7
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СМОЛЕНСКИЙ ГУММАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аналитическая записка
по предмету «Экономический анализ»
на тему:
«Характеристика транспортных услуг на современном этапе»
Выполнил: студент группы №45
ФКТ и Э
специальности «Налоги и налогообложение»
Кузьмин А. Ю.
Проверила: Моргун Т. Н.
Сдано:
Смоленск
2007 г.
Содержание
Введение
Основная часть
1. Характеристика транспортного комплекса России
2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003г.
3. Характеристика железнодорожного транспорта Смоленской области
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Транспорт -- особая сфера материального производства и само-стоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осущест-вляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются меж-государственные связи. Транспорт -- необходимое условие и мате-риальная основа территориального разделения труда. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эф-фективное размещение производства. Транспортные затраты уве-личивают стоимость транспортируемой продукции. Наличие развитой транспортной системы обеспечивает необходимый оборот товаров и ресурсов, как между предприятиями, так и движение товаров, работ, услуг от поставщиков к потребителям. Транспорт так же является необходимой составляющей жизни каждого человека. Таким образом, экономическая и социальная значимость транспорта очень велико.
Целью данной работы является анализ транспортной инфраструктуры на макро и мезо уровне, более детальное рассмотрение функционирования железнодорожного транспорта как по России в целом, так и по Смоленской области. Задача состоит в анализе показателей транспортного комплекса за периоды 1999-2003 г.г., их динамики, структуры и темпов их роста.
Объектом исследований послужит транспортный комплекс России.
В основу работы положены статистические и аналитические данные за 1999-2003 г.г., публикуемые в периодических изданиях и учебных пособиях для Вузов. Основу будут составлять статистические показатели и выводы, сделанные автором, а так же мнение ученых, изучающих данную тему.
В начале работы будут рассмотрены основные показатели транспортного комплекса России, затем отдельно железнодорожного транспорта. В заключении будет проведен анализ транспортного сектора по Смоленской области и сравнение динамики и темпов роста с общероссийскими данными.
1. Характеристика транспортного комплекса России.
Транспортный комплекс включает в себя следующие виды транспорта:
1. гужевой транспорт, использующий тягловую силу животных;
2. внутренний водный транспорт, использующий энергию ветра, течения, двигатели в качестве тягловой силы и поверхность внутренних водоемов и водотоков в качестве среды перемещения;
3. морской транспорт
4. железнодорожный транспорт, использующий паровую, электрическую тягу и силу инерции для перемещения, а так же рельсы как способ сокращения трения;
5. воздушный транспорт.
6. автомобильный транспорт, включающий все типы самоходных колесных средств наземного пользования;
7. трубопроводный.
Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономи-ческого развития страны или района, размещения производитель-ных сил, комплексности развития района, концентрации производ-ства, порайонного баланса производства и потребления.
Основное звено транспортной системы России -- железнодорож-ный транспорт -- обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием главных магистра-лей основным транспортно-экономическим связям, а также тех-нико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообо-роте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте -- автомобильного и воздушного (Таблицы 1; 2). Соотношение ви-дов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различ-ных грузов.
Таблица 1.
Перевозка грузов по видам транспорта
|
1999 |
% к итогу |
2000 |
% к итогу |
2001 |
% к итогу |
2002 |
% к итогу |
2003 |
% к итогу |
|
Транспорт - всего |
2428 |
100 |
2560 |
100 |
2610 |
100 |
2613 |
100 |
2756 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||||||
железнодорожный |
947 |
39,00 |
1047 |
40,90 |
1058 |
40,54 |
1084 |
41,48 |
1161 |
42,13 |
|
автомобильный |
556 |
22,90 |
550 |
21,48 |
561 |
21,49 |
503 |
19,25 |
490 |
17,78 |
|
трубопроводный |
802 |
33,03 |
829 |
32,38 |
853 |
32,68 |
899 |
34,40 |
976 |
35,41 |
|
морской |
31 |
1,28 |
27 |
1,05 |
24 |
0,92 |
26 |
1,00 |
24 |
0,87 |
|
внутренний водный |
91 |
3,75 |
106 |
4,14 |
113 |
4,33 |
100 |
3,83 |
104 |
3,77 |
|
воздушный |
0,7 |
0,03 |
0,8 |
0,03 |
0,9 |
0,03 |
0,9 |
0,03 |
0,8 |
0,03 |
|
Из таблицы видно, что положительный рост грузооборота наблюдается только на железнодорожном, трубопроводном, и речном транспорте. Факторный анализ изменения грузооборота можно представить в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1
Анализ изменения перевозки грузов
|
1999-2000 |
2000-2001 |
2001-2002 |
2002-2003 |
|
Транспорт - всего |
132 |
50 |
3 |
143 |
|
в том числе: |
|||||
железнодорожный |
100 |
11 |
26 |
77 |
|
автомобильный |
-6 |
11 |
-58 |
-13 |
|
трубопроводный |
27 |
24 |
46 |
77 |
|
морской |
-4 |
-3 |
2 |
-2 |
|
внутренний водный |
14,90 |
7 |
-13 |
4 |
|
воздушный |
0,10 |
0,1 |
0 |
-0,1 |
|
Самый большой рост грузооборота наблюдался на железнодорожном транспорте в период 1999-2000 г.г., он равен 100 млн. тонн, что составило 75% от общего прироста. Самое сильное падение наблюдалось на рубеже 2001-2002 г.г. - перевозки автомобильным транспортом упали на 58 млн. тонн. В целом же, львиная доля прироста грузооборота приходиться на железнодорожный транспорт, а в 2003 г. еще и на трубопроводный.
Если проанализировать таблицу 2, видно, что большую часть населения перевозит автобусный транспорт городского и междугороднего сообщения.
Его доля практически всегда составляет 50 %.
Таблица 2.
Перевозка пассажиров по видам транспорта
|
1999 |
% к итогу |
2000 |
% к итогу |
2001 |
% к итогу |
2002 |
% к итогу |
2003 |
% к итогу |
|
Транспорт - всего |
44093 |
100 |
43884 |
100 |
42419 |
100 |
40322 |
100 |
37083 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||||||
железнодорожный |
1338 |
3,03 |
1419 |
3,23 |
1306 |
3,08 |
1271 |
3,15 |
1304 |
3,52 |
|
автобусный |
22883 |
51,90 |
22033 |
50,21 |
20883 |
49,23 |
19620 |
48,66 |
17898 |
48,26 |
|
таксомоторный |
20 |
0,05 |
16 |
0,04 |
13 |
0,03 |
12 |
0,03 |
10 |
0,03 |
|
трамвайный |
7185 |
16,30 |
7421 |
16,91 |
7354 |
17,34 |
6982 |
17,32 |
6321 |
17,05 |
|
троллейбусный |
8460 |
19,19 |
8759 |
19,96 |
8604 |
20,28 |
8181 |
20,29 |
7291 |
19,66 |
|
метро |
4162 |
9,44 |
4186 |
9,54 |
4205 |
9,91 |
4200 |
10,42 |
4205 |
11,34 |
|
морской |
1,1 |
0,00 |
1 |
0,00 |
0,7 |
0,00 |
0,6 |
0,00 |
0,6 |
0,00 |
|
внутренний водный |
22 |
0,05 |
26 |
0,06 |
27 |
0,06 |
27 |
0,07 |
22 |
0,06 |
|
воздушный |
22 |
0,05 |
23 |
0,05 |
26 |
0,06 |
28 |
0,07 |
31 |
0,08 |
|
К примеру, воздушным транспортом пользуются всего лишь 0,08 %. Это легко объясняется, если представить себе расстояние, на какое перевозят пассажиров. Главной причиной отличий является число оборотов единицы перевозки. Но как бы то ни было, общее число перевозок сократилось за 5 лет на 7010 млн. человек. Главные причины снижения рассмотрим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ изменения пассажирооборота.
|
1999-2000 |
2000-2001 |
2001-2002 |
2002-2003 |
|
Транспорт - всего |
-209 |
-1465 |
-2097 |
-3239 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
железнодорожный |
81 |
-113 |
-35 |
33 |
|
автобусный |
-850 |
-1150 |
-1263 |
-1722 |
|
таксомоторный |
-4 |
-3 |
-1 |
-2 |
|
трамвайный |
236 |
-67 |
-372 |
-661 |
|
троллейбусный |
299 |
-155 |
-423 |
-890 |
|
метро |
24 |
19 |
-5 |
5 |
|
морской |
-0,1 |
-0,3 |
-0,1 |
0 |
|
внутренний водный |
4 |
1 |
0 |
-5 |
|
воздушный |
1 |
3 |
2 |
3 |
|
Самое сильное влияние оказывает автобусный транспорт. Каждый год он снижал объемы перевозок на 1150-1200 млн. человек. Такими же быстрыми темпами движется и троллейбусный транспорт. Самое лучшее состояние движения пассажирских перевозок на воздушном транспорте. За пять лет не было зафиксировано сильных падений популярности этого вида транспорта, и ежегодный прирост составляет в среднем 1 млн. человек.
Теперь обратимся к данным, характеризующим оснащенность России транспортными путями, так сказать жилами, по которым наши потоки транспорта и протекают (таблица 3).
Таблица 3. Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км |
||||||
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
железнодорожные пути |
86 |
86 |
86 |
86 |
85 |
|
в том числе электрифицированные |
40 |
41 |
42 |
42 |
43 |
|
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая ведомственные) |
753 |
754 |
755 |
756 |
745 |
|
трамвайные пути |
3 |
3 |
3 |
2,9 |
2,9 |
|
троллейбусные линии |
4,7 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
|
пути метро |
0,4 |
0,4 |
0,41 |
0,41 |
0,42 |
|
внутренние водные судоходные пути |
85 |
85 |
102 |
102 |
102 |
|
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы) |
61 |
61 |
61 |
63 |
63 |
|
Как ни странно, протяженность автомобильных дорог с каждым годом сокращается. А вот транспорт, использующий электроэнергию в качестве основного «топлива» явно берет верх: так протяженность электрифицированных железных путей, троллейбусных линий и линий метро увеличились на 1 - 2 тыс. км. Но больше всего радует использование самого древнего вида транспортного сообщения - речного. С 1999 г. протяженность используемых судоходных рек и озер увеличилось на 17 тыс. км.
Как сообщает Госкомстат РФ, на железных дорогах общего пользования на 1 января 2004 г. протяженность дефектных рельсов в главных путях составила 1,5% общей протяженности. В пути эксплуатируется 5,0 тыс. дефектных стрелок (3,0% от их общего числа) и 6,3 тыс. дефектных крестовин (3,7% от их общего числа). Низкое качество имеют автомобильные дороги общего пользования: 9,1% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.
В настоящее время 32,7% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 351 перегрузочный комплекс для обслуживания транспортного флота с причальным фронтом протяженностью 57,3 тыс. м и мощностью 238,0 млн. т грузов в год.
Используя первые таблицы, можем найти грузооборот транспорта, т.е. объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Определяется путем суммирования произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах. Данные о грузообороте приведены в таблице 4.
Как видно из таблицы самым большим грузооборотом обладают наши лидеры по перевозкам: железнодорожный и трубопроводный транспорт. Хоть речной транспорт и обладает самой большой протяженностью путей, но в грузообороте он явно проигрывает.
Таблица 4
Грузооборот по видам транспорта
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Транспорт - всего |
3315 |
3480 |
3592 |
3802 |
4106 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
железнодорожный |
1205 |
1373 |
1434 |
1510 |
1669 |
|
автомобильный |
22 |
23 |
23 |
23 |
25 |
|
трубопроводный |
1904 |
1916 |
1962 |
2100 |
2273 |
|
морской |
121 |
100 |
94 |
93 |
65 |
|
внутренний водный |
61 |
65 |
76 |
73 |
71 |
|
воздушный |
2,3 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
|
Воздушный транспорт также находиться на использовании только при очень сильной необходимости. Это не удивительно, ведь издержки железнодорожного транспорта и, к примеру, автомобильного намного ниже авиационных.
Теперь стоит проанализировать состояние парков транспортных средств и оборудования по отдельным категориям. Данные показатели приведены в таблице 5.
Таблица 5
Наличие транспортных средств (тыс. шт.)
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Грузовые транспортные средства: |
|
|
|
|
|
|
рабочий парк железнодорожных вагонов |
427 |
464 |
476 |
498 |
498 |
|
грузовые автомобили (включая икапы и легковые фургоны) - всего |
4083 |
4122 |
4218 |
4331 |
4363 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
транспорт общего пользования |
152 |
130 |
112 |
90 |
72 |
|
в собственности граждан |
1410 |
1548 |
1678 |
1888 |
1966 |
|
морские грузовые транспортные суда общего пользования (без грузопасса-жирских), шт. |
235 |
221 |
207 |
190 |
197 |
|
речные грузовые суда общего пользования |
9,4 |
9,1 |
8,6 |
8 |
… |
|
Пассажирские транспортные средства: |
|
|
|
|
|
|
автобусы общего пользования |
112 |
109 |
107 |
101 |
93 |
|
легковые автомобили - всего |
19624 |
20247 |
21152 |
22342 |
23271 |
|
- в собственности граждан |
18520 |
19061 |
19971 |
21088 |
22046 |
|
трамвайные вагоны |
12,3 |
12,1 |
11,8 |
11,3 |
10,9 |
|
троллейбусы |
12,2 |
12,2 |
12,1 |
11,9 |
11,8 |
|
вагоны метро |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
|
морские пассажирские и грузопас-са-жирские транспортные суда об-щего пользования, шт. |
12 |
12 |
11 |
8 |
7 |
|
речные пассажирские и грузопас-са-жирские суда общего пользова-ния |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
… |
|
гражданские воздушные суда |
7,3 |
6,5 |
6,1 |
5,9 |
5,8 |
|
Доминирующую позицию в транспортном парке занимают грузовые и легковые автомобили, находящиеся как в собственности организаций, так и граждан. Данные таблицы свидетельствуют о всеобщей автомобилизации страны, а особенно повышение числа легковых авто, находящихся в собственности физических лиц. Это можно отменить как положительный признак роста, как экономики нашей страны, так и повышения доходов наших граждан и уровня их благосостояния. Так же положительная тенденция развития парка транспортных средств наблюдается и на железной дороге. По сравнению с 1999 г. число вагонов и локомотивов увеличилось на 71 тыс. шт. Что касается остальных видов транспорта, то здесь ситуация менее благополучная. Большинство транспортных средств, таких как трамваи, троллейбусы, автобусы и вагоны метро эксплуатируются еще со времен СССР. На лицо конечно сильный моральный и физический износ транспортных средств. Их ресурс практически выработан, и многие машины просто списываются, в отличии от железнодорожных локомотивов, морских судов и самолетов, чей ресурс использования может превышать 20-25 лет.
В 2003 г. инвентарный парк тепловозов железнодорожного транспорта общего пользования сократился по срав-не-нию с 2002 г. на 1,3%, электровозов - на 0,9%, пассажирских вагонов увеличился на 0,8%, электровагонов - на 1,3%.
По данным ГИБДД МВД России, на конец 2003 г. в стране общее наличие зарегистрированных грузовых автомобилей, включая специальные автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки грузов, составило 4668,7 тыс. шт.; общее наличие легковых автомобилей, включая пикапы, легковые фургоны (грузопассажирские) и специальные легковые автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки пассажиров, составило 23383,1 тыс. шт.
К началу 2004 г. морской торговый флот РФ, предназ-на-чен-ный для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских про-мыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спаса-тель-ных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей, на-счи-тывал 3,9 тыс. судов (включая суда смешанного «река-море» плавания) суммарным дедвейтом 8,2 млн. т, речной и озерный флот - 33,5 тыс. судов общей грузоподъемностью 12,5 млн. т.
2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003 г. г.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движе-ния во все времена года, большой скоростью, способностью осва-ивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодо-рожный транспорт универсальным для перевозки всех видов гру-зов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку же-лезных дорог, его использование наиболее эффективно при значи-тельной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.
Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность тру-да и снизить себестоимость перевозок.
В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и пере-ведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно со-ставляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. По протяженности электрифицирован-ных магистралей Россия находится на 1-м месте в мире. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980 г. до 79% в 2000 г. Одновременно продолжалась реконструкция железно-дорожных путей -- укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточе-на в европейской части России. Она складывалась под влиянием гео-графического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тес-но связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, ко-торые и определили его преимущественное развитие в стране. Же-лезнодорожный транспорт характеризуется относительно свобод-ным размещением, надежностью, регулярностью, универсально-стью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перево-зок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорож-ный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в пер-спективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевоз-ках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, хи-мические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и другие.
Обратимся теперь к данным, которые публикует Госкомстат РФ. На диаграмме 1 представлены данные по перевозке грузов промышленного железнодорожного транспорта. Как можно заметить, что с 2000 по 2003 г. объем перевезенных грузов оставался практически неизменным. Это говорит о постоянстве в железнодорожных перевозках, о том, что этот вид транспорта занял свое прочное место в нашей экономики и является постоянным партнером по грузоперевозкам для многих промышленных компаний.
Диаграмма 1.
Перевозки грузов промышленного железнодорожного транспорта
Теперь можно оценить, что и в каком объеме перевозят по железной дороге, помимо пассажирских перевозок. Данные сведения представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Перевозка железнодорожным транспортом отдельных видов грузов (млн. тонн)
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Каменный уголь |
229,1 |
242,5 |
252,8 |
242,7 |
260,9 |
|
Кокс |
10,8 |
10,8 |
10,1 |
11,2 |
12,1 |
|
Нефтяные грузы |
145,4 |
155,2 |
158,7 |
178,8 |
206,2 |
|
Руда железная и марганцевая |
84,8 |
89,8 |
86,9 |
85 |
93,6 |
|
Руда цветная и серное сырье |
21,1 |
23,6 |
23,6 |
23,5 |
24,8 |
|
Черные металлы |
68,5 |
80,8 |
80,8 |
80,1 |
88,2 |
|
Химические и минеральные удобрения |
34,9 |
35,9 |
35,4 |
37 |
38,4 |
|
Строительные грузы |
146,5 |
170,1 |
162,6 |
167,6 |
169,4 |
|
Цемент |
19,3 |
22,4 |
25 |
26,6 |
29,3 |
|
Лесные грузы |
43,4 |
47,9 |
48,7 |
52 |
54,3 |
|
Зерно и продукты перемола |
20,7 |
21,4 |
22,1 |
27,6 |
26,5 |
|
Из таблицы видно, что основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь, нефть и нефтепродукты, и строительные грузы. Все эти грузы имели за 5 лет положительную динамику. В целом по остальным видам грузов наблюдается так же повышения.
В приложении 1 приведена таблица Перевозка грузов по отдельным видам транспорта, из которой видно, что железнодорожный транспорт на протяжении 5 лет оставался самым главным. Однако, это главенство не абсолютное. По перевозке нефтепродуктов все же доминирует трубопроводный транспорт. В 2003 г. им было перекачено 432 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, против 206,9 млн. тонн, перевезенных по железной дороге.
3. Характеристика железнодорожного транспорта Смоленской области.
Прежде чем приступить к изучению показателей, стоит отметить, что мы будет изучать как данные по Смоленской области, так и наших ближайших соседей: Тверскую и Калужскую области.
Данные по перевозке грузов железнодорожным транспортом представлены в таблице 7.
Таблица 7
Перевозка грузов железнодорожным транспортом (млн. тонн)
|
2000 |
% к ито-гу |
2001 |
% к ито-гу |
2002 |
% к ито-гу |
2003 |
% к ито-гу |
2004 |
% к ито-гу |
|
Российская Федерация |
1046,8 |
100 |
1057,5 |
100 |
1083,7 |
100 |
1160,9 |
100 |
1221,2 |
100 |
|
Калужская область |
3,2 |
0,31 |
3 |
0,28 |
2,7 |
0,25 |
2,7 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |