3
Малый и средний бизнес в условиях современной экономики
Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие -- до 50 занятых, средние -- от 50 до 500, крупные -- свыше 500, особо крупные -- свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки -- объем продаж, величина активов, полученная прибыль. Так, у современных крупнейших американских фирм оборот капитала составляет 50 млн. долл.
Тенденция к росту размера предприятия связана с развитием производительных сил, концентрацией производства. Концентрацию производства следует рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий и увеличение доли крупных предприятий в той или иной отрасли.
Концентрация производства на уровне предприятия позволяет выявить его оптимальный размер. Он определяется минимумом издержек производства и обращения на единицу продукции, т. е. рентабельностью. Хотя увеличение размера предприятия обычно ведет к снижению издержек на единицу продукции, этот процесс имеет границы. При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР. Крупные предприятия не способны быстро перестраивать производственный процесс в соответствии с общественными потребностями, т.е. изменять ассортимент и качество продукции.
Современное акционерное общество значительно размывает само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в настоящее время -- это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.
Оптимальность размера предприятия в рамках фирмы подчинена ее рыночной стратегии. Удовлетворение внутренних потребностей фирмы в каком-либо продукте делает оптимальным небольшое предприятие. А необходимость завоевания рынка для своей продукции, и особенно для нового продукта, предопределяет увеличение оптимального размера предприятия. Следовательно, оптимальность размеров предприятия в рамках фирмы выражается в сочетании крупных и мелких предприятий.
Современными формами концентрации производства выступают комбинирование и диверсификация. Обе формы включают технически и функционально взаимосвязанные производства, способствуют развитию производства для собственных нужд и расширению номенклатуры выпускаемых товаров. Комбинирование как система взаимосвязанных процессов означает укрупнение производства на уровне фирмы. Диверсификация, охватывая в основном смежные отрасли, порождает диверсифицированный концерн, существующий в виде разветвленной группы акционерных предприятий. Укрупнение производства в этом случае происходит на уровне отделения концерна. Диверсификация усиливает процесс скрытых форм концентрации производства в результате технологического и функционального подключения множества предприятий к концерну. Более того, она превращает укрупнение производства в интернациональный процесс.
Итак, концентрация производства формирует основу для крупного предпринимательства, занимающего ведущие позиции в рыночной экономике. Например, в американской экономике доминирующую роль в настоящее время играют 500 крупнейших промышленных корпораций, половина из которых одновременно функционирует в пяти и более отраслях. 500 корпораций сосредоточивают на своих предприятиях 1/5 всех занятых в экономике и 3/5 всех получаемых прибылей.
Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена, прежде всего, его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность дает крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.
Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.
Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.
Мелкие предприятия имеют свои экономические преимущества перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия.
Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий -- простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.
Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.
Итак, современное предпринимательство -- это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство -- «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.
Классификации организаций социально-культурной сферы
Для четкого выделения отраслей непроизводственной сферы в отчетных и других документах в 1976 году в России был введен общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году и был модифицирован применительно к условиям рыночной экономики России. ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям в соответствии с их функциями в общей системе общественного разделения труда. Согласно ОКОНХ отрасли национальной экономики с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (11).
К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли национальной экономики и виды деятельности:
жилищно-коммунальное хозяйство;
непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
народное образование;
культура и искусство;
наука и научное обслуживание;
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
управление;
общественные объединения.
При классификации отраслей непроизводственной сферы на первый план выдвигается отсутствие производственного процесса. Сторонники данной классификации хотели отделить отрасли надстройки от отраслей базиса. В отличие от ранних этапов развития человеческого общества, когда указанная форма человеческой деятельности либо вообще не существовала, либо не была включена в рамках общественного разделения труда в социально-экономический процесс развития общества, в развитом обществе этим отраслям выделяется значительная часть фонда общественного труда в живой и овеществленной форме. Таким образом, можно считать, что производство продуктов социально-культурного назначения в некоторых случаях можно включать в непроизводственную сферу (соответственно, в социально-культурную сферу и даже отрасль культуры) (17).
Для выделения видов экономической деятельности в ОКОНХ применена иерархическая классификация. В классификаторе используется пятиразрядный код. Каждый из последующих уровней группирует виды деятельности по более глубокой специализации в общественном разделении труда. Допускается сокращение длины кода отраслей, имеющих большое количество группировок. Отрасли сферы материального производства группируются по первому знаку кода -- «1-8» (существует исключение на ряд отраслей). Отрасли непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку «9». (Учитывая, что основная часть некоммерческих организаций в соответствии с ОКОНХ относится к непроизводственной сфере, они также могут собираться по первому знаку -- «9»).
Трансформация экономических отношений в России, создание основ открытой модели экономики, необходимость проведения международных экономических сопоставлений способствовали разработке нового российского классификатора -- «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (сокращенная форма записи -- ОКДП). Он разработан в рамках «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития российской экономики». Данный классификатор в отличие от ОКОНХ более полно охватывает сферы деятельности статистических единиц, то есть информационное обеспечение распределяется на ранее не учтенные статистическим наблюдением области сферы услуг -- основной области создания и функционирования некоммерческих организаций, в том числе и в СКС. ОКДП, утвержденный в 1993 году, построен на основе международных классификаций видов экономической деятельности и продукции (МСОК ООН, 3-я ред. и КОП) и представляет собой интегрированный классификатор продукции по видам деятельности по критерию производственного происхождения (5).
В едином кодовом пространстве ОКДП объединил три объекта классификации:
виды экономической деятельности;
виды продукции;
виды услуг.
Принятый в ОКДП семиразрядный код (четыре разряда -- высшие классификационные группировки для классификации видов экономической деятельности и три низших разряда -- для классификации продукции и услуг) позволяет проводить международные сопоставления, в том числе и по некоммерческим организациям.
Национальная специфика экономики России в ОКДП учитывается путем использования номенклатурных позиций общесоюзных классификаторов экономической информации бывшего Союза ССР ОКОНХ, ОКП (классификатор продукции), классификаторов услуг, а также других видов источников информации, связанных с экономикой России. Важной основой классификации видов экономической деятельности в непроизводственной сфере является степень их коммерциализации и отнесения к коммерческому или некоммерческому сектору. Так как в некоммерческом секторе представлена основная часть некоммерческих организаций, ориентированных на социальную деятельность, следует уделить внимание содержанию этой категории (9).
Впервые термин «некоммерческая организация» введен в нашей стране Основами гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года. В последующий период эта категория получила дальнейшее развитие. В принятой Государственной Думой Федерального собрания 21 октября 1994 года первой части Гражданского Кодекса РФ было дано достаточно подробное описание некоммерческой организации, особенностей ее образования и функционирования. Существенный вклад в понимание некоммерческой организации внес принятый Государственной Думой Федерального Собрания 8 декабря 1995 года Закон РФ «О некоммерческих организациях». В нем определяется механизм создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, формирование и использование ее имущества, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы поддержки некоммерческой организации органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возможная прибыль от осуществляемой деятельности не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах, таких как:
Общественная и религиозная организация,
Фонд,
Учреждение,
Некоммерческое партнерство,
Автономная некоммерческая организация,
Потребительский кооператив,
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз).
Анализ статистических данных, публикуемых Госкомстатом РФ, показывает, что численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно растет. Только в период с 1 января 1995 г. по 1 января 1996 г. число некоммерческих организаций в России увеличилось на 17 процентов.
Значительная часть российских некоммерческих организаций представлена государственными и муниципальными учреждениями. На их долю в 1996 г. приходилось 56,1 процента всех некоммерческих организаций. Остается стабильной доля муниципальных учреждений -- их около 32 процентов, в то время как доля государственных учреждений сокращается. Около четверти российских некоммерческих организаций создано в форме общественных и религиозных организаций. Фонды, которые являются распространенной формой некоммерческих организаций в развитых странах рыночной экономики, в России занимают незначительные позиции -- 1,2 процента (16).
Надо отметить, что формирование и развитие российских некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях. Сказывается нестабильное экономическое положение страны в целом, отсутствие государственной программы развития некоммерческого сектора, несовершенная налоговая система и др. Все это несомненно сдерживает развитие некоммерческих организаций в России. Кроме выше указанных, в России существует около 20 классификаторов и некоторые из них используются для получения информации по некоммерческим организациям непроизводственной сферы.
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (MCOK--ISIC) |
Общая отраслевая классификация экономической деятельности (NACE--КДЕС) |
Модифицированный вариант общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) |
|
Государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование. |
Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование. |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. Народное образование. Культура и искусство. Наука и научное обслуживание. Общественные объединения. |
Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование. |
|
Образование. Здравоохранение и социальные услуги. Деятельность по предоставлению коммунальных социальных и персональных услуг прочих. |
Образование. Исследование и развитие. Здравоохранение. Деятельность по предоставлению прочих социальных и персональных услуг. Отдых, культура. |
Образование. Здравоохранение и социальные услуги. Деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. |
Кроме выше указанных, в России существует около 20 классификаторов и некоторые из них используются для получения информации по некоммерческим организациям непроизводственной сферы.
Классификатор форм собственности (КФС), введенный в РФ с 20 апреля 1993 г., позволяет определить форму собственности некоммерческих организаций. В рамках КФС дается характеристика:
имущества по субъектам права собственности (одного лица, государства, юридического лица, в общей совместной собственности и др.);
правового статуса имущества (имущество в собственности, в полом хозяйственном ведении);
места пребывания имущества;
группировки собственников иностранного имущества.
В отличие от международной практики в России имеется и Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), введенный в действие с 1 января 1994 г. Практически в полном объеме услуги, содержащиеся в ОКУН, включены и в общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения, введенный в РФ с 1 января 1994 г. в отдельные коды, выделяет общественные и благотворительные организации, осуществляющие деятельность по социальной поддержке различных групп населения. Среди них такие, как Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийский фонд культуры и др. (7).
Особое место некоммерческие организации занимают в классификаторе организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (введен в РФ с 20 апреля 1993 г.).
В соответствии с этим классификатором хозяйствующие субъекты в России кодируются по следующим формам:
Предприятия.
Некоммерческие организации:
Государственные учреждения.
Муниципальные учреждения.
Общественные учреждения (организации).
Учреждения общественных объединений.
Потребительские общества.
Союзы потребительских обществ.
Учреждения потребительской кооперации.
Другие некоммерческие организации.
Данная классификация, по мнению ее авторов, наиболее приемлема при проведении международных сопоставлений. Она нашла практическое применение в процессе реализации международного сравнительного проекта «Исследование некоммерческого сектора», который разработан Университетом Джона Хопкинса (США). В выполнении данного проекта участвуют такие страны, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Венгрия и др. Учитывая международный характер исследовательского процесса, используемая в нем классификация получила название «Международная классификация некоммерческих организаций» (МКНКО).
В этой классификации выделяется 12 видов экономической деятельности, которые делятся на 24 подгруппы
Развитие статистики и создание классификаторов экономической деятельности позволяет упорядочить процесс контроля и отчетности организаций, очертить границы и определить соотношение различных отраслей непроизводственного сферы, в состав которой входит и социально-культурная сфера (12).
Таблица. 2. Классификация организаций некоммерческого сектора (МКНКО)
ГРУППА |
ПОДГРУППА |
|||
1. |
Культура и досуг |
1100 1200 1300 |
культура и искусство досуг и отдых, в т. ч. клубы по интересам, членские клубы |
|
2. |
Образование и исследования |
2100 2200 2300 2400 |
школы, начальное и среднее образование, высшее образование, другое образование, наука, исследование и технологии |
|
3. |
Медицина и здравоохранение |
3100 3200 3300 3400 |
больницы и реабилитационные центры, медицинский уход и обслуживание, душевное здоровье, помощь в кризисных ситуациях, другая медицинская и лечебно-профилактическая деятельность |
|
4. |
Социальные услуги |
4100 4200 4300 |
социальные услуги, помощь в опасных и бедственных ситуациях, материальная помощь |
|
5. |
Окружающая среда |
5100 5200 |
окружающая среда, защита животных и дикой природы |
|
6. |
Общее развитие и жилищная сфера |
6100 6200 6300 |
социально-экономическое развитие и развитие территорий, жилищная сфера, трудоустройство и обучение |
|
7. |
Право, защита интересов и политика |
7100 7200 7300 |
гражданские и правозащитные организации право и правовые услуги, политические партии и организации |
|
8. |
Содействие и развитие благотворительности и добровольчества |
8100 |
содействие и развитие благотворительности и добровольчества |
|
9. |
Международная деятельность |
9100 |
международная деятельность |
|
10. |
Религия |
10100 |
религиозные конгрегации и ассоциации |
Стратегический анализ внешней среды организации СКС
Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения -- прямого воздействия (микроокружения).
Логическим выходом стратегического анализа фирмы является оценка альтернатив для выбора стратегии.
Анализ внешней среды (макроокружения и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады.
Для результативного изучения состояния компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для фирмы внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
участие в профессиональных конференциях;
анализ опыта деятельности фирмы;
изучение мнения сотрудников фирмы;
проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности Могут открыться перед ней в будущем
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является ПЭСТ-анализ (политический/правовой, экономический, социокультурный и технологический). Первый его шаг -- идентификация основных внешних, воздействующих на деятельность фирмы факторов.
Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем (в зависимости от размера, формы и стадии роста организации) влияние на стратегию бизнеса. Причины и следствия этих перемен необходимо рассматривать в связи с их влиянием на конкурентное позиционирование.
Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.
ПЭСТ-анализ призван облегчить оценку менеджментом влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов.
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются: уровень инфляции и инфляционные ожидания, уровень политической стабильности (нестабильности), научно-технический прогресс в отрасли.
Характеристика этих факторов дается в качественной или количественной форме. Количественная характеристика может быть дана соответственно уровню инфляции и его влиянию на доходность и себестоимость продукции
Изучение социоэкономических и политических факторов, фор.| мирующих операционную среду фирмы,-- первый шаг в изучении косвенного воздействия окружающей среды. Особое внимание следует обращать на факторы конкурентной среды, влияющие на способность организации к эффективному соперничеству на целевых рынках.
Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансовый рынок.
Отраслевой и конкурентный анализ
Покупатели, поставщики, конкуренты -- это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Отрасли сильно различаются между собой, и методика анализа должна это учитывать. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса компании обычно используется отраслевой и конкурентный анализ.
Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:
а) доминирующие в отрасли экономические характеристики;
б) основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли
в) анализ конкурентных сил, действующих на фирму;
г) оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний;
д) определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенций.
Доминирующие в отрасли экономические характеристики:
размеры рынка;
области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
число соперников и их относительные размеры, степень, концентрации;
число покупателей и их относительные размеры;
превалирование передней или задней интеграции;
легкость входа и выхода;
степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
требования к капиталу;
прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.
Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 3.2 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |