Догэн (1200, Киото 1253), основатель буддийской дзэнской школы Сото
и храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи). Родился в аристократической семье. Принял монашество в 1213 в храме, принадлежавшем школе Тэндай?. Затем перешел в дзэнскую школу Риндзай
, основанную Исаи
. В 1223 отправился в Китай, где провел четыре года, обучаясь у ведущих мастеров чань-буддизма. После возвращения основал школу Сото. В своей речах, которые имели успех как в ставке сегуна, так и при императорском дворе, особенно подчеркивал важность сидячей медитации (дзадзэн
) для достижения просветления (сатори?). Основной труд Догэна «Себо гэндзо» («Хранилище истинного глаза дхармы»). Религиозно-философское наследие Догэна оказало большое влияние на последующее развитие дзэн-буддизма.
Будущий Догэн-дзэндзи родился в столичном Киото в аристократической семье. С ранних лет он отличался выдающимися способностями, которые, вкупе с его происхождением, открывали ему путь к блестящей карьере. Однако пережитая им в раннем возрасте смерть родителей – в 3 года он потерял отца, в 8 лет – мать – подвигла его (несмотря на сохранившееся покровительство со стороны знати – мальчик был принят в другую аристократическую семью) к другому жизненному выбору. В 13 лет он становится монахом буддийской школы Тэндай (кит. Тяньтай), доктринально основанной во многом на тех же взглядах, что и Дзэн, но отличающейся от него постепенной и более сложной методологией.
Вскоре молодой послушник стал задаваться вопросом: «Если, как говорят писания, Природа Будды изначально присуща всем живым существам, то почему для её осознания приходится прикладывать столь большие усилия?». Не находя ответа на этот вопрос в тэндайском учении, он обратился к недавно пришедшему в Японию Дзэн.
К этому времени в Японии была представлена дзэнская подшкола Риндзай (кит. Линьцзи), названная так по имени китайского учителя Танской эпохи Линь-цзи И-сюаня?. Её принес в Японию обучавшийся у китайских учителей монах Эйсай (1141 – 1215). К нему-то, доживавшему уже свои последние годы, и направился Догэн в поисках ответа на свой вопрос. Эйсай дал ему ответ, суть которого сводилась к тому, что Будды пребывают в пробужденном состоянии естественно, в то время как настойчивый поиск этого состояния свидетельствует о том, что оно ещё не реализовано.
После встречи с Эйсаем Догэн около года практиковал под руководством старого мастера, а после его кончины ещё восемь лет учился у его ученика Мёдзэна. Догэн добился успехов в практике, что было подтверждено его наставником, но сам он остался не до конца удовлетворённым своим постижением. И в 1223 году он отправился в Сунский Китай. Проведя там ещё около года в поисках учителя, он нашел его в лице прославленного подвижника Жуй-цзина? (1163 – 1228).
Вскоре Догэн обрёл просветление, услышав слова своего учителя: «Отбрось тело и сознание!». Придя за подтверждением к Жуй-цзину, он зажег перед ним курительные палочки и распростёрся ниц.
– Что ты хочешь этим сказать? – спросил учитель.
– Я испытал отбрасывание тела и сознания!
– Поистине, ты сделал это!
– Не высказывайте своего одобрения с такой лёгкостью! – сказал ученик.
– Я и не делаю этого!
– Покажите мне, что не высказываете своего одобрения с такой лёгкостью! -
потребовал Догэн, меняясь ролью с учителем.
– Вот эти тело и сознание отброшены прочь! – подтвердил Жу-цзин.
Догэн распростерся вновь перед учителем, а тот ещё раз подтвердил:
– Вот это – падение уроненного!
После этого Догэн еще два года занимался под руководством Жуй-цзина, этим подтверждая положение школы Цаодун о единстве практики и просветления и тезис учителя Танской эпохи Цзун-ми о «мгновенном просветлении и постепенном совершенствовании».
Вернувшись в Японию в 1227 году, Догэн вскоре начал писать свои первые трактаты – «Общие замечания по медитативной практике» («Фукан дзадзэн-ги»), «Взгляд на сокровищницу истинного закона» («Сёбо гэндзо»), «Беседы об осознавании пути» («Бэндова»). Его духовная реализация привлекала к нему людей, слава его росла. У Догэна становилось всё больше учеников. И хотя он, как и его учитель Жу-цзин, был сторонником простоты и даже уединённости в практике, всё же храм Эйхэйдзи, возглавленный им, стал крупнейшим в Японии дзэнским монастырём, а сам Догэн получил особо почётный титул дзэндзи.
Умер Догэн в 1253 году. Он не только известен как буддийский учитель, но ещё и прославился своим поэтическим даром – его стихи ценятся любителями традиционной японской поэзии и поныне.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Життя Готами Будда |
Реферат | Информационная система учета кадров АО Красноярское речное пароходство |
Реферат | Конфуціанство |
Реферат | Духовный мир русских монастырей |
Реферат | Католицизм у сучасному світі. Його напрями |
Реферат | История христианизации Сибири |
Реферат | Род Перси |
Реферат | Конфуціанство в системі стародавньокитайського світогляду |
Реферат | Культура и религия |
Реферат | Контрреформация и ее суть |
Реферат | Марксистський атеїзм як різновид вільнодумства |
Реферат | Історія виникнення та віровчення зороастризму |
Реферат | Миф как первоэлемент и форма культуры |
Реферат | Іудаїзм в Україні |
Реферат | Ходатайства и обжалования в уголовно-процессуальном законодательстве |