информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
носители информации - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска и распространения информации;
информационная система - упорядоченная совокупность документов (массивов документов), информационных технологий и организационного обеспечения, реализующая информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
государственные информационные ресурсы - информационные ресурсы, право собственности на которые принадлежит государству, порядок создания и использования которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Приморского края;
государственные органы информационного обеспечения края - специально уполномоченные органы государственной власти Приморского края, ответственные за формирование и развитие единого информационного пространства на территории края как составной части информационного пространства Российской Федерации;
информация с ограниченным доступом - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с нормами действующего законодательства;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их
технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные
(программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
защита информации - совокупность правовых, организационных, технических и иных специальных мер по обеспечению информационной безопасности;
информационное обеспечение - организованный процесс удовлетворения
информационных потребностей органов государственной власти, возникающих в процессе реализации ими своих полномочий;
субъекты информационной деятельности - органы государственной власти Приморского края, участвующие в информационных процессах в качестве создателей, распространителей и потребителей информационных ресурсов.
Информационные технологии охватывают все сферы деятельности человека. Уровень информационной обеспеченности и автоматизации процессов управления, планирования и прогнозирования определяет способность субъекта эффективно использовать все имеющиеся ресурсы и права для достижения своих целей.
В условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов сегодня практически невозможно реализовать долгосрочные проекты информатизации. Поэтому в программе выделены первоочередные проекты, реализация которых в течение 2 - 3 лет будет способствовать информатизации процессов управления в области.
Правовую основу программы информатизации функций управления Архангельской областью составляют:
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20 января 1995 г. N 170;
- Указ Президента РФ "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21 февраля 1995 г. N 361;
- Постановление Правительства РФ от 30 октября 2000 г. N 853-63 "Об утверждении Федеральной целевой программы создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001 - 2007 годы";
- Концепция информатизации функций управления Архангельской области, утвержденная 20 апреля 1998 г.
Программа информатизации функций управления Архангельской областью разработана комитетом информатизации департамента экономического развития Архангельской области с учетом результатов реализации годовых планов мероприятий информатизации функций управления на 2000 и 2001 годы при участии координационного совета по управлению региональными информационными ресурсами области.
Областное Собрание депутатов, администрация Архангельской области, Главный федеральный инспектор в Архангельской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных министерств и ведомств далее в программе именуются - органы власти и управления области.
g) несанкционированного доступа к БДНД.
1. Информационные ресурсы Приморского края, обеспечивающие деятельность органов государственной власти Приморского края, формируются на основе:
информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе деятельности органов государственной власти Приморского края;
информации, создаваемой и приобретаемой за счет средств краевого бюджета;
информации, полученной по договорам об информационном обмене;
информации, полученной органами государственной власти Приморского края по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
2. Органы государственной власти Приморского края формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией
3. Деятельность специально уполномоченного органа по формированию и распространению государственных информационных ресурсов Приморского края финансируется из бюджета края.
Статья 6. Основы правового режима государственных информационных ресурсов Приморского края
1. Информационные ресурсы Приморского края являются открытыми и доступными для каждого, за исключением документированной информации, отнесенной к категории ограниченного доступа в соответствии с действующим законодательством
2. Правовой режим государственных информационных ресурсов Приморского края определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
порядок доступа к информации;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Статья 7. Информационные ресурсы по категориям доступа
1. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
2. Запрещается относить к информации с ограниченным доступом:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
3. Должностные лица, принявшие решение об отнесении сведений к категории ограниченного доступа, несут административную и дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
4. Отнесение информации к государственной тайне и к категории конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Документирование информации
1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в государственные информационные ресурсы Приморского края. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность на территории Приморского края.
2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
3. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется законодательством Российской Федерации.
4. Информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию.
5. Информационное обеспечение оперативной деятельности органов государственной власти и использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Обязательное предоставление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов Приморского края
1. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
2. Перечень предоставляемой в обязательном порядке документированной информации и перечень органов и организаций, ответственных за сбор и обработку краевых информационных ресурсов, утверждается губернатором Приморского края.
В настоящее время российский рынок IT-услуг представлен сотнями компаний. Однако далеко не все из них попадают в рейтинговые листинги как по причине их небольших размеров, так и из-за непрозрачности отчетности, характерной в целом для данной отрасли.
Для лучшего представления конкурентной среды в отрасли информационных технологий, точнее в ее высшем эшелоне, сформируем две многомерные классификации IT-компаний: одну на показателях видов деятельности, другую на показателях результативности. Целью первой классификации является построение типологии компаний на принципах схожести видов деятельности. В результате станет ясно, какими типами IT-компаний в основном представлен российский рынок информационных услуг. Вторая классификация основана на итогах деятельности компаний за 2003 год (к сожалению, данные по итогам 2004 года еще не собраны) и группирует их по схожести финансовых результатов. Последняя классификация позволяет упорядочить группы компаний по степени убывания их результативности, то есть построить стратификацию компаний, а значит, и основанную на ней систему рейтингования.
Таким образом, обе классификации характеризуют конкурентное пространство IT-компаний, но с разных сторон: первая - с позиции конкуренции по видам деятельности, вторая - по совокупной результативности.
1. Несмотря на глобальную стагнацию и некоторый спад в мировой экономике российский рынок интернет услуг продолжает качественно развиваться. Объемы российского рынка IT выросли за 2002 год на 10-40% до 3.5 - 4.8 млрд. долларов (по данным МФД-ИнфоЦентр и MARKET VISIO/GARTNER Moscow).
2. В России растет роль рекламы и маркетинга в интернете, все большее число компаний понимают их важность и эффективность. Значительная часть офф-лайновых рекламных сообщений содержит адрес интернет-представительства. По оценкам экспертов объём рынка интернет-рекламы будет расти как в количественном, так и в качественном отношении.
3. Традиционные СМИ активно развивают применение интернета как новой технологии для взаимодействия с аудиторией и организации производственного процесса. Так, например, Первый канал ТВ использует интернет, как транспортную среду для передачи отснятого видеоматериала между регионами.
4. Расширяется использование интернета в традиционных областях ИТ. Продолжается сдержанный рост систем ERP (внедрения и развития систем управление предприятием), SCM (управление цепочками поставок), CRM (управление взаимодействием с клиентами), операторских центров, систем документооборота и управления рабочими процессами.
5. Развитие рынка ИТ в 2002 году сопровождалось существенным перераспределением его сегментов. На первый план выходят сетевые технологии, интранет и экстранет, а также системы, обеспечивающие взаимодействие с контрагентами (данные Маркет-Визио/Гартнер Груп). "Традиционный" подход к внедрению корпоративных информационных систем - подход, при котором не преимущества интернета не используются - становится для российских предприятий менее актуальным.
6. С каждым годом растет важность информационной безопасности в интернете. Следует отметить наметившуюся осознанную тенденцию комплексного решения проблем информационной безопасности на глобальном и корпоративном уровнях.
Основные проблемы, стоящие перед участниками российского рынка интернет-услуг:
1. К новым опасностям 2003 года следует отнести компьютерные вирусы для мобильных устройств, которые становятся массовым продуктом на рынке устройств доступа. Сохраняется опасность нацеленных атак на Российский Интернет, которые могут нанести чрезвычайно серьезный ущерб стране.
2. Доля населения, вовлеченного в интернет, будет составлять в ближайшие три года не более 15%.
3. Одна из причин низких вложений в IT-решения - недостаточная заинтересованность владельцев и менеджмента в прозрачности и росте эффективности компаний. Использование эффективных IT-решений сужает возможности "теневой" работы предприятия.
4. На традиционном IT-рынке норма прибыли имеет тенденцию к снижению.
5. Обостряется проблема недостатка высококвалифицированного менеджмента в развивающихся IT компаниях.
6. Существует интерес западных инвесторов к проектам в российском IT секторе, особенно в таких областях, как интранет/экстранет, системы передачи данных, финансовые решения, решения по управлению кадрами, по обработке данных и мобильные решения. Однако наряду с препятствиями, свойственными российской экономической ситуации в целом, вхождению зарубежных инвесторов на российский рынок мешает слабая структурированность российских IT проектов и отсутствие глубоко проработанных бизнес-планов.
7. Сокращается число качественных информационных проектов в российском интернете. Создание и поддержка новых проектов сталкивается со значительными финансовыми и организационными проблемами.
1. Активное развитие технологий мобильного доступа в интернет, дальнейшее удешевление доступа в интернет. Конвергенция интернет- и мобильных технологий.
2. Дальнейшее развитие услуг аренды приложений и ресурсов, снижение цен и увеличение ассортимента услуг.
3. Удешевление услуг по внедрению готовых программных продуктов.
4. Рост консалтинговых услуг. Интеграция ИТ-консалтинга и элементов бизнес-консалтинга в проектах корпоративных информационных систем.
5. Более эффективное взаимодействие заказчиков рекламных услуг, агентств и площадок, развитие нестандартных подходов к продвижении продуктов и услуг в интернете.
6. Поиск экономически обоснованных схем взаимодействия между интернет- и контент-провайдерами с целью создания условий для сохранения качественного информационного наполнения российского интернета.
7. Координация усилий направленных на безопасность средств связи и снижение угроз вирусных атак.
8. Развитие технологии интерактивного телевидения, которое по прогнозам в ближайшие 5-7 лет может стать основным средством доступа физических лиц в информационные сети.
Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг пока остается сфера сбыта. Подавляющее большинство фирм испытывает недостаток свободных средств для организации сбыта по правилам цивилизованного рынка. Практически не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования. Изучение потребительского спроса, как правило, ведется не профессионалами. Не анализируется потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей.
Управление информацией и знаниями - одна из ключевых сегодня областей, где расширяется применение информационных технологий. Это отражает тот факт, что в круг задач автоматизации вошла сейчас автоматизация деятельности тех пользователей, которым по роду их работы необходимо получать разнообразную информацию, но алгоритмы обработки этой информации крайне сложно формализовать. В американской литературе такая категория специалистов называется "knowledge workers", что можно перевести старым советским термином "работники умственного труда". Достаточно часто таких людей называют "лицами, принимающими решения", но данное определение слишком узко - кроме руководителей и бизнесменов разного ранга, в состав knowledge workers входят аналитики, эксперты, журналисты и т.д.
Поддержка деятельности работников умственного труда заключается в решении взаимосвязанной пары задач:
С технологической точки зрения возможны два варианта реализации подобного механизма: с размещением соответствующего ПО на сервере ("тонкий клиент") или на клиентском компьютере ("толстый клиент"). Первый способ фактически выливается в создание корпоративного портала - централизованного "шлюза", через который сотрудники предприятия получают доступ как к внутренним, так и внешним информационным ресурсам. Достаточно типичный пример такого решения - Hummingbird Enterprise Information Portal. Достоинство данного варианта - применение огромного набора функций и минимизация затрат на администрирование. Но размещение портала на корпоративном сервере автоматически снижает возможности гибкой настройки для конкретного пользователя. Например, он физически не может обратиться через единый интерфейс к персональной информации, которая лежит на его собственном ПК. Кроме того, по финансовым соображениям создание корпоративного портала недоступно малым и средним предприятиям, не говоря уже о частных лицах.
Второй способ подразумевает перенос всей функциональности портала на рабочее место пользователя (при этом перечисленные выше для первого способа достоинства и недостатки меняются местами). Одно из наиболее эффективных решений такой задачи предлагает корпорация Microsoft: это технология Digital Dashboard (DDB) - электронная информационная панель (ранее использовался дословный перевод - "цифровая приборная панель").
Технология DDB была впервые представлена в конце лета 1999 г., практически одновременно с выпуском версии Miсrosoft Office 2000 Developer Edition. Это, конечно же, не совпадение, так как DDB фактически представляет собой технологическое расширение Microsoft Office. Тогда же появился специальный набор для разработчиков DDB Startup Kit.
Пользователи и разработчики довольно быстро оценили новинку - к моменту появления нового набора ресурсов DDB Resource Kit 2.01 летом 2000 г., по данным Microsoft, было реализовано более 300 тыс. комплектов инструментария для создания DDB, а число реализованных проектов исчислялось сотнями. В России одной их первых начала заниматься DDB-разработкой компания Exteria, которая в конце 1999 г. выполнила проект с использованием DDB для агентства "Прайм-Тасс", а затем создала русскоязычную коллекцию DDB-компонентов по заказу московского представительства Microsoft.
В связи с появлением DDB поставщики портальных технологий стали выражать явное недовольство - "Билл Гейтс пришел и сюда: ничего хорошего от этого не жди". Действительно, Microsoft в данном случае действует в традиционном для себя стиле: оказывается, что почти все необходимое для работы у пользователей уже имеется, дополнительные средства распространяются бесплатно, и при этом для создания конкретных решений привлекаются десятки (или сотни) тысяч независимых разработчиков.
DDB - Web-страница, открытая в Outlook
В первую очередь следует подчеркнуть, что DDB - это не коробочный продукт и уж тем более не корпоративный информационный портал. DDB - это технология, которая позволяет создавать настраиваемые решения для сотрудников, работающих с информацией (knowledge workers), обеспечивая объединение персональной, групповой, корпоративной и внешней (Интернет) информации и предоставляя доступ к различным инструментам анализа и коллективной работы, к источникам данных.
На самом деле за термином Digital Dashboard скрывается очень простая вещь. DD-панель - это обычная HTML-страница, открытая в Outlook 2000. Для этого используется стандартный компонент ActiveX, который находится в библиотеке SHDOCVW.DLL. В этой связи сразу возникает вопрос - зачем использовать для этого Outlook 2000, когда уже есть специальные программы просмотра, браузеры? Тем не менее есть несколько доводов в пользу такого решения.
Еще раз подчеркнем: DDB - это HTML-страница (обычная HTM или активная ASP), открытая в Outlook и использующая (скорее всего) объектную модель данной программы. Пользователь может открывать ее в качестве страницы Outlook Today или сделать ее "домашней страницей" для одной или нескольких стандартных папок Outlook. Соответственно для создания DDB в принципе достаточно любого HTML- или даже текстового редактора.
DDB - портал или не портал
В заключение опять вернемся к вопросу: как соотносятся между собой DDB и корпоративные информационные порталы? DDB - это технология, которая позволяет решить важную часть проблемы создания индивидуального информационного портала для конкретного сотрудника, а также для группового общения. Ее скорее всего можно применять и для создания мощных порталов, но только в совокупности с другими средствами, причем желательно в рамках платформы Microsoft. При этом понятно, что DDB может использовать не только крупная организация., но и студент для организации своего рабочего места дома.
Что лучше - купить за несколько сотен тысяч долларов готовый комплекс класса EIP, который можно за небольшой срок адаптировать, или постепенно складывать систему из кирпичиков без столь серьезных разовых затрат? Cколь велики реальные потребности в портале? Подобных вопросов можно задавать много, и ответы на них не будут однозначными. В данном случае важнее другое - чтобы у разработчика и пользователя был выбор...
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |