Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Учение Адама Смита



2

Содержание

Введение

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Заключение

Список литературы

Введение

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро-вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 - 1790) - величайшего английско-го ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естествен-ных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит - отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение [7,с.51].

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен-ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис-следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе-мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра-зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре-тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет-вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра-тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек-ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото-рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий [7,с.52].

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго-изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения - идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж-но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред-ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще-ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи-ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи-тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь-зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб-ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част-ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» - это стихийное действие объек-тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про-тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу-ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд-ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от-дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская - это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде-ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда - от про-стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде-ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры-нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про-даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про-изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда [7,с.53].

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще-ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи-тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный - труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто-имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет-ся; а непроизводительный - труд по оказанию услуг, ничего не добав-ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ-ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не-одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле-ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверж-дал, что труд - это единственное мерило стоимости. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производ-ство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производ-стве нет принципиальной разницы между количеством первого и вто-рого видов труда. В цивилизованном (капиталистическом) обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предпринима-тель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабо-чих, следовательно, количество второго вида труда меньше количе-ства первого, значит, нарушается принцип эквивалентности -- основа трудовой теории стоимости. Решая возникшую проблему, ученый го-ворит, что в условиях капитализма определение стоимости возможно суммой трех видов дохода (зарплаты, прибыли и ренты). Здесь мы пе-реходим к теории доходов Смита.

Ученый безоговорочно поддержал новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства выше в техническом отношении, они увеличивают народное богатство, и Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три ос-новных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев - ученый счи-тал естественным, хотя и признавал, что на более низких ступенях раз-вития общество не делится на классы, а продукт труда принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упо-мянутые классы различаются как по своим доходам, так и по отноше-нию их интересов к интересам всего общества [14,с.107].

Заработная плата - доход наемных рабочих. Они заинтересованы в общем преуспеянии, ибо с ускорением накопления капиталов увели-чиваются спрос на труд и зарплата. На исторических примерах Смит показал, что уровень зарплаты напрямую зависит от роста народного богатства: не его абсолютной величины, а именно темпа роста. Цены на труд наиболее высоки не в самых богатых странах, а в тех, где про-цветают промышленность и торговля, где богатство растет быстрее всего. Чрезвычайная высота зарплаты в США объяснялась именно быстрым ростом богатства этого государства. В стране же, богатство которой велико, но не растет, зарплата не может быть высока, потому что рост численности населения при неподвижном состоянии богат-ства быстро ведет к превышению предложения труда над спросом на него и, следовательно, к падению зарплаты. В еще худшем положении находятся рабочие стран, богатство которых сокращается: их уделом становятся нищета и голод, поскольку спрос на труд падает значитель-но ниже его предложения. Итак, для Смита, очевидно, что главный интерес рабочих - в быстром росте народного богатства, то есть инте-ресы рабочего класса совпадают с интересами общества в целом. Эти рассуждения объясняют, как ученый мог одновременно поддерживать новый промышленный строй и сочувствовать рабочему классу. Ничто не вызывало у него такого негодования, как ограничение свободы ра-бочего искать себе заработок: «Самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Все имуще-ство бедного состоит в его силе и ловкости его рук; мешать ему упо-требить эту силу и ловкость так, как он заблагорассудит, если он никому не причиняет этим вреда, есть явное насилие над этой первоначаль-ной собственностью».

Прибыль - доход капиталистов-предпринимателей. Созданная тру-дом рабочего стоимость распадается на две части: его зарплату и при-быль предпринимателя, рисковавшего капиталом. Размер прибыли определяется размером капитала и не связан с тяжестью труда. Измене-ние размера прибыли также зависит от увеличения или уменьшения богатства общества, но изменение размеров зарплаты и прибыли про-исходит в противоположных направлениях: рост богатства увеличива-ет зарплату и снижает прибыль (это вызвано конкуренцией вложенных в одну отрасль капиталов). Получается, что интересы капиталистов не только не совпадают с интересами общества, но и противоположны им. Поэтому Смит высказывает негативное отношение к данному клас-су: «Всякое предложение нового закона, исходящее из этого разряда людей... должно быть встречено с крайним недоверием, ибо оно исхо-дит от класса людей, интерес которых никогда не может вполне совпадать с интересами всего народонаселения, и состоит, вообще, в том, чтобы провести общество и даже обременить его, что уже неоднократ-но и удавалось им делать при всяком удобном случае» [14,с.109].

Рента - доход землевладельцев. Смит дает несколько ее определе-ний: вычет из труда рабочего, который присваивает землевладелец; ре-зультат действия природных факторов; результат монополии (то есть частной собственности на землю). Размер ренты зависит от уровня благосостояния общества, как и размер зарплаты: с накоплением на-родного богатства растет спрос на продукты земледелия, повышается и рента землевладельца. Развитие обрабатывающей промышленности также выгодно землевладельцам, приобретающим мануфактурные из-делия. Таким образом, интересы класса землевладельцев, как и инте-ресы рабочего класса, совпадают с общественными.

Теперь обратимся к доходу общества в целом. Национальный доход, по Смиту, это чистый продукт годового труда населения страны, рав-ный сумме доходов трех основных классов общества. Исходя из этого, плата за труд, прибыль на капитал и земельная рента рассматривают-ся как три первичных вида дохода, которые создаются каждый год тру-дом с участием капитала и земли и представляют собой ежегодный прирост национального богатства. Остальные виды дохода вторичны, образуются из трех первичных вместе взятых или из каждого из них по отдельности. Например, когда рабочий (капиталист или землевла-делец) покупает какой-то товар, он платит продавцу из своей зарпла-ты (прибыли или ренты). Источником доходов государственных слу-жащих и ряда других категорий населения являются налоги, которые платят получатели трех первичных видов дохода. Именно они созда-ют национальный доход, за счет которого живут и остальные члены общества. Другие категории работающих чистого продукта не созда-ют; их труд полезен, но непроизводителен, он не возмещает того фон-да, из которого берутся их доходы, поэтому они (доходы) представля-ют собой расход, а не пополнение национального дохода страны.

В создании чистого годового продукта нации принимает участие и накопленный в прошлые годы капитал, поэтому результат работы данного года должен возмещать затраты на содержание основного и оборотного капитала (суть этих понятий рассмотрим ниже). Все остающееся после этого возмещения и есть национальный доход. Пол-ный продукт труда страны Смит называет ее валовым доходом, а часть, оставшуюся после расходов на поддержание основного и оборотного капитала, - ее чистым доходом, используемым жителями страны для потребления и служащим истинным показателем богатства нации.

Выше (характеризуя первичные виды дохода) мы упоминали о том, что динамика роста богатства страны может быть различна. Нацио-нальная экономика находится в одном из трех состояний: роста, паде-ния, стационарном (также называемом Смитом состоянием застоя), каждое из которых характеризует не абсолютный уровень богатства нации, а его изменение по годам. В состоянии роста наблюдается по-следовательное увеличение национального дохода, в состоянии паде-ния - снижение его величины, в стационарном состоянии - стабиль-ный объем этого показателя.

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Смит рассматривал капитал, как запас, используемый предпринимателем в процессе производства с целью получения дохода. Главным фактором накопления капитала он считал бережливость, отмечая, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих. Деление общества на производительные и непроизводительные классы соответствует делению общественного продукта на капитал и чистый доход. Чем большая доля общественного продукта капита-лизируется (превращается в капитал) и поступает в распоряжение производительных рабочих, тем быстрее растет народное богатство. Доказывая несущественность торгового баланса, которому придава-ли значение меркантилисты, Смит настаивал на решающей роли ба-ланса между непроизводительным потреблением и накоплением ка-питала, поскольку он определяет рост богатства нации.

Как и Кенэ, Смит разделял капитал на основной и оборотный, но трактовку этим понятиям давал новую. Основной капитал не вступает в процесс обращения и остается в руках владельцев; он состоит из ма-шин и орудий труда, доходных построек, усовершенствованной зем-ли, врожденных или приобретенных способностей членов общества. Оборотный капитал постоянно уходит от владельцев в одной форме и возвращается в другой; он включает в себя продовольствие, матери-алы, готовые изделия и деньги. Первые три составляющие оборотного капитала постоянно переходят в основной капитал либо в фонд по-требления; все, что идет в фонд потребления, составляет часть чистого дохода. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносят прибыль: основной - в производстве, оборотный - в обращении.

Такой подход к проблеме делал деньги одной из составляющих капитала, а не отождествлял с ним, как было принято у меркантилистов. Деньги, по Смиту, техническое средство, обеспечивающее ход экономических процессов и возникшее в результате договоренности людей. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной, ученый считал последнюю из них. Деньги - это «колесо обра-щения», и общество заинтересовано, чтобы издержки обращения были как можно меньше. Обращение бумажных денег, по Смиту, обходится обществу дешевле, поэтому он отдавал им предпочтение перед полно-ценными металлическими [12,с.110].

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что богатство народов понималось ученым в динамике. Рост производства предметов потреб-ления на душу населения напрямую зависит от увеличения объема занятого в национальной экономике производительного труда и по-вышения его производительности; последнее, в свою очередь, связано с растущим накоплением капиталов и эффективностью их употребле-ния. Смит считал основным средством роста богатства любой нации технический прогресс, для развития которого необходим естественный порядок, о котором говорилось ранее. Ученый утверждал, что чем мень-ше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем бла-готворнее условия хозяйственного развития.

Мысль о том, что лучшее средство обеспечить общее благополучие - это позволить каждому заботиться о своих интересах, проходит через все «Богатство народов». Смит объясняет, в чем заключается «простая и нехитрая система естественной свободы», которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы -- с дру-гой. «Всякий человек, - говорит автор, - пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанно-му ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал... Государь освобождается совершенно через это от... обязанности руководить трудом людей и направлять его самым выгодным образом для целого общества. При системе естественной свободы государю остается исполнить три обязанности... Первая со-стоит в защите общества от всякого рода насилия или нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая состоит в защите каж-дого члена общества от несправедливостей и притеснений со стороны другого члена общества, или в установлении определенного суда... тре-тья его обязанность состоит в проведении, исполнении и поддержа-нии общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы насчет одного или нескольких людей».

Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения. Смит утверждал ра-венство всех перед налогом, причем налоговые ставки, по его мнению, должны учитывать имущественное положение плательщика: каждый облагается «соответственно полученному доходу». Остальные выдви-нутые Смитом принципы налогообложения могут быть отнесены к ад-министративным правилам -- это достоверность, удобство, экономия налога.

Итак, Смит отверг практические рекомендации меркантилизма, проводимую на их основе экономическую политику и полный контроль государства над хозяйственной сферой. Наибольшая сумма богатства достигается, по его мнению, когда каждому предоставлено право свободно продавать и покупать. Политика, которую обосновывал ученый, получила название «фритредерство» (от английского free trade - сво-бодная торговля). Ученый полагал, что к торговой политике государ-ства применимо правило, которым руководствуется всякий купец: покупать на самом дешевом рынке и продавать на самом дорогом. Ана-лизируя развитие межгосударственных экономических связей, Смит сформулировал принципы, легшие в основу теории международной торговли. В своих рассуждениях он исходил из несоответствия абсо-лютных уровней издержек производства в разных странах. Каждое го-сударство, по его мнению, должно развивать производство товаров, выпуск которых обходится ему дешевле, чем другим государствам, и выходить с ними на внешние рынки. Так, к всеобщей выгоде, будет развиваться международное разделение труда.

Начав повествование о Смите с характеристики «Богатства наро-дов» авторитетного западного ученого М. Блауга, закончим его словами выдающегося отечественного экономиста М. И. Туган-Барановского, считавшего, что система Смита «является самым полным и совершен-ным выражением идей и стремлений его эпохи - эпохи падения ста-ринного хозяйственного строя, основанного на государственной опе-ке, и развития капиталистического строя, для которого свобода была естественной стихией. Отсюда и историческое значение и беспример-ное в истории политической экономии влияние «Богатства народов» [12,с.112].

Заключение

Труд Смита характеризуется удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь суще-ство смитовских идей, требуется время, неторопливое размышление, не один раз приходится возвращаться к прочитанному.

Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положе-ния труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.

Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй - это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.

Ученый распознает и описывает его механизм, составные элемен-ты и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек». В погоне за собственной выго-дой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого резуль-тата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит вы-ступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритре-дерства, против протекционизма.

Третье. Теория стоимости и цены разработаны как исходные кате-гории в общей теоретической системе экономической науки. Основ-ной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых про-блем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений - с другой.

Общий творческий замысел Смита был весьма обширен. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила «Теория нравственных чувств». Эта работа была опубликована, в ней проводится идея равенства, обязательность принци-пов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла - «Богат-ство народов». Эта работа сложилась в известной мере из лекций, про-читанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить «История и теория культуры (науки, искусства)». Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, мате-риалы были уничтожены.

Вероятно, многоплановость, широта замысла способствовали ус-пеху экономического труда.

Влияние Смита сказалось не на одной школе, практически оно коснулось нескольких направлений: и рикардианской школы (трудо-вая теория стоимости); и тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотно-шения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе по-требительной ценности товаров (австрийская школа); и тех, кто ис-следовал влияние и взаимодействие факторов производства (Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. «Богатство народов» находилось в центре внимания и противников классической школы, выступивших против чрезмерной формализа-ции экономической науки (историческая школа, институционализм).

Список литературы

1. Аникин А. В. Адам Смит. - М.: Мол. гвардия, 1968. - 254 с.

2. Арская Л.П. Ученые прошлого о финансировании чрезвычайных расходов государства //Финансы. - 2007. - № 2. - С.61-64

3. Афанасьев В. Метод экономической двойственности //Вопросы экономики. - 2005. - № 8. - С.4-18.- Вопросы теории

4. Афанасьев В. Структура экономических явлений //Экономист. - 2006. - № 6. - С.47-54

5. Бартенев С. А. История экономических учений учебник М-во торговли РФ, Всерос. акад. внешней торговли. - М.: Юристъ, 2007. - 456 с.

6. Бодриков М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение //Вопросы экономики. - 2008. - № 4. - С.110-129

7. История политических и правовых учений учебник для вузов под общ. ред. В.В. Круглова. - М.: НОРМА, 2008. - 243 с.

8. Капитонов Э. А. История и теория социологии. Социология XIX в. учеб. пособие. - М.: Приор, 2007. - 368 с.

9. Курс экономической теории учебник для вузов МГИМО; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров: АСА, 2004. - 832 с.

10. Миголатьев А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия //Соц.-гуманит. знания. - 1999. - 1. - С.71-83

11. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке //Вопросы экономики. - 2002. - 1. - С.50-67

12. Самин Д. К. Сто великих ученых. - М.: Вече, 2006. - 592 с.

13. Сорвина Г.Н. История экономической мысли двадцатого столетия Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2007. - 246 с.

14. Ядгаров Я. С. История экономических учений учебник РЭА им. Г. В. Плеханова. - М.: Инфра-М, 2008. - 478 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовое планирование и прогнозирование 12
Реферат Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре
Реферат Курсовая Работа - Аппроксимация функций
Реферат Role Of Church In TheaterS Development Essay
Реферат Казахстан в период перестройки 1985-1991 гг
Реферат Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возр
Реферат Ремохадас
Реферат Сравнение темпов развития ЭВМ с темпами эволюции человека
Реферат Палітычна мадэрнізацыя расійскага грамадства ва ўмовах сусветнай вайны і пасля звяржэння самаўладдзя
Реферат Kelly Slater Essay Research Paper Kelly SlaterRobert
Реферат American Transcendentalism Essay Research Paper
Реферат Analysis Of Tintern Abbey Essay Research Paper
Реферат Белки, углеводы, жиры и липоиды
Реферат Характеристика металлического состояния Общая характеристика свойств металлов
Реферат 23. 11. 1803 27. 07. 1873