19
Министерство Образования Азербайджанской Республики
Азербайджанский Государственный Экономический Университет
Факультет: ______________________________________
Специальность: ______________________________________
Доклад
на тему:
Модель Экономического развития Азербайджана
Студента: ________________________
Группа: ________________________
Руководитель: _____________________
Баку-2007
Модель Экономического развития Азербайджана
Паспортные Данные Государства:
Азербайджан расположен на Южном Кавказе с выходом на Каспийское море. Протяженность береговой линии - около 780 км. Государства-соседи - Россия, Иран, Грузия, Армения, Турция.
Территория - 86 600 кв.км.
Население - 8,500 млн. чел.,
Столица - г. Баку (более 2 млн. жит.),
Государственный язык - азербайджанский.
Денежная единица - манат (равен 100 гяпик).
Азербайджан - Президентская республика
Глава государства - Президент, избираемый на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. С октября 2003 года - Ильхам Алиев. Исполнительная власть - Правительство: Премьер-министр (А.Т. Раси-заде) и члены Кабинета министров, назначается президентом и утверждается парламентом. Законодательная власть - однопалатный Милли Меджлис (парламент) в составе 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы относительного большинства. Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2005 г.
Судебная власть - Верховный суд, входящие в состав Суда палаты по уголовным и гражданским делам, местные суды.
Структура Экономики и ВВП.
Природные ресурсы - Азербайджан - наиболее богатая природными ресурсами страна Закавказья. В ее недрах залегают большие запасы нефти, природного газа, железной руды, цветных металлов, алюминия.
Промышленность - нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее, химическое производство, машиностроение, черная и цветная металлургия.
Сельское хозяйство - предприятия первичной переработки сельскохозяйственного сырья (хлопчатника, овощей, фруктов, табака, продукции овцеводства).
Транспорт - система железных и автомобильных дорог развита удовлетворительно. Имеются магистральные трубопроводы: Баку-Новороссийск, Баку - Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум.
В 2006 году ВВП Азербайджана составил 17,7 млрд. манат ($19,85 млрд.), что зафиксировало рост на 34,5% по сравнению с 2005 годом. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14,5 млрд. манат ($16.2 млрд.), что зафиксировало рост на 36.6% по сравнению с 2005 годом.
В формирование ВВП роль государственного сектора 23,8%, а негосударственного сектора составляет 76,2 %.
После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.
В результате дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за короткий исторический период после восстановления государственной независимости удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель.
Знаменателен тот факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане (1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 гг.)", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в 2002-2005 годах туризма в Азербайджанской Республике", "Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию (2003-2005 гг.)", "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и др.), а также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и инвестирования по не-нефтяному сектору" и др.).
Одним из важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части "Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП, МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Турция петроллары, Пензойл, Иточу, Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия). День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана.
В 2006 году валовый внутренний продукт (ВВП) Азербайджана составил 17735.8 млн. манат ($19,85 млрд.), а индекс реального объема по сравнению с 2005 годом - 134,5%. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. (См. Таблица 1.)
Таблица 1.
Структура ВВП по основным базовым отраслям экономики
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Сельское хозяйство, охотничество и связанные с ней услуги |
15.9 |
14.7 |
13.8 |
12.2 |
10.8 |
9 |
6.9 |
|
Рыболовство |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
|
Промышленность, всего |
36 |
37.6 |
37.4 |
37.2 |
38.3 |
47.5 |
57.5 |
|
Добывающая промышленность |
27.6 |
29.6 |
28.9 |
27.5 |
29 |
39.4 |
51.6 |
|
Перерабатывающая промышленность |
5.3 |
6.2 |
7.4 |
8.6 |
8.3 |
7.2 |
5.3 |
|
Производство и поставка электроэнергии, газа и воды |
3.1 |
1.8 |
1.1 |
1.1 |
1 |
0.9 |
0.6 |
|
Строительство |
6.5 |
5.8 |
8.7 |
11.2 |
12.5 |
10 |
7.5 |
|
Торговля, общественное питание, гостиницы |
6.7 |
7.8 |
7.9 |
7.6 |
7.7 |
6.9 |
5.8 |
|
Транспорт и коммуникации |
12 |
10.1 |
9.8 |
10 |
9.5 |
8.1 |
7.4 |
|
Социальное и неформальное обслуживание |
16.5 |
15.9 |
14.2 |
13.8 |
13.8 |
10.6 |
8.2 |
|
Косвенные налоги |
6.2 |
7.9 |
8 |
7.8 |
7.2 |
7.7 |
6.5 |
|
В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в 1995-2006 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности. Контракты о совместной деятельности по нефте и газодобыче, заключенные с крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим, что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая промышленность. За последние десять лет в перерабатывающих отраслях производство продукции выросло более в 2 раза.
В 1993-2006 годах открыто много новых предприятий. В результате выработанной общенациональным лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий выросла в несколько раз. В настоящее время в Азербайджане действует около 200 предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В них открыты тысячи рабочих мест. Как свидетельство роста негосударственного сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса.
Немало работ проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005-2015 гг.)", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях.
Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14454.7 млн. манат ($16.2 млрд.). В 2006 году индекс реального обьема промышленного производства по сравнению с 2005 годом вырос на 36.6%. Этот высокий рост был обеспечен в основном за счет роста в добывающей промышленности (добыча нефти и газа). Рост в этом секторе составил 144.7%, в перерабатывающей промышленности - 106.9%, в энергетике - 108.8% (см. таблица 2).
Таблица 2.
Производство промышленной продукци по видам экономическойдеятельности за январь-декабрь 2006 года.
|
Объем производства продукции в текущих ценах, млн. манат |
Индекс физического объема промышленной продукции, % |
|
Вся промышленность |
14454.7 |
136.6 |
|
из которого: |
|
|
|
Добывающая промышленность |
10132.1 |
144.7 |
|
Перерабатывающая промышленность |
3729.2 |
106.9 |
|
из которого: |
|
||
Производство пищевых продуктов, табака и напитков |
1301.8 |
103.7 |
|
производство нефтепродуктов |
1226.1 |
102.5 |
|
производство химических продуктов |
231.1 |
114.3 |
|
металлургия и производство металлических изделий |
394.2 |
111.2 |
|
производство машин и оборудования |
51.8 |
148.4 |
|
производство оптических и электрических средств |
33.9 |
123.7 |
|
Производство и поставка электроэнергии, газа и воды |
593.4 |
108.8 |
|
Структура промышленной продукции по секторам производства в 2006 году выглядела следующим образом: обрабатывающая промышленность - 26,8% против 32,8% в 2005 году, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9.8% против 12% в 2005 году, горнодобывающая промышленность - 63.4% против 55.2% в 2005 году (см. таблица 3).
Таблица 3.
Структура промышленности (по сопоставимым ценам 2000 года, %)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
из которого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Добывающая промышленность |
53.5 |
56.4 |
55.6 |
52.5 |
50.7 |
55.2 |
63.4 |
|
Перерабатывающая промышленность |
31.3 |
18.3 |
29.9 |
31.5 |
34.2 |
32.8 |
26.8 |
|
из которого: |
||||||||
производство пищевых продуктов, табака и напитков |
3.2 |
3.7 |
3.5 |
3.5 |
3.3 |
2.7 |
2.2 |
|
производство нефтепродуктов |
18.4 |
13.8 |
13.4 |
13.2 |
13.7 |
12 |
9.8 |
|
производство химических продуктов |
3.4 |
2.9 |
3.9 |
3.9 |
4.7 |
3.7 |
3.4 |
|
производство других неметаллических минеральных материалов |
0.8 |
1.4 |
1.9 |
2.1 |
3 |
3 |
2.4 |
|
металлургия и производство металлических изделий |
0.4 |
0.5 |
0.7 |
1.8 |
3.1 |
3.2 |
2.8 |
|
производство транспортных средств и оборудования |
1.9 |
1.9 |
3.3 |
3.7 |
3.5 |
5.6 |
4 |
|
Производство и поставка электроэнергии, газа и воды |
15.2 |
15.1 |
14.5 |
16 |
15.1 |
12 |
9.8 |
|
В структуре обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%, металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%, производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%, целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность - 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%.
В структуре добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически вся доля пришлась на добычу нефти и газа.
В результате этих изменений, в течение 2006 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2005 годом возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от 7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до 7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1% до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7% до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство ненефтяного ВВП составило 8101.8 млн манат ($9.1 млрд.), а его рост - 112.1%. Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора обусловлено развитием того же нефтегазового сектора.
Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.
В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.
Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства.
Валовая продукция сельского хозяйства республики в 2006 году составила в текущих ценах 1893.8 млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2005 года на 0.9%. Валовая продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2006 году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат ($23.5 млн.).
Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.
Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилась.
В 2006 году объем находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза ( на 105%). Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2006 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее.
В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать.
29-го декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики".
Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.
На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.
Средняя численность экономически активного населения Азербайджана в 2006 году составила 4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть, по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2006 году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности - 185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек, в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс. человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или 1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 51.6% ВВП Азербайджана.
По сравнению с 2005 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2006 году увеличились на 88,8%, а расходы на 76,6%. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП, бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов. Государственный бюджет Азербайджана в 2006 году был исполнен с профицитом. Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 3881.2 млн. манатов $3376,6 млн. при росте за год на 88,8%, расходы - 3789,7 млн. манатов $3297 млн. с ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В 2006 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн.
По итогам 2006 года денежные доходы населения составили 9949.8 млн. манат ($11137 млн.), а денежные расходы - 8006.7 млн манат ($8962 млн.). Темпы их роста составили соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2005 года составили соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам 2006 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2005 года.
В 2006 году среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат ($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так, если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования - 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1 манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале 2006 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2007 года число пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1 манат ($46).
После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.
Внешнеэкономические связи страны:
Обьем внешнеторгового оборота Азербайджана по итогам 2006 года составил $11639.8 млн., в том числе экспорт товаров $6372.1 млн., а импорт - $5267.6 млн. Торговый баланс был положительным - $1104.5 млн. По итогам 2006 года во внешнеторговом обороте Азербайджана удельный вес стран СНГ составил 26% (в импорте - 39.8%, в экспорте - 14.6%), стран ЕС - 45.3% (в импорте - 30.8%, в экспорте - 57.2%). (См.Таблица 4.)
Таблица 4.
Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)
Страны |
Внешнеторговый оборот |
Импорт |
Экспорт |
Баланс |
|
Всего |
11639796.5 |
5267639.5 |
6372157.0 |
1104517.5 |
|
Страны с переходной экономикой |
3034727,1 |
2100813,6 |
933913,5 |
1166900,1 |
|
Страны СНГ |
3027885,7 |
2098168,2 |
929717,5 |
1168450,7 |
|
Страны Центральной и Восточной Европы |
6841,4 |
2645,4 |
4196,0 |
1550,6 |
|
Страны с развитой рыночной экономикой |
6601248,8 |
2147166,7 |
4454082,1 |
2306915,4 |
|
Страны Западной Европы |
5368860,7 |
1692285,4 |
3676575,3 |
1984289,9 |
|
Из которых |
|
|
|
|
|
Страны ЕС |
5267610,3 |
1624323,1 |
3643287,2 |
2018964,1 |
|
Другие страны Западной Европы |
101250,4 |
67962,3 |
33288,1 |
-34674,2 |
|
Другие страны с развитой рыночной экономикой |
1232388,1 |
454881,3 |
777506,8 |
322625,5 |
|
Развивающиеся страны |
2003820,6 |
1019659,2 |
984161,4 |
-35497,8 |
|
Страны с переходной и центрально-плановой экономикой |
229921,7 |
222805,7 |
7116,0 |
-215689,7 |
|
Другие развивающиеся страны |
1773898,9 |
796853,5 |
977045,4 |
180191,9 |
|
Главным торговым партнером Азербайджана является Италия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 25.5% (около $2970 млн.). Лидирующее положение Италии во внешней торговле Азербайджана объясняется тем, что эта страна является самым крупным импортером азербайджанской нефти. По итогам 2006 года доля Италии в азербайджанском экспорте составила 44.7% ($2.7 млрд.), а в импорте - всего - 2.4% ($125 млн.). (См.Таблица 5.)
Таблица 5.
Главные торговые партнеры Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США)
Страны |
Оборот |
% |
Импорт |
% |
Экспорт |
% |
Торговый баланс |
|
Всего |
11639796,5 |
1000 |
5267639,5 |
100,0 |
6372157,0 |
100,0 |
1104517,5 |
|
Италия |
2970011,1 |
25,5 |
124602,9 |
2,4 |
2845408,2 |
44,7 |
2720805,3 |
|
Россия |
1525843,5 |
13,1 |
1181584,1 |
22,4 |
344259,4 |
5,4 |
-837324,7 |
|
Турция |
773185,0 |
6,6 |
385040,2 |
7,3 |
388144,8 |
6,1 |
3104,6 |
|
Израиль |
711008,6 |
6,1 |
26179,7 |
0,5 |
684828,9 |
10,7 |
658649,2 |
|
Великобритания |
459361,0 |
3,9 |
453764,6 |
8,6 |
5596,4 |
0,1 |
-448168,2 |
|
Германия |
412843,2 |
3,5 |
403838,5 |
7,7 |
9004,7 |
0,1 |
-394833,8 |
|
Франция |
403340,8 |
3,5 |
55837,4 |
1,1 |
347503,4 |
5,5 |
291666,0 |
|
Иран |
381819,0 |
3,3 |
85917,4 |
1,6 |
295901,6 |
4,6 |
209984,2 |
|
Туркмения |
378532,1 |
3,3 |
369007,2 |
7,0 |
9524,9 |
0,1 |
-359482,3 |
|
Украина |
355915,9 |
3,1 |
317512,3 |
6,0 |
38403,6 |
0,6 |
-279108,7 |
|
Грузия |
334477,3 |
2,9 |
49201,8 |
0,9 |
285275,5 |
4,5 |
236073,7 |
|
США |
289842,4 |
2,5 |
1979490 |
3,8 |
91893,4 |
1,4 |
-106055,6 |
|
Казахстан |
232908,0 |
2,0 |
127252,0 |
2,4 |
105656,0 |
1,7 |
-21596,0 |
|
Китай |
228875,6 |
2,0 |
222493,1 |
4,2 |
6382,5 |
0,1 |
-216110,6 |
|
Япония |
188338,4 |
1,6 |
188293,7 |
3,6 |
44,7 |
0,0 |
-188249,0 |
|
Греция |
187351,9 |
1,6 |
5368,9 |
0,1 |
181983,0 |
2,9 |
176614,1 |
|
Финляндия |
167732,0 |
1,4 |
167732,0 |
3,2 |
0,0 |
-167732,0 |
||
Таджикистан |
131186,7 |
1,1 |
289,4 |
0,0 |
130897,3 |
2,1 |
130607,9 |
|
Румыния |
119380,3 |
1,0 |
39258,1 |
0,7 |
80122,2 |
1,3 |
40864,1 |
|
Республика Корея |
115286,2 |
1,0 |
46932,6 |
0,9 |
68353,6 |
1,1 |
21421,0 |
|
Нидерланды |
105579,6 |
0,9 |
90938,1 |
1,7 |
14641,5 |
0,2 |
-76296,6 |
|
Бразилия |
85317,4 |
0,7 |
85288,0 |
1,6 |
29,4 |
0,0 |
-85258,6 |
|
Шведия |
84445,3 |
0,7 |
84367,2 |
1,6 |
78,1 |
0,0 |
-84289,1 |
|
Испания |
69019,9 |
0,6 |
16182,1 |
0,3 |
52837,8 |
0,8 |
36655,7 |
|
Индия |
58455,4 |
0,5 |
57447,6 |
1,1 |
1007,8 |
0,0 |
-56439,8 |
|
Другие страны |
869739,9 |
7,5 |
485361,6 |
9,2 |
384378,3 |
6,0 |
-100983,3 |
|
После Италии вторым торговым партнером Азербайджана является Россия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 13.1% (около $1.5 млрд.). При этом в импорте Азербайджана Россия занимает первое место. На долю России в 2006 году пришлось 22.4% (около $1182 млн.) от общего объема импорта Азербайджана и всего 5.4% ($344 млн.) от общего объема экспорта Азербайджана (хотя следует отметить, что Россия является самым крупным рынком ненефтяного экспорта Азербайджана). Доля Грузии во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 2.9% ($334.5 млн), в том числе в импорте - 0.9% ($49 млн.), в экспорте - 4.5% ($285 млн.). Основная статья азербайджанского экспорта в Грузию - это нефтепродукты.
Основная статья азербайджанского экспорта - это нефть, доля которого в общем объеме экспорта Азербайджана в 2006 году составила 84.6%.(См. Таблица 6.)
Таблица 6.
Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году, по товарным группам
Название товаров |
Импорт, тыс. долларов США |
% |
Экспорт, тыс. долларов США |
% |
|
Всего |
5267639,5 |
100,0 |
6372157,0 |
100,0 |
|
живые животные |
41207,0 |
0,8 |
647,9 |
0,0 |
|
овощи |
201665,8 |
3,8 |
156295,1 |
2,5 |
|
животные и растительные жиры, масло |
40655,7 |
0,8 |
63369,7 |
1,0 |
|
продовольственные продукты, напитки, алкоголь и уксус, табак |
273233,4 |
5,2 |
101742,0 |
1,6 |
|
минеральные продукты |
779758,1 |
14,8 |
5392663,0 |
84,6 |
|
продукты химической промышленности |
249167,9 |
4,7 |
193023,3 |
3,0 |
|
пластмасса, каучук и изделия из них |
134487,5 |
2,6 |
100563,8 |
1,6 |
|
кожа и изделия из кожи |
1889,7 |
0,0 |
3386,7 |
0,1 |
|
древесина и деревянные изделия |
53188,5 |
1,0 |
1265,6 |
0,0 |
|
бумага и картон,статьи целлюлозно-бумажного производства |
80510,4 |
1,5 |
2597,0 |
0,0 |
|
текстильные материалы |
64191,6 |
1,2 |
60951,3 |
1,0 |
|
обувь, головные уборы |
16078,1 |
0,3 |
160,4 |
0,0 |
|
товары из камня, цемента и керамики |
80619,3 |
1,5 |
1141,7 |
0,0 |
|
жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них |
4478,6 |
0,1 |
6,0 |
0,0 |
|
сплавы |
615572,2 |
11,7 |
149642,3 |
2,3 |
|
машины, электрическое оборудование |
1547302,7 |
29,4 |
37136,2 |
0,6 |
|
транспортные средства |
877820,4 |
16,7 |
84780,3 |
1,3 |
|
музыкальные инструменты, медицинское и другое оборудование |
115602,3 |
2,2 |
4649,3 |
0,1 |
|
разные промышленные товары |
86661,3 |
1,6 |
5759,1 |
0,1 |
|
произведения искусства |
18,8 |
0,0 |
96,5 |
0,0 |
|
Проблемы развития страны:
В экономике Азербайджана действуют противоречивые тенденции. Экономический кризис, связанный с разрывом хозяйственных связей в результате распада СССР, карабахским конфликтом и внутренними неурядицами, преодолён лишь частично. Хотя поступления от развития нефтяного сектора и роста экспорта нефти смягчили неблагоприятные последствия кризиса, это не нашло отражения в улучшении социально-экономического положения населения, ликвидации безработицы и диверсификации экономической структуры страны. Экономика Азербайджана по-прежнему во многом зависит от добычи энергоносителей. В условиях стремительно растущих объемов поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов, имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны. Параллельно с этим азербайджанскому правительству приходится заниматься вопросами модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности.
Можно заключить, что итоги социально-экономического развития Азербайджана за январь-декабрь 2006 года подтвердили, что основные макроэкономические показатели демонстрируют положительную динамику. Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |