РЕФЕРАТ
по курсу "Естествознание"
по теме: "Наука и религия в жизни современного общества"
1. Понятие науки
Наука — это:
1. особая система знаний о природе, обществе, человеке;
2. особый вид деятельности человека, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;
3. система специфических организаций и учреждений.
Научное знание отличается от обыденного тем, что оно имеет цель выявить суть явления, причины и закономерности его проявления. Научное знание требует специальной подготовки и применения особых методов познания. Ему соответствует точность, строгая определенность. Обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи.
Функциями современной науки являются:
культурно-мировоззренческая (познавательная);
в современных условиях наука так тесно связана с производством, что выполняет непосредственную функцию производительной силы общества;
катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;
социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими (использование научных исследований для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития). Следует подчеркнуть ведущую, роль науки в единой системе "наука-техника-производство", что связано с превращением ее в производительную силу общества. Научная деятельность предполагает свободу творчества, нравственную ответственность ученого за последствия осуществленного им открытия.
Развитие научных знаний идет двумя магистральными путями:
первый — накопление научных знаний,
второй — развитие самого метода получения научных знаний.
На каждом историческом этапе наука суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в научную картину мира. Научные результаты не перечеркиваются дальнейшим развитием знания, они переосмысливаются, уточняются, или могут служить толчком к созданию более адекватной системы знаний: Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида памяти. человека, ёе называют "социальной памятью".
Необходимо отметить, что на каждом этапе развития науки познание использует определенную совокупность познавательных форм.
Познавательные формы — это категории и понятия, методы и принципы объяснения, т. е. то, что представляет стиль мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение, как способ получения знания. Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство анализа, направляющего мышление на поиски простейших, неразложимых элементов. Характерной чертой современной науки является системный подход к решению проблем, основными понятиями которого являются: целостность, структура, самоорганизация и т. д.
Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода.
2. Развитие науки
Всю историю науки пронизывают процессы дифференциации и интеграции: освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания. Вместе с тем потребность в синтезе знания находит свое выражение в интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку. С вовлечением в процесс познания новых областей действительности появлялась необходимость в новой науке, в новом методе анализа. Для современной науки характерен переход от предметной к проблемной ориентации. Новые области знания могут возникать с выдвижением крупных проблем, как правило, междисциплинарного характера.
Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, математика, кибернетика, логика. Эти отрасли знания выступают как интегрирующие, потому что могут предложить наукам единый метод теоретического анализа, обеспечивающий получение научной картины мира.
Выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический.
Элементами эмпирического знания являются факты, которые человек, как правило, получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов. Факты прежде всего констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов, имеющих вероятностный характер.
Теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов идеализации, индукции и дедукции, сравнительного анализа и др. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних, устойчивых связей как внутри самого явления, так и между явлениями.
3. Научная картина мира
С понятием "научная картина мира" связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. В научной картине мира выделяют центральное теоретическое ядро и частные теоретические модели. Центральное Теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет достаточно -длительный срок своего существования. Частные теоретические модели постоянно достраиваются, изменяются и совершенствуются.
Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в единую целостность и систему. С этим связана системная функция научной картины мира. Из. требования к научной картине мира обеспечивать синтез' различного рода знаний вытекает ее интегративная функция.
Научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, задает этические ориентиры научного поиска. Научная картина мира накладывает определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез, тем самым направляет движение научной мысли. Она влияет на стиль научного мышления, на способ аргументации, обоснования и объяснения. Поэтому необходимо выделять, как особо значимую, нормативную функцию научной картины мира.
Содержание научной картины мира, обусловливая способ видения мира, влияет на процессы активного отражения человеком объективной реальности. Когда проблему научной картины мира обсуждают естествоиспытатели (Л. Больцман, М. Планк, П. Дюгем, а также В. Амбарцумян, В. Казютинский и пр.), речь идет прежде всего о физической реальности, т. е. о системе фундаментальных физических параметров, характеризующих основные свойства мира: пространство, время, вещество, поле. К сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, трехмерность пространства и однонаправленность времени, принцип постоянного роста энтропии (меры хаотизации).
Задумываясь над вопросом: "Как же создается научная картина мира?", — обратимся к мнению видного современного физика А. Фридмана. Он убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать картину мира. Ответ ученого предполагает совокупную деятельность философов, а точнее, методологов, кропотливо заносящих на полотно новые штрихи современного образа мира.
Следовательно, в более широком смысле научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления. В структуру научной картины мира входит набор теоретических представлений о способах взаимодействия, генезисе (возникновении) и развитии.
Различают три этапа эволюции научной картины мира.
Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. В ней утвердился принцип жесткого детерминизма (Лаплас), означающий, что все состояния мира от бесконечно отдаленного прошлого до весьма далекого грядущего могут быть просчитаны и предсказаны. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, сами по себе в строго заданной системе координат. Особую роль играла однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая научная картина мира стремилась к обнаружению некоего единственно верного метода, гарантирующего достижение истины.
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в классической, и учитывается новый фактор — роль случая. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии — "закону среднего". Таково содержание статистической закономерности.
Третий этап эволюции научной картины мира, связан с образом постнеклассической картины мира. Он разработан во второй трети XX в. с учетом достижений Брюссельской школы И. Пригожина. В нем с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации.
В современной постнеклассической картине мира анализ общества предполагает исследование динамичных, открытых систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В перспективе становятся, допустимыми многочисленные комбинации последующего развития. Поэтому наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика.
Таким образом, раскрытием научной картины мира занимаются прежде всего философы.
Философия есть форма общественного сознания. Философия, как и мировоззрение, вырабатывает систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Эта система взглядов отражается в понятийной и категориальной форме. Предмет философии исторически изменяется в связи с изменением общественной жизни, с развитием науки, с развитием самого философского знания.
Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы; достигла в Древней Греции. Термин "философия", "философ" впервые встречается у Пифагора (2-я половина VI в. до н. э.). Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.
Первые философы античного мира стремились, главным образом, открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышлений. По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации перечисленного знания, выделение отдельных научных дисциплин. Но в самой философии также активно шел процесс развития. Прежде всего развивается категориальный аппарат, метод познания, как метод выявления всеобщих сторон познания, бытия, мышления. Формируются традиционные дисциплины, такие как онтология, гносеология, логика, философия истории, этика, эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между философией и частными науками протекает все более ускоряющимися темпами. Но философия как бы сводит знания воедино, создавая синтез универсальных законов бытия и мышления.
4. Роль религии как формы духовной культуры
Религия — одна из древнейших форм культуры. Она обладает относительной самостоятельностью по отношению к другим формам, таким как мораль, искусство, политика, право и др. Смысл современного слова "религия" многозначен.
Практика религиозной жизни и ее осмысление обогатило содержание слова религия как связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, трансцендентным или тем, что так называют. Выделено множество видов таких связей, главные из них:
связь посредством сознания, познания, чувств, бессознательного, Бога,
священное, сверхъестественное можно ощущать, воспринимать, воображать, эмоционально переживать.
Наиболее часто — это переживание страха и любви, страдания и покорности, чувства умиления, восторга и веры.
Связь предметно-практическая в виде религиозного культа (ритуала) в соответствии с религиозными представлениями, идеями и учениями человека. Различают два основных вида культовой деятельности: жертвоприношение и магия. Культовая деятельность обычно предполагает использование различных строений и вещей: церкви, мечети, синагоги, живопись, скульптура, музыка, культовые предметы: алтари, кресты, амулеты, одежда, четки, коврики, благовония и многое другое.
Связь человека с Богом, Священным, сверхъестественным путем общения непосредственно или через посредника: шаманы, колдуны, знахари, жрецы, пророки, маги, священники, пасторы, муллы, раввины и др.
В соответствии с законодательством Российской Федерации различают: религиозные объединения, религиозные организации и религиозные группы.
Для практики религиозных организаций в современном мире характерна тенденция распространять свою активность за пределы религиозной сферы жизни: они занимаются благотворительностью, образованием и воспитанием, действуют в политике, в здравоохранении, в культуре и др.
Ценностно-ориентационные виды связи человека с Богом, священным, сверхъестественным представляют собой ценностные ориентации, т. е. деятельность по выбору между Богом и его противниками в поисках религиозного добра или зла, навыки различать "истинную" или "ложную" религию, прекрасное и безобразное в сфере религии. В результате формируется, сохраняется и развивается мир религиозных культурных ценностей. Главные религиозные ценности — это Священные знания, закрепленные в Священных Писаниях, Священные предания — сведения о жизнедеятельности родоначальника религии (Моисее, Заратустре, Будде, Иисусе Христе, Мухаммаде и др.); святые места, связанные с обретением новых учений родоначальниками религий (Палестина для иудеев, Бенарес — для буддистов, Иерусалим - для христиан, Мекка — мусульман); сами религиозные сообщества (народ Израиля у иудеев, сангха буддистов, церковь христиан, умма мусульман), предания о деяниях их учеников и достигших наивысших высот знания, святости и благочестия других последователей данной религии.
Перечисленные виды деятельности существуют в форме религиозного сознания, религиозного культа, религиозных организаций и религиозных ценностей, которые в совокупности представляют элементы единой социальной системы под названием "религия".
5. Значение, роль и функции религии
Одни люди чрезвычайно высоко оценивают значение религии в своей жизни и жизни общества, характеризуют ее только словами в превосходных степенях, считают единственно надежным средством достижения Спасения, Истинного Знания, Блага, Мира, Добра, Красоты, Любви, Мудрости, Счастья и многих других непреходящих ценностей. Другие, опираясь на свой жизненный опыт, наблюдая или изучая историю реальной жизни религиозных людей и религиозных сообществ, на Действительную практику их отношений между собой и по отношению к другим людям и социальным группам, не входящим в их религиозное сообщество, сомневаются или Вообще отрицают правомерность таких оценок.
Религии выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей, по крайней мере, две специфические, присущие только ей функции:
связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют;
функцию сакрализации — ввода людей и вещей в сферу религиозной жизни, придания им качества святости.
Кроме этого религия может выполнять множество других функций-ролей:
мировоззренческую — по созданию религиозной картины мира и осмыслению места человека в этом мире; религиозного утешения, когда тяготы и лишения земной жизни по сравнению с небесной кажутся несущественными и даже оправданными и желательными;
религиозного исцеления — лечения присущими религии способами тела и души человека;
социальной интеграции общества или каких-то больших социальных групп: единоверцев, народов и др.;
регулятивную, посредством создания религиозных норм и ценностей, которые определяют в основном культовое поведение, но затрагивают другие сферы человеческой жизни: брак, семью, быт, политику, культуру и др.;
управления и контроля, когда с помощью различных религиозных средств — послания, поощрения и санкции — религиозные служители руководят и направляют жизнь единоверцев особенно, в вопросах культа, спасения;
прогнозирования — в качестве совокупности религиозных представлений о будущем человечества и отдельных людей: пророчество о конце света, Страшном суде, перерождениях и др.;
легитимации существующего социального порядка — "освящения", "благословения" и веры в то, что от сохранения подобного порядка зависит высшее благо и спасение людей; функцию иллюзорной компенсации социального бессилия, слабости человека, его страданий, болезней, смерти; трансляции, передачи из поколения в поколение религиозной культуры и др.
6. Формы религии
Религия как феномен культуры имеет свою историю. Ученые считают, что исторически первыми примитивными, первобытными, архаичными формами религии были фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.
Фетишизм представляет собой поклонение неодушевленным предметам. В основе этой религиозной практики лежит вера в наличие у них сверхъестественных свойств — способных защитить, предохранить, исцелить и т. п.
Тотемизм — эта религиозная практика основана на вере в существование сверхъестественной связи, взаимопомощи через родство между человеческим родом и животными или растениями.
Анимизм — вера в духов (духи гор, рек, озер, леса) и души (камня, дерева, печи, окна), существующих в материальных предметах или независимо от них.
Магия (колдовство, волшебство, чародейство) — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир — природные явления (засуху, наводнения), при охоте на животных, в отношении людей. Шаманизм — религиозные верования и практики, основанные на вере в духов, которые населяют окружающий человека мир и прибывают в живых существах в виде души. Эти духи могущественнее, чем люди, их надо ублажать. Основной признак шаманства — вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от которых зависит жизнь людей.
Фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, как древнейшие примитивные формы религии, существовали в далеком прошлом и сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией: Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований, которые органично встроены в наличную религиозную практику.
7. Основные мировые религии
Христианство возникло в Палестине в I в. н. э., сначала в еврейской среде, но довольно быстро распространилось среди других народов. Основы христианской веры выводятся из Священного писания — Библии и Священного предания, включивших религиозные источники, в которых зафиксированы проповеди апостолов — учеников Христа, постановления Вселенских соборов и некоторых поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика. Наиболее устойчивое ядро христианского вероучения зафиксировано в христианском символе веры, принятом на Никейском и Константинопольских Вселенских
Соборах соответственно 325 и 381 гг. Важнейшими догматами являются: триединство Бога, Боговоплощения, искупления, Воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Со временем внутри христианства выделились три ведущих направления — православие, католицизм и протестантизм.
Православие окончательно формируется в XI в. в Византии, которая возникла в результате распада Римской империи на две части — Западную и Восточную. Вероисповедную основу православия составляют Священное писание (Библия) и Священное предание (решения первых семи Вселенских Соборов и труды святых отцов церкви II— VII вв.). В православии принято считать, что формирование христианского учения завершилось в эпоху первых семи Вселенских Соборов, потому нельзя изменять ни количество догматов, ни их содержание и формулировки. В мире сегодня насчитывается 15 независимых Православных церквей.
Католицизм (западное или римско-католическое направление христианства) оформляется после окончательного разделения церквей в 1054 г. н. э. имеет ряд особенностей в вероучении, культе и устройстве религиозных организаций, Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр — Ватикан, единого главу — Папу Римского. Источником вероучения католики считают Библию (как и православные и протестанты), Священное предание, включающее в себя не только постановления первых семи Вселенских Соборов, но и вселенских Соборов католической церкви, а также суждения Пап в делах веры и морали. Они добавили к символу веры положение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и Бога Сына, догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении Богоматери, догмат о чистилище. Духовенство дает обед безбрачия. Одной из центральных идей католической церкви на протяжении всей ее истории было стремление объединить христиан всего, мира под властью римского епископа (папы) и обеспечить верность ему, а в его лице — Христу.
В настоящее время в России живет свыше миллиона католиков, в основном представители народов, традиционно исповедующих католицизм.
Протестантизм возник в эпоху Реформации сначала в Германии, а потом распространился за ее пределами. Его основатель Мартин Лютер (1488—1546 гг.), теолог и общественный деятель. Протестантизм разделяет многие христианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, об откровении и пр., но имеет и отличительные особенности: единственным источником вероучения считают Библию, спасение только личной верой, из таинств признают только крещение и причащение.
В России протестанты появляются в XVI в. первыми лютеране, в XIX в. — баптисты, адвентисты, в начале XX в. — пятидесятники. В настоящее время к последователям протестантизма добавились еще неопротестантские общины: Армии Спасения, харизматов, Свидетелей Иеговы.
Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу"). Возник в VII в. в Аравии. Родоначальником ислама является Мухаммад (ок. 570—632). Основы вероучения и культа изложены в Коране, священной книге мусульман, в Сунне — сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Ислам имеет несколько основных догматов: вера в Единого Аллаха, в ангелов и демонов, в святость Корана, в пророков и посланничество Мухаммеда, вера в рай и ад, в бессмертие души. Каждый мусульманин обязан знать и выполнять "пять столпов" ислама: 1) верить в то, что Аллах — единственное божество (таухид), а Мухаммед — посланник его; 2) совершать пять раз в сутки молитву (намаз); 3) соблюдать месячный пост (Рамадан); 4) осуществить, хотя бы раз в жизни хадж — Паломничество в Мекку (можно послать кого-либо за себя); 5) давать закят — милостыню.
Мусульмане обязаны жить по шариату (прямой, правильный путь), в котором сведены в единую систему законы, регулирующие религиозную, общественную, экономическую, культурную, личную жизнь последователей ислама Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Суннизм — самое крупное направление — объединяет около 90 % всех мусульман мира. Его последователи признают законность власти четырех первых халифов. Шииты считают единственным законным халифом четвертого халифа Али, которого убили в 661 г. Их основной отличительной особенностью является принцип наследственной духовной власти потомками Али.
В России распространен ислам в большинстве своем суннитского направления среди народов Поволжья, Урала, центра Северного Кавказа
Ваххабизм — религиозно-политическое течение суннитского ислама, основанное в середине XVIII в. аль-Ваххабом. Главными принципами его учения являются строгое соблюдение единобожия (таухид) и осуждение культа святых и поклонение их могилам. Все новшества, которых нет в Коране и неповрежденной Сунне, решительно отвергаются. Борьба за "чистый" ислам вменяется в обязанность каждому ваххабиту, особенно с мусульманами, которые не признают их учения. В конце 80-х гг. XX в. ваххабиты появились в СССР, в том числе на Северном Кавказе, распространились по другим регионам, где компактно проживают мусульмане, порождая напряженность и ожесточенные столкновения между верующими.
Буддизм возникает в V—VI вв. до н. э. на северо-западе полуострова Индостан. Основатель буддизма — принц Сид-дхартха рода Гаутама племени Шакья, прозванный Буддой (Просветленный). Начало вероучения изложено в священных текстах — Типитака (Трипитака). Основополагающая идея буддизма изложена в четырех истинах: "жизнь есть страдание" (дуккха), "имеются причины страдания" (саму-дая), "можно прекратить страдания" (ниродха), "путь прекращения страдания" (магга). Путь этот — праведная вера (вера в учение Будды и его понимание); праведная решимость (волевой настрой жить по учению Будды); праведная речь (стремление говорить правду, избегать лжи, клеветы, сквернословия, фривольных речей); праведные дела (совершать добрые поступки, избегать злых деяний); праведная жизнь; праведная мысль (их доброжелательность); праведные помыслы (добродетельные намерения), праведные созерцания (постоянные поиски истины). Следуя этим путем, человек достигает высшего состояния сознания — очищения ума, спокойствия и интуиции, избавляется от страдания.
Иудаизм — религия, которую исповедуют преимущественно евреи, основу которой составляют несколько идей: Мой Бог — вера в Единого Бога-Творца; Мой народ — народ Израиля, дети Иакова, избранный и любимый Богом; Моя земля— обетованная земля Палестины. Мой дом — средоточие иудейской жизни. Иудеи считают, что священная "Тора" (Пятикнижие) Моисея представляет собой всю духовную и практическую жизнь евреев, что не было, нет и не будет ничего вне Торы и помимо Торы. Духовно-практическую основу иудейской традиции составляют 613 заповедей, 10 из которых — знаменитые десять библейских заповедей. Библия — свод иудейских Священных Книг (Ветхий Завет в христианстве). Талмуд — второй по значению источник иудейского вероучения. В нем закреплены многочисленные ритуалы, получило развитие иудейское вероучение — о загробном мире, о воздаянии, воскресении из мертвых.
В России иудеи живут давно. В настоящее время действует несколько иудейских религиозных объединений: ортодоксальные иудеи, прогрессивные иудеи. Среди ортодоксальных иудеев различают хасидов и сефардов.
Религия и мораль на первоначальной стадии развития были разделены: мораль регулировала общинные отношения, а религия — отношения с "природными силами и божествами.
По мере "взросления" религии, образования монотеистических религий изменялись ее взаимодействия с моралью, религиозная мораль — система нравственных представлений, правил, требований, принципов, регулирующих поведение человека в его отношениях с Богом, священным; сверхъестественным, а также отношения между людьми, основанные на вере в Бога, священное, сверхъестественное и закрепленных в виде морально-религиозных заповедей.
Так, в иудаизме существуют десять правил — так называемые законы Моисея: почитай отца твоего и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй, т.е. храни супружескую верность; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не лги; не желай жены ближнего твоего, не желай его дома, поля, вола, всего, что есть у ближнего твоего.
Аналогичные моральные требования существуют в буддизме, исламе, других религиях. Христианская мораль, проповедующаяся в Новом Завете, восходит к законам Моисея, но отличается от них усилением требования поступать "как должно". В Нагорной проповеди сформулировано правило, получившее название золотого библейского правила: "... во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Матф., 7,12). Варианты этого правила имеются и в конфуцианской, и в буддистской морали.
Религия выступает по отношению к морали ее обоснованием, а мораль усиливает религиозное чувство, придает ему практическую значимость.
8. Свободомыслие и атеизм как феномены культуры
Свободомыслие и атеизм как феномен культуры столь же древни, как и религия, они возникают в ответ на экспансию и господство интересов представителей социального института религии на сферы интересов представителей других социальных институтов: государства, политики, экономики, права, образования, искусства и прочих, на неспособность религии решать проблемы, возникающие перед человеком, социальными группами и обществом в целом.
Свободомыслие — широкое духовное течение, основанное на правах человеческого разума на свободное критическое рассмотрение религии, ее представлений и идей, религиозных практик, деятельности религиозных организаций и поступков религиозных людей
На базе свободомыслия возникает атеизм как наиболее последовательная и обоснованная критика религии. Атеизм - (буквально — безбожие) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще. Основой атеистических воззрений являются идеи несотворенности, естественного происхождения мира и человека, превратности религиозного отражения мира и ложности религиозной картины мира, признание самодостаточности и самоценности природы и человека, уверенности, что человек может быть добрым, честным, справедливым, милостивым и без религии.
Свобода совести и вероисповеданий. В широком морально-философском смысле свобода совести — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков. В более узком смысле свобода совести — это фундаментальное право каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничений в других гражданских правах и свободах или их утрату.
Государство и религия. Государство и религия представляют собой различные самостоятельные социальные институты. Выделяют два основных вида правового положения религии в государстве: статус государственной религии и статус отделения государства от религии.
Под государственной религией понимается правовое закрепление привилегированного господствующего положения какой-либо религиозной организации и ее последователей (Церкви и христиан, Уммы и мусульман, Сангхи и буддистов, Народа Израиля и иудеев) в сравнениями с положением других религиозных организаций и их последователей. Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших государственных проблем, им делегируется выполнение некоторых государственных функций, они полностью или частично финансируются за счет государственного бюджета, пользуются определенными льготами привилегиями.
Принцип отделения религиозных объединений от государства в Российской Федерации имеет конституционный статус. Он определён в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" (п. 2, ст. 4).
Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями, но с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Режим отделения религиозных объединений от государства не означает отсутствия регулирования и контроля за их деятельностью со стороны государства в сфере экономики, политики, образования, культуры, миссионерской, благотворительной и других, видов деятельности и, наоборот, сотрудничества религиозных организаций с государством в общественно значимых делах.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |