Реферат по предмету "Биология"


Двуствочатые моллюски

Жданова Т. Д.


Возможности организма


«Умный» подводный клей. Мидии считаются чемпионами среди живых существ по «производству» и применению биологических клеев.


Как известно, ничего так не препятствует склеиванию, как вода. Ученые постоянно трудятся над созданием надежного подводного клея. А мидия получает его сложнейший химический состав и «технологию производства» по наследству и передает следующему поколению.


Такой клей состоит из нескольких белков, которые смешаны в заданных пропорциях. И именно эта определенная композиция обеспечивает оптимальную прочность, эластичность, сопротивляемость и высокую надежность при эксплуатации в морских условиях. Некоторые белки клея весьма необычные по структуре. Ученые предполагают, что у них могут меняться свойства, «приспосабливаясь» к изменяющимся внешним условиям. Такие материалы в науке обычно называют «умными».


Ученые давно пытаются разгадать тайну клея мидии, чтобы наладить его производство, но пока безуспешно – мидия бережно хранит доверенный ей секрет.


Уникальная техника приклеивания к камням. Организм мидии не только содержит все необходимое «оборудование» для производства биологического клеящего вещества. Этот моллюск обладает также универсальной ногой и уникальной техникой приклеивания собственного тела к твердым поверхностям.


Найдя уютное место, мидия обследует его с помощью своей замечательной ноги. Похожая на резиновый поршень нога ощупывает поверхность до тех пор, пока ее анализаторы не проведут свою работу и не подадут сигнал, что подходящее для приклеивания место найдено.


Тогда нога хорошо координируемыми действиями зачищает площадку, прижимается к ней, уплощаясь, и производит откачку воды.


Следующим этапом технологии приклеивания является образование вакуума, для чего мидия приподнимает центральную часть «поршня». А затем в это пространство через ногу-поршень поступают ингредиенты (компоненты) для образования клеящей композиции. Расход их достаточно экономный, так как материал создает пенистую основу.


Получаемые из этой пены тонкие шелковистые нити быстро затвердевают в воде, и моллюски прочно прирастают к камням и друг к другу.


Органы чувств и живые «приборы»


Посредством чего моллюски воспринимают мир? У двустворчатых моллюсков имеются органы кожного чувства, жаберные органы химического чувства (осфрадии), органы равновесия (статоцисты). А у некоторых из моллюсков, например гребешков, по краю мантии располагаются глаза, которые, хорошо реагируют на переход от света к тени.


Считается, что органы чувств у двустворчатых выражены слабо, однако до сих пор ученые не могут объяснить способности моллюсков, например, точно возвращаться на «насиженное место». Так, если моллюски с конусообразными раковинами окажутся в другом месте, то сразу же отправляются искать дорогу к бывшему пристанищу. Причем, они не только возвращаются к своему подводному дому, но и садятся на ту самую точку камня, от которой были оторваны.


Предчувствие шторма. Живые «приборы» обеспечивают двустворчатым моллюскам возможность предчувствовать шторм. Перед ним ветровые потоки взаимодействуют с поверхностным слоем воды и генерируют волны очень низких частот (инфразвук).


Ученые высказали предположение, что кальций в раковинах моллюсков обладает определенными акустическими свойствами. Поэтому раковина служит детектором предштормовых сигналов и обеспечивает защитный механизм поведения моллюска, вовремя предупреждая его об опасности.


Органы чувств в помощь мониторингу. Моллюск перловица вооружен отличным органом химического чувства благодаря целой системе высокочувствительных хеморецепторов. Он предпочитает раскрываться только в экологически чистой среде, поэтому, как только в протекающей мимо воде появится вредная примесь, моллюск прочно смыкает створки.


Для создания «живого прибора», обеспечивающего мониторинг (от лат. монитор – тот кто предупреждает) химического загрязнения водной среды, одна створка перловицы фиксируется на дне лотка с протекающей для анализа водой, а ко второй свободной створке приделывается рычаг или штанга. И тогда моллюск будет включать и выключать сигнализирующую систему силой своих мышц, а она у него немалая.


Это основной принцип работы «живого прибора» на двустворчатых моллюсках. Чтобы исключить результата от случайного закрытия створок, к лотку прикрепляют не одну ракушку, а десять. Если большинство моллюсков сомкнут свои створки, значит, действительно со стоком воды поступают токсичные вещества – вот тогда и зазвучит сигнал опасности.


Существуют и другие автоматические системы мониторинга, которые не только дают сигнал опасности загрязнения, но в какой-то мере и показывают степень загрязнения. Эти системы, основанные на активности двустворок более мелких ракушек – дрейссенов, используют электромагнитную индукцию. Сила тока в подвижной катушке пропорциональна перемещению створки. В систему включается сразу шесть моллюсков, и чем сильнее они захлопывают створки при появлении загрязнения, тем выше индуцируется ток в катушках, показывая на приборах степень загрязнения.


Координируемые движения


Способы передвижения. Большинство ракушек движется очень медленно. Например, перловица передвигается со скоростью не более 20–30 см в час. Как и все моллюски, она использует для этого мускулистую ногу, имеющую форму плуга. Потому перловица оставляет на песке след в виде глубокой волнообразной бороздки.


Некоторые из моллюсков, например гребешки, обеспечивают себе быстрое перемещение за счет выбрасывания воды из раковины – ракетным способом, иначе называемым способом обратного толчка. Это осуществляется настолько энергично, что моллюск «пролетает» в воде расстояние в 10–20 раз больше, чем его собственная длина. Прыжок следует за прыжком до тех пор, пока гребешок не утомится или не наткнется на какое-нибудь препятствие.


Чтобы уйти от врага. Гребешок поистине обеспечен всем необходимым, чтобы спастись от своего злейшего врага – морской звезды.


Во-первых, благодаря маленьким синим глазам, расположенным по всей окружности раковины, он способен ощутить приближение хищника.


Во-вторых, с помощью анализаторов он может точно определить безопасную сторону, в которую целенаправленно устремится. Это осуществится путем скоординированных действий органов и систем, отвечающих за движение.


А в-третьих, для быстрого удаления от хищника он использует данный ему принцип реактивного движения, мощными усилиями раскрывая и захлопывая створки своей раковины.


Интересным являются рассмотрение действий врага двустворчатых – морской звезды. Ее считают примитивным существом и называют «республикой рефлексов». Так, известны случаи, когда морская звезда разрывалась на две части, поскольку одна группа ее ножек тянула в одну сторону, а другая – в противоположную.


Однако все далеко не так просто. В действительности же поведение морской звезды выглядит хорошо управляемым, например, когда она кормится мидиями. Найдя с помощью органов чувств раковину и прикрепившись к ней, звезда двумя группами ножек оттягивает ее створки в разные стороны.


После того, как в результате длительных усилий раковина откроется, желудок морской звезды, получив определенный сигнал к действию, охватит и переварит добычу.


Это довольно сложное скоординированное поведение едва ли было бы возможно, если бы морская звезда действительно была «примитивной».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.