Реферат по предмету "Биология"


Место человека в направленной эволюции: Выбор будущего

Место человека в направленной эволюции: выбор будущего
Экологизация общественного сознания в конце ХХ века отразила вступление человечества в глобальный экологический кризис (ГЭК), который может закончиться коллапсом цивилизации. Что он означает для человечества и как найти выход из ГЭК—наука пока не знает. Для ответа на эти вопросы рождается новая, пограничная между философией, социологией и науками о Земле дисциплина—историческая экогеология, исследующая эволюцию Земли с двух нетрадиционных сторон: как дома человечества и как космического суперорганизма. Основой для ее становления стало научное наследие В. И. Вернадского. К сожалению, его философские идеи до сих пор остаются невостребованными. Главная из них—идея живой материи и ее вечности, идея безграничного и безначального биологического (а по сути бионоогенического) пространства—времени, в соответствии с которой эволюцию Земли и Вселенной можно рассматривать как направленное (закодированное) развитие супер- и гиперорганизма.
Найти выход из ГЭК можно только в том случае, когда наука поймет глубинные причины его возникновения и исследует его прошлые аналоги и их эволюционные следствия. Сейчас общепринятые представления не идут дальше аналогии современного ГЭК с позднепалеолитическим кризисом, а его последствий—с неолитической революцией. Но позднепалеолитический кризис не был глобальным, он коснулся лишь перигляциальной зоны, где были сосредоточены племена охотников на мамонтовую фауну. И он никак не отразился в геохимических процессах, перестройка которых является сутью современного ГЭК.
Да, в условиях позднепалеолитического кризиса большая часть человечества того времени вымерла. Уцелели лишь те племена на периферии тогдашней ойкумены, которые в ходе неолитической революции сумели объединить свой опыт по использованию ресурсов биосферы как целого, т. е. научились приручать животных и выращивать зерно. Для этого им нужно было перейти от анимистской идеологии, т. е. от поддержания гомеостаза с биосферой отдельно каждым племенем, к природопокорительской, т. е. к цивилизации.
Под этим термином я понимаю такую информационную систему “общество — природа”, в которой человек поставил себя в положение хозяина биосферы как кладовой природных ресурсов и бесконечного источника благ.
Все другие определения цивилизации как культурного, этнического и технологического феномена представляют лишь дальнейшую классификацию этого исходного положения. Таким образом, причиной современного ГЭК является само становление цивилизации с ее природопокорительской идеологией, технологический и культурный прогресс которой оплачивается всевозрастающей деградацией биосферы.
Какие эволюционные последствия это будет иметь? Ответить на этот вопрос историческая экогеология может только путем исследования аналогий современного ГЭК с подобными ему кризисами в прошлом. Историческая экогеология свидетельствует, что из всего известного множества экологических кризисов только один за все время существования биосферы был подобен современному. Это прерифейский ГЭК, случившийся 2 млрд лет назад. Тогда восстановительная геохимическая среда, в которой возникла белково-нуклеотидная жизнь, была замещена кислородной. Причиной прерифейского ГЭК была жизнедеятельность синезеленых цианобактерий—лидеров эволюции и монополистов экосферы того времени. Они дышали азотом и выделяли в воду кислород, представлявший яд для господствовавших тогда метано и серодышащих архебактерий. До поры до времени кислород связывался двухвалентным железом, выделявшимся из мантии в процессе вулканизма. Но 2, 5 млрд лет назад вулканизм стал слабеть и ресурсы двухвалентного железа около 2 млрд лет назад были исчерпаны. В атмосфере стал накапливаться кислород. Около 1, 7 млрд лет назад концентрация его в атмосфере достигла точки Юри—одной тысячной от современного уровня. Этого оказалось достаточным для массовой гибели архебактерий и фундаментальной трансформации биосферы в новое качество—оксибиосферу. Надолго освободившиеся на поверхности Земли экологические ниши архебактерий стали объектом поэтапной адаптации к ним паразитических мутантов прокариот. Из них-то путем кооперации их с протоядерным организмом и образовался второй ствол жизни— смертная ядерная (по-гречески —эукариотическая) клетка, умевшая дышать кислородом и накапливать и совершенствовать генетическую память. Венцом эволюции нового ствола жизни, адаптированной к кислородной среде, и явился человек разумный. Таким образом, и современный и прерифейский ГЭК представляют собой редчайшее в истории Земли событие—химическое отравление всей глобальной среды обитания продуктами жизнедеятельности лидеров эволюции.
Мы знаем, что в эмбриональной стадии развития любого организма информационно повторяются черты филогенеза его предков. И поскольку и Земля в целом, и общество представляют собой своеобразные организмы, последствия современного ГЭК в принципе должны развиваться по аналогии с филогенетическими стадиями эукариотического ствола жизни. А именно: если(! ) современная бионоосфера перейдет в техноноосферу, что может произойти уже в середине XXI века, то, очевидно, должен появиться и адаптированный к ней новый, третий ствол жизни. Думается, по аналогии с эукариотами, он должен появиться путем эндосимбиоза, но уже не в ходе долгой паразитической кооперации, а путем искусственного, создаваемого человеком, некоего симбиоза человеческого мозга и биоинженерных устройств, т. е. киборга (см. рис. 1 и 2).
Этот вывод об аналогии современного ГЭК прерифейскому и, следовательно, аналогии их последствий имеет исключительно важное значение для философского осмысления проблемы оценки места человека в эволюции и оценки перспектив его выживания.
Вопреки прежним чисто биологическим представлениям, по которым род Homo трактовался как маленькая веточка на гигантском древе жизни, с информационных позиций, в рамках темпоральной периодизации Земли как суперорганизма, человечество почти пропастью отделяется от всех представителей доразумной жизни, поскольку его эволюция связана с новым стволом культурной информации, принципиально отличной от генетической. Своим возникновением этот ствол обязан не постепенному переходу наших предков к труду, а разовой мутации—появлению в стаде австралопитеков самки с постоянным эструсом, первой женщины (Евы). Эта“сексуальная революция”мгновенно изменила отношения биологического доминирования в стаде, характерные для всего животного мира и служившие неодолимым препятствием для количественного роста стада, на социальные отношения. В стаде с потомками Евы стало больше охотников и, следовательно, больше мяса, которого стало хватать на стариков, носителей опыта. Появился Учитель и стала накапливаться культурная информация. Так появился зародыш общества, т. е. коллектив людей. Этот момент— 1, 42 млн лет назад —датируется KAr методом по находкам первых очагов, т. е. длительно поддерживаемых костров. Именно с этого момента В. И. Вернадский, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден начинали историю ноосферы.
Уже реализованная сейчас часть ноосферы этапа эволюции (антропогайя, или социогайя) является ноосферой in statu nascendi (в стадии становления). Грядущую, после ГЭК, часть ноосферы можно считать информационно-синергетическим аналогом оксигайи, т. е. рифей-фанерозойского этапа биосферы, на протяжении которого эукариоты освоили сначала океан, а после возникновения озонового экрана— сушу и воздух.
Подобным образом, по аналогии, третий — кибернетический —ствол жизни должен, очевидно, сначала освоить Солнечную систему, а затем уже более адаптированный к космосу искусственный интеллект начнет осваивать и дальний космос.
Развиваемая на основе идей В. И. Вернадского историко-экологическая модель эволюции Земли и Вселенной как“живой материи” приводит к следующим выводам: возникновение жизни и разума в пределах Солнечной системы не было случайным; современный ГЭК является закономерным и неизбежным следствием направленной эволюции, идущей на протяжении всех 4 млрд лет стихийно, по“рыночному” принципу, т. е. в соответствии с “сиюминутной” выгодой конкурирующих организмов, а в обществе — государств; современный ГЭК по аналогии с прерифейским представляет, образно говоря, кнут, которым эволюция побуждает рожденный на Земле Разум, перейти к космической экспансии.
Таким образом, созданием искусственного интеллекта человечество завершает свою эволюционную миссию и на ход дальнейшей эволюции Разума в рамках космического пространства влиять уже не сможет. Отсюда следует, что ближайшие 50 лет, которые биосфера может еще продержаться, представляют рубеж (“точку бифуркации”), на котором человечеству предстоит сделать выбор: либо исчезнуть с эволюционной сцены, уступив место новому лидеру—киборгу, либо кардинально изменить всю стратегию взаимоотношений с биосферой и срочно переобустроить свою экологическую нишу на планете Земля так, чтобы она и в будущем оставалась пригодной для обитания человека. Вопрос о будущем человечества“Быть или не быть? ”является, следовательно, оборотной стороной запрограммированного эволюцией перехода Разума к освоению внеземного пространства. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Рис. 1. Схема направленной эволюции Земли до появления разума. Слева —темпоральная периодизация Геи как суперорганизма, специфические ее основные этапы: 1— сферотемпы (появление хиральности, жизни и разума), 2 — гайятемпы, 3 — генотемпы, 4 — гемеротемпы, 5 — физическая длительность в млн лет.
Справа —приблизительный механизм возникновения двух стволов жизни: а) доядерный, появившийся в результате генетической революции около 4 млрд лет назад (жизнь адаптирована к восстановительной среде); б) ядерный, появившийся в результате паразитического эндосимбиоза в условиях прерифейского глобального экологического кризиса 2— 1, 7 млрд лет назад (жизнь адаптирована к кислородной среде). Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Рис. 2. Эволюция общества и биосферы в последние 2 млн лет. Слева — ряды антропологической и археологической периодизации. В центре — эволюция информации (переход от генетической к культурной). Справа —возрастающее давление разума на биосферу: ранний матриархат с анимистской идеологией (общество находилось в гомеостазе с биосферой); цивилизованный патриархат (общество, избрав природопокорительскую идеологию, обеспечило свой быстрый прогресс за счет возрастающей экспансии в природу и деградации последней). Тем самым общество закономерно привело себя и биосферу ко второму глобальному экологическому кризису, в результате которого биосфера заменяется техносферой и возникает третий— ноокибернетический —ствол жизни, адаптированный к любым некислородным средам, в том числе и к космической. Список использованной литературы. Журнал "Экология и жизнь". Статья В. А. Зубакова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Природа и структура умозаключения
Реферат Региональная политика России концепции, проблемы, решения
Реферат Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования
Реферат Проблема ментальності в українській народознавчій науці
Реферат Салтыков-Щедрин Господа Головлевы
Реферат Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости
Реферат Праксеология Тадеуша Котарбиньского
Реферат Городская инфраструктура Белгорода: проблемы и достижения
Реферат Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики
Реферат Природа и сущность сознания
Реферат Язык рекламы и объявлений в современных СМИ
Реферат Развитие речи у ребенка
Реферат Прогресс от мифа, через логос, к науке?
Реферат Развитие творческих способностей ребенка
Реферат Проблема простору у філософських і природничих науках