Реферат по предмету "Историческая личность"


Творчество Мопассана

ТВОРЧЕСТВО МОПАССАНА
*****************************************************************************
Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии - стране живописных лугов и полей. С детства горячо полюбил он при роду своей родины, а Нормандия и нормандцы заняли впоследствии прочное место на страницах его книг.
Его родители рано разошлись, и все заботы о воспитании сына взяла на себя мать писателя Лора де Мопассан - сестра поэта Альфреда Ле Пуатвена. В течение всей своей жизни Мопассан нежно любил свою мать, бывшую его большим другом, всегда, в самое трудное для него время. Лора де Мопассан и привила своему сы ну любовь к литературе.
Заботливость матери не смогла оградить будущего писателя от всех труднос тей и сложностей жизни, с которыми ему пришлось встретиться. После окончания лицея он стал работать чиновником вначале в Министерстве морском и колоний, а затем в Министерстве народного образования. Его заработка, по его собственно му признанию, "с трудом хватало на жизнь", что крайне удручало его. Но самым страшным для молодого Мопассана была даже не бедность, а та атмосфера, в ко торой он жил, та бессмысленная, отупляющая работа, которой он вынужден был заниматься. Остро ощутил он радостное чувство свободы тогда, когда ему уда лось навсегда расстаться с канцелярией и заняться литературным творчеством. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно. Он искал прекрасного в ней, и часто, не видя возможностей осуществить свои идеалы, он огонял всё дурное, мерзкое, безобразное, обнажал изнанку жизни во имя торжества того хо рошего, что должно было быть, что иногда бывает.... И вот эта тяга к красоте не позволяет считать его мизантропом. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА
Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был период утверждения господства умеренных буржуазных республиканцев-оппор тунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима. Ещё служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декаб ря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание: "Уже давно, дорогой учи тель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика. Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать.... ".
Известны его слова, свидетельствкющие о том, что он считал недостаточными даже крайности революционного террора деятелей первой французской буржуазной революции. "Да, я нахожу теперь, что 93 год был мягок, что сентябристы были милосердны, что Марат - это ягнёнок, Дантон - невинный кролик, а Робеспьер голубок. Поскольку старые правящие классы остаются ныне такими же неразумны ми, как и тогда, нужно уничтожить правящие классы".
И со скрытой иронией рисовал он в сборнике "Воскресные прогулки парижского буржуа" типичного обывателя, разглагольствующего о политике и пытающегося декларировать какие-то "принципы". Он признаёт только такое правительство, которое "показывается; для того оно и существует, а не для чего другого.... ". Поэтому он не признаёт Республику, что "ни разу не видел её". А зато он "ви дел Карла Десятого, и стоял за него; видел Наполеона и стоял за него". Подобно Флоберу, всю жизнь ненавидел Мопассан пошлых, беспринципных бур жуа. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА
Он был человеком, ведшим довольно бурную светскую жизнь. Много сил, к со жалению, растратил он на пустые забавы, отнимавшие у него энергию, здоровье. Но литература всегда занимала его больше всего и занятия ею связывали его с социальной жизнью Франции.
Строгий литературный вкус Мопассана заставлял его быть чрезвычайно требо вательным и к другим художникам и, прежде всего, к самому себе. Настойчивое желание учиться писать, и писать как можно лучше, помогли ему выработать определённое отношение к задачам, целям и формам искусства. Можно вполне сог ласиться с французским исследователем Жаном Торвалем в том, что "подлинный секрет искусства Мопассана, его эстетики, в единстве его теории и творчества, в тесной взаимосвязи его темперамента человека и художника". Его литературные идеи, художественные вкусы, эстетические принципы сказа лись в его отношении к другим писателям. Он преклонялся перед силою таланта Толстого, Тургенева, Бальзака, Флобера и считал себя верным, преданным учени ком последнего.
Он восхищался мастерством Тургенева, создателя замечательных рассказов, поражающих совершенством формы и глубоким содержанием. Особенно хорошо чувст вовал в них Мопассан "скрытую в существе вещей печаль". Это было так понятно ему, он тоже пытался передать её, но иначе, по-другому. Тургенев, по его сло вам, "психолог, физиолог и первоклассный художник, он умеет на нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно сгруппировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы, очертив их всего несколь кими штрихами, столь лёгкими и искусными, что трудно понять, как можно до биться подобной реальности такими простыми по видимости средствами. И от ка скрытая в существе вещей печаль.... Тургенев привносит в литературу единствен ную в своём роде ноту, принадлежавшую только ему и никому другому.... ". Мопассана, как и всех писателей Запада, покоряла мощь реализма Толстого, потрясающая правда жизни в его книгах. Известно признание Мопассана в том, что когда он прочёл рассказ Толстого "Смерть Ивана Ильича", он был готов уничтожить все свои произведения.
Из своих предшественников он особенно выделял Бальзака. Он очень ценил у него необыкновенную наблюдательность, великолепное знание жизни, уменье соз давать литературные типы, о которых можно говорить так же, как о живых людях. Ратовавший за реализм не только теоретически, но и всем содержанием, всем строем своих произведений, он заметил и высоко оценил замечательную способ ность Бальзака к обобщениям, его удивительное умение типизировать. "Бальзак видел в человечестве не отдельных людей, а их группы, не отдельные факты, а их совокупность и объединял в целые серии людей и их страсти". Но ближе, дороже, роднее всех из писателей был ему Флобер, которого он на зывает своим учителем. Для него Флобер "великий мастер современного романа". Он пылко защищал художественную манеру Флобера, потому что преклонялся перед талантом своего учителя и потому что считал должным учиться у Флобера мастер ству. "Не было более добросовестного наблюдателя, чем Флобер, и никто не прилагал столько усилий к тому, чтобы постигнуть причины, вызывающие явле ния". Мопассану очень нравилось, что Флобер не объяснял психологию своих ге роев в пространных рассуждениях: "Он никогда не излагает событий, когда его читаешь, кажется, будто говорят сами факты - такое значение придаёт он воз можно большей наглядности в изложении людей и вещей".
Он был совершенно согласен с Флобером, что "форма - это само произведение. Как у живых существ кровь питает плоть и даже определяет её очертания, её внешний облик, сообразно породе и семье, точно так же (по мысли Флобера) ос новная идея произведения неотвратимо определяет единственное и верное выраже ние, метр, ритм, все свойства формы".
Его суждения о писателях, как мы видим, представляют интерес не только по тому, что мы замечаем в них большое уважение к чужому таланту (и это очень хорошо характеризует Мопассана), но и потому, что в них звучит защита принци пов реалистического письма, защита необходимости вырабатывания своеобразия художественного почерка.
Далеко не претендуя на то, чтобы как-то обособить себя в литературе, Мо пассан, однако, настойчиво отделял себя от натуралистов, настойчиво противо поставляя принципы реалистического письма приёмам натуралистов. В предисловии к роману "Пьер и Жан" он писал: "Реалист, если он художник, будет стремиться не к тому, чтобы показать нам банальную фотографию жизни, но к тому, чтобы дать нам её воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убеди тельное, чем сама действительность".
Недаром писателя восхищали способы типизации Бальзака и Флобера. Он много думал об этом и понимал, что умение типизировать дано не всякому, что это мо жет сделать только большой мастер.
".... Художник, выбрав себе тему, возьмёт из этой жизни, перегруженной слу чайностями и мелочами, только необходимые ему, характерные детали и отбросит всё остальное, всё побочное".
Добиться правды в искусстве, по мнению писателя, трудно; для этого должно производить тщательный отбор тех обстоятельств, в которых будут действовать персонажи.
"Показывать правду - значит дать полную иллюзию правды, следуя обычной ло гике событий, а не копируя рабски их хаотическое чередование". Художнику следует производить тщательный отбор не только обстоятельств, но и языковых средств. Мопассан - создатель замечательных образцов лаконич ной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значеие слову. Он чувствовал то, что может быть неведомо другим людям, другим писате лям - "у слов есть душа". Ему было досадно то, что в словах "большинство чи тателей и даже писателей ищут только смысла". И перед другими художниками и перед самим собой он ставил задачу: "найти эту душу".
Нужно искать душу слов, нужно стараться понять её и нужно уметь пользова ться словами. Тогда художник сможет считать, что всё написанное им - его соб ственное, что всё это - результат настоящего творчества. Тщательно подбирать слова следует ещё и потому, что не каждое слово может выразить именно то со держание, именно то значение, которое следует придать предмету, действию. "Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно су ществительное, чтобы назвать её, только один глагол, чтобы обозначить её дей ствие, и только одно прилагательное, чтобы её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прила гательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным, никогда не следует прибегать к подделкам даже удачным, к языковым фокусам, чтобы избе жать трудностей".
Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономнос ти выразительных средств. * * *
Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от неко торого влияния натурализма.
Поэтому, наряду с своеобразными реалистическими произведениями, есть у не го и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной фор ме.
Однако никак нельзя согласиться с немецким исследователем Уртелем, отделя ющим Мопассана от реализма и утверждающим, что "он стоит у истоков натурализ ма и у ворот символизма".
Создания последних лет жизни писателя знчительно уступают тем, которые бы ли написаны в пору расцвета его таланта. И всё-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве. Исследователи обычно не подвергают внимательному анализу ранние произведе ния Мопассана. И они правы потому, что всё, созданное молодым писателем, проиведения ученические.
Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы "Пышка", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика. НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА
Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но бо льшинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм дествительности, оъединяет тоска по красоте человеческих отношений. В них, как и в романах, обнаруживается трагизм Мопассана-художника: отлич ный знаток нравов, судья пороков общества, человек, тянущийся к светлому иде алу, он не смог окончательно вырваться из той среды, в которой он жил. И поэ тому, типизируя отрицательные явления жизни, обличая грязные стороны её, он иногда создавал новеллы, "щекочущие нервы" (по выражению Горького) парижских буржуа.
Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкно венно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения. Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных ха рактеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.
Лишь иногда Мопассан даёт отдельные жанровые картинки - зарисовки быта лю дей. В таких случаях легко представить себе не только данное состояние изоб ражаемого человека, но и всю жизнь его и ему подобных, людей той же общест венной среды. Таково, например, шествие на базар крестьян в новелле "Бечёв ка".
Большую роль в его новеллах играет рассказчик. Введение рассказчика - не новый приём, изобретенный Мопассаном. Им, как известно, особенно любили поль зоваться во Франции Мериме, в России - Иван Сергеевич Тургенев. У Мопассана рассказчик придаёт повествованию живой характер, помогает создавать впечатле ние достоверности того, о чём говорится. Очень часто он вспоминает свою исто рию по поводу какого-либо происшествия, взволновавшего его собеседника. Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заин триговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новел лах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.
Природа у него (как это бывает у всех больших художников) обычно очень тесно связана с жизнью героев.
Яркими красками в изображении пейзажей Мопассан пользуется очень редко. Одним из немногих исключений можно назвать картину, нарисованную в новелле "Нормандская шутка".
К сожалению, не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В не которых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные анекдо тики с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты "Болезнь Андре", "Де ло г-жи Люно", "Мудрец", "Задвижка", "Усы", "Кивок головой", "Встреча", "Нез накомка", "Неосторожность", "Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом", "Ржавчина" и др.
В них и сказался натурализм Мопассана: отсутствие социальных обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека, а лишь к его физиологической сущности. Построены они на острой "пикантной" ситуациии и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца.
Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира ("Страх", "Ночь", "Видение", "Он? ", "Орля", "Кто знает? ", "Покойница" и др. ). Они были рождены очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжёлое психическое заболевание.
Интерсно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное, как опи сание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выража ется сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного. Подобные сомнения могли быть высказаны только здоровым человеком. Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться с нею, и тогда появлялись подобные новеллы. РОМАНЫ МОПАССАНА Значительное место в творчестве писателя занимают романы.
Присоединяясь к мнению Золя, что "роман - это действительность, прелом лённая сквозь призму темперамента художника", Мопассан несколько уточняет своё понимание этого определения.
"Этот темперамент может обладать самыми разнообразными качествами и может видоизменяться сообразно с эпохой, но, подобно призме, чем больше у него бу дет граней, тем больше он отразит жизненных явлений, сцен, предметов, всевоз можных идей, всякого рода людей, тем он будет значительней, интересней и но вей".
К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жиз ненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц.
Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем раз нообразен.
В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга. * * *
Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от ко торой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь мате ри.
Французская буржуазная публика издавна не любила писателя. Она не могла простить ему его презрения к тупости, своекорыстию, пошлости буржуа, разобла ченных им.
Не очень повезло Мопассану на родине. Хотя о нём написано несколько работ, созданных в разное и даже самое последнее время, основательному анализу его творчество не подвергалось. Обращая особое внимание на форму его произведе ний, французские критики совершенно не вскрывают идейного смысла написанного им.
Не изучены в достаточной степени рукописи, не найдены записные книжки пи сателя.
Советскому читателю трудно поверить, что в 1955 году во Франции вительное, чтобы назвнный Анри Артинианом "За и против Мопассана", в котором собраны высказывания о писателе представителей различных литературных групп. И наш лись такие сторонники буржуазного искусства, такие воинствующие враги реализ ма, которые высказывались "против" Мопассана, скрывая свои истинные причины неприязни к нему чисто субъективными симпатиями и антипатиями.
***************************************************************************** * Для написания реферата использовались следующие книги: * * * * Т. Л. Вульфович " ТВОРЧЕСТВО МОПАССАНА " * * Ю. Данилин " МОПАССАН " *
* * * Реферат подготовил: Колесников Денис Владимирович (СПЭМТЖТ, Т-12 группа) * *****************************************************************************


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Афоризмы житейской мудрости
Реферат Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя.
Реферат Афанасий фет - Внутренний и внешний мир в лирике а. а. фета
Реферат Ole Mac Essay Research Paper I live
Реферат Афанасий фет - Стихотворение а. а. фета «еще майская ночь…»
Реферат Афанасий фет - Стихотворение а. а. фета еще майская ночь
Реферат Афанасий фет - Стихи о назначении поэта и поэзии
Реферат Афанасий фет - Импрессионизм в лирике а. а. фета
Реферат Афанасий фет - Стихотворение а. а. фета «сияла ночь. луной был полон сад. лежали…»
Реферат Giotto di Bondone
Реферат Афанасий фет - Стихотворение а. фета заря прощается с землею. ..
Реферат Афанасий фет - Удивительный мир поэзии а. а. фета
Реферат Афанасий фет - Тема любви в лирике фета
Реферат Афанасий фет - «я пришел к тебе с приветом. .. »
Реферат Афанасий фет - шёпот робкое дыханье. ..