразным и единственным в своём роде памятником архитектуры белорусского барокко являются Слуцкие ворота, находящиеся восточнее ратуши. Это –единственные сохранившиеся до нашего времени из четырёх ворот, через которые можно было проехать в город, окружённый тогда валами и широким рвом. Нынешние Слуцкие ворота были возведены в 1700 году на месте сгоревшей во время Северной войны деревянной брамы, которая перекрывала дорогу–дамбу, ведущую вдоль озера в Несвиж со стороны Слуцка. Попасть в город минуя ворота, было практически невозможно. На первом их этаже сохранилась каморка для стражи и чиновника. Каждый въезжающий или идущий в Несвиж основательно проверялся, должен был платить пошлину.
Слуцкие ворота –небольшое сооружение, но оно, как и другие памятники Несвижа, оставляет своеобразное впечатление. Находясь здесь, ощущаешь веяние древности. I. 5
Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют“домом на рынке”. Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.
Несвижский “дом на рынке”- единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом. I. 6
Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.
Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 –1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него“встроен” костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла –традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.
Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку –он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых. Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы–фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию. I. 7
Уникальные памятники истории и культуры старинного Несвижа находятся под охраной государства. В будущем предусмотрены большие реставрационные работы, направленные на их сохранение.
За последние годы неузнаваемо изменился облик города и большинства населённых пунктов района. Проложены десятки километров дорог с твёрдым покрытием, ведётся интенсивное промышленное, сельскохозяйственное, жилищное и культурное строительство. Растёт и хорошеет Несвижчина. II Парки II. 1
Несвижские дворцово –парковые ансамбли представляют большую ценность. Изумительные по красоте, уникальные по дендрологическому составу, композиционным решениям, романтическому стилю они–своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями. В Беларуси таких парков мало.
Далеко известен парк “Альба” (в переводе с латыни – “белый”). Расположен он в южном пригороде Несвижа. Радзивилл Сиротка для летних увеселений выстроил здесь эрмитаж с дворцом, который назвал (утешением, утехой), а также открыл зверинец.
Огромные преобразования, строительство новых сооружений а Альбе произошли в середине XVIII века. Крепостные высаживали аллеи, проводила каналы, водохранилища.
В то время парк состоял из трёх частей: дворцовой, зверинца и примыкающего леса. Строения XVI века уже разрушились. Поэтому архитектору Леону Лутницкому было поручено построить новый летний дворец и сто восемьдесят идиллических домков. Летняя резиденция Радзивиллов– дворец Альтана –была возведена наподобие собора св. Софии в Константинополе. Деревянные псевдокрестьянкие домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их по старому обычаю украшали знаки, чаще всего–зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них размещалась баня.
В Альбе находились оранжерея, пасека, на искусственных водохранилищах плавали лебеди, в зверинце жили олени, лоси, зубры, которых сгоняли из лесов Полесья. В легендах рассказывается, что Несвижский князь Пане Коханку летом ездил а “Альбу” на санях, запряжённых медведями, по дороге, посыпанной солью. В 1812 году все сооружения а “Альбе” были разрушены. Сохранились только аллеи, пруды. Остались жить 500 – летние могучие дубы, толщиной 7 метров да вековые липы – самые высокие деревья окрестности. Территория “Альбы”нынче занимает площадь более 200 гектаров. Аллеей и пересекающим её каналом парк делится на 4 части. Двухкилометровая аллея, начинающаяся от южной окраины города, засажена деревьями, многим из которых более 300 лет. Канал берёт начало у озера и тянется к биомициновому заводу. Северо– восточная часть парка состоит из относительно молодых насаждений. На юго –востоке раскинулся старый парк, где раньше находилась Консоляция и дворец Альба. Северо– западная часть была занята зверинцем с фазаньим полем, а в юго – западном находилось рыбное хозяйство. II. 2
В 30-х годах 20 века на северо –восточном участке начали создавать пейзажный парк, в его композицию включались хвойные деревья, преимущественно ель обыкновенная. По краям высаживали сосны обыкновенную и Банкса. Наиболее интересные виды открывались от старой аллеи–на водоём и отдельные группы деревьев. Несколько лет назад значительная часть открытых пространств была засажена ясенем, обыкновенным, который превратил парковый массив в лесной. Другие поляны заросли ольхой чёрной. Не менее уникальные парки находятся в самом городе. Они входят в Несвижский дворцово–парковый ансмбль, ценный по своей исторической значимости и ландшафтным комплексам, поражающих красотой. В 1953 году Несвижский замок был объявлен памятником архитектуры, а парковая часть ансамбля– памятником природы республиканского значения. II. 3
Становление дворцово –паркового ансамбля завершилось в 1878 году разбивкой парка, расположенного в северо– восточной части города –вдоль берегов верхних прудов, Дикого и Замкового. Посадки в Новом, Старом и Английском парках были закончены в 1905 году. Японский парк и Поповая горка закладывались накануне 1-ой Мировой войны, а Лебяжий луг и Каролина были основаны накануне Великой Отечественной. III Театр III. 1
Талия и Мельпомена –древние музы греческой мифологии, опекавшие комедию и трагедию, поселились в Несвиже намного раньше, чем в некоторых других городах. Первый в Беларуси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века. Ещё раньше здесь начал действовать школьный театр–тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу“Млечный путь радзивилловского орла”. А через два года на несвижской сцене была поставлена драма “Вакх, опьяневший от крови и любви”. III. 2
Спектакли несвижских школяров были рассчитаны на социальные верхи, шли на латинском и польском языках. К сожалению, тексты пьес, которые тогда роказывались до нашего времени не дошли. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений. Из них следует, что в 1723 году местными школярами показывалась драма“Зрелище мира”, рассказывающая о Христофоре Колумбе. Есть предположение о том, что выбор такого сюжета объясняется совпадением имён открывателя Америки и несвижского мецената Криштофора“Христофора”Кондратовича, которому была посвящена драма. Между её актами исполнялись интермедии.
Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда, ставились пьесы “Дух бурь” и “Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых”. Школьные драмы писались по определённым канонам. Так по инструкции 1647 года на сцене нельзя было“есть, пить, топать ногами, показывать, что – нибудь такое, что могло бы вызвать неприятное впечатление у актёров и зрителей”. В соответствии с виленским предписанием спектакль не мог продолжаться более тёх часов. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их разрешили играть только мужчинам.
Репертуар несвижского школьного театра значительно обогатился в 50-е году XVIII века–после того, как поэтику и риторику в коллегии стал преподавать довльно одарённый драматург Юзеф Катенбринк. В 1755 году была поставлена его трагедия“Суета суёт, или Томас Паунд”. Сюжет произведения взят и английской истории. На примере юного героя трагедии автор доказывал бренность земной жизни и славы. В 1758 году была показана пьеса Катенбринка“Сироэс! ”В программе указывается, что перед началом пьесы и после неё, а также в антрактах исполнялись интермедии, балетные номера.
Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда здесь иностранцы поставили пьесу“Пример справедливости”. В последующие годы там же были поставлены впервые в Беларуси комедии Мольера и знаменитая“Заира” Вольтера, а также сочинения местных авторов. III. 3
Создание оригинального репертуара связано с именем Франтишки Уршули Радзивилл, жены Михаила Рыбоньки. Она вышла из семьи краковского князя Вишневецкого, получила блестящее образование и обладала примерными литературными способностями.
При жизни Франтишки Уршули Радзивилла на несвижской придворной сцене преимущественно ставились её собственные пьесы на польском языке или переложенные комедии и трагедии французских драматургов. Использовались сюжеты из арабских сказок“Тысяча и одна ночь”, славянских легенд.
Героини комедий и трагедий, написанных княжной Радзивилл –преимущественно жертвы мужской фальши, двуличия. Это нежные, прекрасные создания, терпящие от вероломства любимых. Сюжеты произведений Уршуля черпала из личных переживаний: она очень ревновала своего мужа, часто уезжавшего из Несвижа. Пьесы писались ему как назидания перед дальней дорогой. Героини“Остроумной любви” (1746 г. ), “Судьи, лишённого разума” (1748 г. ), “Любовь рождается со взгляда” (1750 г. ), “Бесчестья в занепаде”(1751 г. ), самоотверженно и покорно любящие своих мужей, должны были убедить князя, что семейная верность всегда вознаграждается судьбой, а измена карается жестоко.
Тематика последних сочинений Франтишки Уршули уже иная. Назидание в них адресуется не мужу, а детям.
Пьесы Ф. У. Радзивлии ставились в замке, в пригороде Несвижа Альбе и в “зеленом” театре под названием “Консоляция”. В 1747 году в замке началось устройство специального театрального зала, который оформляли местные художники– Гесский, Миколаевский и художник из-под Львова Скшицкий. Вначале придворный театр Радзивиллов был преимущественно любительским. Но во второй половине XVIII века в Несвижском театре все чаще появлялись иностранцы профессионалы и артисты из крепостных крестьян, получившие надлежащее образование. Для этого приглашались известные мастера: капельмейстеры, хормейстеры, балетмейстеры. В архивах встречаются фамилии капельмейстеров Альбертини, балетмейстеров Дюпре, Лойко и других. Порой учеников из крепостных отправляли за границу. Так, Ян Ценилович совершенствовался в игре на скрипке в Риме. Способный крепостной скрипач Матей из Корелич также получил музыкальную подготовку за рубежом.
В конце 40-х-начале 50-х XVIII века театральная жизнь в Несвиже была довольно интенсивной. Так в 1757 году было поставлено 26 спектаклей, в 1761-22. Чаще всего в Несвиже шла пьеса о легендарном Парисе под названием“Любовь – заинтересованный судья”. Она повторялась около 20 раз. В 1777 году, после продолжительного спада, когда король Станислав Радзивилл, сын Франтишки Уршули и Рыбоньки, вернулся из эмиграции и стал снова жить в Несвиже, в жизни придворного театра начался новый подъем. Расширился состав капеллы, возродились балет, оперная труппа. Для крепостных певцов, танцоров и музыкантов была создана новая школа. В ее бальном классе работал бывший крепостной Антон Лойка.
В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России. Кроме того, в 1783 году в Несвиж была приглашена из Дубны драматическая труппа под руководством известного антрепренера Л. Перожинского. В состав этой труппы входил крупнейший представитель классической актерской школы К. Овсинский, прославившийся в роли Гамлета. Среди актрис выделялась М. Перожинская, которая с успехом выполняла роли бойких крестьянок и субреток. В труппу входила также драматическая актриса и певица М. Лозаннская, начавшая свою сценическую деятельность в Несвиже, а потом ставшая звездой труппы Национального театра в Варшаве.
Несвижский придворный крепостной театр просуществовал около 70 лет-до 1809 года. Пример города предрешил появление придворных театров в Слуцке, Слониме, Ружанах.
Широкое распространение в окрестностях Несвижа получило искусство народной драмы– так называемая батлейка. Она бытовала здесь до 30-х годов XX века. В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры. III. 4
Новая страница в истории театрального искусства Несвижчины была вписана после Великой Отечественной войны. Прекрасный коллектив подобрался в студии драматического творчества районного Дома культуры в 60-е годы. На несвижской сцене были поставлены многие пьесы Островского, “Ревизор”, “Женитьба” Гоголя, “В степях Украины”А. Корнейчука и другие. Талантливыми актёрами зарекомендовали себя В. Садовский, В. Горобец, А. Мельникова, К. Крысик.
В последние годы при Несвижском Доме культуры работает драматический кружок, который систематически знакомит зрителей с классикой, произведениями советских и зарубежных авторов. С успехом здесь прошли спектакли: “Не было ни гроша, да вдруг алтын” и “Не всё коту масленица” А. Островского, “Трыбунал” А. Макаёнка, “Прымакi” Я. Купалы и десятки других. Несколько уроженцев Несвижсого района стали актерами - профессионалами. К ним в первую очередь следует отнести актрису Белорусского государственного академического театра имени Я. Купалы Т. Г. Гузиновскую, актёра Государственного тетра музыкальной комедии БССР А. С. Костецкого, молодого и способного режиссёра Н. А. Сенкевич. III. 5
Театральные традиции, заложенные в прошлом, плодотворно развиваются и сегодня. На Несвижчине созданы прекрасные условия для роста молодых талантов. IV Декоративно – прикладное искусство IV. 1
Много живописных полотен, фресок и скульптур создано за долгие века в древне городе.
Создание первых произведений, составляющих несвижскую коллекцию, относится ко времени ее основания, т. е. к концу XVI– XVII века. Основателем коллекции считается Николай Радзивилл Сиротка. Под первым номеров в коллекции значился портрет Юрия Радзивилла(1480-1541), военачальника XVI столетия, которого за победу в 30 битвах называли Победителем, или Геркулесом литовским. Он был тестем польского короля Сигизмунда I Августа, воевал с крымскими татарами, а его дочь Барбара стала польской королевой. По преданию, ее дух поселился навечно в Несвижском замке под видомІЧерной дамыІ.
В портрете Ежи Радзивилла художник выразил своё видение храброго рыцаря. Особенностями письма это произведение напоминает искусство Германии. Произведение, видимо, принадлежит кисти живописца с мировым именем Лукаса Кранаха Старшего. В интересных описях Несвижского замка числятся некоторые произведения крупнейшего художника немецкого Возрождения. До 1939 года портрет находился в Несвижской галерее, ныне– в фондах Государственного Художественного музея БССР. Среди произведений, написанных в сарматском стиле, выделяется портрет Михаила Борисовича, великого князя Тверского(1453-1505), бежавшего в Литву во время осады Твери.
По описи 1779 года в Несвижском замке насчитывались 984 произведения, в 1857 году значилось только 211 наименований, в описи 1928 года– несколько больше 256. Интересные портреты, созданные западноевропейскими мастерами и местными художниками в стиле барокко или под его влиянием. Среди них– портреты двух жён Януша Радзивилла –Катерины Потоцкой и дочери молдавского князя Василия Лупу Марии Могилянки, на которой князь женился после смерти первой супруги. Портрет принадлежит кисти виленского художника Иоганна Шреттера, хорошо знакомого с искусством фламандских мастеров. Кстати, перед автором предстала сложная задача: расположить две фигуры так, чтобы ни одна из них не доминировала. Для этого Шреттер помещает Марию на первый план, на в одежде тёмных тонов, а Катерину– на второй, но в ярко-красном платье. В итоге обе фигуры уравновешены. Особое место в коллекции занимают произведения, которые по манере письма резко отличаются от западноевропейского искусства и представляют самостоятельное, белорусское направление в живописи. Сюда в первую очередь следует отнести портреты неизвестного автора минских старост Игнатия и Андрея Завишей. В портрете Игнатия ощущается любование художника моделью. Передаются круглые очертания лица, мягкость взгляда, стройность фигуры.
В Несвижском замке трудились художники различных национальностей. Исследователь Э. Растовецкий называет среди них Яна Мартина Вайта, Иосифа Шреттера, Иосифа Гесского. В архивных документах фигурируют фамилии Н. Струмецкого, А. Сущевского, С. Цибульского, Яна Дамеля, Херличко и других. Все сведения учитывались при определении авторства картин во время их реставрации. Однако вопрос об авторстве некоторых портретов требует дальнейшего изучения. Многие талантливые художники, гравёры, народные умельцы, жившие в Несвиже и его окрестностях и создавшие здесь прекрасные творения, достойны того, чтобы о них рассказали подробнее.
Первым в этой плеяде мастеров следует назвать имя замечательного художника и гравёра XVI–начала XVII века Томаша Маковского, автора многочисленных уникальных работ. Родился художник в 1562 году. Высокообразованный для своего времени человек, он занимал огромную должность каморника (землемера) при дворе Радзивиллов. В начале XVII века Маковский возглавлял типографию в Несвиже. Гравюра Несвижа, выполненная художником в начале XVII века, помогает нам представить город того времени. Несвиж изображен в форме, близкой к квадрату. В центре, на площади–величественная ратуша с торговыми рядами. Ее башня на несколько этажей выше, чем теперь. На первом плане гравюры хорошо виден замок с башнями, военными укреплениями, высокими валами. Среди невысоких мещанских домиков выделятся монастыри и костёлы, окруженный глухими стенами и оборонительными сооружениями.
Николай Радзивилл Сиротка, Бывая за рубежом, убедился, как мало знают о княжестве Литовском. Он предложил Маковскому составить карту этого края. Последний с энтузиазмом взялся за дело. Чтобы справится с таким заданием, мало быть художником и гравером. Нужны были знания ученного, исследователя. Потребовалось 16 лет напряженного труда, чтобы полно и точно составить карту Великого княжества Литовского. Для этого Маковский объездил всё государство, тщательно изучил его особенности как топограф, художник, историк и географ. На латинском языке он написал пояснительный текст, включив туда важнейшие сведения и о Белоруссии: упомянул о торговле, которая велась местными жителями с Западной Европой, написал о городах, учебных заведениях Полоцка и Несвижа, описал народные обычаи, рассказал о природных богатствах края. В 1613 году в Амстердаме в мастерской Г. Геритса карта Маковского была отпечатана на четырех больших листах. Это было уникальное для своего времени издание. IV. 2
Огромный интерес вызывает ещё одно произведение Маковского, введенное в обиход совсем недавно. Речь идет о плане Москвы, выгравированная в Несвижской мастерской в 1611 году. На гравюре Царь, альбоІКрым-городІ, детально показаны Кремль, его внутренний двор. Подробно изображен Китай-город–древнейший и богатевший торговый центр Москвы. Обозначены Белый город, Скородом, другие части столицы, а также окрестные поля, леса, возвышенности. Указаны храмы, башни, колокольни и другие достопримечательности. План Маковского–достоверный источник сведений по исторической типографии и истории архитектуры XVII века.
Талантливый несвижский художник иллюстрировал многие книги, вышедшие в Несвиже и других городах Беларуси, Литвы, Западной Европы.
Так, знаменитая книга К. Дороготайского ІГиппикаІиздана в Мурованной Ошмянке (около Ошмян) с 50 гравюрами Маковского, на которых лошади, части их упряжи изображены на фоне замков, городов и природы. Книга вышла в самом начале XVII века и много раз переиздавалась.
Представляет интерес ещё одно редкое издание, принадлежащее перу Николая Радзивилла Сиротки после его паломничества поІсвятым местамІ. В книге помещен портрет путешественника, выгравированный Маковским. Титульный лист отбит с гравюры на меди, на нем– рамка с иерисуламским крестом. В 1604 году Маковский проиллюстрировал книгу учеников Несвижского коллегиума ІПутешествия трех братьев Скарульских – Яна, Захария и НиколаяІ. Гравюры к ней свидетельствуют о высоком мастерстве художника. Его богатой фантазии, умении создавать довольно сложные композиции, передавать в них мифологическое содержание.
Следует также назвать серию гравюр Маковского ІОсада СмоленскаІ, посвященных событиям 1609 – 1611 годов (позже она была подарена Петру I). Свои работы несвижский гравёр подписывал: ІМаковиусІ, ІМаковскийІ, иногда просто леонограммой ІТ. М. І . Известна также подпись 1611 года - ІМаков вырезал в НесвижеІ. IV. 3
О гравере Гершке Лейбовиче (1700-1770), о его жизни, известно мало, но он работал в Несвижской топографии, гравировал заглавные листы, экслибрисы, участвовал в создании альбома гравюр на меди (1757 г. ), в который вошло 88 портретов из Несвижской галереи, сделанных на основе оригиналов. Многочисленные произведения изобразительного искусства оставили после себя отец и сын Гесские (Хесские), жившие и работавшие в Несвиже в XVIII-XIX веках. Они реставрировали фрески иезуитского костела, которые до сих пор сияютІнемеркнущим светомІ. Отец, Доминик Ксаверий, жил и работал в Несвиже в 1733-1764 годах, создал ряд портретов для фамильной галереи Радзивиллов. Сын, Юзеф (Иосиф)–художник и гравер, также написал ряд портретов для несвижского собрания, несколько икон для столбцовского доминиканского костела (ІРаздача милостыни св. Антонием и епископом ЮлианомІи др. ) В XVIII веке он создал картину ІТайная вечеряІ для главного алтаря несвижского фарного костела, где она находится и ныне. Многие художники трудились в Несвиже в XIX веке. Минчанин Ян Дамель написал здесь историческое полотноІ. Твардовский показывает Сигизмунду Августу тень его жены БарбарыІ. Работал он также над портретом Доминика Радзивилла. Творчество художника-этнографа и историка Наполеона Орды (1807-1883) также имеет отношение к Несвижу. На его гравюрах удивительно точно переданы красота и былое могущество радзивилловского замка.
С Несвижем связано раннее творчество польского живописца Юлиана Фалата (1853-1929). Он проявил себя в качестве прекрасного живописца-аквалериста и рисовальщика. Ему принадлежит композиции на охотничьи темы, такие как: ІНа охотуІ, ІНа медведяІ, ІШашни охотникаІ. IV. 4
А теперь из отдаленного прошлого перейдем в XX век, познакомимся с художниками, которые были либо являются нашими современниками. Долгие годы в Несвиже жил и работал Михаил Константинович Севрук (1905-1979)– автор произведений изобразительного искусства, член Союза художников БССР. Бурное время вывело тогда на передний край графику. М. Севрук принял активное участие в оформлении книг и журналов на белорусском языке. К числу лучших его работ относятся обложки книг М. ТанкаІНа этапахІ и Г. Ширмы ІНаша песняІ (1938 г. ). Искусству графики в то время художник уделял много внимания. К лучшим его работам следует отнести работу на деревеІВозвращение с работыІ. Образ человека труда здесь передан с любовью и большим уважением. Этой же теме посвящена работаІЛетоІ (1938 г. ), на переднем плане которой – усталая женщина. Произведения 30-х годов убедительно свидетельствуют о том, что М. Севрук был лучшим гравером Западной Белоруссии.
Севрук был очарован древней Несвижчиной, ее красочными околицами, замечательными жителями-тружениками. Художник создал серию гравюр с изображением архитектурных памятников: замка-дворца, ратуши, фарного костела, Слуцких ворот, Ідомика на рынкеІ. Эти прекрасные работы украшают сейчас стены санатория ІНесвижІ, музея литературы и искусства школы номер 3 города Несвижа, многие другие музеи нашей республики. В Несвиже были написаны талантливые живописные полотна: ІНовый домІ, ІДевушкиІ, ІУборка льнаІ, ІХозяюшкаІи другие. К лучшим работам Севрука относятся портреты, особенно партизан и солдат. Запоминаются портреты матери, белорусской актрисы Лидии Давидович, картинаІСтарик с тростьюІ, которым свойственен глубокий психологизм, правдивость в передаче человеческого характера.
Во многих произведениях художник воспел чарующую красоту старинного парка “Альба”. На полотнах “Лето в Альбе”, “Дорога среди лип”, “Песня грозы”изображены близкие сердцу уголки родной природы, памятные места уникального парка с могучими вековыми деревьями.
Есть все основания считать Севруха художником несвижским. Здесь, в окружении старинных памятников чнрпал он вднхновние, находил героев своих произведений. У М. Севрука было много учеников и последователей. Среди них в первую очередь можно назвать известного белорусского скульптора, заслуженного деятеля искусств БССР Л. Гумилёвского. Именно в студии Севрука началось первое увлечение будущего художника изобразительным искусством. Там же, вероятно, он решил стать скульптором. Теперь Гумилевский, известный мастер, лауреат Государственной премии БССР, один из авторов памятника Я. Купале а Минске.
Огромную признательность М. К. Севруку выражает и уроженец Несвижского района Е. Ждан. Он вспоминал М. К. Севрука как первого незабываемого учителя. IV. 5
Кроме художников –профессионалов в Несвиже и районе родились и выросли немало самодеятельных художников. Самодеятельные художники, народные умельцы украшают жизнь вокруг нас, делают её яркой и многоцветной.
Нина Фёдоровна Ковпаева, например, любила изобразительное искусство ещё с детства. Уйдя на пенсию, полностью посвятила себя любимому делу. Лучшие свои произведения Н. Ф. Ковпаева написала в Несвиже. Здесь несколько раз организовывались выставки её картин. Много неповторимого открыла Нина Фёдоровна в Несвиже.
Много картин создано самодеятельным несвижским художником Ф. Ф. Дашко. Несколько произведений он безвозмездно подерил музею литераткры и искусства школы №3 г. Несвижа. Родные места привлекают внимание посетителей музея на полотнах“Позарастали партизанские землянки”, “Берег реки”. Но главное у художника всё ещё впереди. Гордятся несвижане умельцем, врачом местного санатория Виктором Ивановичем Ульяновым. У этого талантливого человека есть увлечение, которому он не изменяет со школьной скамьи. Это резьба по дереву. У него уже сложился свой почерк, свой стиль.
Произведения Ульянова вызывают восхищение и благодарность зрителей. В работе “Матрос с Авроры” автор подчеркнул мужество героя. “Детство трёх поколений” - своеобразный триптих. Работы Ульянова видели не только несвижане –ими восторгались жители Могилёва, Минска, Москвы. Об успехах умельца свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты, премии, медали. На Всесоюзной выставке произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно–прикладного искусства, которая проходила накануне XXVI сьезда КПСС в Москве пол названием“Тебе, родная партия, наше творчество и мастерство”, демонстрировалась работа Ульянова “Семейное счастье”. Несколько раньше в Москве побывала ещё одна работа – “Декрет о мире”. Есть у Ульянова много работ, которые на выставках не экспонировали. Некоторые из них находятся в парке санатория“Несвиж”.
Скромная трудолюбивая мастерица народного творчества Мария Васильевна Заяц перенесла сиротское детство, ужасы и голод войны. С раннего детства не оставляет её любовь к прекрасному. Ещё девочкой научилась ткать. И вот уже много лет руки мастерицы создают такие изделия, что от них трудно отвести глаза. Переливающиеся всеми цветами радуги скатерти, постилки, полотенца вызывают восхищение у посетителей выставок. IV. 6
Так наши современники развивают и приумножают художественные традиции, заложенные в Несвиже много столетий назад Томашем Маковским отцом и сыном Гесскими, их талантливыми предшественниками и последователями. Пройдут годы, века. На Несвижской земле расцветут новые таланты. И вдохновлять их будут художественные ценности, созданные нашими предками и современника. V Литература V. 1
Много славных страниц вписал Несвиж в историю литературы. Здесь увидело свет немало книг на белорусском, польском, латинских языках.
Повествование о несвижских деятелях литературы начнём с XVI века, когда в городе жил Николай Радзивилл Сиротка, оставивший потомкам описание на латинском языке паломничества в Сирию, Палестину, Египед, которое сокращённо называют“Хождение”. “Хождение” Сиротки –интересный источник по истории Ближнего Востока. Большое место в книге отводится описанием народных обычаев, упоминается о празднике египтян, свадьбах. Много места в“хождении” отведено описанию неизвестных а Белоруссии зверей, растений. После Сиротки на Ближнем востоке побывали и другие жители Великого княжества Литовского. “Хождение” усилило у них интерес к другим странам. V. 2
В Несвиже и его окрестностях родились и жили польские писатели, борцы против царского самодержавия Адольф Янушкевич и Александр Незабытовский. Писательское дарование Адольфа Янушкевича особенно проявилось в его “Дневнике” и письмах к друзьям и родственникам. В 1861 году в Париже вышли на польском языке его знаменитые “Дневник” и “ Письма из киргизской степи”. В 1966 году они были переизданы на русском языке, а в 1979 году – на казахском в Алма – Ате. Трагична судьба и другого писателя, общественного деятеля Александра Незабытовского.
А. Назабытовский хорошо знал мировую культуру, владел многими языками. Во время путешествий по Европе он не забывал Белоруссию, деревню Смоличи. Перу нашего земляка принадлежат четыре драмы– “Екатерина Великая”, “Розамунда”, “Барбара”, “Ядвига”, роман “Мечты о любви, славе и свободе”, публицистические статьи. Жизнь и творчество А. Незабытовского имеют большое значение в истории освободительного движения, передовой общественно– политической мысли Белоруссии первой половины XIX века. V. 3
В 1900 году в деревне Макаши Несвижского района родился будущий белорусский советский поэт Владимир Жилка.
Владимир Жилка – автор лирической поэмы “Воображение”, сборников стихов “Наперепутье”, “С полей Западной Белоруссии”. Реалистические начала в его творчестве сочетались с романтизмом. В стихотворениях“Вихрь”, “Меч”, “Кто смелый” Жилко в символических образах опоэтизировал служение России, свободе. Творчеству Жилки свойственны высокая интеллектуальность, поэтическое мастерство. Они сказались и в его переводах произведений Лермонтова, Мицкевича, Ибсена, Бодлера.
Творчество Жилки несёт высокую культуру гражданских и личных чувств. Поэт часто обращается к Белоруссии.
Хочется рассказать ещё об одном сыне Несвижской земли. Сергей Михайлович Новик-Пяюн–поэт, самодеятельный композитор. Он известен в истории Несвижского района как основатель знаменитого Леоновичского хора (1926 год).
Сергей Новик-Пяюн воплотил в себе лучшие черты народной интеллигенции начала XX века, нёсшей просвещение народу. Сергей был способным учеником. Это чувствуется и в его живописных работах“Несвижский замок”, “Мельница – ветряк в Леоновичах”, “Имение в Смоличах”, имеющие как этнографическую, так и художественную ценность. Сергей Новик-Пяюн печатался в журнале “Заранак”. Свои стихи подписывал псевдонимом “Малады дзядок”. В 1929 году Сергей Новик-Пяюн написал слова и музыку своих “Зорачак” - песня, которая стала очень популярной в Западной Белоруссии. “Зорачки”впоследствии были переведены на русский, украинский, польский языки. Песня стала популярной среди пленников фашистских лагерей.
Не оскудевает земля несвижская поэтическими талантами. В литературу приходят новые силы. V. 4
Заслуживают внимания писатели, родившиеся в дали от Несвижа, но жившие в этом старинном городе, создавшие о нём лучшие свои произведения. Их наследие–неотъемлемая часть культуры той земли, которая стала для этих людей второй родиной.
Первым в плеяде писателей надо назвать имя Сымона Будного, высокообразованного человека, просветителя, гуманиста. Будный относиться к людям, которые всегда шли впереди, видели дальше других, формировали общественную мысль, нацию. В памятном 1562 году С. Будный издал в Несвижской типографии первую белорусскую книгу на территории современной республики. Это был протестантский“Катехизис”. Вслед за ним вышло “Оправдание великого грешника перед богом” и другие сочинения известного писателя – просветителя. Произведения С. Будного написаны живо, убедительно, лаконично. О Будном знали в России, Польше, Голландии, Чехии, Англии, Германии. Живя в белорусских местечках, он опережал время, вёл критику“священного писания”на таком уровне, который стал свойственен европейской науке только в XIX веке. В начале XVIII века в Несвиже жил поэт, переводчик и врач Данила Наборовский (1573–1640). Он изучал иностранные языки, медицину в Безеле, сочинения римских авторов Ормане и Страсбурге, присутствовал на лекциях Галилея в Падуе и увлекался его учением.
В стихах и стихотворных посланиях Наборовским даны Катины, отражавшие социальные противоречия Белоруссии XVI– XVII веков, высмеяны реакционная шляхта, духовенство. V. 5
В XVI –XVII веках вокруг двора Радзивиллов группировались различные писатели. Среди них следует выделить поэта Андрея Рымшу. Его перу принадлежит“Хронология”, эпиграммы на гербы магнатов, поэма “Десятилетняя повесть военных дел …Криштофора Радзивилла” (1585год). С Несвижем были также связаны жизнь и творчество Э. Пелыжиловского, Я. Рыбинского, Ф. Градовского и других современников и последователей А. Рымши. Тяжёлые переживания в этом городе выпали на долю другого известного поэта – Владислава Сырокомлю (Людвига Кондратовича, 1823 – 1862 г. г. ), писавшего на польском и белорусском языках. В Несвиже появились его первые юмористические стихи “Письмо Кришталевича с Елисейских полей к Раймонду Барановскому”, “К поломанной гитаре Рембовича”, “Дальше за солнцем”. Услышанное и увиденное в этом городе осталось в памяти поэта на всю жизнь. Через несколько лет, в 1856 году в стихотворении“Иллюминация”поэт пересказал трагическую историю, услышанную им в Несвиже из уст старой белорусской женщины.
Сырокомля – автор слов широко известной русской песни “Когда я на почте служил ямщиком”. С Несвижем связан и большой этнографическо – краеведческий труд. В. Сырокомли “Путешествия по моим былым окрестностям”, опубликованный в 1853 году в Вильнюс. О своих былых окрестностях – Несвижчине – Сырокомля вспоминает сентиментально, с большой любовью. Краеведческое сочинение В. Сырокомли состоит из двенадцати частей. Подробно рассказывает о местном населении, его материальной и духовной культуре. В 1898 –1902 годах в Несвижской семинарии учился выдающийся белорусский поэт Якуб Колас. Древний город, его архитектурные памятники очаровали впечатлительного юношу. Позже, а поэме“Сымон – музыка” Колас образно опишет и сам Несвиж и его окрестности. Вывод
Работая над рефератом, я узнал много нового о старейшем городе Беларуси – Несвиже. Для меня было интересно углубиться в далёкие XVI –XVIII века и узнать историю этого города. Город, который был резиденцией великих князей Радзивиллов, которые занимали первое место среди магнатов Великого княжества Литовского. Я узнал об архитектуре города, которая ни в чём не уступала европейской. В строительстве Несвижских замков и костёлов принимали участие великие итальянские архитекторы Д. Виньоли и Д. Порта. Христофору Радзивиллу оказывал услуги Рембранд. Несвижские мастера владели секретами более чем 50 ремёсел. Несвижский придворный театр славился далеко за его пределами. Широко были развиты литература, декоративно– прикладное искусство, с городом связано много легенд и преданий. Многие люди забывают этот город, но всё таки есть некоторые, которым хочется раскрыть свою душу перед этими местами, уходящими в далёкое прошлое, показать всему миру, что наш белорусский народ умел и умеет творить то, что ни один иностранец не сможет сделать. Если сравнить то время, в котором существовал только ручной труд–наверное можно определить какая эпоха стала лучше: время, где существует только машины, которые выполняют всю работу, или время где каждый человек заинтересован в создании чего-то нового, чего-то того, что будет создано своими руками. Это искусство которому нет конца, нету предела в его творении. На сегодняшний день уже всё меньше и меньше остаётся таких людей, которые могут заниматься своей работой как те люди, люди не совсем забытого прошлого. Список литературы 1. Гарбусь Т. Музы Несвижа. – Мн. : Беларусь. – 1998г. 2. Деленковский Н. Н. Несвиж. – Мн. : Беларусь. – 1979г.
Кулагин А. Н. – Арх-ра д. -у. Ансамблей Б. – Мн. : Наука и техника. – 1981г. Масленицина И. М. Бгоодяж Н. А. Радзивиллы – Несвижские короли. – Мн. : Изд-во. – Триоль. – 1997г. Шавыркина М. – Несвижский театр и Франтишка Уршуля Радзивилл. – газета “Роднае слова”. – 1997г. Якимович Ю. А. – Зодчество Белоруссии. – Мн. : наука и техника. – 1991г.