12
РЕФЕРАТ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ
2004 г
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1.1.Понятие малого предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия).(рис.1)
Рис.1.Субъекты малого бизнеса
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринима-тельской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию.
Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предпри-ниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительно-сти рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказы-ваемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное - может индиви-дуально присвоить всю полученную прибыль.
Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального пред-принимательства отражает его ограниченные финансовые воз-можности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду.
1.2.Анализ проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности
Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем.
Как показывают исследования Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития /В.В. Буев, Е.Г. Литвак, С.В Мигин, М.В. Потапова, М.А. Сергеева, Д.В. Скрипичников, А.О. Шеховцов.- М.: «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП), 2003, с.74-78, в начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов МП являются высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, а также нехватка собственных финансовых средств для развития (см. табл. 1). Чуть менее остро перед ними стоят проблемы высоких арендных ставок на помещения и трудности с получением банковского кредита.
Таблица 1
Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкивались в начале своей деятельности Перечислены те проблемы, которые «сильно влияли» на деятельность 25% и более опрошенных предпринимателей.
Проблема |
Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» |
Процент опрошенных, ответивших «не влияли» и «слабо влияли» |
|
1. Нестабильность налогового законодательства |
51,4 |
25 |
|
2. Высокая налоговая нагрузка |
50,8 |
22,8 |
|
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития |
47,8 |
26,5 |
|
4. Высокие ставки арендной платы |
33,6 |
45,5 |
|
5. Трудности с получением банковского кредита |
32,9 |
51 |
Практически для всех МП, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле и сфере оказания услуг, актуальна проблема доступа к помещениям на этапе образования. Также следует отметить, что субъекты малого бизнеса, предоставляющие бизнес-услуги, испытывают трудности в момент открытия
с поиском квалифицированных специалистов и реализацией своих услуг,
а МП бытового обслуживания населения - ощущают нехватку необходимого оборудования.
Далее представляется целесообразным посмотреть, с какими проблемами сталкиваются предприниматели в ходе хозяйственной деятельности в настоящее время (см. табл. 2). Так, наиболее серьезными проблемами для субъектов МП
в ходе их деятельности являются нестабильность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, высокие ставки арендной платы, нехватка собственных финансовых средств для развития, проблемы со сбытом товаров (работ, услуг) и невозможность взять банковский кредит.
Сравнивая две таблицы, нетрудно заметить, что в целом набор проблем остается неизменным, только при осуществлении деятельности предпринимателей уже в большей мере начинает занимать проблема реализации своей продукции. В связи с этим можно констатировать, что основные проблемы, с которыми предприниматели сталкивались при организации своего бизнеса, так и не разрешились за последние 3-5 лет, а только усугубились.
Таблица 2
Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкиваются в ходе своей деятельности Приведены только те проблемы, которые «сильно влияли» на деятельность 25% и более опрошенных предпринимателей.
Проблема |
Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» |
Процент опрошенных, ответивших |
|
1. Нестабильность налогового |
52,4 |
24,1 |
|
2. Высокая налоговая нагрузка |
51,3 |
22,9 |
|
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития |
46,2 |
32,3 |
|
4. Высокие ставки арендной платы |
34,6 |
47,5 |
|
5. Трудности с получением банковского кредита |
29,8 |
55,2 |
|
6. Проблемы со сбытом товаров и услуг |
25,3 |
51 |
Предпринимателей некоторых регионов сильно волнуют еще и дополнительные проблемы. Так, предприниматели из Великого Новгорода остро ощущают в своей работе нехватку квалифицированного персонала.
Отмеченные наиболее остро стоящие перед представителями малого бизнеса проблемы налогового бремени, высокой налоговой нагрузки, недостатка собственных финансовых средств для развития производства и трудности с получением кредита не оригинальны - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись представителями малого бизнеса в ходе многочисленных исследований по проблемам развития малого предпринимательства.
Рис. 5. Оценка опрошенными экспертами степени востребованности мер поддержки (льгот) субъектами МП
Следует отметить, что полученные показатели соответствуют показателям, которые формировались в результате получения ответов на аналогичные вопросы в ходе других исследований. Анализ влияния федеральных целевых программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России. Разработка концептуальных подходов государственной поддержки малого предпринима-тельства до 2004 г. (www.opec.ru, www.nisse.ru); Ляшенко М. В. Тенденции развития малого предпринимательства // Регион: экономика и социология. - 2003. - N 3. - С. 163-174. Это говорит о том, что никаких радикальных изменений в государственной поддержке МП за последние два года не произошло и сложившиеся тенденции ожиданий от государства помощи представителями малого предпринимательства так и остаются на прежнем уровне.
Состояние системы государственной поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге представлено на рис. 6.
Губернатор Санкт-Петербурга
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Комитет экономики и промышленной политики |
|||||||||||
Управление координации предпринимательства и инноваций |
|||||||||||
|
|||||||||||
Санкт- Петербургский союз малых предприятий |
Северо- Западный региональный фонд под-держки МП |
Союз промышлен-ников и предпринима-телей |
Лизинговые компании |
Леонтьевский центр |
Межрегио-нальный маркетинговый центр |
||||||
Рис.6. Структура управления малым бизнесом
Малые предприятия и общественные организации, входящие в инфраструктуру поддержки МП Санкт-Петербурга, к сожалению, слабо координируют свою деятельность, поэтому:
* в Санкт-Петербурге не создан единый механизм управления и контроля за принятыми решениями (обратная связь) в сфере поддержки малого предпринимательства,
* бюджетное финансирование расценивается как государственные дотации,
* отсутствует информационная политика в этой сфере деятельности,
* отсутствие координации между различными регистрирующими и контролирующими органами приводят к чрезвычайной бюрократизации государственного аппарата, что не способствует развитию предпринимательской деятельности в городе.
Таким образом, можно констатировать, что малому бизнесу в России, (в то числе в Северо-Западном регионе) сопутствует целый комплекс проблем, препятствующих позитивному развитию предпринимательской инициативы. Федеральные программы развития малого бизнеса носят в основном декларативный характер и на практике не выполняются в полном объеме.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |