Йошизава
Акира родился 14 марта 1911 г. в префектуре Тотиги в многодетной семье, и был
предпоследним, шестым по счету ребенком. Из четверых старших сестер, трое
умерли от болезней. Семья жила небогато: отец выращивал рис и овощи, продажа
молока от нескольких коров позволяла кое-как сводить концы с концами. Но тем не
менее в семье уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем
еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству
он пронёс через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда
соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в
негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на
малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал
самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени
фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней
школе. В то время Акира увлекся буддистской философией и регулярно посещал
храм.
В
двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где
помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают
учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами,
объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и
вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда
Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время
у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в
природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает
классическое японское искусство бонсай, в котором очень важны чувства линии,
композиции и ритма, и понимает, что в отличие от умения составлять композиций
из цветов, у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не
менее, он решает специализироваться на складывании, прекрасно отдавая себе
отчет, что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война
спутала все эти планы. Йошизава работал в военном госпитале, и в этих условиях
уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказалось в оккупированном
Гонконге, он устраил выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки
над кроватями выздоравливающих солдат.
После
окончания войны не было смысла возвращаться в разбомбленный Токио, где жизнь в
это время была особенно тяжела и после демобилизации Йошизава едет в свою
родную деревню в Тотиги, где несколько лет перебивается случайными заработками.
Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период
в жизни мастера: его жена, с которой он обвенчался незадолго до войны, умирает,
годы идут, а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация изменилась
только в 1950 г., когда директора школы префектуры Точиги избрали президентом
профсоюза преподавателей труда и искусств. Он был знаком с братом Йошизавы, и в
результате Акира может продемонстрировать свои работы на выставке прикладного
искусства, организованной профсоюзом. Выставка имела успех и Акире выпал шанс
рассказать о роли оригами в образовании на съезде профсоюза – неожиданный
поворот судьбы приносит мастеру некоторую известность. Тогда Акира решает
вернуться в Токио и сделать оригами своей профессией.
В
то же время японскому драматургу Тадасу Изаве приходит в голову мысль
напечатать на страницах газеты "Асахи крафт" сложенные их бумаги
фигурки, символизирующие цикл восточного календаря. Изаве советуют обратиться к
Йошизаве, и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Йошизава творит, не
выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки
производят настоящую сенсацию - настолько они изящны и грациозны. Таких оригами
японцы еще не видели! Появление фигурок в "Асахи крафт" явилось
поворотным моментом в жизни мастера - множество людей в Японии начинают
оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами, он ездит по стране,
выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах
периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе, в
основном благодаря переписке, завязавшейся с Гершоном Легманом.
В
1954 г. на японском языке выходит его первая книга "Новое искусство
оригами". Она совсем невелика и отражает лишь вершину айсберга творчества
мастера. К моменту ее публикации у Акиры скапливается уже несколько тысяч
оригинальных моделей. В том же году он организует общество оригами, а через два
года повторно вступает в брак. Не имея детей, мастер и его верная спутница Йошизава
Кайо считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные
дети. Известность и слава мастера растет.
Как
и многие в Японии, Акира считает, что сами божества творят красоту его руками.
Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву.
Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза, выражение, свой
неповторимый облик. Большинство уникальных работ сделано на основе хорошо
известных базовых форм, а накопленный с годами опыт позволяет мастеру извлекать
из них все новые и новые неповторимые творения, удивительно напоминающие живые
объекты. Кажется, что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не
определено, однако, это не так: "В оригами не должно быть случайных линий,
– напутствует мастер новичков. – Каждая из них должна быть продумана".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |