Реферат по предмету "Биографии"


Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио (1869–1949)

Гвоздецкий В. Л.


Генрих Осипович Графтио родился в семье железнодорожного техника. Благодаря усилиям родителей, своим упорству и способностям он получил два высших образования. Закончив в 1892 году физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, а в 1896 году Петербургский институт инженеров путей сообщения, молодой специалист уезжает на стажировку за границу. Работая на крупнейших заводах Европы и США, он знакомится с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей, обретает практический опыт по эксплуатации и ремонту энергетического оборудования.


По возвращении в Россию Г. О. Графтио разворачивает активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог. В качестве практических мер молодой специалист предпринимает ряд поездок по югу страны. В 1900 году он обследует водотоки восточного берега Черного моря – от Новороссийска до реки Кодори, а в 1904 году проводит изыскания в бассейне реки Бомбак-Чай. Целью экспедиций была проработка возможности возведения гидроплотин и использования полученной электроэнергии взамен паровой на железнодорожном транспорте. Одновременно под его руководством решаются вопросы строительства магистралей Гербы – Ченстохов, Бахчисарай – Ялта, Салхино – Караклис. Эти проекты получили поддержку научно-технической общественности и административных кругов России, но реализация их была отложена из-за чрезмерно больших капиталовложений.


В 1906 году Г. О. Графтио приступает к разработке вопросов строительства трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством возводится центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, прокладывается более 100 километров линий электрических контактных проводов, строится пять электроподстанций, возводится три вагонных парка и оборудуются более 100 моторных трамвайных вагонов.


В целях решения проблемы бесперебойного энергообеспечения промышленности и коммунально-транспортных служб Петербурга Графтио предпринимает несколько комплексных экспедиций по изучению рек Невы, Волхова, Свири, Малой Иматры, Вуоксы. В этой работе принимают участие сотрудники Военно-топографического управления Министерства путей сообщения, а также большой отряд студентов Петербургского электротехнического института. В результате были получены ценные топографические, геологические и гидрологические материалы. Они составили основу проектной документации по строительству гидроэнергетических объектов области, крупнейшим из которых была Волховская ГЭС. Практическая возможность возведения станции открылась только после прихода к власти большевиков и смены в стране политического режима.


В годы студенчества в отличие от многих сверстников Графтио не проявлял тяги к играм в революционную вольницу, не растрачивал попусту силы и время на уличное фрондерство и юношескую маяту о "народном счастье", сторонился каких бы то ни было сходок, сборищ, общественных выступлений, был далек от политики, законопослушен, занимался всегда исключительно своим любимым инженерным делом. Вместе с тем, тщетно пытаясь в течение ряда лет продвинуть вопросы гидростроительства на Волхове, Свири и других водных артериях Севера, он постоянно сталкивался с пассивностью и равнодушием властей. Это вызывало непонимание и огорчение.


Пришедшие в 1917 году к власти большевики словом и делом заявили о намерении электрифицировать Россию. Графтио был приятно удивлен. Настороженность в отношении нового руководства страны и неприятие практических методов его действий были потеснены в душе гидростроителя надеждой и ожиданием своей востребованности.


Сооружение Волховской ГЭС было одним из первых и главных пунктов ленинской программы электрификации. Уже в декабре 1917 года Ленин предпринимает ряд конкретных шагов по развертыванию строительства. Позже Графтио об этом вспоминал: "Примерно в декабре 1917 г. ко мне на квартиру приезжал Смидович с предложением доложить о возможности осуществления запроектированной мною Волховской гидростанции. Я сразу и охотно согласился. В январе 1918 г. по поручению Владимира Ильича я составил смету. 14 июля 1918 г. меня вызвали в Москву, в Совнарком, где рассматривался вопрос о Волховстрое. В 1919 г. мы построили на Волхове бараки для рабочих, материальные склады и другие самые необходимые сооружения".


Неверие и настороженность в отношении большевиков и их лидера – поначалу Графтио обращался к Ленину не иначе как сухо и официально: гражданин Ленин – уступили место чувствам уважения, согласия, а позже – и признательности. Объяснялось это прежде всего повседневной включенностью руководителя страны в "волховское дело" – без этого строительство ГЭС было бы просто невозможным. От материально-финансового и кадрового обеспечения работ до выделения подвод под перевозку теса и инвентаря – таков был круг постоянных забот Ленина о "деле архиважном и прописном для нужд красного Питера".


Ленин умел очаровывать собеседников и делать их союзниками. Его личное обаяние и одержимость электрификацией навсегда расположили к себе доверчивого и искреннего Графтио. Руководитель Волховстроя вспоминал: "Работа продвигалась медленно. Шла гражданская война, молодая Республика переживала тяжелые дни. На строительстве не было людей. Во время работы на Волховстрое мне приходилось лично встречаться с Владимиром Ильичем и несколько раз обращаться к нему с письмами и телеграммами по вопросам работы на стройке.


Первое личное вмешательство В. И. Ленина было по моей просьбе, когда нам препятствовали заказать турбины для Волховской ГЭС.


Другой раз я был у Владимира Ильича по вопросу об отпуске денег. Ленин был очень прост и обаятелен в обращении. Когда я пришел на заседание Совнаркома, Владимир Ильич пригласил меня сесть к нему ближе и рассказать о всех наших нуждах, и все наши просьбы были удовлетворены".


Сближению строителей новой жизни способствовало постоянно присутствовавшее у Графтио чувство некоторой неловкости за свою дореволюционную аполитичность. Он стремился зарекомендовать себя в глазах "главного толкача электрификации" лояльным попутчиком и доброжелателем власти рабочих и крестьян. Ленин же, в свою очередь, осознавая незаменимость и нужность "белых воротничков", то есть технократов старой выучки, оказывал Графтио покровительство и содействие во всех, в том числе и житейских, делах. А в этом "вполне наш спец" очень нуждался. Руководитель государства личным вмешательством пресек домогательства председателя комбеда дома, где проживал выдающийся энергетик, приостановил в отношении инженера происки Петрогубчека, установил ряд социальных льгот, которых Графтио был лишен в силу своего происхождения.


Участвуя в электрификации, руководитель страны одновременно формировал и государственно-правовые основы власти большевиков на перспективу. Так, в борьбе с волокитой в поставках оборудования на Волховстрой Ленин пунктирно обозначил свое видение основ пролетарской юриспруденции, которое впоследствии обернулось колоссальной трагедией для страны и народа. В письме к Наркому юстиции Д. И. Курскому он требовал: "…поставить дело волокитчиков на суд; добиться ошельмования виновных; …подобрать 4-6 случаев "поярче" и сделать из каждого суда политическое дело; найти 2-3 умных "экспертов" из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться травить за волокиту". Волокиту в рамках Волховстроя победили и оборудование доставили. Графтио искренне благодарил Ленина, коммунистов, пролетарскую власть в целом.


В 1920 году по предложению Г. М. Кржижановского талантливого энергетика ввели в руководящий состав Комиссии ГОЭЛРО. Им были подготовлены два крупных раздела плана "Электрификация и транспорт" и "Электрификация Кавказского района". После завершения работы Комиссии Графтио возвратился к своему главному детищу – Волховской ГЭС.


Строительство гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет, и было завершено в 1926 году. На Волховской ГЭС было установлено 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены Ленинградским заводом "Электросила", что положило начало развитию отечественного гидроэнергомашиностроения. Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и его области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройки шлюза, было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении.


Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и развит Г. О. Графтио на строительстве Нижне-Свирской ГЭС. Возглавив Свирьстрой, талантливый инженер решил ряд сложных научно-технических проблем. Впервые в практике мирового гидростроительства был реализован опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах – девонских глинах. Вопреки предложениям американских советников возводить плотину с глубоким заложением на кессонах для передачи упора на нижние слои грунта, Г. О. Графтио положил в основу строительства принцип распластанного основания, обеспечившего высокую эффективность и надежность сооружения.


За пять лет строительства (1928–1933) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб, вынуто около 5 млн. кубометров грунта, уложено 600 тыс. кубометров бетона и железобетона, смонтировано более 4,5 тыс. тонн гидротехнических металлоконструкций. Все гидрогенераторы станции были изготовлены на Ленинградском заводе "Электросила". Впервые в стране была построена ЛЭП Нижне-Свирская ГЭС – Ленинград напряжением 220 киловольт.


Об опыте возведения Нижне-Свирской ГЭС Г. О. Графтио сделал полуторачасовой доклад на заседании Шведского общества инженеров. Выражая мнение собравшихся, известный ученый и инженер Даландер сказал: "Прежде мы были приучены к тому, чтобы обращать взоры к великой стране на западе, чтобы искать там наибольшее в мире. Впредь мы будем искать это наибольшее на востоке".


По завершении в начале 1930-х годов работ по реализации плана ГОЭЛРО перед И. В. Сталиным встал вопрос, как быть с ведущими электрификаторами, имена которых стали в сознании народных масс символами героики созидания, индустриализации, крупнейших хозяйственных объектов первого пятилетнего плана. Логика служебного роста и карьеры предполагала их дальнейшее продвижение на руководящие хозяйственные посты, теперь уже общегосударственного масштаба. Однако это входило в противоречие с кадровой политикой и авторитарной стратегией вождя. Пришло время его хозяйственной креатуры. На первый план выдвигаются А. А. Андреев, Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе и другие.


Сталин находит оригинальное и по-своему неуязвимое решение. Он переводит в систему Академии наук (попросту говоря, ссылает в науку) главных творцов плана ГОЭЛРО. В 1932 году, минуя все промежуточные ступени, действительными членами АН стали И. Г. Александров, Б. Е. Веденеев, А. В. Винтер и Г. О. Графтио. Официальным аргументом для избрания были их заслуги в возведении флагманов гидроэнергетики, в том числе Волховской и Свирской ГЭС. Независимость, авторитет, масштабы личности, знания "полководцев народного хозяйства" (так их называл очутившийся чуть раньше в аналогичной ситуации Кржижановский) были в одночасье нейтрализованы. Стрелки их очевидного партийно-советского и хозяйственного роста были переведены в неторопливо-кабинетное русло академического бытия.


Выдающийся инженер, организатор производства, а с 1932 года и "промышленный академик" Графтио уделял большое внимание подготовке и формированию высших технических кадров. Начиная с 1907 года, и до конца жизни он преподавал в Петербургском электротехническом институте. В годы войны Г. О. Графтио отдавал все свои знания и опыт организации эвакуации в Среднюю Азию энергетического оборудования и ввода его в строй. После возвращения в Ленинград он, несмотря на преклонный возраст, активно включился в процесс восстановления энергетического потенциала столицы на Неве. За заслуги перед Родиной выдающийся энергетик был награжден многими орденами и медалями. Его имя присвоено Нижне-Свирской ГЭС и улице в Санкт-Петербурге, на которой расположено общежитие студентов Электротехнического института, где он проработал более четырех десятилетий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неорганические и воздушные вяжущие вещества. Производство и применение
Реферат Buying Votes Essay Research Paper Buying VotesThe
Реферат Экономико-географическая характеристика России. Влияние ЭГП на современное социально-экономическ
Реферат 1. Внести изменение в Положение о Государственной административно-технической инспекции, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24. 02
Реферат Cloning Benefits Essay Research Paper Cloning Benefits
Реферат Выбор экономически выгодного варианта энергоснабжения потребителей
Реферат Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России
Реферат To Kill A Mockingbird Literary Analysis Essay
Реферат Выявление и определение основ конституционно-правового регулирования интеллектуальной собственно
Реферат Dat+vus fin_lis "дательные цели" латинский
Реферат EgyptIsraeli Conflict And The West Essay Research
Реферат Home Is Where The Heart Is Essay
Реферат Специальные зоны
Реферат An Explication Of Sylvia Plath
Реферат Hamlet 3 Essay Research Paper Hamlet